Научная статья на тему 'Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов'

Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23085
1418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ПРОГРАММА / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / КЛАССИФИКАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / FITNESS PROGRAM / FITNESS TECHNOLOGIES / CLASSIFICATIONS / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна

Продемонстрирована классификация фитнес программ и фитнес технологий в контексте их применения в физическом воспитании студентов. Раскрыты разновидности силовых, психорегулирующих, комбинированных, аэробных, узкопрофильных программ фитнеса, а также особенности спортивных, рекреационных и реабилитационных технологий, их адаптации для студентов разного уровня физической подготовленности, медицинской группы. Показаны результаты социологического исследования и уровень функционального состояния студентов в начале учебных занятий по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF FITNESS PROGRAMS AND TECHNOLOGIES, THEIR APPLICATION IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The classification offitness programs and fitness technologies in the context of their application in the physical education of students is demonstrated. A variety of power, psychoregulating, combined, aerobic, narrow-profile fitness programs, as well as features of sports, recreational and rehabilitation technologies, their adaptation for students of different levels of physical fitness, medical group are revealed. The results of sociological research and the level of the functional state of students at the beginning of the training sessions on physical culture are shown.

Текст научной работы на тему «Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов»

УДК 796.015

КЛАССИФИКАЦИИ ФИТНЕС-ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Т.Н. Шутова

Продемонстрирована классификация фитнес программ и фитнес технологий в контексте их применения в физическом воспитании студентов. Раскрыты разновидности силовых, психорегулирующих, комбинированных, аэробных, узкопрофильных программ фитнеса, а также особенности спортивных, рекреационных и реабилитационных технологий, их адаптации для студентов разного уровня физической подготовленности, медицинской группы. Показаны результаты социологического исследования и уровень функционального состояния студентов в начале учебных занятий по физической культуре.

Ключевые слова: фитнес-программа, фитнес-технологии, классификации, физическая культура, студенты.

Фитнес - это инновационное направление оздоровительной физической культуры, совокупность передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования способствующие оздоровлению, повышению физической работоспособности [4, 5]. Фитнес гарантирует разнообразные, эмоционально-привлекательные упражнения, адаптированные и вариативные программы, дифференцированные комплексы, учитывающие медицинскую группу здоровья и «фитнес-профиль», пол студентов. Фитнес отличается высокой эмоциональностью и оздоровительной эффективностью, что позволяет ему удерживать высокий рейтинг среди видов оздоровительной физической культуры. Основы теории и методики оздоровительных видов гимнастики и ее компонента фитнеса представлены в трудах Е.Г. Сайкиной, В.Д. Кряжева, В.И. Григорьева, В.И. Тхоревского, Э.Т. Хоули [4-7]. Фитнес относится к компоненту оздоровительной гимнастики (Менхин Ю.В.).

Фитнес-программа представляет собой специально организованную форму двигательной активности преимущественно оздоровительной или спортивной направленности. Оздоровительная направленность фитнес-программ связана с достижением и поддержанием должного уровня физического состояния. Программы классифицируются по целевому и возрастному признакам, технической оснащённости, функциональному воздействию. По функциональному воздействию наиболее интенсивные программы - кроссфит, функциональный тренинг, сайкл, слайд, беговые программы на кардиотренажерах, степ-аэробика, фитнес-аэробика. При этом следует отметить, что в системе физкультурного образования преподаватели достаточно часто сталкиваются с проблемой отсутствия оборудования и необходимого инвентаря для фитнеса, поэтому практически для всех залов будут приемлемы программы: бодибар-тренировки, занятия

на степ-платформе в различных форматах, гантельной гимнастики, круговой и интервальной тренировки, фитнес-йоги, кроссфита, пилатеса, mix-программ, комплексов с набивными мячами и др. [1-3].

Фитнес-программы отличаются инновационностью, интегратив-ностью, модификационностью, вариативностью, адаптированностью к различному контингенту занимающихся, эстетической целесообразностью, оздоровительной эффективностью. Фитнес-программы классифицируются как аэробные, силовые, смешенные, танцевальные, с элементами восточных единоборств, «bodyMind» (разумное тело) (Григорьев В.И.). В целом фитнес, его групповые программы следует классифицировать как базовые виды фитнеса, аквафитнес, ментальные виды фитнеса, танцевальные, MartialArts и другие (Лисицкая Т.С.). Также существует пять подходов при разработке фитнес-программ: эклектический (на основе культурных традиций), синергетический (интеграция, системность), традиционно -ориентированный, синтетический (традиции и инновации), диверсификационный (множественность вариантов одного вида занятий фитнесом). Анализ развития системы фитнес также позволил выделить следующие основные направления оздоровительной тренировки: групповые программы занятий, тренажёрные оздоровительные технологии, водные программы, спортивные игры, детская оздоровительная физкультура и другие программы.

Силовые программы:

- силовой урок без предметов и отягощений («фитнес-класс», «отжимания», приседания, восхождения на платформы 40, 50, 60, 70 см, «планка» и др.);

- силовые уроки с медболами, набивными мячами, гантелями, эспандерами, «бодибарами», штангой (pump);

- круговая тренировка (частично, кроссфит частично);

- интервальная тренировка (частично, интервалы силовой и комплексной направленности различной интенсивности, кроссфит);

- силовой урок на фитбол-мяче (в том числе с гантелями, мяч как отягощение, препятствие, оборудование);

- калланетика (на стыке силовых и психорегулирующих программ), пилатес.

Программы развития специальной выносливости:

- слайд-тренировка на специализированной платформе (имитация конькобежного спорта, относится к видам функциональной тренировки);

- сайклинг (спиннинг, развитие общей выносливости, имитация велосипедной гонки, имитация езды по равнине, в гору, в исходных положениях сидя и стоя);

- интервальная тренировка (чередование интервалов низкой, средней и высокой интенсивности, интервалов аэробной и силовой нагрузки, интервалов на силовых тренажерах и упражнений со свободными весами);

- круговая тренировка (функциональной направленности, прыжковой направленности, на тренажерах; круговая тренировка, решающая задачи укрепления определённых мышечных групп, тренировки статической и статодинамической направленности, тренировки с короткими интервалами отдыха; с анаэробной направленностью; на фитболах для специальных медицинских групп).

Многочисленные программы по оздоровительной аэробике:

- аэробика как функциональный тренинг (разновидности выпрыгиваний, имитации ударов, упражнений с гантелями 1-3 кг, приседаний); базовая (классическая) аэробика; степ-аэробика; аэробика с элементами единоборств («тай-бо»); танцевальная аэробика (хип-хоп, зумба, латина, модерн, фанк, стрип и др.); pamp-аэробика (с мини-штангами); боди-балет аэробика (с элементами балета); mix-программы по аэробике (смешанные программы); слайд-аэробика (на специализированной слайд платформе) и др.

Психорегулирующие программы: китайская гимнастика «тай-чи», оздоровительной ушу; классическая йога и «йогаробика», фитнес-йога; комплекс упражнений на растягивание (стретчинг); пилатес, калланетика (на стыке силовых и психорегулирующих программ).

Смешанные или комбинированные программы:

- часть занятия аэробика и круговая тренировка локальной или фронтальной направленности, элементы функционального тренинга;

- атлетическая гимнастика и элементы фитбол-гимнастики и кроссфит;

- спортивные игры как часть занятия и атлетическая гимнастика;

- mix-программы с гантелями, слайдами, core, Bosu, эспандерами

и др.

- «Фитнес класс» (частично): 1/3 аэробика, 2/3 силовые упражнения;

- бодифлекс и стретчинг, элементы пилатеса;

- TRX - комплекс, элементы кроссфита, гиревого спорта;

- Sinerdgi 360 (комплексная силовая установка, позволяющая моделировать разнообразные занятия, с разновидностями запрыгиваний; челночного бега, растягивая специализированную резину; ударов по «мешку» из единоборств, прыжком на мини батуте, упражнений с гирями 2-32 кг, канатами и др.).

- комплексы на bosu, core в спортивной тренировке спортсменов;

- фитнес-йога с элементами гантельной гимнастики (0,5-3 кг), пилатеса;

- программы на совершенствование равновесия, баланса, укрепления глубоких мышц, коррекцию фигуры с применением core, Bosu, спец. ковриков;

- «супер пресс», «идеальные ягодицы», «сильная спина», «грудь и спина».

Технологии в физическом воспитании студентов могут быть

различной направленности: физкультурно-оздоровительной, спортивно-тренировочной, лечебно-профилактической, психолого-педагогической. Фитнес-технологии подразделяются, как отмечает Е.Г. Сайкина, на образовательные, рекреационные, реабилитационные и спортивные [4, 5].Спортивные технологии, такие как кроссфит (высокоинтенсивные кардио- и силовые программы, на сегодняшний день проводятся соревнования по кроссфиту). Также к спортивным технологиям относятся занятия фитнес-аэробикой, которые получили значительное распространение во внеучебной и учебной программе по физической культуре для девушек, основное преимущество фитнес-аэробики - это значительное улучшение общей физической подготовленности и работоспособности, формирование культуры движений. Соревнования по фитнес-аэробике проводятся на вузовском, межвузовском, городском, региональном, федеральном и международном уровне, в трех номинациях (базовая аэробика, хип-хоп аэробика, степ-аэробика). Далее к спортивным направлениям следует отнести функциональный тренинг, с увеличением объема высокоинтенсивной аэробной нагрузки, «взрывных» упражнений, «ударных» упражнений, интервальной тренировки, упражнения «берпи», «планка» и многих других. Функциональный тренинг рекомендуется подготовленным студентам, студентам, выступающим за сборные команды, спортсменам для повышения специальной физической подготовленности.

Реабилитационные технологии включают в себя аквафитнес, аквааэробику, такие программы рекомендуются при восстановлении после травм и заболеваний, особенно опорно-двигательного аппарата, низком уровне физической подготовленности, и представителям специальных медицинских групп. Пилатес, стретчинг, фитнес-йога, калланетика, изотон, фитбол-аэробика, гантельная гимнастика (0,5-3 кг) локальной направленности, также относятся к реабилитационному направлению.

Рекреационные технологии в физическом воспитании студентов: многочисленные направления аэробики, смешанные программы, групповые силовые программы, комбинированные программы пилатеса и аквааэробики, атлетической гимнастики и аэробики, аквафитнес, сайкл программы, адаптированный кроссфит, ментальные виды фитнеса и др. Так, рекреационная деятельность состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных, досуговых программ с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда (учебы), устранение производственного напряжения, а также в необходимом повышении образовательного и духовного потенциала, восстановлениеи развитие физических сил человека.

Далее рассмотрим результаты социологического исследования, в котором приняли участие студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова (350 чел., 2017 г.), на тему «Фитнес и физическая культура, пути взаимодействия и улучшения спортивной формы студентов». Результаты анкетирования показали нам, что только 41 % студентов занимались или занимаются

фитнесом, 59 % никогда не занимались фитнесом. Исследование показало, что респонденты знают достаточное количество фитнес-направлений, видели информацию о них, так на первом месте, традиционно находится оздоровительная аэробика, которую отметили 74 % респондентов, на втором месте фитнес-йога - 63 % студентов, на третьем аквааэробика -59 %, далее шейпинг, кроссфит, фитнес-класс, пилатес, атлетическая гимнастика. Наименее известны студентам TRX-программы - 10 %, калланетика - 7 %, слайд-программы - 5 %. Также социологическое исследование показало, что оптимальными видами фитнеса для студентов являются бег - 19 %, аква-процедуры - 15 %, разновидности кардионагрузки - 15 %, аэробика - 12%, фитнес-йога - 8 % и др.

Помимо социологического исследования, рассмотрим результаты функциональной диагностики. В табл. приведены результаты обследования студентов на аппаратном комплексе «ESTECKSystemComplex», представлены значения основных показателей функционального и физического состояния студентов (основной и специальной мед группы). Диагностическая система, включает биоимпедансометрию, цифровой анализ пульсовой волны, цифровой анализ вариабельности сердечного ритма, с помощью перекрестного сканирования по шести каналам измерения.

Результаты функционального и физического состояния студентов

(в начале учебного года)

Показатели функционального и физического состояния Юноши (Х ±а) Девушки (Х ±а)

осн. гр. спец. гр. осн. гр. Спец. гр.

ЧСС (уд/мин) 83,3±19,1 88,2±15,3 83,8±11,9 94,7±16,4

Систолич. давление (мм рт.ст.) 124,8±13,0 125,8±7,2 115,5±7,2 117,8±10,8

Диастолич. давление (мм рт.ст.) 75,4±11,6 84,0±9,8 74,1±9,6 80,8±11,7

Внутриклеточная вода (%) 48,1±3,1 48,0±2,0 48,3±2,6 47,8±1,7

Внеклеточная вода (%) 50,3±9,3 52,0±2,0 51,7м±2,6 52,2±1,7

Общее количество воды (%) 59,5±3,3 60,9±3,7 55,6±2,3 54,7±2,7

Жировая масса (%) 17,7±5,3 16,9±5,1 23,4±3,9 26,0±3,6

Мышечная масса (%) 46,7±3,1 52,5±12,8 42,4±2,3 41,1±2,8

Индекс массы тела (усл. ед.) 22,6±2,4 21,4±3,1 20,4±2,0 21,6±2,4

Функциональное состояние (MAX балл) 89,4±6,3 89,4±6,7 94,5±6,8 88,7±10,0

Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое

отклонение.

Показатели (см. табл.) ЧСС у студентов основной медицинской группы соответствуют параметрам нормы (65-85 уд/мин), а представители специальной медицинской группы имеют учащение ЧСС, так у девушек 94,7 уд/мин и у юношей 88,2 уд/мин. Значения АД у юношей и девушек, как основной, так и специальной медицинской группы соответствуют

параметрам нормы (120/80 мм рт. ст.). Интегральная оценка функционального состояния свидетельствует о том, что как юноши, так и девушки имеют «хороший» уровень 88,7-94,5 баллов (90-100 баллов -«хороший» и 70-90 баллов «удовлетворительное» состояние). Вместе с тем, следует подчеркнуть, что на фоне хорошего общего функционального состояния студентов основной и специальной медицинской группы, реакция ССС на физическую нагрузку - низкий уровень, регуляция ССС у девушек на низком уровне, низкие значения ЖЕЛ у девушек, на основании чего необходимо моделировать фитнес-программы, особенно для девушек рекреационной направленности. Изучение компонентного состава тела показало, что у студентов 1-2 курса все показатели находятся в норме, не зависимо от медицинской группы.

Выводы: на основе полученного материала, моделирование фитнес-технологий для юношей основной группы может быть на основе спортивных, рекреационных фитнес-технологий (атлетическая гимнастика, кроссфит, функциональный тренинг, смешанные программы, ТЯХ), для юношей специальной группы рекреационных и реабилитационных технологий (аквафитнес, программы атлетической гимнастики, бильярд, круговая фитнес тренировка, гантельная гимнастика, адаптированные смешанные программы). Для девушек основной группы спортивные направления рекомендуются на втором году обучения, рекреационные направления в первый год, такие как аквааэробика, атлетическая гимнастика, степ-аэробика средней и низкой интенсивности, «тай-бо» средней интенсивности, смешанные программы; для девушек специальной группы - аквафитнес, бильярд, пилатес, йога, атлетическая гимнастика, фитбол гимнастика, стретчинг.

Исследование выполнено в рамках внутреннего гранта, финансируемого из средств РЭУ имени Г.В. Плеханова, по теме: «Синергия научных исследований по физической культуре, спорту РЭУ им. Г.В Плеханова и физкультурных вузов»

Список литературы

1. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов: учеб. пособие / Т.Н. Шутова [и др.]. М., 2016. 108 с.

2. Кондраков Г.Б., Шутова Т.Н. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. матер. IV междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Т. I. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. С. 504-509.

3. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры // Известия Тульского государственного

университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 77-84.

4. Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. С.6-10.

5. Сайкина Е.Г. Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. С. 890-894.

6. Тхоревский В.И. Теория и методика фитнес-тренировки / под ред. Д.Г. Калашникова. М.: Франтера, 2010. 212 с.

7. Хоули Т., Френкс Б. Оздоровительный фитнес: руководство инструктора оздоровительного фитнеса. М.: Олимпийская литература, 2010. 359 с.

Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-156@rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

CLASSIFICATION OF FITNESS PROGRAMS AND TECHNOLOGIES, THEIR APPLICATION IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

T.N. Shutova

The classification offitness programs and fitness technologies in the context of their application in the physical education of students is demonstrated. A variety of power, psycho-regulating, combined, aerobic, narrow-profile fitness programs, as well as features of sports, recreational and rehabilitation technologies, their adaptation for students of different levels of physical fitness, medical group are revealed. The results of sociological research and the level of the functional state of students at the beginning of the training sessions on physical culture are shown.

Key words: fitness program, fitness technologies, classifications, physical culture,

students.

Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tany-156@rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University G. V. Plekhanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.