O. A. Melnikova, I. N. Sheveleva
Omsk, Russia
MONITORING OF HEALTH RECORDS, STUDENTS' PHYSICAL EFFICIENCY ADAPTATION DURING A PHYSICAL EDUCATION LEARNING PROCESS
Abstract. The construction problem of the modern educational process based on health formation has exceptional importance for university because establishing harmonious connection between training and health provides high-quality and quantitative changes in creation of future competitive experts. Health saving process has to provide preservation and promotion of mental, physical, social and moral and spiritual health of students during their time at university.
The article addresses monitoring of health records, students' physical efficiency adaptation during a physical education learning process. In the course of the works research on knowledge evaluation of theoretical and methodic-practical material on physical education in the field of preservation and promotion of health has been undertaken; questioning of students on self-assessment of the state of health and physical activity; harmony of constitution assessment; dynamics of physical fitness; assessment of functional capacity of cardiovascular and respiratory systems; assessment of students psychological. This research was undertaken during the period from 2014 to 2016 with 300 students in different sports at physical education department at Omsk state technical university. The aim of the study: determination of selection correctness of means, methods and exercise stresses during training depending on sex, age, the state of health, the level of physical and sports fitness and also from the sports base, traditions of university and other conditions. The analysis of the indicators which were revealed as a result of pedagogical researches has allowed us to introduce necessary amendments in the health saving formation for improvement of the state of health; to increase physical activity, physical fitness and efficiency of students during training.
Key words: monitoring; adaptation; physical efficiency; health records; students; learning process; physical education.
About the authors: Oksana Anatolievna Melnikova1, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport; Irina Nikolaevna Sheveleva2, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport.
Place of employment: Omsk State Technical University12.
Мельникова О. А., Шевелева И. H. Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитания // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 99-105.
Melnikova О. A., Sheveleva I. N. Monitoring of health records, students' physical efficiency adaptation during a physical education learning process // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 99-105.
УДК 796. 03: 378 В. E. Павлов, Т. Ю. Белова
г.Омск, Россия
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки студентов к сдаче норм нового комплекса «Готов к труду и обороне» в связи с его массовым внедрением в вузах страны. Низкий уровень физической подготовленности студентов Омского государственного технического университета (ОмГТУ), выявленный в результате исследования, позволил сделать вывод о необходимости целенаправленной подготовки студенческой молодежи к многоборью ГТО.
Разработана программа подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО в соответствии с требованиями VI ступени. Цикл подготовки программы состоит из 3-х мезоциклов, включающих занятия различной направленности в зависимости от акцентов на определенные виды ГТО. В результате педагогического эксперимента установлено, что использование разработанной программы обеспечивает статистически более высокий прирост показателей общей физической подготовленности студентов по сравнению с традиционной программой. Выявлен значительный прогресс результатов в тех видах комплекса, где наблюдалось наибольшее отставание. Это позволяет увеличить количество студентов, успешно сдавших нормы нового комплекса ГТО и желающих активно заниматься массовым спортом.
Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; студенты; физическая подготовка; массовый спорт.
Сведения об авторах: Валерий Евгеньевич Павлов1, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта; Татьяна Юрьевна Белова2, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Место работы: Омский государственный технический университет1'2.
Контактная информация: '644027, г. Омск, ул. Худенко, д. 5, тел.: 89059434420, e-mail: [email protected]; 2644047, г. Омск, ул. Чернышевского, д. 80, тел. 89620402580, e-mail: [email protected].
На основании приказа Минспорта РФ № 739 от 29.08.2014 г. в вузах с января 2016 г. началось массовое внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» (Об утверждении порядка ... 2014). В этой связи наибольшую актуальность приобретает проблема подготовки студентов к выполнению норм нового комплекса ГТО.
В положении о Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (от 11 июня 2014 г.) указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической кулыуры и спорта (Постановление правитльства ... 2014). Согласно новому комплексу ГТО для студентов предусмотрены тесты и нормы VI ступени «Физическое совершенство». Для девушек и юношей 18-29 лет предусмотрено соответственно 12 и 11 видов испытаний, из них 4 вида обязательные, остальные - по выбору. На золотой значок необходимо выполнить не менее 8 видов испытаний, на серебряный - 7 видов, на бронзовый - 6 видов. Существующее физическое воспитание в вузе для студентов-неспортсменов в основном сегодня решает задачи активного отдыха и пытается направлять студентов на самостоятельную физическую подготовку (Гурский 2014: 78-79). В этих условиях необходимы новые подходы к организации физического воспитания в вузе (Перова и др. 2013: 42-55, Калинина и др. 2014: 54-59).
Целью нашего исследования явилась разработка программы подготовки студентов к многоборью ГТО.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Оценить исходный уровень физической подготовленности студентов в соответствии с требованиями VI ступени комплекса ГТО.
2. Определить эффективность разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы, анализ научно-методической литературы, тестирование уровня физической подготовленности студентов, методы математической статистики.
Организация и результаты исследования.
Программа подготовки студентов разрабатывалась нами в соответствии с требованиями VI ступени комплекса ГТО (Семенов 2010: 68-71). В программу были включены комплексы разносторонних нагрузок и упражнений, позволяющих эффективно овладевать техническими навыками и развивать физические качества, которые необходимы для выполнения испытаний комплекса ГТО (Белова и др. 2016: 4). Это позволяло обеспечивать базовую физическую подготовку студентов, что создавало благоприятные предпосылки для достижения высоких результатов во всех видах многоборья ГТО.
С целью экспериментального обоснования разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО проводился педагогический эксперимент. В исследовании
приняли участие 22 юноши и 24 девушки, которые регулярно на протяжении трех месяцев посещали занятия в секции ГТО ОмГТУ (Белова и др. 2016: 415-419). Из этих студентов и была организована экспериментальная группа. На первом этапе работы секции было проведено тестирование физической подготовленности у юношей по 8 видам, а у девушек по 9 видам комплекса ГТО, которое позволило определить исходный уровень физической подготовленности студентов. На основе полученных результатов были подобраны студенты (22 юноши и 24 девушки), имеющие идентичные показатели физической подготовленности, которые и составили контрольную группу. Эти студенты занимались физической культурой в рамках традиционной программы.
Анализ исходного уровня физической подготовленности группы юношей показал, что по сумме 8 видов многоборья ГТО VI ступени 9% студентов выполнили норматив серебряного знака, 14% - бронзового, а 77% не уложились в нормативы в одном или нескольких из обязательных видов. В группе девушек был показан еще более низкий уровень подготовленности: только 4% девушек справились с испытаниями комплекса на норматив бронзового знака, а 96% - по сумме многоборья не уложились в нормативы. При этом самая низкая результативность в группе юношей была показана в скоростно-силовых видах - метание гранаты и подтягивание, а также в беге на выносливость на дистанции 3000 м. В метании гранаты 77% юношей показали результат ниже уровня, соответствующего бронзовому знаку, в подтягивании - 59%, а в беге на 3000 м - 45%. В группе девушек наиболее низкий уровень подготовленности был показан в силовых видах - сгибание/разгибание рук в упоре лежа и поднимание туловища за 1 минуту, не справились с нормативами соответственно 96% и 84% студенток. Кроме того, в беговых дисциплинах 100 м и 2000 м не уложились в нормативы соответственно 50% и 88% девушек. По итогам исходного тестирования можно сделать вывод о достаточно низком уровне физической подготовленности студентов и необходимости их целенаправленной подготовки к многоборью ГТО.
Разработанная нами программа состоит из нескольких циклов. Цикл подготовки включает в себя 3 мезоцикла, каждый из которых содержит 13-14 занятий. Занятия проводились три раза в неделю по 2 часа и имели различную направленность в зависимости от поставленных задач и акцентов на определенные виды ГТО.
Схема направленности тренировочных занятий и их содержания в недельном цикле (микроцикле) в соответствии с программой может быть представлена следующим образом.
Первое занятие (вторник) было направлено на развитие скоростно-силовых качеств, гибкости, обучение технике бега на 100 м, прыжков в длину, метания гранаты (Белова и др. 2008: 132).
Для обучения технике спринтерского бега, низкого и высокого стартов на занятии применя-
лись специальные подводящие упражнения: бег из различных стартовых положений, бег с ускорением от 20 до 60 м с последующим бегом по инерции, специальные беговые и прыжковые упражнения, стартовые упражнения, правильные движения рук во время выхода со старта, бега по дистанции. Для развития способности к выполнению быстрых движений использовались эстафеты, разнообразные прыжковые упражнения и упражнения с отягощениями, спринтерский бег от 20 до 150 м с различной интенсивностью.
Для овладения основами техники прыжков в длину с места и разбега в занятие были включены: прыжки с места; прыжки в шаге на толчковую (маховую) ногу с 3-х, 5-ти, 10-ти шагов; прыжки через препятствие высотой 50-60 см с разбега; различные прыжки в длину с акцентом на толчковую, маховую ногу; многоскоки; прыжки через скамейку (барьеры); спринтерский бег на 20-60 м с высокого старта.
В качестве основных средств для начальной подготовки в метании гранаты были предложены подводящие и подготовительные упражнения для рук (имитация отведения руки в метании, правильные движения рук в сочетании с шагами разбега и т.д ); метание мяча с места и 3-х шагов разбега в цель; метания камней, теннисных мячей, броски набивного мяча, а также упражнения для развития силы всех мышечных групп, направленные на развитие подвижности в плечевом, локтевом и тазобедренных суставах.
Второе занятие (четверг) было направлено на развитие силовых качеств, обучение технике подтягивания на высокой и низкой перекладине, рывка гири, сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
Данное занятие проводилось в тренажерном зале и было преимущественно направлено на отработку техники силовых упражнений комплекса ГТО и развитие силы тех групп мышц, которые непосредственно участвуют в выполнении данных упражнений. В качестве средств подготовки использовались подводящие и специальные упражнения для освоения правильной техники указанных видов комплекса ГТО, упражнения в облегченных условиях, упражнения с преодолением собственного веса, с партнером и с отягощениями (гантели, блины, штанга), упражнения на тренажерах (Павлова, Герман 2016: 40-45, Белова и др. 2016: 104). Упражнения выполнялись преимущественно повторным методом и методом круговой тренировки. После силовой нагрузки занимающимся предлагался комплекс упражнений на гибкость.
Комплексы силовых упражнений составлялись с учетом подготовленности студентов и отдельно для юношей и девушек.
Третье занятие (суббота) было направлено на развитие общей выносливости, силы отдельных групп мышц, гибкости, обучение технике бега на 2 и 3 км.
С целью освоения техники бега на средние дистанции были включены следующие задания:
- многократное (серийное) выполнение подводящих и специальных беговых упражнений (бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с захлестыванием голени, бег на прямых ногах, прыжки в шаге);
- имитация работы рук в основной стойке;
- бег по прямой в медленном и среднем темпе на отрезках 50-150 м с акцентом на постановку стопы с наружной части и сохранение правильной осанки;
- бег по прямой с входом в вираж на отрезках до 100 м;
- групповой бег или бег в парах с высокого старта на отрезках до 150 м;
- бег с высокого старта на отрезках до 50 м;
- бег на отрезках 60-120 м с переключением на финишное ускорение;
- различные прыжковые упражнения на одной ноге, с сопротивлением партнера, прыжки в глубину, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах.
Обучение свободным, широким беговым шагам на контролируемых скоростях позволяет в дальнейшем быстрее овладеть ритмом прыжков и метаний, повышает выносливость, скорость и силу мышц ног.
Для тренировки общей выносливости использовался равномерный метод (кросс от 20 до 45 мин), а также равномерный бег с включением по ходу дистанции специальных беговых, прыжковых и общеразвивающих упражнений (2-4 км). По мере роста подготовленности занимающихся в тренировку включался повторный бег на средних и длинных отрезках (от 300 до 1000 м); переменный бег на отрезках с заданным темпом, темповый бег (2-3 км); «фартлек», бег в гору, контрольный бег.
Для развития силы отдельных групп мышц и гибкости на занятии выполнялись различные комплексы упражнений для брюшного пресса, спины, плечевого пояса в парах, на гимнастической стенке; броски набивного мяча; барьерная гимнастика.
Дозировка повторений упражнений и продолжительность отдыха между упражнениями устанавливалась в зависимости от уровня подготовленности занимающихся в группах ГТО.
Для получения объективных данных об эффективности разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО в начале и в конце педагогического эксперимента у испытуемых оценивался уровень общей физической подготовленности по тестам комплекса ГТО.
В контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах в начале педагогического эксперимента уровень показателей физической подготовленности был однородным. Расчеты показали отсутствие достоверности различий начальных показателей экспериментальной и контрольной групп.
После реализации программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО в экспериментальной группе улучшились все сред-
ние показатели общей физической подготовки. Статистически достоверно улучшились показатели в беге на 100 м у девушек и юношей (Р<0,05); в беге на 2000 м у девушек (Р<0,05); в тесте на гибкость у девушек и юношей (Р<0,05); в прыжках в длину с места у девушек и юношей (Р<0,05) и в метании гранаты у девушек и юношей (Р<0,05), в плавании у юношей (Р<0,05).
Статистически недостоверно улучшились показатели у юношей в беге на 3000 м (Р<0,05); в стрельбе (Р>0,05) у юношей и девушек; в поднимании туловища за 1 минуту у девушек (Р>0,05), в плавании у девушек (Р>0,05). В контрольной группе позитивные изменения произошли в тестах на силу, но оказались статистически недостоверными (Р>0,05) как у девушек, так и у юношей. Статистически достоверно улучшились только показатели гибкости (у девушек и юношей). Остальные показатели остались на том же уровне.
Таким образом, следует отметить, что используемая в экспериментальной группе программа подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО обеспечила больший прирост результатов по общей физической подготовленности, чем традиционная система подготовки студентов в рамках программы по физической культуре, ориентированной прежде всего на формирование компетенций в области физической культуры и спорта.
Кроме того, после 3-месячного цикла подготовки студентов по разработанной программе в группах ГТО по сумме 8 видов многоборья ГТО на золотой знак выполнили испытания 18% юношей и 4% девушек; на серебряный — 46% юношей и 29% девушек; на бронзовый - 18% юношей и 25% девушек, а количество студентов, не выполнивших нормы, уменьшилось на 18%.
Вместе с тем, отмечался значительный прогресс показателей в тех видах комплекса, где на-
блюдалось наибольшее отставание, по сравнению с исходным тестированием. В конце эксперимента количество юношей, показавших результаты ниже норматива бронзового знака, уменьшилось в метании гранаты с 77% до 13,6%, в беге на 3000 м - с 45% до 18%, а в подтягивании все юноши выполнили нормативы.
Девушек, которым не удалось справиться с нормативами в отстающих видах, также стало меньше. В сгибании и разгибании рук в упоре лежа не выполнили норматив 29,2% (до эксперимента - 96%) девушек, в поднимании туловища за 1 мин - 16,7% (до эксперимента - 84%), а в беговых дисциплинах на 100 м и 2000 м соответственно 16,7% и 20,8% (до эксперимента - 50% и 88%).
Анализ полученных в процессе исследования данных позволил сделать следующие выводы. Организация систематической подготовки студентов в группах ГТО по программе, составленной с учетом требований нового комплекса, обеспечивает в достаточно сжатые сроки повышение уровня физической подготовленности студентов. Кроме того, положительная динамика результатов в видах комплекса ГТО вызывает у студентов стремление к улучшению своих показателей и соответственно существенно повышает их мотивацию к дальнейшим занятиям массовым спортом, так как появляется совершенно реальная цель этих занятий на ближайшую перспективу.
Систематическая организация работы в вузе в данном направлении позволит, на наш взгляд, сформировать у большинства студентов осознанное стремление не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать свои физические кондиции, занимаясь различными видами массового спорта.
ЛИТЕРАТУРА
Белова Т. Ю., Гетман С. А., Павлов В. Е. 2016. Роль организации групп по подготовке к сдаче норм физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в развитии массового спорта в вузах // Кудринская JI.A. (отв. ред.). Омские социально-гуманитарные чтения - 2016: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГТУ, 415-419.
Белова Т. Ю., Ковалъчук О. Г., Семенова Ю. В. 2008. Легкая атлетика. Техника и методика обучения: Учеб. пособие. Омск: ОмГТУ.
Белова Т. Ю., Павлова И. В., Ковалъчук О. Г. 2016. Подготовка студентов к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» нового поколения: Учеб. пособие. Омск: ОмГТУ.
Гурский А. В. 2014. Возвращение ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 4, 78-79.
Калинина П. Е., Якимович В. С., Жегалова М. П. 2014. Российская система физического воспитания: прошлое, настоящее и будущее // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта 5(111), 54-59.
Павлова И. В., Герман Е. В. 2016. Программа силовой подготовки студенток Омского государственного университета путей сообщения в соответствии с требованиями комплекса «Готов к труду и обороне» // Культура физическая и здоровье 3(58), 40-45.
Перова Е. П., Кабачков В. А., Куренцов В. А. 2013. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт 5, 42-55.
Постановление Правительства РФ об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11.06.2014 г. № 540. URL: http://www.gto.ru/files/docs/02_npa/10.pdf (2016. 13 янв.).
Об утверждении порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): приказ от 29.08.2014 г. № 739. 2014 // Российская газета. Федеральный выпуск 6565(293).
Семенов JL А. 2010. К вопросу о содержании и нормативных требованиях физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и защите Отечества!» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6, 68-71.
REFERENCES
Belova T.Yu., Getman S.A., Paylov V.E. In: Omskiye sotsialno-gumanitarnyye chteniya-2016: materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Omsk social and humanitarian readings-2016: proceedings ofIX international research conference]. Omsk: Omsk State Technical University, 2016. p. 415-419. (In Russian).
Belova T.Yu., Kovalchuk O.G., Semenova Yu.V.. Legkaya atletika. Tekhnika i metodika obucheniya: ucheb. Po-sobiye [Athletics. Technique and methods of teaching: Textbook]: Omsk: OSTU, 2008. (In Russian).
Belova T. Yu., Pavlova I. V., Kovalchuk O.G. Podgotovka studentov k sdache norm kompleksa «Gotov k trudu i oborone» novogo pokoleniya: ucheb. posobiye [Preparation of students for the norms of the complex «Ready to work and defense» of the new generation: Textbook]. Omsk: OSTU, 2016. (In Russian).
Gursky A.V. In: Fizicheskaya kultura: vospitaniye. obrazovaniye. Trenirovka [Physical Culture: upbringing, education, training]. Vol. 4 (2014): 78-79. (In Russian).
Kalinina N.E., Yakimovich V.S., Zhegalova M.N. In: Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft] Vol. 5 (111) (2014): 54-59. (In Russian).
Pavlova I.V., German E.V. In: Kultura fizicheskaya i zdorovye [Physical Culture and Health]. Vol. 3 (58) (2016): 40-45. (In Russian).
Perova E.I., Kabachkov V.A., Kurentsov V.A. In: Fizicheskoye vospitaniye i detsko-yunosheskiy sport [Physical education and children's and youth sports]. Vol. 5 (2013): 42-55. (In Russian).
Postanovleniye Pravitelstva RF ob utverzhdenii Polozheniya о Vserossiyskom fizkulturno -sportivnom kom-plekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO) ot 11.06.2014. №540 [The Russian Federation. Government. Resolutions. Regulations on the All-Russia physical culture and sports complex of the RWD Resolution of 11.06.2014, No. 540.] Available at: http//www.risportal.ru/shkola/fizkultura+sport/library/2014/08/07/gto (Accessed on 2016. 13 Jan.).
Ob utverzhdenii poryadka organizatsii i provedeniya testirovaniya naseleniya v ramkakh Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) : prikaz ot 29.08.2014. №739 [On the approval of the procedure for organizing and conducting testing of the population within the framework of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex «Ready to work and defense» (RWD): Order of August 29, 2014, No. 739]. Collection of official documents and materials. №11. 6770.
Semenov L.A. In: Fizicheskaya kultura: vospitaniye. obrazovaniye. Trenirovka [Physical Culture: upbringing, education, training]. Vol. 6 (2010): 68-71. (In Russian).
V. E. Pavlov, T. Yu. Belova
Omsk, Russia
PROGRAM OF STUDENTS PREPARATION FOR IMPLEMENTATION OF NORMS IN «READY TO WORK AND DEFENSE» (RWD) COMPLEX
Abstract. Paper is devoted to the problem of preparing students to pass the norms of the new complex «Ready to work and defense», in the light of its massive introduction in the country's universities. The low level of physical readiness of the students of Omsk State Technical University (OSTU), revealed as a result of the research, made it possible to draw the conclusion about the need for purposeful preparation of students for the all-around RWD.
A program was developed for preparing students to pass the standards of the RWD complex in accordance with the requirements of the VI stage. The cycle of preparation of the program consists of 3 mesocycles, which include classes of various orientations depending on the emphasis on certain types of RWD. As a result of the pedagogical experiment it was established that the use of the developed program provides a statistically higher increase in the indicators of the overall physical preparedness of students, in comparison with the traditional program. The significant progress of the results in the most lagging types of the complex is revealed. This makes it possible to increase the number of students who successfully passed the norms of a new complex of RWD and who want to actively engage in mass sports.
Key words: sport and fitness complex «Ready to work and defense»; students; physical training; mass sports.
About the authors: Valery Evgenevich Pavlov1, Teacher of the Department for Physical Education and Sport; Tatiana Yurievna Belova2, Associate Professor of the Department for Physical Education and Sport.
Place of employment: Omsk State Technical University12.
Павлов В. E., Белова Т. Ю. Программа подготовки студентов к выполнению норм комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 105-109.
Pavlov V. Е., Belova Т. Yu. Program of students preparation for implementation of norms in «Ready to work and defense» (RWD) complex // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 105-109.