Научная статья на тему 'Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве'

Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГТО / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ГТО / МОНИТОРИНГ / SCIENTIFIC AND METHODICAL MAINTENANCE / HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / READY FOR LABOR AND DEFENSE / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Людмила Николаевна, Кондаков Виктор Леонидович, Копейкина Евгения Николаевна

Рассматриваются актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО на разных уровнях образования. На основе анализа результатов анкетирования выпускников школ, студентов вуза и регионального опыта внедрения комплекса ГТО определяются технологические блоки его научно-методического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Людмила Николаевна, Кондаков Виктор Леонидович, Копейкина Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports Complex: Perspective and the Problem of Introduction in Regional Educational Space

In article some problems of introduction of the GTO complex are considered, results of questioning of graduates of schools and students of higher education institution are given.

Текст научной работы на тему «Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

TOPIC ISSUE

УДК 796:37.0-53.4(076.5) ББК 75.4(2Рос)

КОМПЛЕКС ГТО: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

Рассматриваются актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО на разных уровнях образования. На основе анализа результатов анкетирования выпускников школ, студентов вуза и регионального опыта внедрения комплекса ГТО определяются технологические блоки его научно-методического сопровождения.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение ГТО, здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, ГТО, мониторинг.

Актуальность. В современном образовательном пространстве состояние здоровья, физических кондиций, двигательной активности детей и молодёжи характеризуется устойчивыми тенденциями снижения показателей [1; 7; 8]. Становится очевидной необходимость поиска новых организационно-педагогических подходов, эффективных форм и технологий, направленных на совершенствование системы физического воспитания на всех ступенях образования, начиная с дошкольных организаций [2; 3; 5].

На наш взгляд, к числу таких неотложных и долгосрочных мероприятий относится внедрение комплекса ГТО [2; 3; 5; 6]. Новая система сдачи норм ГТО предусматривает одиннадцать возрастных групп и направлена на эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в гармоническом физическом развитии, укреплении здоровья, воспитании патриота и гражданина уже с шестилетнего возраста. Полагаем, что внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания детей и молодёжи будет важным этапом её развития, так как предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности, качества двигательных навыков [2; 3].

Заметим при этом, что в настоящее время в условиях стандартизации и преемственности всех ступеней образования отсутствуют нормативные показатели физической подготовленности выпуск-

ника детского сада к школе. Это не позволяет объективно оценить эффективность реализации образовательной области «Физическое развитие» на дошкольной ступени общего образования. Весьма сложно, из-за отсутствия нормативных требований, в создаваемой вариативной системе физического воспитания дошкольников сравнивать уровень их физической подготовленности в разных регионах России. Внедрение комплекса ГТО способствует разрешению обозначенных проблем.

Однако сам процесс внедрения комплекса ГТО в систему физического воспитания растущего человека требует разработки долгосрочных, научно-обоснованных мер, которые обеспечивали бы учёт состояния здоровья и физического развития детей и молодёжи, их интересов, реальных условий физического воспитания, а также мер, способствующих повышению готовности педагогов, родителей, самих обучающихся к реализации намеченных планов по внедрению ГТО [2; 4]. Это подтверждается результатами анкетирования школьников и студентов.

Цель и задачи исследования — выявление проблем внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях различного уровня.

Материалы и методы исследования. Преподавателями кафедры физического воспитания Белгородского государственного университета было проведено анонимное анкетирование

студентов 1-2-х курсов различных специальностей. В опросе принял участие 451 студент — из них 215 юношей и 236 девушек.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные опроса студентов показали неоднозначную ситуацию. О том, что такое комплекс ГТО и каковы его цели, не знают 4,7 % опрошенных студентов. Следует отметить, что большая часть таких студентов относится по состоянию здоровья к специальному учебному отделению (72,34 %), также в основном это девушки (87,23 %).

Анализ ответов на ряд вопросов показал, что в настоящее время у студентов нет стимула к подготовке к ГТО. Так 44,8 % респондентов основным препятствием для сдачи ГТО указали отсутствие желания. Большинство таких студентов обучается на 2-м курсе (31,7 %), вероятно, это связано с тем, что у молодых людей появляются новые интересы и увеличивается учебная нагрузка. Вместе с тем интерес к сдаче норм ГТО, судя по ответам опрошенных студентов, снижается по причине непонимания студентами перспективы дальнейшего применения полученных результатов (35,7 % всех орошённых). Студенты не видят необходимости в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом и считают, что комплекс ГТО на формирование здорового образа жизни никак не влияет (27,6 % опрошенных юношей и 44,9 % девушек). Лишь 17,3 % студентов считают необходимым изучение специальной литературы, 5,6 % — просмотр специализированных сайтов, 3,7 % — консультирование с педагогами по физической культуре, чтобы подготовиться к успешной сдаче норм ГТО. Только 9,3 % студентов связывают подготовленность к сдаче норм комплекса ГТО и свою успешность в будущей профессиональной деятельности (это в основном студенты специальностей «Таможенное дело» и «Юриспруденция», так как многим для карьеры необходима хорошая физическая подготовленность).

Ответы студентов на следующие вопросы позволили выявить самооценку уровня подготовленности к сдаче норм комплекса ГТО. Так, уровень своей физической подготовленности среди юношей на «отлично» оценили 36,2 % респондентов, «хорошо» — 32,8 %, «удовлетворительно» — 25,1 %, затруднились оценить свою физическую подготовленность 5,9 % опрошенных. У девушек были получены следующие результаты: на «отлично» свою физическую подготовленность оценили 29,4 %

респонденток, «хорошо» — 41,8 %, «удовлетворительно» — 21, 3 %, затруднились оценить свою физическую подготовленность 7,5 % девушек.

На вопрос о том, умеют ли студенты плавать, были получены следующие ответы: умеют плавать 66,4 % студентов и 54,3 % студенток. При этом среди неумеющих плавать большинство первокурсников, то есть в школьном возрасте по различным причинам они не приобрели жизненно необходимый навык. Одной из основных причин такие студенты назвали отсутствие в их населённом пункте бассейна (25,6 %).

Лыжной подготовкой владеют 47,7 % юношей и 34,5 % девушек. Однако дома лыжный спортивный инвентарь имеют лишь 38,9 % всех опрошенных студентов. Регулярно в зимнее время катаются на лыжах 36,2 % юношей и 28,7 % девушек. Это значит, что доля успешно сдавших нормы ГТО по лыжным гонкам будет очень низкий.

С навыками, которые необходимы для успешной сдачи норм ГТО по туризму, в полном объёме знакомы только 46,9 % юношей и 38,2 % девушек. Это свидетельствует о недостаточной распространённости этих видов спорта в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности.

Наиболее удручающая ситуация обозначилась при анализе ответов студентов о степени владения навыком стрельбы из винтовки. Так, подавляющее число респондентов обоих полов (76,1 % юношей и 89,5 % девушек) никогда не держали в руках стрелкового оружия. Относительно малое количество студентов (1,1 % юношей и 0,7 % девушек) когда-либо имело отношение к стрелковому спорту. Остальные студенты отметили, что имели возможность «пострелять» лишь изредка и в целях развлечения (в тире) или из охотничьего ружья.

Более оптимистично выглядят ответы студентов на вопросы, касающиеся степени владения техникой выполнения легкоатлетических дисциплин (88,7 % юношей и 87,4 % девушек) и гимнастических упражнений (79,5 % юношей и 86,4 % девушек). Могут указать на технические ошибки при выполнении того или иного испытания 60,4 % всех опрошенных студентов.

Известно, что без систематических занятий физической культурой успешно сдать нормы комплекса ГТО практически невозможно. Однако одних только занятий по предмету «Физическая культура» в учебных учреждениях явно недостаточно. Необходимо уделять время самостоятельным занятиям физическими упражнениями или спортом

14

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 1

[3]. Самостоятельно физической культурой занимаются 65,6 % опрошенных студентов. Среди тех, кто регулярно самостоятельно занимается физическими упражнениями, больше юношей (45,3 %), и если среди занятий у юношей преобладают определённые виды спорта, то девушки отдают предпочтение различными видами фитнеса.

Таким образом, анализ проведённого опроса студентов и опыта внедрения комплекса ГТО на Белгородчине обозначил ряд проблем, которые затрудняют процесс внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательную практику. Их преодоление возможно при создании системы научно-методического сопровождения.

Научно-методическое сопровождение внедрения комплекса ГТО мы рассматриваем как систему взаимосвязанных действий, мероприятий, направленных на оказание помощи участникам образовательных отношений в достижении его целей.

В качестве базовых компонентов процесса внедрения ВФСК ГТО в образовательных учреждениях мы выделяем пять технологических блоков:

1. Диагностический. Его задачи — в целях объективной оценки возможностей сдачи комплекса ГТО создание информационной базы здоровья, физического развития, физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, школьников, студентов. Особенно это актуально на дошкольной ступени образования. На основании анализа полученных результатов осуществляется подготовка решений, направленных на укрепление здоровья и физическое совершенствование воспитанников и обучающихся в образовательном учреждении, их непосредственная реализация. Определяются неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое развитие и здоровье детей и молодёжи. Осуществляется информирование всех субъектов образовательного процесса о результатах диагностики, полученных в ходе мониторинга. Безусловно, здесь возникает проблема с возможностями и условиями сдачи комплекса ГТО детьми с ограниченными возможностями здоровья, с проектированием индивидуальных программ подготовки их к участию в таких мероприятиях.

2. Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение. Предполагает разработку и утверждение нормативных документов по внедрению комплекса ГТО, мониторинг состояния и использования

материально-технической базы и предметно-развивающей среды образовательной организации для подготовки и сдачи комплекса ГТО, её пополнение. Как показало анкетирование студентов и школьников, дефицитными областями являются лыжная подготовка, обучение плаванию и стрельбе. Актуальным становится поиск возможностей решения обозначенной проблемы и оптимального использования для этого ресурсной базы всех образовательных учреждений региона.

3. Информационно-методическое обеспечение внедрения ВФСК ГТО (осуществление методического сопровождения педагогов и обучающихся по вопросам внедрения комплекса ГТО, обеспечение учебными пособиями, рекомендациями). Составляются планы мероприятий для обучающихся, воспитанников и родителей, даётся информация об их проведении.

4. Организационно-управленческий. Проведение массовых мероприятий физкультурно-оздоровительной, спортивной направленности, организация индивидуальной подготовки детей к сдаче норм ГТО.

5. Рефлексивный. Анализ и оценка результатов научно-методического сопровождения комплекса ГТО, коррекция намеченных планов.

На всех этапах подготовки и выполнения норм комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.

Вывод. Таким образом, с целью обеспечения системного подхода к внедрению комплекса ГТО в целостном педагогическом процессе образовательных организаций необходимо взаимодействие педагогических коллективов, учёных, общественности, медицинского персонала, а также взаимосвязь и согласованность в работе специалистов образовательных учреждений с семьёй, с детскими спортивными школами, оптимальное использование имеющихся в регионе ресурсов.

Список литературы

1. Аксёнова, Е. А. ВФСК ГТО как механизм приобщения обучающихся к здоровому образу жизни: федеральные проекты Минобрнауки России, реализуемые Институтом медико-биологических проблем РУДН [Электронный ресурс] / Е. А. Аксёнова, Е. С. Осокина, Т. О. Дегтярёва // Здоровье нации — основа процветания России : XI Всерос. форум. — URL: http://www.znopr.ru/files/ download/23f464981634212

2. Иванов, В. Д. ГТО — вчера, ГТО — сегодня, ГТО — завтра / В. Д. Иванов, А. Д. Горбачёва // Пед.

опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 495-498.

3. Полякова, В. Е. Правовое регулирование комплекса «Готов к труду и обороне»: история и современность / В. Е. Полякова, С. А. Ярушин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред. С. А. Ярушина, В. Д. Иванова. — Челябинск :Изд-во Челяб. гос. унта, 2015. — Ч. 2. — С. 141-147.

4. Постановление Правительства Белгородской области от 4 августа 2015 г. №2 293 «О поэтапном внедрении комплекса ГТО в Белгородской области».

5. Титова, С. А. Готов к труду и обороне: новое понимание известного бренда / С. А. Титова, С. А. Яру-шин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : ма-

Поступила в редакцию 23 января 2017 г.

териалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред.

C. А. Ярушина, В. Д. Иванова. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 1. — С. 16-19.

6. Указ о Всероссийском физкультурно-спортив-ном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // Президент России. — URL: http://www. kremlin.ru/news/20636

7. Ярцева, Н. В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в процессе физического развития дошкольников / Н. В. Ярцева // Пед. образование в России. —

2014. — № 12. — С. 204-206.

8. Kondakov, V. L. Causes of declining interest of students to employment physical education and sports [Электронный ресурс] / V. L. Kondakov, E. N. Kopeikina, N. V. Balysheva, A. N. Usatov,

D. A. Skrug // Physical education of students. —

2015. — № 1. — P. 22-30. — URL: http://dx.doi. org/10.15561/20755279.2015.0104

Для цитирования: Волошина, Л. Н. Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве / Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 13-17.

Сведения об авторах

Волошина Людмила Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, Россия. [email protected]

Кондаков Виктор Леонидович — доктор педагогических наук, профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, Россия. [email protected]

Копейкина Евгения Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 1, pp. 13-17.

Sports Complex: Perspective and the Problem of Introduction in Regional Educational Space

L. N. Voloshina1, V. L. Kondakov2, E. N. Kopeikina3

Belgorod State National Research University, Belgorod , Russia [email protected], [email protected], [email protected]

In article some problems of introduction of the GTO complex are considered, results of questioning of graduates of schools and students of higher education institution are given.

Keywords: scientific and methodical maintenance, health, physical development, physical fitness, Ready for labor and defense, monitoring.

References yushchihsya k zdorovomu obrazu zhizni: federal'nyye

proyekty Minobrnauki Rossii, realizuyemyye Institu-

L Aksy°n°va E.A, Osokina E.S., Degtyary°va TO. tom mediko-biologicheskih problem RUDN [The All-VFSK GTO kak mehanizm priobshcheniya obucha-

16

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 1

Russian Sports Complex «Ready for Labor and Defense» as a Mechanism for Introducing Students to a Healthy Lifestyle: the Federal Ministry of Education and Science of Russia Project, Implemented by the Institute of Biomedical Problems of RUDN]. Zdorov'ye natsii — os-nova protsvetaniya Rossii: XI Vserossiyskiy forum [Materials X of the All-Russian Forum "Health of the Nation — a Basis of Prosperity of Russia"]. Available at: http://www.znopr.ru/files/download/23f464981634212, accessed 10.06.2016. (In Russ.).

2. Ivanov V.D., Gorbachyova A.D. GTO — vchera, GTO — segodnya, GTO — zavtra ["Ready for Labor and Defense» Yesterday, "Ready for Labor and Defense" Today, "Ready for Labor and Defense" Tomorrow]. Peda-gogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika [Teaching Experience: Theory, Methodology, Practice], 2015, no. 4 (5), pp. 495-498. (In Russ.).

3. Polyakova V.E., Yarushin S.A. Pravovoye regu-lirovaniye kompleksa «Gotov k trudu i oborone»: isto-riya i sovremennost' [Legal Regulation of the Complex "Ready for Labor and Defense": History and Modernity]. Aktual'nyye problemy i perspektivy teorii i prak-tiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v 2 chastyah [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World: materials of All-Russian scientific-practical conference. In 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Part 2. Pp. 141-147. (In Russ.).

4. Postanovleniye Pravitel'stva Belgorodskoy oblasti ot 4 avgusta 2015 .№ 293 «O poetapnom vnedrenii kompleksa GTO v Belgorodskoy oblasti» [Resolution of the Government of Belgorod region from 4 August 2015

no. 293 "On the Gradual Introduction of Complex TRP in the Belgorod region"]. (In Russ.).

5. Titova S.A., Yarushin S.A. Gotov k trudu i obo-rone: novoye ponimaniye izvestnogo brenda [Ready for Labour and Defence: a New Understanding of Well-Known Brand]. Aktual'nyye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v 2 chastyah [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World: materials of all-Russian scientific-practical conference. In 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Part 1. Pp. 16-19. (In Russ.).

6. Ukaz o Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» [The Decree of the All-Russian Sports Complex "Ready for Labor and Defense"]. Prezident Rossii [The President Of Russia]. Available at: http://www. kremlin.ru/news/20636 (In Russ.).

7. Yartseva N.V. Vserossiyskiy fizkul'turno-spor-tivnyy kompleks «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v protsesse fizicheskogo razvitiya doshkol'nikov [All-Russian Sports Complex "Ready for Labor and Defense": the Process of Physical Development of Preschool Children]. Pedagogicheskogoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2014, no. 12, pp. 204-206. (In Russ.).

8. Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Balysheva N.V., Usatov A.N., Skrug D.A. Causes of Declining Interest of Students to Employment Physical Education and Sports. Physical Education of Students, 2015, no. 1, pp. 22-30. Available at: http://dx.doi. org/10.15561/20755279.2015.0104 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.