УДК 796.011.3
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ (КРОССФИТА)
Д.А. Кокорев
Представленный эмпирический материал раскрывает особенности применения кроссфита в физическое воспитание студентов. Подчеркнута актуальность преобразования содержания дисциплины «Физическая культура» на фоне значительного ухудшения состояния здоровья молодежи и необходимости модернизации применяемых средств воспитания. Разработано адаптированное содержание компонентов кроссфита, особенностей моделирования физической нагрузки в годичном цикле, условий приобщения к соревновательным формам кроссфита. В результате исследования доказана высокая эффективность методики кроссфита в повышении физической подготовленности студентов, в том числе к выполнению ГТО, в положительной оценке физической культуры и совершенствовании функционального состояния.
Ключевые слова: студенты нефизкультурного вуза, кроссфит, физическая культура, содержание занятий, физическая подготовка.
Необходимость преобразования физического воспитания обусловлена тенденциями ухудшения состояния здоровья, снижением физической подготовленности в образовательном процессе от первого к третьему курсу, увеличением доли специальной медицинской группы, так 46 % студентов имеют хронические заболевания, 52 % - нарушения зрения, 32% - отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, 28 % -желудочно-кишечного тракта, что указывает на актуальность адаптации спортивно-ориентированных и здоровьеразвивающих программ физического воспитания студентов [1, 6].
Значимость модернизации продиктована также несоответствием применяемых средств физического воспитания мотивационным интересам студентов; недостаточностью современных фитнес-технологий, способствующих перерастанию физического воспитания в процесс самопознания, самовоспитания и самореализации личности [1]. Опасения вызывает также не разработанность теоретических и методических характеристик оздоровительной гимнастики и ее компонентов фитнеса, кроссфита в повышении физической подготовки, как системно- и структурообразующего компонента физического воспитания и здорового образа жизни студентов.
В связи с чем, на сегодняшний день актуальны инновационные технологии физкультурного образования, фитнеса и здоровьесбережения, как отмечает Е.Г. Сайкина, а также пути генерирования физической подготовленности, ориентированные на личностно-центрированный, комплексный характер образования [5]. К таким технологиям следует отнести функциональное многоборье - кроссфит как технологии с
идеологическими установками на здоровый образ жизни, привлекательной соревновательной программой и разнообразными упражнениями для коррекции телосложения. Функциональное многоборье (кроссфит) отличается интенсивными короткими тренировками, включающими в себя кардио и кардио с силовыми нагрузками, специфика которых заключается в комбинировании тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным весом, плавания, гребли, пауэрлифтинга, скалолазания, упражнений с канатом [2, 3].
Однако на сегодняшний день недостаточно интегрированных методик физического воспитания студентов на основе функционального многоборья (кроссфита), нет адаптированной методики обучения кроссфиту в рамках урочных занятий, недостаточно теоретико-методического обоснования методики кроссфита.
Следует также отметить, что одной из приоритетных задач физического воспитания всех категорий населения является подготовка к выполнению всероссийского комплекса ГТО, как критерия динамики физических кондиций россиян. Начиная с 2017 года показатели реализации комплекса ГТО будут включены в целевые показатели для оценки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации [4]. Вследствие чего необходимо разработать специализированные программы по подготовке к сдаче комплекса ГТО, которые бы включали бег, гимнастические упражнения, силовые тренировки, средства формирования скоростно-силовых, скоростных показателей и показателей выносливости. Функциональное многоборье (кроссфит) в данном направлении содержит классические традиции физической подготовки, элементы различных видов спорта и фитнеса, функциональный тренинг, силовую и кардио-тренировку, разнообразные соревновательные программы, что подчеркивает актуальность теоретико-методического и практического обоснования кроссфита в повышении физической подготовки студентов в процессе физического воспитания.
Организация исследования. Преобразование физического воспитания студентов на основе кроссфита реализовано на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». В период с 2015 по 2017 учебные годы проведены двухразовые урочные занятия по 90 мин с методикой применения кроссфита для юношей и девушек. В педагогическом эксперименте приняли участие 140 юношей и 270 девушек 1-го, 2-го курсов. Методика применения кроссфита заключалась в увеличении непосредственного высокоинтенсивного комплекса в течение года, гимнастических и кардиоваскулярных упражнений, их чередования, продолжительности и количества упражнений, а также в подборе упражнений для подготовки к сдаче комплекса ГТО.
Методика. Нами выбрана сопряженно-последовательная система организации физического воспитания на основе кроссфита. Сопряженность
предполагает целесообразную преемственность в очередности нагрузок, исходящую из создания условий, при которых предыдущие нагрузки обеспечивают благоприятный функциональный фон для повышения тренирующего воздействия последующих. Содержание занятий составляется таким образом, чтобы предусмотреть общий объем нагрузки и распределить ее по модулям, учитывая в них интенсивность нагрузки, ее варьирование, объем упражнений, количество, динамика выполнения базового упражнения «берпи», результаты, контрольные упражнения, программы питания, время WOD комплекса (табл. 1, 2).
Таблица 1
Содержание кроссфита в годичном цикле для юношей (90 мин занятие)
Содержание Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь-март Апрель-июнь
Упражнения аэробной направленности 10 мин бег, скакалка, челночный бег, беговая дорожка. гребной тренажер 10 мин бег с отягощением, ускорения на беговой дорожке, сайкл, скакалка 5 мин бег, челночный бег, гребной тренажер, кросс 5 мин сайкл, бег с отягощениями, ускорения, кросс, гребной тренажер
Гимнастические упражнения, ОФП, упражнения с весом собственного тела, гимнастика на снарядах 15-18 мин ОРУ, выпрыгивания 15 раз, отжимания 15 раз, приседания 15 раз, выпады, подтягивания 10 раз, «берпи» 10 раз, «планка» 30-45 с, упр-я на брусьях 8-15 раз 5 мин, «отжимания вниз головой» 20 раз, выпрыгивания 25 раз, приседания 25 раз, ОРУ, «берпи» 15 раз, подтягивания 15 раз, отжимания на брусьях 15 раз 15 мин, отжимания 30 раз, выпрыгивания 35-40 раз, приседания 35 раз, ОРУ, подтягивания, «планка» 90-120 с, скакалка 15 мин, «отжимания» головой вниз» 30 раз, выпады в прыжке, «берпи» 30 раз, «планка» 120-150 с, упражнения на кольцах
Атлетическая гимнастика (упражнения с отягощением) 25 мин. жим штанги 15 кг, приседания со штангой, становая тяга, техника, страховка, упр-я на тренажерах 15 мин. совершенствование техники базовых упражнений, фазы движений 10 мин. закрепление техники движений, соревновательная форма 10 мин. элементы пауэрлифтинга расширение арсенала упражнений
Гиревой спорт 5-10 мин гиря 6-12 кг 10-15 мин гиря 12-16 кг 10 мин гиря 12-24 кг 5 мин гиря 16-24 кг
Интенсивный комплекс кроссфит WOD 5-7 мин комплекс №1-2, контроль ЧСС, АД, самочувствия минимальный вес отягощения 10 мин комплекс № 1-3, контроль ЧСС, АД, соревновательная форма проведения 15-25 мин комплекс № 2-5, контроль ЧСС, АД, соревновательная форма проведения урока, соревнования по «бер-пи» 25-35 мин комплекс № 3-6, нестандартный инвентарь, элементы пауэр-лифтинга, соревнования по отдельным упражнениям
Стретчинг 10 мин 5 мин 5 мин 5 мин
Отдых 10 мин 10 мин 10 мин 15 мин
Таблица 2
Содержание кроссфита в годичном цикле для девушек (90 мин занятие)
Содержание Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь-март Апрель-июнь
Упражнения аэробной направленности 10 мин бег, бег на «bosu», аэробика, скакалка, беговая дорожка, челночный бег 10 мин бег, сайкл, степ-аэробика, прыжки на «bosu», гребной тренажер 5- 10 мин бег, челночный бег, беговая дорожка, кросс гребной тренажер 10 мин. сайкл, бег с отягощением, ускорения, кросс, гребной тренажер, скакалка
Гимнастические упражнения, ОФП, с весом собственного тела 20 мин ОРУ, гантельная гим-ка, упражнения с бодибаром 5 кг, выпады и приседания 8-16 раз, «берпи» 6 раз, «планка» 30 с, упражнения на «TRX петлях» 15 мин приседания 20 раз, ОРУ, «берпи» 10 раз, упр-я с бодибаром 5-7 кг, комплексные упр-я на «bosu», на «TRX петлях» 10 мин «отжимания» 20 раз, ОРУ с мед-болами, «планка» 90 с, скакалка, «берпи» 15 раз, запрыгивания на платформу 10 мин «отжимания головой вниз» 20 раз, выпады в прыжке, «берпи» 20 раз, «планка»120-150 с, упражнения с бодибаром 10 кг
Атлетическая гимнастика (упражнения с отягощением) 15 мин упр-я на тренажерах, с бодибарами, мед-болами и гантелями 20 мин совершенствование техники базовых упражнений 15 мин закрепление техники, соревновательная форма 10 мин расширение арсенала упражнений
Гиревой спорт 5-10 мин гиря 3-6 кг 10 мин гиря 4-8кг 10 мин гиря 4-8кг 5 мин гиря 6-12 кг
Интенсивный комплекс кроссфит WOD 5 мин спец. комплекс № 1 для девушек (минимальный вес отягощения), контроль ЧСС, АД, дыхания 10 мин комплекс №2, контроль ЧСС, АД, доступная соревновательная форма в учебной группе 15-20 мин комплекс №1 -3 с увеличением веса отягощения, контроль ЧСС, АД, соревнования в учебной группе, вузе 20-25 мин комплекс №2-4, соревнования в учебной группе, нестандартный инвентарь, упр-я с канатом
Стретчинг 10-15 мин 15 мин 10 мин 10 мин
Отдых 15 мин 10 мин 15 мин 20 мин
Основные компоненты подготовки (см. табл. 1, 2) в учебном процессе: упражнения аэробной направленности, гимнастические упражнения, общая физическая подготовленность, комплексы с весом собственного тела, гимнастические элементы на снарядах, атлетическая гимнастика, элементы гиревого спорта (вес гири 3-12 кг для девушек и 6-24 кг для юношей), интенсивный комплекс кроссфита (WOD), стретчинг и активный отдых. Нами разработаны этапы в сопряженно-последовательной системе организации физического воспитания, которые отличаются целевыми
установками, применяемыми методами тренировки, дозировкой базовых упражнений, максимальной адаптацией к высокоинтенсивному комплексу WOD, начиная от 5 мин и заканчивая 25-35 мин для юношей и 20-25 мин для девушек.
Исследование показало, что кроссфит-занятия эффективно повлияли на физическую подготовленность (табл. 3), так практически во всех контрольных упражнениях достигнуты достоверные различия результатов (Р<0,05), особенно в упражнении на статическую выносливость мышц -«планка» с акцентом на мышцы брюшного пресса, в сгибаниях и разгибаниях рук на брусьях - показатель силы, в скоростно-силовом упражнении - выпрыгивания, из положения присед.
Таблица 3
Результаты физической подготовленности юношей и девушек
Контрольные упражнения Пол До (Х ±о) После (Х ±о)
1. Упражнение «планка», комплексное статическое упражнение - упор на предплечья и стопы, с Юн. 56±9,7 137±10,6*
Дев. 35,2±9,4 75±10,2*
2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юн.) / «обратные отжимания» от скамьи (дев), раз Юн. 16,0±5,3 24,3±5,5*
Дев. 10,3±3,8 20,5±3,0*
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, раз Юн. 30,0±5,6 50,0±3,3*
Дев. 13,8±2,9 26,1±3,9*
4. Челночный бег 4*10 м, с Юн. 11,1±0,7 10,0±0,8*
Дев. 12,7±1,0 11,6±0,6
5. Подъем штанги над головой на время за 1 мин (юн) / подъем бодибара 3 кг на время (дев), раз Юн. 21,0±8,2 46,0±5,6*
Дев. 30,6±6,2 40,1±4,8*
6. Выпрыгивания из положения присед за 1 мин, раз Юн. 31,9±4,1 53,2±3,9*
Дев. 17,1±2,8 28,3±5,1*
Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р<0,05).
Следует отметить, что в группе девушек не достигнуты достоверные различия результатов только в челночном беге, в остальных упражнениях значимые различия результатов в течение одного года. Студенты отметили высокий интерес к доступным кроссфит-программам, разнообразию фитнес-оборудования и разнообразным упражнениям, возможности проводить занятия на улице, в тренажерном и игровом зале, на силовой установке.
Выводы. Содержание физического воспитания на основе кроссфита доказало свою эффективность, о чем свидетельствуют результаты физической подготовленности девушек и юношей. Помимо этого, достигнуты достоверные различия в функциональном состоянии студентов
и в уровне компетенций по физической культуре, а также в ценностном отношении к физической культуре. Значительная часть всех студентов отметили высокий интерес к разнообразным упражнениям, применению нетрадиционного инвентаря, соревновательной форме проведения занятий, а также к варьированности комплексов упражнений в зависимости от пола, подготовленности студентов, спортивной площадки, инвентаря, спортивного зала.
Список литературы
1. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов: учеб. пособие / Т.Н. Шутова [и др.]. М., 2016. 108 с.
2. Глубокий В.А. Кроссфит - новое направление силового фитнеса /В.А. Глубокий // Восток-Россия-Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма: состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: матер. XV Междунар. симпозиума. Красноярск: Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М.Ф. Решетнева, 2011. С. 142-145.
3. Кондраков Г.Б., Шутова Т.Н. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Т. I. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 504-509.
4. Манжелей И.В., Проскурякова Н.Г. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Физическая культура, спорт, туризм: науч.-метод. сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е.В. Старкова, Т.А. Полякова. Пермь, 2016. С. 74-78.
5. Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. С. 890-894.
6. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Т. I. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 595-600.
Кокорев Денис Александрович, аспирант, преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
THE CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS ON THE BASIS OF FUNCTIONAL MULTIA THLON (CROSSFIT)
D.A. Kokorev
The presented empirical material reveals features the application of crossfit in physical education of students. The article underlines the relevance of the transformation of the substance of the discipline "physical culture" amid a significant deterioration of the health of young people and the need to modernize means of education. Therefore, we have developed a content adaptation components of crossfit, and features of the simulation exercise in the annual cycle, the conditions of initiation of the competitive forms of crossfit. As a result, the study proved the high efficiency of the methodology of crossfit to improve physical fitness of students, including the implementation of the TRP, the positive estimate of FC and to improve functional status.
Key words: students physical of the University, crossfit, physical education, lessons, physical training.
Kokorev Denis Aleksandrovich, postgraduate student, teacher, [email protected] Russia, Moscow, Russian Economic University the name of G.V. Plekhanov
УДК 796.323.2
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ
А.Н. Лотарев, Х.М. Ляшенко
В рамках разработки программно-методического обеспечения учебного процесса на отделении «Баскетбол» представлен исследовательский материал по соотношению упражнений общеподготовительного, специально-подготовительного (сопряженого) и соревновательного характера в рамках семестров двухлетнего обучения по дисциплине «Физическая культура», а также их влияние на уровень физической подготовленности студентов-баскетболистов.
Ключевые слова: систематизация учебно-тренировочных средств, планирование средств физической культуры в учебном процессе, уровень физической подготовленности.
Усложнение школьных и вузовских программ обучения привело к существенному ограничению двигательной активности учащихся и, как следствие, снижению уровня их здоровья, работоспособности и росту заболеваемости [1].
Данные обследования старшеклассников свидетельствуют, что более 30 % из них имеют низкий уровень физической подготовленности, поскольку до 80 % суточного бюджета времени учащиеся находятся под «прессом» хронического дефицита двигательной активности, который продолжается и в период вузовского этапа обучения [5] .