REFERENCES
1. Vorotnoy, M.V. (2013), Management of musical art, Saint-Petersburg, planet music.
2. Kotler, F. and Sheff, J. (2004), All tickets are sold. Strategies for marketing the performing arts, Classic-XXI, Moscow.
3. Official website of Berkeley College, a master's curriculum, available at: http://valencia.berklee.edu/academic-programs/master-degrees/master-of-arts-in-global-entertainment-music-business/#.tab_courses.
4. Official website of Berkeley College, available at: http://valencia.berklee.edu/valencia-campus/about-us/.
5. Official website of Berkeley College, available at: http://valencia.berklee.edu/academic-programs/master-degrees/.
6. The official website of New York University, interview with Dr. Catherine Moore for the master's program, available at: http://steinhardt.nyu.edu/music/business/programs/graduate.
7. The official website of New York University, a master's curriculum, available at: http://steinhardt.nyu.edu/music/business/curriculum/graduate#musicbusiness.
8. Music manager: music management career education overview, available at: http://study.com/articles/Music_Manager_Music_Management_Career_Education_Overview.html.
Контактная информация: sziu@sziu.ru
Статья поступила в редакцию 29.12.2015
УДК 796.077.5
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА
Елена Олеговна Рыбакова кандидат педагогических наук, доцент,
Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский
Аннотация
Решающее значение в совершенствовании системы подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием имеет разработка новых подходов к содержанию, организации и дифференциации учебного процесса, стимулирующих активность студентов к совершенствованию профессиональных и общекультурных компетенций, повышающих интерес и сферы профессиональной деятельности. Применение фитнес технологий на сегодняшний день актуализировано и в спортивной практике, и в физическом воспитании образовательных учреждений, и в оздоровлении взрослого населения, что предопределило разработку программы подготовки студентов физкультурного вуза с применением средств фитнеса. Программа включает в себя атлетическую гимнастику, аэробику, аквафитнес, функциональный тренинг, детский фитнес, йогу, рекреационный фитнес.
Ключевые слова: профессиональное физкультурное образование, фитнес, фитнес технологии для различных категорий населения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p177-181
IMPROVING OF THE PROFESSIONAL EDUCATION FOR PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY'S STUDENTS BY MEANS OF FITNESS
Elena Olegovna Rybakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture
Annotation
The crucial value in the system of improving the preparation of the specialists with higher education in physical culture education is in creation of the new approaches to the content, organization and differentiation of the educational process, which raises their interest, stimulates students to develop their professional and cultural competences. Nowadays applying of fitness techniques is relevant for sport practice, physical education in the educational institutes and for adults to keep fit, which determines the developing of the program for preparing the students of Physical Culture University with use of the fitness techniques. The program includes gymnastics, aqua-fitness, functional training, children's fitness, yoga, recreation fitness.
Keywords: professional physical education, fitness techniques for different categories of people.
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта является задачей огромной социальной важности. Решающее значение в совершенствовании системы подготовки бакалавров с высшим физкультурным образованием имеет разработка новых подходов к содержанию и организации учебного процесса, предполагающих и стимулирующих активность студентов к повышению качества профессиональной подготовки.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и вне учебных занятий. Учебные занятия проводятся в виде: теоретических, практических, контрольных, учебно-тренировочных занятий, индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий и консультаций. Также организуются самостоятельные занятия под контролем преподавателя. Все эти формы занятий не учитывают индивидуальные особенности занимающихся и тем более не учитывают их интересы и приоритеты, тем самым способствуют снижению мотивации студентов к занятиям. В данном контексте становиться актуальным включение в образовательный процесс студентов физкультурного вуза средств фитнес технологий [2].
Фитнес-технологии - это совокупность научно обоснованных способов и методических приемов, нацеленных на повышение оздоровительного процесса, удовлетворение потребностей студентов в двигательной активности. Они обеспечивают положительные эмоции студентов, удовлетворение их потребностей в укреплении здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, социальной успешности (В.И. Григорьев, 2010) [1].
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в комплексном воздействии на моторику, гемодинамическую, дыхательную и нервную системы организма, профилактику различных заболеваний. Эмоциональность занятий обеспечивается не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, его танцевальной и игровой направленностью, но и необходимостью согласовывать свои движения с действиями партеров в группе, что также повышает интерес к занятиям (Е.М. Лахина, 2012). Это позволяет рассматривать фитнес как высокоэффективную систему оздоровительных занятий, направленных на улучшение физических кондиций, укрепление здоровья, гармоническое физическое развитие, а также повышение профессиональных компетенций студентов физкультурного вуза [3].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Нами разработана программа совершенствования профессиональных знаний и умений в области фитнеса, необходимых, и в спортивной практике, и в физическом воспитании образовательных учреждений, и в оздоровлении взрослого населения [4, 5]. Так на 1-2 курсах внедрены занятия по атлетической гимнастике, на 3 курсе аэробики, детского фитнеса и фитнес технологий для взрослого населения, на 4 курсе аквафитнес, функциональный тренинг, физическое воспитание старших школьников и студентов в условиях тренажерного зала, йога. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса заключалась в учете профиля подготовки студентов: спортивная тренировка, учитель физической культуры, физкультурно-оздоровительные технологии, адаптивная физическая культура. Педагогический эксперимент осуществлен на базе Чайковского государственного института физической культуры (Пермский край) с 2011 по 2015 учебный год, со студентами с 1 по 4 курс.
Цель исследования: совершенствование программы подготовки студентов физкультурного вуза с детализацией средств фитнеса в будущей профессиональной деятельности.
Средства преобразования профессиональной подготовки: фитнес программы в рамках дисциплины «физическая культура»; внедрение авторского алгоритма (Т.Н. Шутова, 2015) обучения в рамках краткосрочного курса «Фитнес»; проведение фитнес занятий на иностранном языке с целью детализации методики обучения и развития общекультурных компетенций (ОК-2, 17); проведение практических занятий непосредственно с дошкольниками, школьниками, студентами и взрослым населением (ПК 15-19); дифференциация подготовки для профиля спортивной тренировки, учителей физической культуры и других направлений физкультурного образования.
Подготовка на профиле спортивная тренировка отличалась изучением методики функционального тренинга для единоборцев, лыжников, представителей спортивных игр; применением фитнес тренировки с элементами единоборств («тай-бо»); методики занятий в тренажерном зале с учетом специфики спортивной деятельности в указанных спортивных специализациях; освоением стретчинга, аквафитнеса; проведением части тренировки на иностранном языке.
Особенности профиля физкультурного образования (учитель ФК) заключались в обучении методики занятий в тренажерном зале для учащихся 8-11 классов; содержании третьего урока по физической культуре на основе аэробики для девушек 7-11 классов; освоении фитнес комплексов с гантелями, скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами в рамках раздела гимнастики, общей физической подготовки, укреплении и коррекции нарушений осанки; обучении инструкторов по оздоровительной и фитнес аэробики для системы дополнительного образования; обучении методике детских фитнес занятий для дошкольников и младших школьников.
Для профиля адаптивная физическая культура акцент сделан на освоении методики оздоровительных занятий в воде; элементы йоги, пилатеса, стретчинга в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп; на обучении методике занятий в тренажерном зале при нарушениях осанки и зрения, при отклонениях в кардио-респираторной системе; на применении групповых программ низкой интенсивности с элементами гантельной гимнастики, оздоровительной аэробики, стретчинга.
Программа подготовки для профиля физкультурно-оздоровительные технологии отличалась методикой фитнес занятий для дошкольников, студентов и взрослого населения; содержанием занятий аквааэробикой и аквафитнесом для женщин, мужчин и подростков; внедрением практических занятий непосредственно в фитнес центрах; проведением занятий на иностранном языке в детализации и закреплении методики йоги, аэробики, функционального тренинга; организацией мастер классов по кроссфиту, пилатесу, атлетической гимнастике, гиревому спорту и другим.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный эксперимент (таблица 1) позволил повысить интерес и практическую значимость фитнес занятий студентов всех профилей.
Так студенты профиля спортивной тренировки высоко оценили значение атлетической гимнастики и силовой тренировки, при этом динамика среди всех студентов составила от 5,8 до 8,9 баллов, также будущие тренеры отметили функциональный тренинг в повышении общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Аэробика с элементами единоборств («тай-бо»), как указали будущие тренеры, может стать нестандартным средством повышения функциональной и физической подготовленности единоборцев. Будущие учителя физической культуры, также отдали предпочтение методике проведения занятий в тренажерном зале и оздоровительной аэробике (динамика всех профилей от 4,1 до 7,4 балла), они обозначили высокий интерес к разнообразным комплексам упражнений детского фитнеса, которые можно проводить в условиях уроков физической культуры и дополнительных занятиях в секциях.
Таблица 1
Средние результаты интереса и практической значимости фитнеса в подготовке
студентов всех про( шлей, в баллах, (X±c)
Этапы Атлетическая гимнастика Аэробика Аквафитнес Йога Детский фитнес
До 5,8±1,7 4,1±2,3 3,0±2,1 3,2±1,9 5,1±2,8
После 8,9±2,2 7,4±1,8 6,3±2,5 6,5±2,2 7,6±2,0
Интерес к детскому фитнесу среди всех испытуемых изменился от 5,1 до 7,6 баллов. Студенты освоили алгоритм проведения занятий в тренажерном зале для девушек и юношей, специальные упражнения для определенных мышечных групп, особенности дозирования нагрузки.
Представители адаптивной физической культуры обозначили аквафитнес как тренд фитнес направлений (среднее значение всех профилей от 3,0 до 6,3 баллов), а также атлетическую гимнастику и йогу (от 3,2 до 6,5 баллов). Опрашиваемые отметили, что освоили алгоритм комплексов упражнений при нарушениях осанки и других отклонениях в состоянии здоровья в условиях малого спортивного и тренажерного зала.
Будущие фитнес инструктора (профиль физкультурно-оздоровительные технологии) выразили желание увеличить мастер классы по инновационным методикам фитнеса с ведущими инструкторами города и края; высоко оценили практические занятия непосредственно со старшими школьниками и студентами младших курсов; отметили высокую степень закрепления методики занятия и развитии общекультурных компетенций средствами иностранных языков.
Следует отметить, что посещаемость занятий студентами всех специализаций повысилось на 12%. Это свидетельствует о том, что повысилась мотивация, а, следовательно, и заинтересованность студентов в комплексных занятиях фитнесом. Пропуски занятий по состоянию здоровья понизились с 6% до 3%, пропуски занятий без уважительной причине снизились с 12% до 3%. В заключении отметим, что разработана программа эффективна и способствует повышению качества профессиональной подготовки бакалавров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика : учебное пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010. - 228 с.
2. Кобылякова, Л.В. Внедрение теории и методики оздоровительного фитнеса в систему физического воспитания студентов / Л.В. Кобылякова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 4 (36). - С. 27-30.
3. Лахина, Е.М. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вузов / Е.М. Лахина, А.В. Козлов, Л.Н Малорошвило // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 36-39.
4. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского гос. унта. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 3. - С. 58-63.
5. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 4. - С. 70-77.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Malinina, S.V. (2010), Fitness culture of students: theory and practice: textbook, publishing house SpbGUEF, St. Petersburg.
2. Kobylyakova, L.V. (2014), "Introduction to the theory and methods of health fitness in physical education of students", Bulletin of the Altai Academy of Economics and law, No. 4 (36), pp. 27-30.
3. Lahina, E. M., Kozlov, A. V. and Maloroshvilo, L.N. (2012), "Fitness technologies as a component of physical education of University students", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 36-39.
4. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of sports high school by means of fitness", News of Tula state University. Physical culture. Sport, Vol. 3, pp. 58-63.
5. Shutova, T.N., Vetericyn, O.V., Veprikov, D.W. and Bodrov, I.M. (2015), "The content of athletic gymnastics and fitness in physical education students of special medical groups", News of Tula state University. Physical culture. Sport, Vol. 4, pp. 70-77.
Контактная информация: elenakova@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 08.12.2015
УДК 796.422
МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНОВ В БЕГЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Владимир Алексеевич Саватенков, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета (ВИСТЕХ филиал ВГАСУ)
Аннотация
Статья посвящена проблеме исследования эффективности тактических действий спортсменов в беге на выносливость. Авторами представлена методика, предназначенная для анализа тактических действий бегунов в процессе соревнований. Оценить эффективность тактических действий предлагается с помощью разработанного алгоритма, основанного на многомерном статистическом анализе параметров преодоления различных отрезков дистанции у финалистов международных соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира). В результате проведенного исследования были установлены новые данные, характеризующие соревновательную деятельность и специфические особенности ведения тактических действий в беге на 800 м. Применение данного подхода может быть использовано в практике подготовки бегунов на выносливость к ответственным соревнованиям для оценки тактических действий потенциальных конкурентов.
Ключевые слова: тактика, соревновательная деятельность, бег на выносливость.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p181-185
ANALYSIS AND EVALUATION METHODOLOGY FOR THE TACTICAL ACTIONS OF ATHLETES IN ENDURANCE RACE Vladimir Alekseevich Savatenkov, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical Education, Volgograd, Victor Stepanovich Yakimovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volzhskiy Institute of Constructing and Technology filial branch), Volgograd State Architectural University, Volgograd
Annotation
Article is dedicated to the study of the specific character of the tactical athletes actions for the endurance run. To estimate the competing activity and tactics of the athletes succeeded is possible with the aid of the developed approach, based on the intensified study of the total protocols and apportionments of the run of the finalists of the Olympic Games and world championships. The article presents the detailed description of the developed approach, algorithm and procedure of its use. As a result of the conducted investigation the authors established the new data, which characterize the competing activity and specific special features of the carried out tactical actions among the finalists in endurance run. The application of this approach can be used in practice for evaluating the tactical actions of rivals in the endurance run, with