Научная статья на тему 'Новые контрольные упражнения в системе физического воспитания студентов'

Новые контрольные упражнения в системе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
821
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИТНЕС / КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / PHYSICAL EDUCATION / FITNESS / EXERCISE CONTROL / STUDENTS / ATHLETIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

Предложен контрольно-оценочный аппарат, учитывающий мотивацию, возраст, гендерные интересы молодежи и позволяющий совершенствовать технику выполнения базовых упражнений фитнеса для коррекции телосложения, формировать компетенции, приобщать к соревновательным видам фитнеса. Представлена динамика физической подготовленности студентов по предложенным контрольным упражнениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONTROL EXERCISES THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

A control and evaluation apparatus is proposed that takes into account the motivation, age, gender interests of young people and allows to improve the technique of performing basic fitness exercises for correcting the physique, forming competencies, and introducing them to competitive types offitness. Dynamics ofphysical readiness of students on the proposed control exercises is presented.

Текст научной работы на тему «Новые контрольные упражнения в системе физического воспитания студентов»

Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical Sciences, adviser to the director, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Federal Center for Sports Training of the Reserve, Gruzenkin Viktor Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University,

Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism

УДК 796.011

НОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Т.Н. Шутова

Предложен контрольно-оценочный аппарат, учитывающий мотивацию, возраст, гендерные интересы молодежи и позволяющий совершенствовать технику выполнения базовых упражнений фитнеса для коррекции телосложения, формировать компетенции, приобщать к соревновательным видам фитнеса. Представлена динамика физической подготовленности студентов по предложенным контрольным упражнениям.

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, контрольные упражнения, студенты, атлетическая гимнастика.

На сегодняшний день в физическом воспитании студентов недостаточно новых контрольных упражнений, ориентированных на качественное и высокотехничное выполнение упражнений для укрепления определенных мышечных групп; упражнений, отвечающих мотивационным интересам молодежи и характеризующих развитие силовых, скоростно-силовых, координационных качеств, статической выносливости мышц, их способности к выполнению «взрывных» упражнений. При этом актуальны пути обеспечения разнообразия физических упражнений и условий их выполнения; применения соревновательного метода в ходе учебных занятий и тренировок; а также внедрения новых оценочных средств для юношей, девушек, студентов специальных медицинских групп.

Значимость модернизации продиктована недостаточностью современных фитнес-технологий в учебном процессе по физической культуре, способствующих перерастанию физического воспитания в процесс самопознания, самовоспитания и самореализации личности, обеспечивающих эффективное совершенствование физической подготовки, повышение посещаемости занятий и приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Система фитнеса гарантирует разнообразные, эмоционально-привлекательные упражнения,

адаптированные и вариативные программы, дифференцированные

комплексы, учитывающие медицинскую группу здоровья и «фитнес-профиль» юношей и девушек.

Процесс преобразования физического воспитания должен учитывать значительное снижение уровня абсолютно здоровых студентов, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, изменение структуры хронической патологии, характеризующейся увеличением доли болезней органов пищеварения, зрения, опорно-двигательного аппарата (сколиозов, остеохондрозов, осложненных форм плоскостопия), болезней почек и мочевыводящих путей. Кроме этого, падает уровень физической подготовленности к 4-му курсу у 65 % студентов, снижается посещаемость спортивных секций, пропадает желание участвовать в соревнованиях.

В данных условиях необходимо переосмысление значимости всех контрольных упражнений на максимальное количество выполнений, на максимальную скорость выполнения и переориентацию на правильную технику выполнения, коррекцию телосложения, обозначение укрепляемых мышц, особенностей выполнения в свободное время. Так нами предложено упражнение - приседание с грифом штанги (бодибаром, гимнастической палкой), становая тяга с тем же отягощением, жим штанги лежа с минимальным весом, выполняя десять повторений, при этом оценивается согласованность движения, траектория, правильность исходного положения и др. Также высокий интерес среди студентов вызвали статические упражнения «планка» и «статическая сила ног», которые характеризуют статическую выносливость мышц, способность к межмышечной координации, с акцентированием на укрепляемых мышцах, коррекции «проблемных» зон, значимости чередования динамических и статических упражнений, доступности выполнения в домашних условиях.

Контрольные упражнения.

Упражнение «планка» (с), характеризующее способность мышц к интенсивной статической нагрузке, с акцентом на мышцы брюшного пресса; исходное положение - упор лёжа на предплечьях с фиксацией этого положения «до отказа», ошибкой при выполнении упражнения является «прогиб» в пояснице. Статическая нагрузка в упражнении «планка» позволяет укрепить глубокие мышцы брюшного пресса, мышцы стабилизаторы туловища, дельтовидную мышцу и двуглавую мышцу плеча, мышцы ног.

Выпрыгивание из положения присед (кол-во раз), контрольное упражнение, оценивающее способность к «взрывной» физической нагрузке, оценивает скоростно-силовые качества, способность к анаэробной физической нагрузке. Исходное положение - полный присед на носках, пальцы рук на полу, по команде «старт» выполнить выпрыгивание вверх с фиксацией ладоней в хлопок над головой, носки полностью отрываются от пола, полное разгибание ног в коленных суставах затем вернуться в исходное положение.

Упражнение «статическая сила ног» (с), характеризует статическую выносливость мышцы ног, общую кондиционную подготовленность, исходное положения сидя, прикасаясь спиной к стене, при этом ноги согнуты под углом 90 градусов, так называемый «стул», руки вытянуты перед собой, студент фиксирует это положение «до отказа». В упражнении укрепляется четырехглавая мышца бедра, полусухожилья, полупоперечная, двуглавая мышца бедра, ягодичная и др.

Подъем грифа над головой на время (кол-во раз), упражнение оценивает скоростно-силовые качества, силу мышц большой грудной, дельтовидной мышц, взрывную силу рук и плечевого пояса; в исходном положении стоя, гриф 15 кг (юноши), бодибар 7 кг (девушки) на груди, выполнить подъем штанги над головой, полностью разгибая руки, реализуется максимальное количество подъемов за 1 мин. В упражнении укрепляются большая грудная мышца, дельтовидная, большая и малая круглая, широчайшие мышцы спины, трапециевидная и другие мышцы.

Приседания с грифом штанги на плечах (балл), упражнение позволяет оценивать координацию при выполнении приседа, физическое качество сила, упражнение выполняется с грифом штанги 20 кг (юноши), девушки бодибар 10 кг, при этом гриф устанавливается на стойки, атлет подходит к стойкам располагает гриф за головой на плечах в зоне 6-8 шейного позвонка, отходит от стоек со штангой и приседает 10 раз (бедро параллельно полу). Оценивается координацию движений, угол сгибания ног, правильность положения спины и поясницы, согласованность движений, устойчивость исходного положения. Студентки специальной медицинской группы выполняю упражнение с бодибаром 5 кг (0-10 баллов).

Жим штанги лёжа на горизонтальной скамье (балл), упражнение оценивает технику выполнения базового упражнения атлетической гимнастики, физическое качество сила, укрепляет большую и малую грудную и другие мышцы. Из исходного положения - лёжа на горизонтальной скамье, стопы на полу, в пояснице небольшой «прогиб», гриф штанги вертикально на уровне глаз студента, хват шире уровня плеч (по специальным делениям на грифе штанги). Гриф снимается со стоек, опускается до уровня груди и выполняется жим до полного выпрямления рук с весом отягощения 40 кг (юноши) и 10 кг (девушки, СМГ - 7 кг), выполняется 10 повторений. Эксперты оценивали по 10 балльной системе угол сгибания рук, правильность траектории движения, правильность всех фаз жима и правильного дыхания, темп выполнения (0-10 баллов).

Становая тяга (0-10 баллов). Исходное положение - широкая стойка, выполняется тяга (бедро параллельно полу), штанга 30 кг (юноши) и 7 кг (девушки), 10 повторений. Оценивается согласованность, правильное положение спины, траектория движения грифа, техника дыхания, угол сгибания ног.

Базовое упражнение кроссфита «берпи» (кол-во раз) оценивает скоростно-силовые качества, координацию, «взрывную» силу мышц ног,

способность к анаэробной физической нагрузке. Из исходного положения -основная стойка выполняется положение упор присев, далее «прыжком» принимается положение упор лежа с последующим «отжиманием» и снова упор присев и последующее выпрыгивание вверх с хлопком над головой, при выполнении прыжка вверх носки полностью отрываются от пола, полный разгиб ног в коленных суставах.

Преобразование учебного процесса (дисциплина «Физическая культура»), применение средств фитнеса и его компонента атлетической гимнастики позволили повысить подготовленность юношей и девушек по всем контрольным упражнениям (Р<0,05) в течение 2015-2017 уч.гг. (табл.). В эксперименте выявлено, что представители экспериментальной группы, занимающиеся по инновационной программе на основе фитнеса, превосходят представителей контрольной группы практически по всем контрольным упражнениям. При этом достоверные межгрупповые различия результатов выявлены в упражнении «выпрыгивания из положения присед» (юноши), «вис на перекладине на прямых руках» (девушки), «прыжки на скакалке» (юноши и девушки), базовом упражнении кроссфита «берпи» (юноши), «жим штанги лежа» на технику выполнения (юноши), «подъем грифа над головой» за 1 мин (юноши), «статическая сила ног» (юноши и девушки) (табл.).

Динамика физической подготовленности студентов в эксперименте

Показатели Пол КГ ( X ±о) ЭГ ( X ±о)

2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г.

1. Выпрыгивания из и.п. присед (раз) Юн. 30,2±7,2 46,5±5,8* 29,4±8,4 60,9±5,1**

Дев. 17,5±4,2 32,7±6,1* 17,1±7,6 40,2±10,1*

2. Упражнение «планка» (с) Юн. 47,1±9,6 100,7±16,4* 45,3±10,8 115,3±15,0*

Дев. 34,6±10,8 78,2±15,2* 37,0±14,3 86,7±13,4*

3. Вис на перекладине на согнутых (юн.)/ на прямых руках (дев.) Юн. 28,8±7,1 46,6±12,2* 30,5±10,9 45,5±13,4*

Дев. 24,0±6,2 32,6±5,4* 24,6±13,8 48,1±10,1**

4. Прыжки на скакалке за 1 мин (раз) Юн. 92,7±19,3 123,0±16,5* 90,6±18,2 140,6±9,8**

Дев. 115,7±17,0 128,4±16,4* 115,4±14,8 142,6±9,8**

5. Базовое упражнение кроссфита «берпи» (раз) Юн. 12,1±4,4 18,1±6,4 13,4±4,5 25,4±3,8**

Дев. 7,5±4,0 12,4±3,9* 7,7±3,7 15,1±4,2*

6. Приседание со штангой 10 раз (балл) Юн. 6,9±0,9 8,0±1,2 6,7±0,9 9,2±0,7*

Дев. 5,4±0,9 8,0±0,7* 5,1±1,2 8,8±1,2*

7. Жим штанги 10 раз (балл) / жим бодибара Юн. 7,1±1,7 8,5±0,9 7,4±2,2 9,5±0,5**

Дев. 7,6±1,4 9,0±0,8* 7,6±1,3 9,1±0,9*

8. Подъем грифа над головой 1 мин (раз), дев. бодибар 7 кг Юн. 23,4±6,6 33,1±7,1 21,0±8,2 46,0±5,6**

Дев. 31,7±8,9 38,5±7,4 30,6±6,2 40,1±4,8*

9. Становая тяга 10 раз (балл) Юн. 6,5±2,0 8,9±1,1 6,2±1,7 9,3±0,5

Дев. 5,5±1,2 7,9±2,0 5,1±1,8 8,4±1,6

10. «Статическая сила ног» (с) Юн. 65,2±9,3 180,7±21,0* 67,6±17,4 220±22,3**

Дев. 45,0±10,8 120,5±16,1* 44,5±15,3 156,1±20,4**

Контрольные упражнения (жим штанги, приседания, становая тяга), акцентируемые на технику выполнения упражнений (балл), коррекцию телосложения, обозначение укрепляемых мышц, особенностей выполнения в домашних условиях, позволили переосмыслить предназначение физической культуры, ее средств для социальной и профессиональной деятельности, поэтому студенты отметили высокую практическую значимость таких упражнений, их варьирование, учитывая пол, подготовленность, имеющийся инвентарь, решаемые задачи занятия. Посещаемость занятий составила 73,1 %, практико-ориентированная составляющая учебных занятий увеличилась на 80 %. Внедрение новых упражнений, средств фитнеса, дифференцированных занятий фитнесом оказали достоверное влияние на физическую подготовленность. В дальнейшем необходимо разработать оценочные критерии для разработанных упражнений.

Список литературы

1. Алаев М.В., Титовский А.В., Лавриненко В.В. Кластеризация методических задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем образовании // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 3-10.

2. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов: учеб. пособие / Т.Н. Шутова [и др.]. М., 2016. 108 с.

3. Интеграция традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 19-22.

4. Кондраков Г.Б., Шутова Т.Н. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. матер. IV междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Том I. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. С. 504-509.

5. Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов / К.Э. Столяр [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 9-11.

6. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.С. 58-62.

Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-156@,rambler.т, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

NEW CONTROL EXERCISES THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

T.N. Shutova

A control and evaluation apparatus is proposed that takes into account the motivation, age, gender interests of young people and allows to improve the technique of performing basic fitness exercises for correcting the physique, forming competencies, and introducing them to competitive types offitness. Dynamics ofphysical readiness of students on the proposed control exercises is presented.

Key words: physical education, fitness, exercise control, students, athletic gymnastics.

Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University G. V. Plekhanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.