чения языков / под ред. В. Н. Ярцевой. М. : Наука, 1988. С. 6-12.
8. Зуров А. М. Сопоставительный метод в изучении и преподавании иностранных языков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1(2). С. 369-273.
9. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учеб. / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. М. : Высш. шк., 1982. 373 с.
10. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справ. пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. 9-е изд., стер. Минск.: Вышэй-шая школа, 2004. 522 с.
11. Кашкин В. Б. Функциональная типология перфекта. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 128 с.
УДК 796.062: 061. 23
ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Рассматриваются физические способности студентов к сдаче комплекса ГТО. Разработана программа развития физических способностей студентов для сдачи нормативов комплекса ГТО. В результате педагогического эксперимента установлено, что использование разработанной программы обеспечивает более высокий прирост показателей общей физической подготовленности студентов по сравнению с традиционной программой.
Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», физическая подготовленность студентов, программа, нормативы.
12. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969. 214 с.
13. Леонтьев А. А. Исследование грамматики // Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. С. 161-187.
14. Леонтьев А. А. Проблемы опоры на родной язык и типология речевых действий // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. М. : МГУ, 1971. С. 17-29.
15. Сапрыгин Б. В., Веркутис М. Ю. О подходе к образованию в свете концепции «неявного знания» (на примере преподавания иностранного языка) // Философия образования. 2015. № 1(58). С. 126-136.
© Носенко Н.В., Сапрыгин Б. В., 2018
В. Е. Павлов, И. В. Павлова V. E. Pavlov, I. V. Pavlova
THE PROGRAM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS FOR IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENCE"
This article discusses the physical abilities of students to pass RLD complex. The program of physical abilities development of students to pass the RLD complex was developed. As a result of the pedagogical experiment it was established that the use of the developed program provides a statistically higher increase in the indicators of the overall physical preparedness of students, in comparison with the traditional program.
Keywords: sport complex «Ready for labour and defence», physical abilities of students, program, standards.
На современном этапе возрастает значимость здоровья и физической подготовленности молодого поколения. Подписание Президентом Российской Федерации указа № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» явилось одной из мер, направленных на решение этой задачи. С этого момента началось обсуждение специалистами многих вопросов, связанных с обоснованием и внедрением комплекса ГТО в практику работы.
На сегодняшний день накоплен определенный опыт подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО (Е. А. Николаева, Б. А. Акишин, Е. В. Богачева, В. А. Уваров и др.). Несмотря на компетентное обсуждение и выдвижение различных предложений, до сих пор остаются вопросы о соответствии уровня физической подготовки молодого поколения заявленным нормам комплекса ГТО.
Анализ успешности выполнения тестовых заданий студентами вузов показал, что практически по всем регионам
России отмечается высокий процент студенческой молодежи, невыполнивших нормативы VI ступени комплекса ГТО. Это означает, что уровень физической подготовленности этой категории населения России характеризуется как низкий [1].
Только 3-4 % студентов могут выполнить комплекс ГТО на золотые значки [2]. Одной из причин такого положения может быть сама организация физического воспитания в вузе.
Проводя 1-2 занятия в неделю для студентов преподаватели не видят смысла в целенаправленной тренировке и большей частью решают оздоровительные и профессионально-прикладные задачи [3].
В настоящее время остается открытым вопрос занижения или завышения требований комплекса ГТО по отдельным тестам как для девушек, так и для юношей, а также причин, повлекших за собой эту ситуацию. В то же время накоплен значительный материал серьезных научных раз-
работок, направленных на совершенствование физической подготовки студенческой молодежи. Целью нашего исследования явился анализ физической подготовленности студентов технического вуза в процессе сдачи норм ГТО для обоснования программы оптимизации процесса физической подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО.
В нашем исследовании участвовали 415 студентов 1-111 курсов ОмГТУ (282 юноши и 133 девушки). Хотелось бы отметить, что в исследовании приняли участие студенты на добровольной основе. Логично предположить, что пришли поучаствовать в соревнованиях по сдаче норм ГТО те студенты, которые рассчитывали успешно выполнить все нормативы. Среди участников не было физически слабых студентов, но тем не менее далеко не все студенты выполняли нормативы на знак отличия.
Наиболее сложными испытаниями для девушек оказались стрельба (65 % невыполнивших), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (38 %); и бег 100 м (27 %). Для юношей наиболее сложным оказался тесты: стрельба (48 % не выполнивших), подтягивание (31 %), тест на общую выносливость (39 %) и гибкость (25 %). Для большинства студентов наиболее трудными видами испытаний оказались тесты, требующие проявления общей выносливости и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса. Третья часть девушек не справляется с таким тестом, как бег 100 м, проявляя низкие скоростные способности, а каждый четвертый юноша не способен выполнить тест на гибкость.
На основе проведенного исследования выявлено, что уровень физической подготовленности студентов характеризуется неоднородностью. В частности, достаточно велика часть студентов, имеющих высокий уровень подготовленности по большинству показателей, однако слабый уровень готовности по отдельным тестам, по причине чего эта часть студентов не получает знак отличия по ГТО (31 %). Также высок процент студентов, вообще не справившихся со сдачей большинства нормативов (27 %). Наибольшие трудности у студентов вызывают тесты, связанные с проявлением
Схема направленности тренировочных занятий и их содержания в недельном цикле (микроцикле) в соответствии с программой может быть представлена следующим образом.
Первое занятие (вторник) в каждом недельном цикле было направлено на развитие скоростно-силовых качеств,
общей выносливости, силовой выносливости верхнего плечевого пояса и скорости у девушек, а также гибкости и общей выносливости у юношей. Кроме того, выявлено, что многие студенты допускают технические ошибки при выполнении тестовых упражнений, что свидетельствует о необходимости формирования правильного представления о технике нормативного упражнения и достаточного уровня овладения этой техникой. В процессе анализа результатов исследования мы пришли к заключению, что одной из причин этого является отсутствие комплексного подхода в физическом воспитании студентов. Полученные в исследовании данные легли в основу разработки программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО.
Отличительной особенностью программы явился комплексный подход при развитии физических качеств и освоение техники соревновательных упражнений на секционных занятиях в группах ГТО, а также использование методов самостоятельной работы студентов по физическому совершенствованию.
Программа состоит из двух циклов и рассчитана на шесть месяцев. Цикл подготовки включает в себя 3 мезо-цикла, в каждом из которых по 13-14 занятий. Занятия проводились три раза в неделю по 2 часа и имели различную направленность в зависимости от поставленных задач и акцентов на определенные виды нормативов ГТО. В программу включены комплексы разносторонних средств, позволяющих эффективно овладевать техническими навыками и развивать физические качества, которые необходимы для выполнения испытаний комплекса ГТО. Это позволяет обеспечивать базовую физическую подготовку студентов, что создает благоприятные предпосылки для достижения высоких результатов во всех видах многоборья ГТО. Также определенное место в программе отводилось освоению техники выполнения нормативных упражнений. Таким образом, в программе использовалось сопряженное развитие физической подготовленности и освоение правильной техники выполнения нормативных упражнений (см. табл.).
гибкости, обучение технике (поочередно на каждом занятии изучалась техника бега на 100 м, прыжков в длину, метания гранаты). Для обучения технике спринтерского бега с низкого и высокого стартов на занятии применяются специальные подводящие упражнения: бег из различных стартовых положений, бег с ускорением от 20 до 60 м с последующим бегом
Структура микроцикла тренировочных занятий в группе ГТО
Направленность занятий
1-е занятие
2-е занятие
3-е занятие
Скоростно-силовая
Силовая
Общая выносливость
Обучение технике соревновательных упражнений
Бег 100 м, прыжки в длину, метание гранаты
Подтягивание на высокой и низкой перекладине, рывок гири, сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Бег 2000-3000 м, плавание
Развитие гибкости
Самостоятельная работа над отстающими физическими качествами
Примечание: В одном занятии обучение технике соревновательных упражнений осуществлялось по выбору (1-2 упражнения)._
по инерции, специальные беговые и прыжковые упражнения, стартовые упражнения, правильные движения рук во время выхода со старта, бега по дистанции. Для развития способности к выполнению быстрых движений используются эстафеты, разнообразные прыжковые упражнения и упражнения с отягощениями, спринтерский бег от 20 до150 м с различной интенсивностью.
Для овладения основами техники прыжков в длину с места и разбега в занятие были включены: прыжки с места; прыжки в шаге на толчковую ногу с 3-х, 5-ти, 10-ти шагов; прыжки через препятствие высотой 50-60 см с разбега; различные прыжки в длину с акцентом на толчковую, маховую ногу; многоскоки; прыжки через скамейку (барьеры); спринтерский бег на 20-60 м с высокого старта.
В качестве основных средств для начальной подготовки в метании гранаты были предложены подводящие и подготовительные упражнения для рук; метание мяча с места и 3-х шагов разбега в цель; метания камней, теннисных мячей, броски набивного мяча, а также упражнения для развития силы всех мышечных групп, направленные на развитие подвижности в плечевом, локтевом и тазобедренных суставах.
Второе занятие (четверг) в каждом недельном цикле было направлено на развитие силовых качеств, обучение технике (поочередно на каждом занятии осваивалась техника подтягивания на высокой и низкой перекладине, рывка гири, сгибания и разгибания рук в упоре лежа). Занятие проводилось в тренажерном зале и было преимущественно направлено на отработку техники силовых упражнений комплекса ГТО и развитие силы тех групп мышц, которые непосредственно участвуют в выполнении данных упражнений. В качестве средств подготовки использовались подводящие и специальные упражнения для освоения правильной техники указанных видов комплекса ГТО, упражнения в облегченных условиях, упражнения с преодолением собственного веса, с партнером и с отягощениями, упражнения на тренажерах. Упражнения выполнялись преимущественно повторным методом и методом круговой тренировки. После силовой нагрузки занимающимся предлагался комплекс упражнений на гибкость.
Третье занятие (суббота) в каждом недельном цикле было направлено на развитие общей выносливости, силы отдельных групп мышц, гибкости, обучение технике бега на 2 и 3 км.
Для тренировки общей выносливости использовался равномерный бег (кросс от 20 до 45 мин.), а также равномерный бег с включением по ходу дистанции специальных беговых, прыжковых и общеразвивающих упражнений (2-4 км). По мере роста подготовленности занимающихся в тренировку включаются повторный бег на средних и длинных отрезках (от 300 до 1000 м); переменный бег на отрезках с заданным темпом, темповый бег (2-3 км); «фартлек», бег в гору, контрольный бег.
Для развития силы отдельных групп мышц и гибкости на занятии выполнялись различные комплексы упражнений для брюшного пресса, спины, плечевого пояса в парах, на гимнастической стенке; броски набивного мяча; барьерная гимнастика.
Педагогический эксперимент проводился с целью экспериментального обоснования разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО. В исследовании приняли участие 22 юноши и 24 девушки, которые регулярно на протяжении трех месяцев посещали занятия в группе ГТО.
В контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах в начале педагогического эксперимента уровень показателей физической подготовленности был однородным. В КГ студенты занимались по традиционной программе общей физической подготовки без акцента на технику соревновательных упражнений. После реализации программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО в ЭГ статистически достоверно (р < 0,05) улучшились почти все показатели. Сравнение показателей проводилось по ^кри-терию Стъюдента. Известно, что уровень значимости - это вероятность того, что мы сочли различия между показателями существенными. Когда мы указываем, что различия достоверны на 5%-ном уровне значимости, или при р < 0,05, то мы имеем в виду, что вероятность того, что они все-таки недостоверны, составляет 0,05.
Наибольший прирост показателей был отмечен у юношей в подтягивании (на 38,5 %), в сгибании и разгибании рук в упоре лежа у девушек (на 24,5 %); в тесте на гибкость у юношей и девушек (на 46,9 %). В КГ позитивные изменения произошли в тестах на силу, общую и силовую выносливость, но оказались статистически недостоверными (р > 0,05) как девушек, так и у юношей. Статистически достоверно (р < 0,05) улучшились только показатели гибкости (у девушек и юношей).
Кроме того, после 3-месячного цикла подготовки студентов по разработанной программе в группах ГТО по сумме 8 видов многоборья ГТО, на золотой знак выполнили испытания 18 % юношей и 4 % девушек; на серебряный -46 % юношей и 29 % девушек; на бронзовый - 18 % юношей и 25 % девушек, а количество студентов, не выполнивших нормы, уменьшилось на 18 %.
Анализ полученных в процессе педагогического эксперимента данных позволил прийти к выводу, что организация систематической подготовки студентов в группах ГТО по разработанной программе обеспечивает в сжатые сроки повышение уровня физической подготовленности студентов.
Выводы:
1. Анализ научных публикаций свидетельствует, что физическая подготовленность девушек и юношей по результатам выполнения норм комплекса ГТО находится на низком уровне. В литературных источниках обнаружены противоречивые сведения по результатам в тесте на общую выносливость (46, 60 и 73-77 % не выполнивших норматив), что требует дальнейшей практической проверки. Кроме того, в научной литературе в основном имеются сведения о результатах сдачи обязательных испытаний студентами. Отсутствует информация о результатах выполнения норм по выбору. Все вышесказанное приводит к заключению о необходимости осуществления исследований, связанных с оценкой результатов сдачи норм ГТО студентами.
2. Обоснован подход к организации физической подготовки студентов, рассчитанный на 3 месяца, способствующий успешному выполнению норм комплекса ГТО, отли-
чительной особенностью которого является сопряженная физическая и техническая подготовка с учетом исходного уровня подготовленности, комплексный подход с акцентом на виды испытаний, вызывающих наибольшие затруднения, а также использование методов самостоятельной работы студентов по коррекции низких показателей.
3. Экспериментальная проверка эффективности разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО подтвердила ее эффективность, повышение уровня физической подготовленности студентов экспериментальной группы, что выражено в статистически достоверном улучшении у них большинства показателей. Наиболее выраженные приросты выявлены в тестах, требующих проявления общей выносливости (у юношей на 3,6 % (р < 0,05), у девушек на 11,8 % (р < 0,05)), силовой выносливости (у юношей на 38,5 % (р < 0,05), у девушек на 24,5 % (р < 0,05)), гибкости у девушек и юношей (на 46,9 % (р < 0,05)), а также скоростных способностей у девушек (на 7,9 % (р < 0,05)). Эти показатели являлись отстающими.
УДК 378.147.88
КУРС «СПЕЦИАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-МОНУМЕНТАЛИСТА
Рассматриваются некоторые педагогические принципы организации курса «Спецживопись» по специальности «Монументально-декоративное искусство». Описывается специфика данного курса. Даны некоторые методические указания по выполнению учебных работ.
Ключевые слова: монументально-декоративное искусство, спецживопись, образное мышление.
Современное отечественное художественное образование, обладая традиционными методиками для решения образовательных задач, не может в полном объеме отвечать современным требованиям общества. Для того чтобы профессионально работать в различных видах искусства каждому студенту важно приобрести профессиональные компетенции: композиционно мыслить; работать с объемом, пространством и цветом; знать технологии работы с изобразительными материалами. Учебные дисциплины, которые изучают студенты любой художественной специальности «Рисунок», «Живопись», «Композиция» дают основы изобразительного языка и необходимы всем будущим художникам, архитекторам, дизайнерам. Но академическое образование - то, что сами художники определяют понятием «уметь рисовать», не может в полном объеме отвечать на специфические вопросы различных художественных специальностей. Академизм по-своему парадоксален. С одной стороны, он основан на культе натурного изобра-
1. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / Е. И. Перова, В. А. Куренцов, В. П. Голубев, Э. В. Егорычева // Вестник спортивной науки. 2014. № 2. С. 55-60.
2. Приходов Д. С. Общие физкультурные компетенции как основа формирования физической подготовленности студентов // Доклад с Всероссийской научно-практической конференции «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения комплекса ГТО». 2015. № 3. С. 73.
3. Павлова И. В., Белова Т. Ю. Физическая готовность студентов к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» нового поколения // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 6-8 ноября 2015 г. Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2015. С. 502-503.
© Павлов В. Е., Павлова И. В., 2018
А. И. Сухарев, В. И. Маслов A. I. Sukharev, V. I. Maslov
COURSE «SPECIAL PAINTING» IN THE TRAINING SYSTEM OF THE MURALIST
This article discusses some of the pedagogical principles of the organization of the course «Special painting» in «Monumental and decorative art». It describes the specifics of the course, provides some guidelines on the implementation of the training works.
Keywords: monumental and decorative art, special painting, creative thinking.
жения реальности и ее зримого воплощения на плоскости, формирующем профессиональную грамотность. С другой стороны, претворение общих начал осуществляется в многообразных формах «авторской» реальности [1].
Для успешной работы в области монументально-декоративного искусства (далее - МДИ) необходимо развить у студентов особый склад психики, образного мышления, творческого воображения. На решение этих задач и направлены специальные дисциплины: «Спецживопись», «Спецрисунок», «Композиция в МДИ». Спецживопись, не нарушающая общие законы академической живописи, органически взяла на себя решение задач в изображении большой цветовой формы. Сама оперативность исполнения заданий породила ту форму свободы в обращении с деталями, цветом, композицией на плоскости холста или картона, согласно авторскому решению учебных задач, что уже можно говорить о самостоятельной форме существования направления в классической живописи (рис. 1).