plan effectively the health-improving program of students' training in a sports club in game sports. The typology of the directions of social animation based on the components of health is considered.
Key words: students, sports games, sports club, health program, recreational and animation approach.
Rodin Andrey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, department chair, rodin67@,bk, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,
Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Lyashenko Hristina Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Korostelyova Natalia, Alexandrovna, associate professor, korosteleva.natalija@, yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.035
ЗНАЧЕНИЕ ФИТНЕСА В РЕКРЕАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова
Исследование посвящено разработке путей совершенствования рекреационной подготовки будущих бакалавров по физической культуре, создан механизм обучения оздоровительной аэробике, атлетической гимнастике, детскому фитнесу, «фитнес-классу» в условиях краткосрочного курса обучения. Разработаны содержание занятий, учитывая профиль подготовки (спортивная тренировка, физкультурное образование и др.), модели фитнес-программ для будущего применения в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях, спортивных секциях. Показана эффективность фитнеса в повышении физической подготовленности, умении составить индивидуальную программу занятий и питания, решении ситуационных задач, проведении фитнес-занятия, знании видов рекреационной деятельности в будущей профессиональной деятельности бакалавров физической культуры.
Ключевые слова: фитнес, рекреационная подготовка, профессиональные компетенции, фитнес программы, бакалавры физической культуры.
Совершенствование подготовки квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта является задачей огромной социальной важности. Необходимость усиления профессионального образования будущих бакалавров физической культуры в области рекреации продиктована ее расширением в практике общеобразовательной школы, среднего и высшего профессионального образования; увеличением фитнес-и досуговых центров; применением фитнес-технологий в санаторно-курортном направлении, индустрии туризма, дополнительном образовании и спортивной тренировке [5, 8]. В настоящее время повсеместно проводятся детские досуги спортивной и оздоровительной направленности, групповые рекреационные занятия всех возрастов; секционные занятия по пилатесу,
йоге, аквааэробике, стретчингу, восточным оздоровительным системам; учебные занятия по физической культуре на основе оздоровительной гимнастики и ее компонента атлетической гимнастики, в том числе для обучающихся специальных медицинских групп. Однако система профессиональной подготовки будущих бакалавров физической культуры является недостаточно эффективной.
Система формирования профессиональных компетенций рекреационной направленности недостаточно формирует знания и умения будущих физкультурных кадров по программам оздоровительной тренировки и технологиям управления массой тела, а также не раскрывает пути, механизмы организации и проведения рекреационной деятельности, видов рекреационной работы в избранном виде спорта, профиле профессиональной деятельности [1, 3, 7].
Проблемная ситуация заключается в том, что выпускники физкультурных вузов имеют недостаточный опыт проведения индивидуальных занятий; не составляют программ питания, учитывая возраст, пол, уровень физической подготовленности занимающихся; не владеют технологиями построения личностно-ориентированных оздоровительных тренировок и моделей тренировок, уроков, досугов в условиях малого спортивного зала [3]. Каждый выпускник физкультурного вуза должен знать модель оздоровительного занятия, включая фитнес занятие, учитывая в первую очередь возраст и пол занимающихся, далее анализируя урочную и внеурочную форму занятий, после чего уровень физической подготовленности и медицинскую группу здоровья занимающихся, а также решаемые перспективные и краткосрочные задачи образовательного процесса.
ФГОС по рекреационной деятельности, предписывает реализацию программ оздоровительной тренировки для различного контингента обучающихся, включающих технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния (ПК-19); способность организовывать и вести рекреационную деятельность в организациях различного типа с учетом особенностей обучающихся (ПК-17); способность выбирать средства и методы двигательной рекреации для коррекции состояния обучающихся различного пола и возраста (ПК-18) (ФГОС от 2014 года, направление подготовки 49.03.01 Физическая культура).
В целом понятие «рекреация», образованное от латинского «гесгеайо», имеет несколько значений: восстанавливать, отдыхать, укреплять и др. Сегодня оно рассматривается в более широком смысле, и включает социальное, психологическое и биологическое содержание. Под рекреационной подготовкой бакалавра физической культуры, мы понимаем способность проводить разнообразные формы двигательной активности с различным контингентом населения, направленные на восстановление сил,
используя при этом современные физкультурно-оздоровительные технологии, фитнес-программы.
В настоящее время одной из наиболее распространённых направлений физкультурно-оздоровительных технологий является фитнес [4, 5]. Эффективность различных направлений фитнеса заключается в комплексном воздействии на моторику, гемодинамическую, дыхательную и нервную системы организма, профилактику различных заболеваний. Это позволяет рассматривать фитнес как высокоэффективную систему оздоровительных занятий, направленных на улучшение физических кондиций, укрепление здоровья, гармоническое физическое развитие, а также средство совершенствования профессиональных компетенций студентов физкультурного вуза [2].
Так физкультурно-рекреационная деятельность состоит в разработке и осуществлении развлекательных, игровых, оздоровительных, досуговых программ для различных групп населения с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда (учебы), устранение производственного (учебного) напряжения [6, 7]. Рекреационная деятельность в социологических и психологических исследованиях трактуется как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития.
Цель исследования: разработка путей совершенствования рекреационной подготовки будущих бакалавров физической культуры.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры», в котором приняло участие 85 студентов 4 курса (2016-2017 гг.). Рекреационная подготовка осуществлена в экспериментальной группе (ЭГ) в рамках вариативной дисциплины «Фитнес» (72 часа) и базовой дисциплины «Физическая культура» на основе атлетической гимнастики (72 часа). Контрольная группа (КГ) посещала другие курсы по выбору, «Физическая культура» осуществлена на основе традиционных видов спорта. Рекреационная подготовка в ЭГ детализировала последовательность, содержание, способы реализации, методы, формы обучения в будущей профессиональной деятельности. Так нами создан механизм обучения оздоровительной аэробике, атлетической гимнастике, детскому фитнесу, «фитнес-классу», в условиях краткосрочного курса обучения; разработано содержание занятий, учитывая профиль подготовки студентов (физкультурное образование, спортивная тренировка, менеджмент физической культуры и спорта, физическая рекреация, физкультурно-оздоровительные технологии и др.).
Нами разработаны модели фитнес-программ для будущего применения в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях, спортивных секциях [8]. Дифференциация и
индивидуализация образовательного процесса заключалась в учете профиля подготовки студентов: спортивная тренировка, учитель физической культуры, физкультурно-оздоровительные технологии, адаптивная физическая культура.
Элементы фитнес-программ на уроках по физической культуре: силовые уроки с медболами, набивными мячами, гантелями, эспандерами, «бодибарами», штангой (pump); урок, включающий часть занятия по аэробике и круговой тренировке локальной или фронтальной направленности, элементы функционального тренинга; силовой урок на фитбол-мяче; степ-класс. Основой модели занятия являются возраст обучающихся, их гендерная принадлежность, отношение к медицинской группе здоровья, возможности дифференцировать вес отягощения и решаемые задачи в повышении физических качеств.
Элементы фитнес-программ для будущих тренеров по видам спорта: круговая и интервальная тренировка с фитнес оборудованием для повышения общей физической тренировки; функциональная тренировка с весом собственного отягощения («берпи», выпрыгивания, разновидности восхождений, выпады, приседания и др.), с фитнес-оборудованием (гантелями, слайдами, core, Bosu, эспандерами, гирями 2-10 кг); атлетическая гимнастика и многие другие.
Подготовка на профиле спортивная тренировка отличалась изучением методики функционального тренинга для единоборцев, лыжников, представителей спортивных игр; применением фитнес-тренировки с элементами единоборств («тай-бо»); методики занятий в тренажерном зале, с учетом специфики спортивной деятельности; освоением стретчинга, аквафитнеса.
Особенности профиля физкультурного образования (учитель ФК) заключались в обучении методики занятий в тренажерном зале для учащихся 8-11-х классов; содержании третьего урока по физической культуре на основе аэробики для девушек 7-11-х классов; освоении фитнес комплексов с гантелями, скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами в рамках раздела гимнастики, общей физической подготовки, укреплении и коррекции нарушений осанки; обучении инструкторов по оздоровительной и фитнес аэробики для системы дополнительного образования; обучении методике детских фитнес занятий для дошкольников и младших школьников.
Для профиля адаптивная физическая культура акцент сделан на освоении методики оздоровительных занятий в воде; элементы йоги, пилатеса, стретчинга в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп; на обучении методике занятий в тренажерном зале при нарушениях осанки и зрения, при отклонениях в кардиореспираторной системе; на применении групповых программ низкой интенсивности с элементами гантельной гимнастики, оздоровительной аэробики, стретчинга.
Программа подготовки для профиля физкультурно-оздоровительные технологии отличалась методикой фитнес-занятий для дошкольников, студентов и взрослого населения; содержанием занятий аквааэробикой и аквафитнесом для женщин, мужчин и подростков; внедрением практических занятий непосредственно в фитнес-центрах; проведением занятий на иностранном языке в детализации и закреплении методики йоги, аэробики, функционального тренинга; организацией мастер классов по кроссфиту, пилатесу, атлетической гимнастике, гиревому спорту и др.
Результаты исследования. В табл. 1 представлены результаты физической подготовленности будущих бакалавров по новым контрольным упражнениям, расширяющим средства тестирования и диагностирования в будущей профессиональной деятельности. Бакалавры осваивают и выполняют сами контрольные упражнения, характеризующие качество выполнения силовых упражнений, способность выполнять статические упражнения, что достаточно редко применяется в подготовке физкультурных кадров.
Таблица 1
Результаты физической подготовленности будущих бакалавров
физической культуры
Контрольные упражнения Пол 2016 г 2017 г
( Х ±о)
Упражнение «Планка», с Юн. 115,3±15,0 152,9±16,1 *
Дев. 78,7±13,4 180±7,6*
Приседание со штангой 10 раз, балл Юн. 6,7±0,9 9,2±0,7*
Дев. 5,0±1,2 9,0±1,2*
Становая тяга 10 раз, балл Юн. 6,2±1,7 9,3±0,5*
Дев. 6,1±1,8 9,0±1,6*
Жим штанги лежа на горизонтальной скамье, балл Юн. 6,9±1,1 9,7±0,7*
Дев. 5,4±1,2 9,0±1,2*
Статическая сила ног, с Юн. 34,1±9,9 56,1±12,5*
Дев. 23,0±6,7 47,3±11,2*
Выпрыгивание из положения присед, кол-во раз Юн. 42,2±14,3 45,5±11,2
Дев. 32,2 ±12,5 39,1±8,1*
Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение, * - достоверность различий (Р<0,05).
В педагогическом исследовании (см. табл. 1) удалось значительно повысить уровень физической подготовленности будущих бакалавров, практически во всех контрольных упражнениях (техника выполнения базовых упражнений атлетической гимнастики, упражнение «Планка», выпрыгивания из положения присед, приседание со штангой, статическая сила ног и др. наблюдается достоверный прирост результата (р<0,05).
В табл. 2 представлены компоненты рекреационной деятельности и полученные результаты в течение одного учебного года (4-й курс).
Таблица 2
Результаты оздоровительно-рекреационной деятельности будущих
бакалавров
Компоненты рекреационной деятельности, КГ ( Х ±0) ЭГ( Х ±0)
балл 2016 г 2017 г 2017 г 2017 г
1. Организаторские способности 7,0±1,6 8,3±0,9 6,8±0,8 9,1±0,6*
2. Целеустремленность 7,2±0,5 8,3±0,6* 7,3±0,6 9,0±0,8*
3. Умение провести фитнес-занятие 5,6±0,7 6,8±1,0* 5,1±0,9 8,8±1,2**
4. Знания гендерных, возрастных, кондиционных особенностей при 6,4±1,3 7,9±1,6 6,0±0,8 9,2±0,6*
составлении занятия
5. Владение методиками по снижению массы тела 4,9±2,2 6,12±1,7 5,2±1,2 8,9±0,8*
6. Умение провести детский досуг 7,3±1,1 8,0±1,8 7,4±2,2 8,6±1,4
7. Умение составить индивидуальную программу занятий и питания 4,5±1,4 5,9±0,8 4,8±0,7 9,4±0,6**
8. Знания моделей рекреационных занятий
для дошкольников, школьников, студентов, взрослого населения, 6,5±0,7 7,9±1,0* 6,0±1,2 8,4±0,9*
занимающихся СМГ
9. Решение ситуационных задач по
подготовке программ с учетом АД, возраста, заболеваний, индивидуальных 7,6±1,2 8,3±0,6 7,0±2,0 9,4±0,4**
предпочтении, пола, группы здоровья
Проведенный педагогический эксперимент (см. табл. 2) выявил преимущество будущих бакалавров физической культуры экспериментальной группы в умении провести фитнес занятие (Р<0,05), умении составить индивидуальную программу занятий и питания, решении ситуационных задач по подготовке оздоровительных программ (Р<0,05). Полученный результат обеспечен разработанным нами механизмом обучения в условиях краткосрочного обучения, содержания занятий, их высокой практико- и личностно-ориентированной направленности. При этом практически на каждом занятии акцентировались виды рекреационной подготовки и фитнеса в будущей профессиональной деятельности.
В результате проведенного социологического исследования было установлено, что устойчивый положительный уровень мотивации к будущей профессии имеют 77,5 % студентов, регулярно занимаются фитнесом 23 % девушек и 60 % юношей. Наиболее интересными направлениями фитнеса для юношей являются силовой и функциональный тренинг (60 %), а также спортивные единоборства (20 %), девушки в свою
очередь выделяют такие направления как детский фитнес (46 %), силовой и функциональный тренинг (54 %), танцевальная аэробика (34 %) и пилатес (22 %). Важно отметить, что доминирующим мотивом в формировании у будущих бакалавров компетенций рекреационной направленности является обозначение моделей занятий и видов досуга в избранном профиле с детализацией комплексов упражнений, видов фитнеса для определенного возраста, пола, уровня подготовленности занимающихся. Краткосрочный курс обучения включал в себя алгоритмизацию урока физической культуры с элементами фитнеса для учащихся младших, средних и старших классов, умениями нестандартно применять волейбольные и баскетбольные мячи, набивные мячи, гимнастические палки, скамейки, обручи и др. Курс обучения оздоровительной аэробике заключался в умении выполнять базовые шаги, составлять координационные упражнения на 8 счетов, объединяемые в комплекс.
В табл. 3 продемонстрированы результаты профессиональной значимости освоения компонентов рекреационной деятельности.
Таблица 3
Профессиональная значимость освоения компонентов рекреационной деятельности в экспериментальной группе (балл, 4 курс)
Этапы Атлетическая Аэробика Аквафитнес Йога Детский
исследования гимнастика фитнес
( Х ±о)
До 5,8±1,7 5,1±1,3 3,4±0,5 4,6±0,9 5,1±2,8
После 9,1±1,0 7,4±1,8* 6,3±2,5* 6,5±2,2* 7,6±2,0*
Исследование показало (см. табл. 3), что в начале исследования будущие физкультурные кадры на низком уровне оценивают значимость компетенций по рекреационной подготовке. Так, атлетическая гимнастика по 10-балльной системе оценивается на уровне 5,8 балла, аэробика - 5,1, аквафитнес - 3,4, йога - 4,6 и детский фитнес - 5,1. В завершении исследования, студенты на высоком уровне оценили значимость и эффективность представленных пяти компонентов фитнеса в рекреационной подготовке, так высокую оценку получила атлетическая гимнастика - 9,1 балла, детский фитнес - 7,6 балла, аэробика - 7,4 балла.
Заключение: использование фитнеса в учебном процессе будущих бакалавров способствовало более эффективному генерированию компетенций рекреационной направленности. Педагогический эксперимент показал эффективность фитнеса в повышении физической подготовленности будущих бакалавров ФК, их умениях составить индивидуальную программу занятий и питания, решении ситуационных задач (составить содержание занятия, учитывая пол, возраст, группу
здоровья, интересы занимающихся, необходимость решить определенные задачи), проведении фитнес-занятия, знании видов рекреационной деятельности в будущей профессиональной деятельности бакалавров физической культуры.
Исследование выполнено в рамках внутреннего гранта, финансируемого из средств РЭУ имени Г.В. Плеханова, по теме: «Синергия научных исследований по физической культуре, спорту РЭУ им. Г.В Плеханова и физкультурных вузов»
Список литературы
1. Алаева Л.С. Показатели уровня сформированности структурных компонентов профессиональных компетенций в области оздоровительной аэробики для студентов физкультурных вузов // Физическая культура и спорт в системе образования: матер. XIII Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск: Сиб. Фед. ун-т, 2011. С. 431-436.
2. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12(130). С.177-181.
3. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 77-84.
4. Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. С. 890-894.
5. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 30-32.
6. Физкультурно-рекреационная деятельность: понятие, содержание, компоненты / М.А. Эльмурзаев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1(143). С. 227-232.
7. Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 153-156.
8. Шутова Т.Н. Новые контрольные упражнения в системе физического воспитания студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. С. 124-129.
Рыбакова Елена Олеговна, канд. пед. наук, доц., elenakova@,inbox.т, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры,
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-156@rambler.т, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
THE IMPORTANCE OF FITNESS IN THE RECREATIONAL TRAINING OF FUTURE
BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE
E.O. Rybakova, T.N. Shutova
The research is devoted to the development of ways to improve the recreational preparation of future bachelors in physical education, a mechanism has been created for teaching health aerobics, athletic gymnastics, children's fitness, and "fitness class," in a short-term training course. The content of the classes is developed, taking into account the training profile (sports training, physical education, etc.), models of fitness programs for future use in preschool, school, secondary and higher educational institutions, sports sections. The effectiveness of fitness in increasing physical fitness, the ability to compose an individual program of classes and nutrition, to solve situational problems, to conduct fitness classes, to know the types of recreational activities in the future professional activity of bachelors of physical culture are shown.
Key words: fitness, recreational preparation, professional competence, fitness programs, bachelors of physical culture.
Rybakova Elena Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University G. V. Plekhanov
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Н.Н. Чесноков, А.И. Замогильнов, Д.А. Володькин
Рассмотрено качество составленных олимпиадных теоретико-методических заданий и предложения по улучшению качества организации и условий для максимальной реализации участниками олимпиады своих возможностей.
Ключевые слова: олимпиада по предмету «Физическая культура», анкета, качество олимпиадных заданий, качество организации, апелляция, разбор олимпиадных заданий.
Олимпиадное движение по предмету «Физическая культура» набирает новые обороты. Так в 2016 году в г. Ульяновске в заключительном этапе XVII Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» приняло участие представители 65 регионов России. За этот период олимпиадным движением по предмету были охвачены практически все регионы России, которые ежегодно организуют и проводят региональные этапы олимпиады. К сожалению, не все регионы по разным причинам имеют возможности послать своих лучших представителей