ЛИТЕРАТУРА
1. Григораш, О.В. О показателях оценки эффективности деятельности вузов [Электронный ресурс] / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 95. - URL : http://ei.kubagro.ru/2014/01/pdf/35.pdf. (Дата обращения: 01.03.2018).
2. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М. Л. Романова, З.А. Бат-чаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.
3. Михальченкова, Н.А. Германские университеты: новое развитие после воссоединения страны / Н.А. Михальченкова // Социологические исследования. - 2016. - № 12. - С. 136-142.
4. Шапошникова, Т. Л. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза / Т. Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 385-398.
5. An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates / R. Iskander, L. Pettaway, L. Waller, S. Waller // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 1. - P. 244-248.
REFERENCES
1. Grigorash, O.V. (2014), "About criterions of efficiency of working of higher educational establishment", Politematicheskiy setevoy electronniy nauchniy jurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta, No 95, pp. 1237-1262.
2. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.
3. Mihalchenkova, N.A. (2016), "Universities in Germany: new development after integration of state", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 12, pp. 136-142.
4. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Modern models and assessment methods of higher educational establishment graduate competitiveness", Nauchnyie trudy Ku-banskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 385-398.
5. Iskander, R., Pettaway, L., Waller, L. and Waller, S. (2016), "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244-248.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.03.2018
УДК 796.011.3
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ (КРОССФИТА) В ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Анатольевич Зайцев, старший преподаватель, Сергей Михайлович Носов, старший преподаватель, Александр Георгиевич Ростеванов, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование посвящено совершенствованию процесса физического воспитания студентов на основе спортивно-ориентированных фитнес-технологий в виде функционального многоборья (кроссфита), статья содержит практические рекомендации по структуре занятий для юношей и девушек, базовые упражнения кроссфита, особенности адаптации методики в условиях низкого уровня физической подготовленности студенческой молодёжи, а также представлены результаты педагогического эксперимента в экономическом университете.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, функциональное многоборье, практические рекомендации для урочных занятий.
PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR IMPLEMENTATION OF FUNCTIONAL
ALL-AROUND (CROSSFIT) IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valery Anatolievich Zaitsev, the senior teacher, Sergey Mikhailovich Nosov, the senior teacher, Alexander Georgiyevich Rostevanov, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The study is devoted to the improvement of students physical education based on sports-oriented fitness technology in the form of a functional all-around (CrossFit), the article contains practical recommendations to structure lessons for boys and girls, the basic exercises of CrossFit, peculiarities of the adaptation of the technique in low level of physical preparedness of student young people, as well as it provides the results of the pedagogical experiment at the University of Economics.
Keywords: students, physical culture, functional all-round, practical recommendations for lessons.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в функциональном многоборье (кроссфите) разработана классификация базовых упражнений, тренировочные программы, рекомендации для занимающихся разного уровня физической подготовленности, пола и возраста [3, 4, 5, 6]. Наряду с этим недостаточно научных данных по методике проведения занятий, их адаптации для системы физического воспитания студентов; не разработан механизм начального обучения кроссфиту, позволяющий адаптировать высокоинтенсивные тренировочные нагрузки; недостаточно новых контрольных упражнений из силовых видов спорта и фитнеса; не представлена структура и содержания физической подготовки на основе кроссфита; недостаточно эмоционально-привлекательных форм занятий в условиях малых спортивных залов для юношей и девушек. При этом функциональное многоборье (кроссфит) динамично и стремительно развивается, имеет высочайший интерес и популярность среди молодежи, отличается высоким оздоровительным и спортивным потенциалом.
Функциональное многоборье (В .В. Волков, 2014; В.А. Глубокий, 2014) отличается интенсивными короткими тренировками, включающими в себя кардио и кардио с силовыми нагрузками, специфика которых заключается в комбинировании тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным весом, плавания, гребли, упражнений с канатом [1, 2].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент реализован в период с 2015 по 2017 год (лонгитюдное исследование), преобразование физической подготовки студентов на основе функционального многоборья (кроссфита) реализовано на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова, в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», так в ЭГ проведены двухразовые урочные занятия по 90 минут на основе кроссфита и общей физической подготовки для юношей и девушек. В ЭГ вошли студенты-экономисты основной физкультурной группы: 96 девушек и 54 юноши. КГ занималась плаванием, единоборствами и общей физической подготовкой по традиционной программе подготовки (двухразовые урочное занятия по 90 мин). В КГ - представители основной физкультурной группы, в количестве 102 девушек и 50 юношей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Кроссфит это разновидность функционального тренинга, отличающегося короткими интенсивными тренировками 15-30 минут (WOD), в комплексе с подготовительной частью и заключительной частью 45-60 минут. Основа тренировки выполнение указанного объема работы за наименьший отрезок времени, или выполнение физической нагрузки в течение 30-60 сек (до 2 мин), или круговая тренировка.
2. Задачи кроссфита в физическом воспитании студентов: повышение общей физической подготовленности и подготовка к сдаче норм ВФСК ГТО, развитие функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение реакции ССС на физическую нагрузку, формирование фитнес-культуры, приобщение к соревнованиям по кроссфиту, коррекция фигуры, стремление к самосовершенствованию, совершенствование спортивной формы.
3. Во избежание травм и перенапряжения базовые упражнения кроссфита на начальном этапе обучения должны выполняться с минимальным весом отягощения, с количеством повторений не выше 15 раз и интервалами отдыха между упражнениями 2 мин и интервалами между сериями кроссфита 3-4 мин. Также необходимо провести тест на физическую нагрузку (проба Руфье, вело тест, степ-тест), осуществлять контроль ЧСС три раза в течение занятия, проводить контроль АД, контролировать показатели самочувствия (цвет губ и «носогубного треугольника», отсутствие головокружения и шумов в голове).
4. К базовым упражнениям кроссфита относятся: бег на полусфере Б08и, бег на 6-12 м растягивая специализированные жгуты, закрепленные на поясе, взятие штанги на грудь, бег по пересеченной местности или «в гору», подъем штанги на время, рывок гири 4-16 кг, подтягивания, приседание с гирей 3-12 кг в широкой стойке, упражнения с гимнастическим канатом, серии ударов по мешку для единоборств, челночный бег 10*10 м, бег 60, 100, 400 м, приседания, упражнения на гимнастических кольцах, плавание, перенос нестандартного оборудования, прыжки на тумбу высотой 60, 70, 80 см, подтягивания к низкой перекладине для девушек, работа на петлях ТИХ, «берпи» («выпрыгивания» и отжимания), велонагрузки и работа на гребном тренажере, упражнения с гантелями и гирями, упражнение «планка», прыжки с грифом штанги, прыжки на скакалке, упражнения для мышц брюшного пресса, работа «молотом» по покрышкам, бег 1000 м, гантельная гимнастика, прыжки на мини-батуте.
5. Увеличение продолжительности интенсивного комплекса W0D должно осуществляться для юношей таким образом: 5-7 мин (сентябрь-октябрь), 10 мин (ноябрь-декабрь), 15-25 мин (январь-март), 25-35 мин (апрель- июнь); для девушек: 5 мин (сентябрь-октябрь), 10 мин (ноябрь-декабрь), 15-20 мин (январь-март), 20-25 мин (апрель -июнь).
6. Структура занятия кроссфит для юношей (90 мин). Подготовительная часть: теоретическая основа 3-4 минуты (специализированные упражнения, методы тренировки, гидратация, средства повышения физической подготовленности и контроля самочувствия, оздоровительное воздействие), аэробная физическая нагрузка в виде бега, прыжков на скакалке, работы на гребном тренажере, кардио тренажерах, бег 100 м, челночный бег (ЧСС 130-140 уд/мин), упражнения с гимнастическим канатом, разновидности приседаний и выпадов, упражнения «планка», отдых 3-4 минут. Основная часть: основы атлетической гимнастики и силовых видов спорта, выполнение «рывка» и «толчка» из гиревого спорта, приседания с последующим подъёмом гири над головой (темп выполнения низкий с детализаций техники), активный отдых 4 минуты, после чего интенсивный комплекс W0D (выполнение разнообразных упражнений в определенной последовательности от 45 секунд до 2-3 минут каждое, в максимальном темпе, ЧСС 150-170 уд/мин), с контролем самочувствия. Заключительная часть: дыхательные упражнения, стретчинг.
7. Структура занятия кроссфита для девушек (90 минут). Подготовительная часть занятия: теоретическая часть 3-5 мин, аэробная нагрузка, в виде бега, аэробики, работы на кардио тренажерах, прыжков на скакалке, бега на полусфере Б08и, работа на гребном тренажере (ЧСС 120-130 уд/мин), далее гимнастические упражнения с весом собственного тела в низком и среднем темпе, средства развития общей физической подготовленности применяя степ-платформы, запрыгивания на платформу 40-50см, отдых 3-4 мин. Основная часть занятия - «атлетическая» часть: элементы гиревого спорта и фитнес упражнений (гири 2-6 кг), приседания с бодибаром 3 кг, отдых 3-4 минуты; интенсивный комплекс W0D: упражнения с канатами или веревками, работа на петлях ТИХ, гантельная гимнастика (1-2 кг), прыжки на скакалке, «планка», прыжки на мини-батуте (ЧСС 140-170 уд/мин), отдых 3-4 минуты. Упражнение «берпи» выполняется в упрощенном варианте. Заключительная часть: упражнения для ягодиц, бедра, прямых мышц живота, стретчинг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнительный анализ уровня и динамики показателей физической подготовленности, функционального состояния, реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку, наблюдаемых в педагогическом эксперименте, выявил, что юноши и девушки ЭГ имели после его завершения преимущество перед представителями КГ в показателях:
- в жизненной емкости легких (ЖЕЛ), в группе девушек выявлены достоверные межгрупповые различия результатов ЭГ 2865 мл, против 2560 мл в КГ (P <0,05); в группе юношей ЭГ 4000 мл, против 3840 мл (P>0,05);
- реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (Руфье), так выявлены достоверные межгрупповые различия результатов ЭГ над КГ в конце исследования, при этом в экспериментальной группе «отличный» уровень составил 12,8%, «средний» (хорошо) 42,1%, «удовлетворительный» 28% и «низкий» только 17,1%; в КГ «высокий» уровень составил 8,3%, «хороший» 27,2%, «удовлетворительный» 43,5%, «низкий» (плохо) 24%; индекс Руфье у девушек КГ составил 12,4, в ЭГ 8,9 усл. ед. (P<0,05);
- в контрольном упражнении «берпи» юноши ЭГ показали результат 25,4 раз, против КГ 18,1 раз (P <0,05), девушки (упрощенный вариант «берпи») ЭГ показали результат 17,1 раз, против в КГ 12,4 раза (P>0,05);
- в ЧСС в покое у девушек, в завершении эксперимента представительницы экспериментальной группы имеют достоверные различия в ЧСС от 86,5 до 75,6 мм рт.ст. (P <0,05), в КГ положительная динамика от 85,2 до 80,1 мм рт.ст.;
- в статическом упражнении «планка» у юношей КГ 100,7 сек к ЭГ 125,3 сек (P>0,05), у девушек КГ - 78,2 сек, в ЭГ - 86,7сек (P>0,05);
- в контрольном упражнении «прыжки на скакалке» до первой ошибки, как юноши, так и девушки достоверно превосходят студентов КГ (P <0,05), так в КГ итоговые значения 103,0-128,4 раз, в ЭГ 120,2-142,6 раз.
ВЫВОДЫ
Внедрение функционального многоборья в физическое воспитание студентов, доказало свою эффективность в повышении физической подготовленности студентов, функционального состояния. Разработанные практические рекомендации позволят усовершенствовать процесс адаптации высокоинтенсивного функционального многоборья в учебный процесс по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту».
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, В.В. Технология кроссфит: основа прикладности и условия уменьшения экстремальности высокоинтенсивной спортивной тренировки / В.В. Волков, С.А. Еремин, В.Н. Селуянов // Экстремальная деятельность человека. - 2014. - № 1 (30). - С. 33-35.
2. Глубокий, В.А. Кроссфит в физической подготовке студентов, курсантов, сотрудников СИБЮИ ФСКН России / В.А. Глубокий // Инновации и перспективы ФК и С в современном обществе : материалы III студ. заоч. междунар. научн. конф. - Иркутск, 2014. - Том 1. - С. 40-45.
3. Полишкене, Й. Кроссфит как способ физической подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» / Й. Полишкене // Альманах мировой науки. - 2016. - № 4-3 (7). - С. 130-132.
4. Рыбакова, Е.О. Повышение физической подготовленности студентов средствами высокоинтенсивного функционального многоборья (кроссфита) / Е.О. Рыбакова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2016. - С. 438-441.
5. Crossfit : руководство к тренировкам / Г. Глассман ; пер. с англ. Е. Богачев, И. Карягин. - М. : www.cfft.ru, 2009. - 109 с.
6. Glassman, G. CrossFit Level 1. Training Guide. Seminars Training Guide reference [Электронный ресурс] // CrossFit Journal. - 2010. - May 15. - Режим доступа : http://journal.cross-fit.com/2010/05/crossfit-level-1-training-guide.tpl (дата обращения 01.03.2018).
REFERENCES
1. Volkov, V.V. (2014), "Technology CrossFit: the basis of applied and the conditions of reduction of the extreme high intensity of sports training", Extreme human activities, No. 1 (30), pp. 33-35.
2. Glubokiy, V.A. (2014), "CrossFit physical training of students, cadets, employees, SHIBUI Federal drug control service of Russia", Innovations and prospects of physical culture and sports in modern society: materials of the third stud. highest level. Intern. scientific. Conf., Irkutsk, Volume 1, pp 40-45.
3. Polishkene, I. (2016), "CrossFit as a method of physical training of students on discipline "physical culture"", Almanac of world science, No 4-3 (7). pp. 130-132.
4. Rybakova, E.O. (2016), "The Increase in physical fitness of students by means of all-round high-intensity functional (CrossFit)", Education and training: theory, methodology and practice: proceedings of VIIntern. scient.-pract. Conf., Cheboksary, pp. 438-441.
5. CrossFit: guide to practice (2009), www.cfft.ru, Moscow.
6. Glassman, G. (2010), "CrossFit Level 1. Training Guide Seminars Training Guide reference", CrossFit Journal, May 15, available at: http://journal.crossfit.com/2010/05/crossfit-level-1-training-guide.tpl.
Контактная информация: tany-156@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 01.04.2018
УДК 796.41
ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Игорь Андреевич Щербаков, преподаватель,
Равиль Михайлович Тухватулин, кандидат педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Современная спортивная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательного процесса и ещё более напряженным тренировочным процессом, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надёжных технических навыков. В связи с этим значительно повышается актуальность контроля и оценки физической и в большей степени координационной подготовленности на начальном этапе отбора детей в группы спортивной подготовки. Специфика двигательной деятельности в спортивной гимнастике ставит высокие требования к детям 6-7 лет при отборе на данный вид спорта. Для более качественного освоения программы спортивной подготовки необходимо уже на этапе отбора предвидеть те ведущие факторы, которые обеспечат высокие и стабильные результаты в спорте высших достижений.
Ключевые слова: координационная подготовленность, спортивная гимнастика, начальный
этап.
COORDINATION ABILITIES ASSESSMENT OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN FOR ADMISSION TO THE INITIAL STAGE OF SPORT PREPARATION IN SPORT
GYMNASTICS Igor Andreevich Scherbakov, the teacher,
RavilMikhailovich Tukhvatulin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
department chairman, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
Modern sport gymnastics is characterized by the intensity of the competitive process and highly intensive training process, the constantly raising coordination complexity of executing exercises, the need in forming the stable and reliable technical skills. That is why the actuality of the control and assessment of