Научная статья на тему 'Механизм адаптации функционального многоборья (кроссфита) для физического воспитания студентов'

Механизм адаптации функционального многоборья (кроссфита) для физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МНОГОБОРЬЕ / АДАПТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА КРОССФИТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / FUNCTIONAL ALL-AROUND ADAPTED THE METHODOLOGY OF CROSSFIT / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорев Денис Александрович, Выприков Дмитрий Викторович, Бодров Игорь Михайлович, Буров Алексей Геннадьевич

Представлен педагогический эксперимент адаптации высокоинтенсивного функционального многоборья (кроссфита) к условиям физического воспитания студентов, учитывающий отрицательные тенденции состояния здоровья студентов. Предложена адаптация методики, заключающаяся в подборе методов спортивной тренировки, разработке упрощенных вариантов упражнений, моделировании мезоциклов в годичном периоде подготовки, механизме начального обучения функциональному тренингу и атлетической гимнастике и доказывающая свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокорев Денис Александрович, Выприков Дмитрий Викторович, Бодров Игорь Михайлович, Буров Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF FUNCTIONAL ADAPTA TION OF THE ALL-AROUND (CROSS-FIT) FOR PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

The pedagogical experiment of adaptation of a high-intensity functional all-round (crossfit) to conditions of physical education of students, taking into account negative tendencies of a state of health of students is presented. The adaptation of the method is proposed, consisting in the selection of methods for sport training, the development of simplified exercises, the modelling of mesocycles in the annual training period, the mechanism of initial training in functional training and athletic gymnastics, and proving its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Механизм адаптации функционального многоборья (кроссфита) для физического воспитания студентов»

Кипень Марина Николаевна, магистр пед. наук, ассистент, аспирант, mr1991@,list.ru, Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет,

Власова Светлана Викторовна, канд. мед. наук, доц., проректор, s_v_vlasova@mail. ru, Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет

MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF COORDINATION OF SCHOOLCHILDREN WITH VIOLATION OF HEARING IN THE SYSTEM OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

M.N. Kipen, S. V. Vlasаva

The estimation of sensorimotor coordination of schoolchildren with hearing impairment based on the analysis of computer stabilometry data allows to objectify the coordinative adaptation meaningful for the integration of this contingent of schoolchildren into society and individually to develop corrective measures using biofeedback for the development and improvement of sensorimotor coordination of school-age children.

Key words: computer stabilometry, stabiloplatform, coordination, schoolchildren, children with hearing impairment, hearing loss.

Kipen Marina Nikolaevna, post-graduate student, master of pedagogical sciences, assistant, mr1991@,list.ru, Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State University,

Vlasava Sviatlana Viktarauna, candidate of medical sciences, associate professor, vice-rector, s_v_vlasova@mail. ru, Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State Univers

УДК 796.011.3

МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ (КРОССФИТА) ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Д.А. Кокорев, Д.В. Выприков, И.М. Бодров, А.Г. Буров

Представлен педагогический эксперимент адаптации высокоинтенсивного функционального многоборья (кроссфита) к условиям физического воспитания студентов, учитывающий отрицательные тенденции состояния здоровья студентов. Предложена адаптация методики, заключающаяся в подборе методов спортивной тренировки, разработке упрощенных вариантов упражнений, моделировании мезоциклов в годичном периоде подготовки, механизме начального обучения функциональному тренингу и атлетической гимнастике и доказывающая свою эффективность.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, функциональное многоборье, адаптированная методика кроссфит, физическая подготовленность.

Система физического воспитания российской молодежи, являясь сложной системой целенаправленного воздействия как непосредственно субъектов управления, так и социокультурной, ценностной среды российского социума на сознание и поведение молодых людей с целью формирования позитивных установок на социально-ответственное

поведение и социально одобряемую деятельность, опирается в конкретно -исторических условиях, на механизм их вовлечения в социально одобряемые и востребуемые социальные практики [3]. В данном направлении необходимо подчеркнуть, что современная фитнес-технология кроссфит включает в себя классические традиции общей физической подготовки, силовых видов спорта, идеологические установки на ЗОЖ, а также высокую современную социальную привлекательность и формирует социально одобряемую фитнес-культуру занимающихся [4].

Однако проблема сознательного отношения студентов к личному физическому совершенствованию и улучшению физической подготовленности остается не решенной, так только 25-35 % студентов ведут активный образ жизни; востребованы пути обеспечения разнообразия физических упражнений и условий их выполнения; применение соревновательного метода в ходе всех занятий и тренировок; ограничение излишней строевой требовательности к студентам; предоставление возможности самостоятельного выбора средств физического совершенствования [1, 5, 7].

Вместе с тем, наблюдается недостаточное число интегрированных методик физического воспитания студентов, в том числе на основе функционального многоборья (кроссфита), нет адаптированной методики обучения кроссфиту в рамках урочных занятий, недостаточно теоретико-методического обоснования методики кроссфита [4, 6]. При этом следует отметить, что занятия кроссфитом на учебных занятиях в равной мере решают задачи мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, развивают функциональную и физическую подготовленность.

Кроссфит (автор Грег Глассман, 1982-1986 г.) - это тренировочные методики высокоинтенсивного, функционального тренинга, отличающегося короткими интенсивными тренировками 15-30 мин, в комплексе с подготовительной частью и заключительной частью 45-60 мин. Основной вид нагрузки - кардиотренировки и кардио с силовой тренировкой. Центральную часть системы тренировок, как констатирует В.А. Глубокий (2011) [2], составляют высокоинтенсивные кардио-комплексы, либо смешанные тренировки (кардио/силовая) с максимальной мощностью. Основа тренировки выполнение указанного объема работы за наименьший отрезок времени, или выполнение физической нагрузки в течение 30-60 с (до 2 мин), или круговая тренировка.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент как метод эмпирического исследования реализован в период с 2015 по 2017 гг. (2 учебных года, лонгитюдное исследование). Преобразование физической подготовки студентов на основе кроссфита реализовано на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». Так, в экспериментальной группе проведены двухразовые

урочные занятия по 90 мин на основе кроссфита для юношей и девушек и дополнительное факультативное занятие 1 раз в неделю (60 мин). Объем кроссфита на учебных занятиях составил 50 % от общего объема часов, в оставшиеся 50 % включены традиционные виды спорта, базовые основы атлетической гимнастики [5, 8], общая физическая подготовка, элементы функционального тренинга, разновидности бега.

В экспериментальной группе адаптирована структура и содержание процесса физической подготовки на основе кроссфита к условиям физического воспитания студентов; разработан механизм начального обучения функциональному многоборью; создана специальная физическая подготовка на занятиях по кроссфиту, позволяющая выполнять на высоком уровне нормы ГТО. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 70 юношей и 140 девушек. В контрольной группе (КГ) студенты занимались по традиционной программе физического воспитания, с применением средств общей физической подготовки, плавания, атлетической гимнастики, единоборств, аэробики, легкой атлетики, спортивных игр, в объеме два раза в неделю по 90 мин. В КГ вошли 70 юношей и 130 девушек.

Научная новизна исследования: разработан механизм адаптации и начального обучения функциональному многоборью (кроссфиту), позволяющий совершенствовать физическую подготовку студентов и развивать двигательные умения и навыки в разных видах спорта.

Начальное обучение атлетической гимнастике предполагает следующую последовательность: ^ упражнения на силовых и кардио тренажерах ^ гимнастические упражнения с массой собственного тела и на снарядах ^ базовые упражнения со штангой (бодибаром) ^ сложно координационные упражнения (приседания со штангой, становая тяга, выпады со штангой или бодибаром, гантелями) ^ «сплит» программы ^ атлетическая гимнастика и функциональный тренинг^ аэробная и силовая тренировка ^ интервальный и круговой метод ^ метод сопряженного воздействия ^ комплексы WOD из атлетической гимнастики.

Нами разработан механизм краткосрочного обучения базовым упражнениям атлетической гимнастики, который предполагает фронтальное выполнение упражнений с гантелями, бодибарами, набивными мячами, грифами, затем распределение группы на подгруппы, и отработку техники базовых упражнений, их «опорных точек», обучение страховке и самостраховке. Далее студенты распределялись по два человека, при том один их них выполнял упражнение, другой контролировал технику выполнения упражнения и количество повторений. Схема передвижения по силовым тренажерам всех студентов контролировалась преподавателем, с обозначением целевых установок и наиболее распространённых ошибок. После чего группа снова работала в полном составе, в выполнении высокоинтенсивного комплекса.

Гиревой спорт ^ «рывок» ^ «толчок» гири с минимальным весом

гири ^ приседания ^ махи с гирей минимального веса ^ сочетание упражнений гиревого спорта с атлетическими упражнениями ^ выполнение упражнений на время ^ увеличение веса гири ^ соревновательная форма выполнения. Для повышения интереса к упражнениям гиревого спорта, нами выбраны упражнения из фитнеса с гирями, механизм обучения отличался интервальным методом выполнения, методом строго регламентированного упражнения. Принципиальное значение на начальном этапе обучения имел минимальный вес гири для юношей и девушек, для того чтоб упражнения стали доступными, позволяющими совершенствовать технику выполнения, вызывали положительные эмоциональные впечатления, практическую значимость для укрепления определенных мышечных групп.

«Берпи» ^ «отжимания» ^ выпрыгивания вверх с хлопком над головой ^ комбинация упор присев упор лежа с одновременным «отжиманием» ^ «слитное выполнение» всех фаз упражнения ^ «берпи» 10 раз ^ «берпи» 15-20 раз ^ 20-30 раз ^ 30-40 раз ^ 30-50 раз ^ метод сопряженного воздействия ^ интервальный метод ^ «берпи» в комплексе упражнений. Механизм обучения «берпи» предполагал разделение упражнения на 3 фазы, отработку на начальном этапе только выпрыгиваний, как первой фазы упражнения, далее фаза упор присев и заключительная фаза «отжимания», на последующих этапах обучения фаза «упор присев» сводилась к минимуму. Слитное выполнение упражнения планировалось в мезоцикле ноябрь-декабрь, начиная от 10 повторений. Заключительная третья фаза («отжимания») практически самая сложная, отрабатывалась следующим образом: студенты выполняли сгибания рук на 4 счета с постепенным сгибанием рук до угла 90 градусов, после чего разрешалось даже принять положение лежа, не выполняя разгибание, правильная техника упражнения достигалась методом повторного упражнения и методом строго регламентированного упражнения.

Бег в медленном темпе способствует расширению мелких кровеносных сосунов (в коже, органах пищеварения, печени, мышцах), благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему и улучшает результаты в беге на 2-3 км (ГТО), терморегуляцию и процессы выделения, при этом содержание сахара в крови поддерживается благодаря запасам его в печени, а углеводных запасов хватает на несколько часов, в этих условиях организм расходует в основном жировые запасы.

Результаты исследования. Сравнительный анализ уровня и динамики показателей физической подготовленности, функционального состояния, реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку, качества выполнения норм ГТО, техники выполнения базовых упражнений фитнеса для коррекции телосложения, наблюдаемых в педагогическом эксперименте, выявил, что юноши и девушки экспериментальной группы имели после его завершения существенное преимущество перед

представителями КГ в показателях:

- реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (Руфье). Так, выявлены достоверные межгрупповые различия результатов ЭГ над КГ в конце исследования, при этом в экспериментальной группе «отличный» уровень составил 12,8 %, «средний» (хорошо) - 42,1 %, «удовлетворительный» - 28 % и «низкий» - только 17,1 %; в КГ «высокий» уровень составил 8,3 %, «хороший» - 27,2 %, «удовлетворительный» - 43,5%, «низкий» (плохо) - 24%; индекс Руфье у девушек КГ составил 12,4 усл. ед., в ЭГ - 8,9 усл. ед. (Р<0,05);

- ЧСС в покое у девушек. В завершении эксперимента представительницы экспериментальной группы имеют достоверные различия в ЧСС. В ЭГ наблюдалось снижение данного показателя с 90,5 до

79.6 уд/мин (Р<0,05), в КГ - 90,2 до 84,0 уд/мин;

- жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В группе девушек выявлены достоверные межгрупповые различия результатов ЭГ - 2865 мл против 2560 мл в КГ (Р<0,05); в группе юношей ЭГ - 4000 мл против 3840 мл ^>0,05);

- жизненного индекса (ЖИ, норма 53-61 мл/кг). В группе девушек КГ - 49,3 мл/к против 61,7 мл/кг в ЭГ (Р<0,05); в группе юношей КГ -

54.7 мл/кг против 61,1 мл/кг (Р>0,05);

- контрольного упражнения «выпрыгивания из положения присед». Выявлены достоверные межгрупповые различия результатов у юношей КГ

- 46,5 раз против 60,9 раз в ЭГ; у девушек наблюдается положительная динамика, при этом результаты в ЭГ выше, по сравнению с КГ (Р>0,05);

- контрольного упражнения «вис на перекладине на прямых руках». В завершении эксперимента девушки КГ показали результат 32,6 с против 48,1 с в ЭГ, при этом определены достоверные межгрупповые различия данных;

- контрольного упражнения «прыжки со скакалкой. Как юноши, так и девушки ЭГ достоверно превосходят студентов КГ (Р<0,05). Так, в КГ итоговые значения - 123,0-128,4 раз, в ЭГ - 140,2-142,6 раз;

- статического упражнения «планка». У юношей КГ - 100,7 с, в ЭГ

- 115,3 с (Р>0,05), у девушек КГ - 78,2 с, в ЭГ - 86,7с (Р>0,05);

- контрольного упражнения «берпи». Юноши ЭГ показали результат 25,4 раз, против юношей КГ - 18,1 раз (Р<0,05), девушки ЭГ показали результат 15,1 раз, против девушек КГ - 12,4 раза (Р>0,05);

- подъема грифа/бодибара (15 кг - юноши, девушки - бодибар 7 кг) над головой за 1 мин. В конце исследования данный показатель составил у юношей КГ 33,1 раз, против 46,0 раз у юношей ЭГ, межгрупповые различия достоверны; в группе девушек получен высокий эффект только в ЭГ (Р<0,05);

- упражнения «статическая сила ног». Выявлены достоверные межгрупповые различия результатов, как у юношей, так и у девушек.

Юноши КГ показали результат 180,7 с, против юношей ЭГ - 220 с; девушки КГ 120,5 с, против девушек ЭГ - 156,1 с;

- контрольного упражнения «подъем туловища лежа на спине». Юноши КГ показали результат 51,0 раз, против юношей ЭГ - 59,2 раза (Р<0,05); девушки ЭГ, в рамках программы ГТО, выполнили 56,5 раз, против девушек КГ - 49,4 раз (Р<0,05);

- бега на 3 км (ГТО). Юноши КГ показали результат 12 мин 47 с, а юноши ЭГ - 12 мин 20 с, при этом, выявлены достоверные межгрупповые различия результатов;

- качества выполнения норм ГТО. Так, у юношей ЭГ динамика «золотого знака» в беге на 3 км увеличилась с 20 до 62,4 %, в КГ - с 17 до 32,5 %. По сравнению с девушками опытных групп, показатели юношей выше. В 2015 г. в КГ выполнили нормы на «серебряный знак» 55 % студентов, в ЭГ - 80 %. В 2017 году «бронзовые» результаты значительно сократились и увеличились «золотые» значки.

Таким образом, механизм адаптации физической подготовки студентов на основе функционального многоборья (кроссфита), реализуемый на практических занятиях по физической культуре доказал свою эффективность в повышении физической подготовленности, функционального состояния, техники силовых упражнений, результатов ГТО, освоении компетенций физической культуры в виде разнообразных комплексов, упражнений для укрепления основных мышечных групп, средств и методов физической культуры в социальной деятельности.

Список литературы

1. Буянова Т.В., Голубничий С.П., Зайцев В.А. Значение символов в формировании представлений о физическом совершенстве личности // Современные проблемы управления, регулирования: теория, методология, практика: сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф./ под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 302-304.

2. Глубокий В.А. Кроссфит - новое направление силового фитнеса. Восток - Россия - Запад // Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма: состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: материалы XV Междунар. симпозиума. Красноярск, 2011. С. 142-145.

3. Кибакин М.В. Методологические проблемы институциализации физкультурных, спортивных, оздоровительных практик в системе воспитания российской молодежи // Национальные программы формирования здорового образа жизни: материалы Междунар. науч.-практ. конгр. М., 2014. С. 68-72.

4. Кокорев Д.А., Шутова Т.Н., Выприков Д.В. Инновационная методика кроссфит в повышении физической подготовленности студентов экономического университета // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. В 2 т. М.: РЭУ, 2017. С. 225-233.

5. Кондраков Г.Б., Шутова Т.Н. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М.: РЭУ, 2016. С. 504-509.

6. Методика использования функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов / Д.А. Кокорев [и др.] // Теория и практика физ. культуры. 2016. №9. С. 16-18.

7. Шакирова Ю.В., Жихорева В.А., Рогулова Д.Ю. Спортивно-образовательные программы для студентов вузов // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сб. трудов конф. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2018. С. 57-60.

8. Шутова Т.Н., Гаджиев Д.М., Пихаев Р.Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 2016. С. 134-138.

Кокорев Денис Александрович, старший преподаватель, аспирант, rgufk@yandex. ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Выприков Дмитрий Викторович, канд. пед. наук, доц., drevobrat@mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Бодров Игорь Михайлович, старший преподаватель, poweri@rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Буров Алексей Геннадьевич, старший преподаватель, protos11@mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

THE MECHANISM OF FUNCTIONAL ADAPTA TION OF THE ALL-AROUND (CROSS-FIT) FOR PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

D.А. Kokorev, D.V. Veprikov, I.M. Bodrov, A.G. Burov

The pedagogical experiment of adaptation of a high-intensity functional all-round (crossfit) to conditions of physical education of students, taking into account negative tendencies of a state of health of students is presented. The adaptation of the method is proposed, consisting in the selection of methods for sport training, the development of simplified exercises, the modelling of mesocycles in the annual training period, the mechanism of initial training in functional training and athletic gymnastics, and proving its effectiveness.

Key words: students, physical culture, functional all-around adapted the methodology of crossfit, physical fitness.

Kokorev Denis Aleksandrovich, senior lecturer, postgraduate student, rgufk@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,

Vyprikov Dmitry Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, drevobrat@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Bodrov Igor Mikhailovich, senior lecturer, poweri@rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Burov Aleksey Gennadievich, senior lecturer, protos11@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova

УДК 796.01

ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОК ВУЗОВ МВД РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ ГИБДД, СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, А.В. Алдошин

Раскрыты особенности и методика формирования навыков уверенного поведения курсантов женского пола, будущих сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, в процессе физической подготовки в юридическом вузе МВД России. Полученные данные указывают на существенное улучшение навыков ассертивного поведения как важного элемента профессионального общения, основанные на реальных особенностях интеллектуальной и двигательной деятельности курсанток.

Ключевые слова: физическая подготовка, поведение, уверенность, стресс, позы, жесты, внимание, память.

Актуальность исследования вызвана необходимостью разработки проблемы владения собой сотрудниками ГИБДД женского пола с целью обеспечения профессиональной надежности и безопасности в связи: с наличием негативных социальных процессов, роста потенциальных угроз, связанных с повышенным вниманием к ним террористических лиц и группировок в корыстных, криминальных целях; необходимости должного функционирования психики в условиях информационно-психологического противоборства [1, С. 31-33; 5, С. 37-40; 9, С. 13-15; 10, С. 133-138].

Кроме того, обнаружено, что учеба в военных и других вузах силовых ведомств, предъявляющая очень высокие требования к физическому и психическому здоровью, вызывает у курсантов-женщин большее восприятие стресса и более высокую частоту заболеваемости по сравнению с курсантами-мужчинами [1, С. 31-33; 5, С. 37-40; 10, С. 133138]. Мы полагаем, что управление поведением курсантов женского пола будет способствовать успешности срочной адаптации в период обучения на первом курсе. Предполагается, что поиск моделей поведения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.