Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
организацию, администрирование, систематический спрос за результаты личной профессиональной подготовки, стимулирование военно-профессиональной подготовки курсантов, положительные примеры профессиональной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского составов и т.п.
К наиболее значимым внутренним мотивационным факторам относились следующие:
— стремление к овладению профессиональными знаниями;
— удовлетворенность выбранной профессией;
— стремление к военно-профессиональной деятельности;
— понимание значимости военно-профессиональной подготовки для будущей служебной деятельности;
— объективность самооценки уровня сформированности профессиональных знаний, навыков, умений и личностных качеств и др.
Это основные условия, средства и способы развития мотивации курсантов к военнопрофессиональной подготовке. Они реализовывались в ходе учебных занятий, служебных и воспитательных мероприятий с курсантами.
Таким образом, развитие мотивации курсантов к военно-профессиональной подготовке, является одним из путей совершенствования процесса военно-профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Богуславский, В. В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР. — М.: ВПА, 1988.
2. Муцынов, С. С. Педагогический юмор — дело нешуточное. — М.: ВПА, 1992.
Literature
1. Boguslavsky, V. V. Development and Formation of Cadets’ Study motivation at Higher Military Schools of the USSR Ministry of the Interior. — Moscow, 1988.
2. Mutsynov, S. S. Pedagogical Humor — It’s not a Joke. — Moscow, 1992.
УДК 796.0 А.Ф. Кузнецов*
Применение метода учебных проектов для формирования физической культуры личности у курсантов образовательных учреждений МВД России
В статье рассматриваются перспективы применения метода учебных проектов для формирования физической культуры личности у курсантов образовательных учреждений МВД России, представляются результаты экспериментальной проверки его эффективности.
Ключевые слова: учебный проект, физическая культура, курсанты образовательных учреждений МВД России.
A.F. Kuznetsov*. Application of the educational projects methods for the development of personal physical culture of cadets of educational institutions of the ministry of internal affairs of Russia. The article considers the prospects of applying the method of educational projects for the development of personal physical culture of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and presents the results of the experimental check of its efficiency.
Keywords: an educational project, physical training, cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
* Кузнецов, Анатолий Федорович, заместитель начальника кафедры, Омская академия МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник милиции. Адрес: Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7. Тел.: (3812) 75-01-80 (доб.4-34). Мб.: 8-913-966-31-58. E-mail: [email protected]
* Kuznetsov, Anatoly Fedorovich, the deputy chief of department, Federal public Educational Institution of Higher Vocational Education “The Omsk Akademy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation”, Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, colonel of militia. Address: Russia, 644092, Omsk, Komarova, 7. Ph.: (3812) 75-01-80 (4-34). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26 июня 2010 года.
В настоящее время стратегическим направлением совершенствования системы высшего профессионального образования в России является культуроцентристская парадигма, которая предусматривает формирование культуры личности обучаемого в процессе вузовского обучения. Методологической основой данного подхода являются работы В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, А.П. Валицкой, И.Е. Видт, Б.С. Гершунского, М.Н. Дудиной, А.С. Запесоцкого, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.В. Серикова, М.Н. Скаткина, Г.П. Щедровицкого, Е.А. Ямбург и др., посвященные разработке образовательных моделей, адекватных процессам становления культуры. Физическая культура является составной частью общей культуры личности, поэтому разработка образовательных программ, предусматривающих ее формирование у курсантов вузов МВД России, составляет весьма актуальное направление научного поиска.
Анализ литературы показывает, что образовательные модели, построенные в соответствии с общими закономерностями развития культуры, и в которых становление физической готовности курсантов к профессионально-служебной деятельности сочетается с формированием физической культуры их личности, могут быть весьма эффективными. В работах А.К. Белова, В.Н. Бородаенко, А.В. Аотоненко, А.В. Малиновского, И.В. Медведева, И.Л. Миронова, С.В. Науменко, В.А. Торопова, Ю.А. Умрихина, С.Д. Шамрая показаны возможности формирования в процессе физической подготовки ценностного отношения курсантов к физическому самовоспитанию, развития нравственной культуры, становления профессионально важных качеств.
Однако единые пути формирования физической культуры личности у курсантов вузов МВД России применительно к специфике процесса их профессионального образования пока еще окончательно не намечены, методы недостаточно эффективны. Дидактические разработки, предназначенные для совершенствования технологии обучения курсантов, чаще всего направлены на решение узких утилитарных задач и не в полной мере отвечают современным требованиям. При этом многие ученые отмечают, что поиск более активных подходов в обучении для формирования их готовности к службе в органах внутренних дел в настоящее время приобрел характер актуальной педагогической проблемы [1, 2]. Особенно остро в последнее время встал вопрос о необходимости разработки практико-ориентированных средств и методов обучения, подбора таких дидактических приемов, которые смогли бы максимально полно соответствовать условиям будущей профессиональнослужебной деятельности курсантов и слушателей [3, 4].
Для разрешения этой проблемы рассматриваются возможности применения методов проблемного, программированного, развивающего, контекстного, личностно-деятельного и других разновидностей активного обучения. При этом наиболее перспективными признаются методы и технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, из которых наибольший интерес представляет метод учебных проектов [5, 6, 7].
Анализ литературы показывает, что он является одной из наиболее перспективных технологий, реализация которой может позволить добиться заметного повышения результативности подготовки специалистов в вузах. В практике обучения иностранному языку, например, использование метода учебных проектов позволяет повысить эффективность усвоения курсантами учебного материала на 50-90% [8].
Однако в области физического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России данный метод практически не используется [8]. При изучении возможностей подбора более эффективных средств, методов и форм физической подготовки курсантов внимание ученых обращается к проектной работе очень редко. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможности применения метода учебных проектов для формирования физической культуры личности курсантов образовательных учреждений МВД России и разработать технологию его реализации.
В педагогике под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий» [10]; «некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или имеющих общую организационную форму деятельности» [11]; «завершенный цикл продуктивной индивидуальной или совместной деятельности» [12].
С психологических позиций проект, как правило, представляет собой событие в жизни его участников, связывается с чем-то неординарным, нарушающим привычный ход вузовской жизни. Участие в проекте всегда оставляет отчетливый эмоциональный след (например, чувство победителя, переживание радости творчества) за счет преодоления препятствий, прикосновения к новой деятельности, социального признания полученных результатов. Предполагается совместность действий с др. участниками проекта, сопереживание, сотрудничество, со-мыслие. Движущей силой педагогического проектирования является статусно-ролевое взаимодействие обучающихся для решения жизненных задач.
В целом проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую обучающимися работу, в которой общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Проектное обучение характеризуется построением учебного процесса в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучаемых, аксиологичностью и диалогичностью (взаимодействием преподавателя и студента для совместного поиска истины). В ходе учебных проектов проявляются высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность в учении, связь полученных знаний с реальной жизнью, самоконтроль, сознательная дисциплинированность.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Однако, наряду с положительными моментами, отмечаются и недостатки метода.
Результативность образования при использовании учебных проектов преимущественно связана с изменениями в мотивационной сфере участников, а научная сторона предмета обучения, глубина усвоения учебного материала остаются, как правило, на втором плане. Поэтому необходимо предпринимать специальные меры по расширению (углублению) предметных знаний или иных структурных элементов содержания.
В условиях групповой работы трудно обеспечить включенность каждого участника в проектные действия. Совместность форм социализации промежуточных и конечных результатов проекта может приводить к тому, что бездействие некоторых участников оказывается вне оценки.
Образовательное и воспитательное значение проекта сильно зависит от эффектности представления его промежуточных или итоговых результатов. Поэтому должно быть обеспечено достижение успеха [6, 7]. Кроме того, существенную трудность может составлять необходимость отказа педагога от главенствующей позиции и сохранении позиции консультанта.
Для изучения перспектив применения метода учебных проектов в целях формирования физической культуры личности курсантов образовательных учреждений МВД России было проведено экспериментальное исследование.
Цель исследования состояла в изучении эффективности применения метода учебных проектов для формирования физической культуры личности курсантов образовательных учреждений МВД России. Предполагалось, что в процессе работы над учебным проектом возможно будет создать условия для эффективного формирования у курсантов физической культуры личности.
Под физической культурой личности курсанта понималось целостное новообразование, включающее основанную на личностно принятых социально-духовных ценностях совокупность телеснодвигательных качеств и способностей, мотивационно-ценностных ориентаций и убеждений, а также приобретенную в результате творческой физкультурной деятельности систему знаний и умений, обеспечивающих самореализацию личности и достижение социально-значимых результатов в деятельности, связанной с выполнением обязанностей в обществе. Полагалось, что компонентами физической культурой личности являются мотивационно-целевой, ценностно-смысловой, когнитивный и деятельностный.
Организационную основу исследования составил процесс подготовки сборных команд Омской академии МВД России к межвузовским оперативно-тактическим учениям курсантов выпускных курсов образовательных учреждений МВД России, которые ежегодно проводятся Департаментом кадрового обеспечения МВД России. Всего было обследовано 92 курсанта, в период 2006-2010 гг. принимавших участие в подготовке к завершающему этапу учений.
По условиям учений курсанты состязаются в выполнении двух заданий: первое предусматривает работу в составе следственно-оперативной группы (далее — СОГ) по расследованию преступления; второе — выполнение составом СОГ упражнений служебно-боевой подготовки (марш-бросок с преодолением полосы препятствий и боевой стрельбой). А поскольку участие в учениях является обязательным для всех вузов системы МВД, то и результаты, показанные командами, рассматриваются как важный показатель, отражающий профессиональную подготовленность коллективов вузов. В соответствии с этим предполагалось, что могут быть сформированы личностно и социально значимые темы учебных проектов курсантов, связанные с подготовкой и представлением своего вуза в состязании с представителями других учебных заведений МВД России.
Тема учебного проекта, реализованного в рамках нашего исследования, предусматривала организацию подготовки и выступления сборной команды академии в этапе служебно-боевой подготовки межвузовских оперативно-тактических учений курсантов выпускных курсов вузов МВД России 2006, 2009 и 2010 гг. По роду деятельности обучаемых данный проект относится к практико-ориентированным, по доминирующему аспекту — к творческим, по предметно-содержательной области — к междисциплинарным, по количеству участников — к групповым, по характеру управления — к проектам с открытой координацией. Продолжительность работы групп над проектом в разные годы составляла от 3 до 5 месяцев.
Для обеспечения личностного принятия участниками темы проекта за основу был взят принцип «открытого доступа» и к работе приглашались все желающие. В процессе работы число участников постепенно уменьшалось: у кого-то изменились мотивы, кого-то отпугнули трудности, кто-то не нашел своего места в складывающемся временном творческом коллективе. Итоговая численность участников составляла 15-18 чел. Отбор в команду производился только на самом последнем этапе, непосредственно перед выездом к месту проведения учений.
Планирование осуществлялось с учетом имеющихся знаний и опыта участников: стратегия подготовки и ключевые вопросы оперативного планирования решались преподавателями-специалистами, полномочия в решении вопросов тактики действий, а также отдельные моменты текущего управления отдавались обучаемым. По мере наработки опыта и углубления предметных знаний круг полномочий обучаемых расширялся.
Обеспечивалось субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и обучаемых. Поскольку, как правило, никто из участников проекта не имел опыта занятий спортом, большое внимание уделялось консультативной помощи и, соответственно, образованию диалогических отношений, под которыми понималось создание условий для совместного проживания и переживания обучения [13]. Предпринимались меры для постепенного преобразования позиции «учитель — ученик» в позицию сотрудничающих людей: поощрялся обмен мнениями, совместный поиск решений, инициатива и творчество. Одобрялись желания внести вклад в общее дело, появление чувства ответственности перед
группой. Являясь организаторами такого общения, преподаватели в то же время выступали в качестве партнёров и людей, облегчающих диалог.
В основу плана подготовки была положена идея интегративно-целевого подхода к организации тренировок, когда отдельные направления и стороны подготовки реализуются таким образом, чтобы создавались оптимальные условия для их сочетания, когда последействие одних видов деятельности служит стимулом для повышения тренирующего эффекта других. Предусматривалось ступенчатое увеличение объема, интенсивности и координационной сложности нагрузки с учетом динамики развития приспособительных изменений в организме обучаемых, а также конкретные сроки выхода на контрольные рубежи для обеспечения преемственности между отдельными видами подготовки.
Перспективный план предусматривал три этапа, отличающиеся друг от друга преимущественной направленностью нагрузки. Первый этап отводился на развитие общей выносливости. Второй — решал задачу освоения таких уровней скорости бега и точности стрельбы, которые позволили бы успешно конкурировать с сильнейшими представителями других вузов. Третий — нацеливал на успешную реализацию наработанного потенциала, обеспечение гибкости и вариативности освоенных навыков, способности применять их в разнообразных условиях, умения противостоять воздействию сбивающих факторов. На всех этапах подготовки осуществлялся медицинский контроль.
Особое внимание при организации работы над проектом уделялось вооружению обучаемых положительным субъективным опытом проектной деятельности и обеспечению достижения успеха на промежуточных этапах подготовки. Все участники проекта в обязательном порядке сначала принимали участие в первенстве академии по летнему служебному биатлону, а затем в соревнованиях Омского регионального отделения ВФСО «Динамо» по служебному биатлону в зачет Спартакиады коллективов физической культуры органов безопасности и правопорядка Омской области. Результаты обсуждались в группе, выставлялись на Интернет-сайт академии.
Презентация результатов проекта производилась по факту выступления сборной команды академии в заключительном этапе учений. В 2006 г. он проводился на базе Московского университета МВД России, в 2009 — на базе Казанского юридического института МВД России, в 2010 — Тюменского юридического института МВД России.
Для определения результативности формирования физической культуры личности у курсантов регистрировалась динамика показателей, отражающих развитие физических качеств, овладение двигательными умениями и навыками (операционально-деятельностный критерий); уровень личностного принятия общекультурных и специфических ценностей (ценностно-смысловой критерий); уровень специфических знаний (когнитивный критерий); уровень потребностей в физкультурной деятельности и степень освоения умений привлекать личностные ценности в качестве эталонов в целостной структуре механизма внутреннего выбора (мотивационно-целевой критерий). Обследование производилось методом «срезов»: исходный уровень регистрировался перед началом работы над проектом, итоговый — по его завершению. Достоверность сдвигов оценивалась с помощью критерия Стьюдента. Для выявления долгосрочного эффекта проектной работы через 8 месяцев после ее окончания проводилось контрольное обследование. Кроме того, результаты занимавшихся по программе проекта (экспериментальная группа) сравнивались с показателями курсантов, которые обучались по обычной программе (контрольная группа).
Результаты исследования показали следующее.
У представителей экспериментальной группы (ЭГ) все показатели имеют отчетливо выраженную положительную динамику. Наиболее существенные сдвиги отмечены в результатах огневой подготовки: точность стрельбы из ПМ выросла на 47,3%. Из показателей физической подготовленности больше всего возросла выносливость в беге (15,1% — юноши, 19,3% — девушки), навыки преодоления препятствий (18,1%). Сила возросла на 13,4%; быстрота в беге — на 5,1% у юношей и 7,2% — у девушек. Все изменения статистически достоверны.
В принципе отмеченный прирост результатов вполне объясним большим объемом тренировочной работы и применением интенсивных методов спортивной тренировки, используемых в подготовке ЭГ. Однако хорошо известно, что прямое внедрение спортивных технологий в практику учебного процесса вуза не дает положительного эффекта, поскольку мотивация курсантов к учебным занятиям имеет существенные отличия от мотивации спортивных тренировок спортсменов [14]. И поиск путей адаптации современных систем тренировки высококвалифицированных спортсменов в практику физической подготовки сотрудников силовых ведомств сегодня привлекает внимание многих ученых [1, 2]. Поэтому можно полагать, что применение метода учебных проектов в процессе физической подготовки расширяет возможности использования спортивных технологий и позволяет эффективно формировать деятельностный компонент физической культуры у курсантов.
Для определения эффективности формирования ценностно-смыслового компонента физической культуры у курсантов исследовались изменения в системе общекультурных ценностей, общих ценностных предпочтений и смысложизненных установок. Результаты исследования показали, что за время работы над проектом такие типичные для современной молодежи приоритеты в системе жизненных ценностей как «здоровье»; «счастливая семейная жизнь»; «свобода и независимость в суждениях и поступках» уступают свои позиции. На первые места выходят «наличие хороших и верных друзей»; «максимальное использование своих возможностей, сил и способностей»; «внутренняя гармония, свобода от сомнений». Повышается значимость «творческой деятельности», и менее значимым становится «приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей». В системе
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
инструментальных ценностей на ведущие позиции выходят «трудолюбие, продуктивность в работе»; «самоконтроль и самодисциплина»; «терпимость к взглядам и мнениям других». Существенно повышаются представления о значимости исполнительности; умения здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения.
Особенно наглядно изменения в системе ценностных ориентаций видны при группировании ценностей по бинарным оппозициям (табл.1).
Таблица 1
Средние значения рангов по группировкам терминальных и инструментальных ценностей
до и после эксперимента
Группы ценностей До эксп- та (все) После эксперимента Группы ценностей До эксп- та (все) После эксперимент а
КГ ЭГ КГ ЭГ
Личной жизни 5,57 5,88 7,43 Профессиональной самореализации 14,80 12,40 11,20
Лично значимые 5,43 7,14 8,43 Общественно значимые 11,43 9,86 8,71
Пассивного созерцания 5,60 7,20 7,80 Активного миропреобразован ия 12,20 11,60 10,40
Самоутверждения 7,60 7,60 10,80 Принятия других 10,20 9,20 7,60
Профессиональн ые 8,80 10,2 0 6,40 Этические 11,50 10,50 9,33
Интеллектуальны е 9,60 9,80 8,40 Непосредственно- эмоциональные 8,60 10,60 11,00
И в ЭГ и в КТ ранги ценностей профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, уважение товарищей) сближаются с позициями ценностей личной жизни (здоровье, свобода от внутренних противоречий, материальный достаток, развлечения); общественно значимые ценности (общественное признание, счастье других людей) значительно меньше противостоят лично значимым; ценности активного миропреобразования (деятельная жизнь, познание, максимальное использование своих возможностей, развитие, творчество) существенно отвоевывают позиции у ценностей пассивного созерцания.
Ценности самоутверждения (независимость, твердая воля) перестают доминировать над ценностями принятия других (терпимость, заботливость, умение понять чужую точку зрения); ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, искренность, чуткость) — над интеллектуальными (широта знаний и взглядов, рационализм). Сохраняется приоритет ценностей профессионального мышления над ценностями этическими. Все отмеченные тенденции более отчетливо проявляются у курсантов ЭГ и имеют статистически достоверные различия с КГ (Р < 0,05 выделено шрифтом). В целом, развитие ценностно-смыслового компонента характеризуется принятием коллективизма, сотрудничества, творчества, утратой ведущих позиций индивидуалистических приоритетов, развитием рефлексивного сознания.
Для определения эффективности формирования мотивационно-целевого компонента физической культуры у курсантов изучалась мотивация учебной деятельности. Мотивация понималась как единая система, которая побуждается совокупностью внутренних (связанных с содержанием учебной деятельности) и социальных (связанных с потребностью занять определенную позицию в системе общественных отношений) мотивов, как особая сфера, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). При этом учитывалось, что мотивация учебной деятельности по физической подготовке у курсантов образовательных учреждений МВД России на старших курсах (начиная с 3-го), как правило, снижается, приобретая к 45 годам обучения характер актуальной педагогической проблемы [14].
В начальной стадии работы над проектом доминирующими группами мотивов у курсантов были следующие:
— познавательные мотивы, связанные со стремлением приобрести новые профессиональные знания; с совершенствованием в профессионально-важных разделах обучения (22,8%);
— профессиональные мотивы, связанные со стремлением к получению высококачественной подготовки к будущей служебно-профессиональной деятельности (19,6%);
— мотивы достижений, связанные с желанием утвердить себя как личность, со стремлением к повышению своего ролевого статуса в коллективе (18,5%);
— прагматические мотивы, связанные с получением определенных лично-значимых результатов; желание вести интересную, насыщенную событиями, активную жизнь; стремление с пользой занять свободное время, потребность не расставаться с другом и т.п. (13,0%).
Данная структура мотивации согласуется с данными Г.Д. Бабушкина, А. К. Марковой, О.В. Одеговой и др. и является типичной для современного студенчества. Мотивы физкультурной деятельности, физического развития в число доминирующих мотивов не вошли.
В процессе работы над проектом структура мотивации изменилась и на передний план вышли социальные мотивы. Их содержание составили: осознание значимости выполняемой задачи, чувство ответственности, долга; стремление защитить честь академии, показать высокий результат, оправдать надежды коллектива, доказать свою состоятельность. Регистрируется появление стремления успешно преодолеть все трудности, пройти испытание до конца. Также отмечается появление желания к приобретению высокого уровня физической подготовленности, такого уровня, который позволил бы и сейчас, и в дальнейшем в полном объеме решать все возникающие задачи. Изменение целевых установок и мотивов соотносится со временем начала этапа интенсивных тренировок в ЭГ. У представителей КГ таких изменений не зарегистрировано. На завершающих этапах проектной работы и непосредственно в период проведения межвузовских учений у курсантов прочно доминирует только один мотив — приложить все силы для достижения победы, полностью реализовать все то, что было наработано упорными и тяжелыми тренировками.
Данные факты согласуются с данными И. А. Зимней, которая показала, что интерес представляет только та работа, которая требует постоянного напряжения [15]. А поскольку необходимыми условиями для создания интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности является наличие материала, требующего напряжения и возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность [16], можно предположить, что эффективность формирования мотивационноцелевого компонента физической культуры личности у курсантов вузов МВД России объясняется реализацией данных условий при использовании метода учебных проектов в процессе обучения.
Общая культура личности зависит от степени осознания личностью своих потребностей. Потребности представляют собой состояние нужды живого организма в чем-то, находящемся за пределами его самого и необходимом для его существования. Определяя мотивы, они составляют органические предпосылки деятельности. Потребности могут быть постоянные и ситуационные, доминирующие и второстепенные, широкие по содержанию и узкие, развитые и неразвитые, осознанные и неосознанные.
Соответственно, физическая культура зависит от степени осознания личностью своих физкультурных потребностей. Л.И. Лубышевой показано, что основными физкультурными потребностями являются потребности в самоактуализации, самоутверждении и самовыражении; потребности в социальных связях и безопасности; а также физиологические потребности [17].
Каждый вид физкультурных потребностей по-разному формируется и удовлетворяется субъектом. Постоянные определяются долговременным, стабильным интересом, подкрепляемым активной деятельностью. Ситуативные возникают в случаях временных затруднений, соответственно их удовлетворение помогает разрешить сложившуюся проблему. Малоразвитые потребности характеризуются слабой мотивацией, нечеткостью в определении границ, спонтанностью и непостоянством, невозможностью ранжировать их по значимости из-за слабой связи с жизненными и профессиональными целями. Развитые потребности предполагают четкое осознание своих границ, необходимую их глубину (как теоретическую, так и глубину ретроспекции в изучении данной проблемы), ранжирование по значимости и по соответствию жизненным и профессиональным целям. Но самое главное качество развитых физкультурных потребностей — непрерывный характер и тенденция к усложнению, ибо каждая удовлетворенная потребность в физкультурной деятельности не ставит точку в этом вопросе, а влечет за собой новые нужды, разрешение которых вновь возводится в ранг потребности [18]. Развитость и степень осознания собственных физкультурных потребностей является одним из показателей развития физической культуры личности [19].
Для изучения уровня развития и степени осознания потребностей в физкультурной деятельности у курсантов Омской академии МВД России было организовано специальное исследование. Оно проводилось после возвращения курсантов с 7-месячной преддипломной практики в органах внутренних дел по профилю специальности, что составило 8 мес. после окончания работы над учебными проектами. Его результаты показали, что у представителей ЭГ работа над учебными проектами способствовала становлению постоянных развитых потребностей в физкультурной деятельности: 55,6% опрошенных показали, что во время стажировки изыскивали возможности и систематически самостоятельно занимались физическими упражнениями; 37,1% — что в силу ряда объективных причин занимались эпизодически, однако постоянно ощущали дискомфорт, который отождествляли с нехваткой двигательной активности; и 9,1% самостоятельно занимались эпизодически. Потребности представителей КГ в этот период составили эпизодические занятия физическими упражнениями.
Результаты исследования дают основание заключить, что применение метода учебных проектов в процессе служебно-боевой и физической подготовки обладает весьма высокой эффективностью в формировании физической культуры личности курсантов образовательных учреждений МВД России. В процессе работы над проектом обеспечивается высокий уровень физической подготовленности; формирование системы ценностей, основанной на принятии коллективизма, сотрудничества, творчества; повышение мотивации к занятиям по физической подготовке; становление постоянных развитых потребностей в физкультурной деятельности.
Педагогическими условиями эффективного применения метода учебных проектов для формирования физической культуры личности являются:
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
— обеспечение диалогичности процесса обучения путем вовлечения курсантов в интенсивную двигательную деятельность в составе малых групп, сформированных на основе принятых социально-и личностно-значимых целей;
— субъект-субъектное взаимодействие;
— оформление результата деятельности в виде значимого достижения;
— реализация комплексного, взаимосогласованного подхода к формированию всех компонентов физической культуры личности.
Для формирования физической культуры личности метод учебных проектов может применяться при подготовке курсантов к межвузовским оперативно-тактическим учениям, комплексным междисциплинарным занятиям и учениям, в процессе подготовки сборных команд по служебноприкладным видам спорта.
Список литературы
1. Горбатое, В. В., Науменко, С. В., Торопов, В. Л. Педагогическая система организации физического воспитания в образовательных учреждениях России / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2010. — № 1 (45). — С. 163-167.
2. Торопов, В. Л., Науменко, С. В. Роль и значение активного обучения в системе познавательной деятельности курсантов и слушателей / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.
- 2008. - № 4 (40). - С. 157-164.
3. Лмеяъчакое, М. Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. — 2007. — № 6. — С. 39-41.
4. Лупыръ, В. Г., Щипин, Л. М. Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 4 (35).
- С. 25 -27.
5. Заир-Бек, Е. С. Социально-педагогическое проектирование. — СПб., ИД «Петрополис», 2008. - 124 с.
6. Колесникова, М. Л. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.
8. Поеарисоеа, Е. Б., Четеерухина, Н. Л. Использование метода проектов на занятиях по иностранному языку в ВСИ МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы 15-й всеросс. научн.-метод. конф. — Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2010. - С. 270-274.
9. Якимоеич, В. С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования / / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы 15-й всеросс. научн.-метод. конф. — Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2010 - С. 42-47.
10. Морозоеа, О. П. Педагогический словарь-справочник : научное издание / О. П. Морозова.
- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — 270 с.
11. Радианое, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. — СПб., 1996.
12. Млъин, Г. Л. Проективное образование и реформация науки. — М., 1993.
13. Щедроеицкии, Г. П. Рефлексия и её проблемы / Г. П. Щедровицкий // Рефлексивные процессы и управление. — 2001. — № 1. — С. 47-55.
14. Кузнецое, Л. Ф. Повышение мотивации курсантов к практическим занятиям по физической
подготовке // Педагогический процесс в инновационных образовательных учреждениях : сборник науч. статей / отв. ред. Павлов И. В. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. — С. 70-75.
15. Зимняя, М. Л. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 384 с.
16. Бондаренко, С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классногрупповом и программированном обучении // Вопрос алгоритмизации и программирования обучения / под ред. Л. Н. Ланды. — М., 1989. — С. 265-261.
17. Лубышееа, Л. М. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. — 1997. — № 6. — С. 10-15.
18. Кръмоеа, М. Б. Культурология образования. — M.: Народное образование, 2000. — 272 с.
19. Матееее, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. — СПб.: Лань, 2004. — С. 42.
Literature
1. Gorbatov, V. V., Naumenko, S. V., Toropov, V. A. Educational System of the Organization of Physical Education in Educational Institutions of Russia // Bulletin of St. Petersburg University, Russian Interior Ministry. — 2010. — № 1 (45).
2. Toropov, V A, Naumenko, S. V. The Role and Significance of Active Learning in the Cognitive Activity of Students and Trainees // Bulletin of St. Petersburg University, Russian Interior Ministry. — 2008. — № 4 (40).
3. Amelchakov, I. F. Improvement of Vocational Training, Re-training and Advanced Training // Professional. — 2007. — № 6.
4. Lupyr, V. G, Schipin, A. I. The Theoretical Basics of Interdisciplinary Integration in Combat Training of Cadets // Psychology and Pedagogic in Law Enforcement. — 2008, № 4. — (35).
5. Zair-Bek, E. S. Socio-Pedagogical Design. — Saint-Petersburg, 2008.
6. Kolesnikova, I. A. Educational Design : textbook for Higher Schools. — Moscow, 2005.
7. New Pedagogical and Informational Technologies in Education : textbook for Higher Schools / E.S. Polat, ed. — Moscow, 2000.
8. Povarisova, E. B., Chetverukhina, N. A. The Use of Projects in Teaching Foreign Languages in the TNI Ministry of Internal Affairs of Russia // Training Personnel for Law Enforcement Agencies: Current Trends and Educational Technology : proceedings of the 15th scientific conference. — Irkutsk, 2010.
9. Yakimovich, V. S. System Design in Physical Education on the Basis of Personality-Oriented Education // Training Personnel for Law Enforcement Agencies: Current Trends and Educational Technology : proceedings of the 15th scientific conf. — Irkutsk, 2010.
10. Morozova, O. P. Pedagogical Reference Dictionary : scientific Publication. — Barnaul, 2000.
11. Radians, V. E. Special-Interest Pedagogical Design. — Saint-Petersburg, 1996.
12. Ilyin, G. L. Project Learning and Reformation of Science. — Moscow, 1993.
13. Shchedrovitsky, G. P. Reflection and Relating Issues // Reflexive Processes and Management. — 2001.
- № 1.
14. Kuznetsov, A. F. Motivating Students to Practical Training in Physical Education / Teaching Process in Innovative Educational Institutions : a Collection of Scientific Articles / Pavlov I.V, ed. — Cheboksary, 2010.
15. Zimnya, I. A. Educational Psychology : textbook for Higher Schools. — Moscow, 2005.
16. Bondarenko, S. M. The Problem of Developing Cognitive Interest in Classes, Groups and Programmed Instructions // Algorithmization and Programming Courses / L.N. Landa, ed. — Moscow, 1989.
17. Lubysheva, L. I. The Modern Value Potential of Physical Culture and Sport and Its Development in Society and Individual // Theory and Practice of Physical Culture. — 1997. — № 6.
18. Krylova, M. B. Cultural Education. — Moscow, 2000.
19. Matveev, L. P. Theory and Methods of Physical Culture : textbook for Special Higher Schools of Physical Education. — Saint-Petersburg, 2004.
УДК 355.1
А.П. Шарухин*, С.Ю. Шимко**
Педагогические инновации в боевой подготовке: сущность и характерные черты
В статье рассматриваются вопросы определения сущности и характерных черт педагогических инноваций как средства совершенствования боевой подготовки.
Ключевые слова: педагогическая инновация; боевая подготовка; характерные черты педагогических инноваций как средства совершенствования боевой подготовки.
A.P. Sharukhin*, S. Y Shimko**. Pedagogic innovations in combat training: essence and essential characteristics. The article gives the definition of the essence and the essential characteristics of pedagogic innovations as means of combat training improvement.
Keywords: pedagogic innovations, combat training, the essential characteristics of pedagogic innovations as means of combat training improvement.
* Шарухин, Анатолий Петрович, профессор кафедры военной педагогики и психологии СПб ВИ ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-16-10. E-mail: [email protected].
** Шимко, Сергей Юрьевич — адъюнкт 2 курса по кафедре военной педагогики и психологии СПб ВИ ВВ МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-16-10. E-mail: [email protected]
* Sharukhin, Anatoly Petrovich — the professor of the chair of military pedagogic and psychology of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
** Shimko, Sergey Yurievich — post-graduate military student 2nd course of the military pedagogic and psychology chair of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 5 октября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010