некоторые аспекты формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных учреждений мвд
россии
some aspects of forming needs for physical self-improvement at cadets of educational institutions of the ministry of internal affairs in russia
УДК [378.6:351.74].016:796(470)
Ю.В. МУХАНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России)
Y.V. MYKHANOV,
The teacher of the chair of physical training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
А.И. ТКАЧЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
A.I. TKACHENKO,
The candidate of pedagogical sciences, the senior teacher of the chair of physical training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
А.В. АПАЛЬКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России)
A.V. APALKOV,
The teacher of the chair of physical training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Аннотация: в статье дается характеристика потребностей и мотивов, раскрываются условия формирования у курсантов потребности в физическом самосовершенствовании в процессе проведения практических и самостоятельных занятий физическими упражнениями. Предлагаются основные методы и приемы, способствующие формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: потребности, мотивы, курсанты, физическая подготовка, физическое самосовершенствование.
Abstract: The article describes the needs and motives, and reveals the conditions of forming the physical needs of cadets in physical self-improvement in the course of conducting practical and self-dependent lessons of physical training. The article also offers the main types and methods
Проблемы правоохранительной деятельности 1’12
which help to form the physical needs of cadets’ self-improvement in the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: needs, motives, cadets, physical training, physical self-improvement.
Для того чтобы будущий специалист ОВД успешно выполнял свои служебные обязанности, одного желания, знаний, эрудиции, самоконтроля, коммуникабельности недостаточно. Наравне с высокой морально-волевой сферой, познавательной активностью для эффективной профессиональной деятельности сотруднику необходимы соответствующие физические качества.
Для решения обозначенной задачи параллельно с занятыми по специальности (уголовное право, административное право, трудовое право, гражданское право, юридическая психология и другие основные дисциплины) в практике физического воспитания образовательные учреждения МВД России используют средства профессионально-прикладной физической подготовки, с помощью которых, как показывает опыт, возможно сформировать у обучаемых необходимые психологические и физические качества [5].
Поэтому одним из важнейших направлений в системе образования МВД Российской Федерации является качественная подготовка сотрудников полиции, которая, в свою очередь, не может быть осуществлена без потребности в физическом развитии и самосовершенствовании самих занимающихся.
В процессе проведения лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплине «Физическая подготовка» важно формировать у каждого обучающегося потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями и спортом, развивать специальные умения и навыки, совершенствовать свои физические качества. Эта задача должна решаться как в процессе плановых практических занятий, так и самостоятельно.
Рассматривая деятельность курсантов вузов МВД России, можно отметить, что у большинства обучающихся нет потребности в систематических занятиях физической подготовкой и спортом. У некоторых нет желания, а иногда и времени заниматься самостоятельно физическими упражнениями и самосовершенствоваться.
Опираясь на знания о потребностях и мотивах, мы можем выявить особенности их формирования у курсантов вузов МВД России.
По мнению А.Н. Леонтьева, «Потребность
- это состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его». Потребность, как состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Она активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется, как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:
- биологические (витальные);
- информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
А. Маслоу выделил пять иерархических уровней потребностей:
- физиологические потребности (потребности в воде, пище, сексуальные потребности и т.п.);
- потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в физической и социальной безопасности, защите, стабильности);
- социальные потребности (потребности в общении, любви, принадлежность к группе и т.п.);
- потребности в уважении и признании (потребность в оценке другими, в престиже, уважении, признании профессиональной компетентности, привлекательности и т.п.);
- потребности в самовыражении и саморазвитии.
Курсанты, особенно первокурсники, не умеют работать самостоятельно, поэтому преподаватель должен направлять занимающихся и побуждать их к действию, к самостоятельной работе. Побуждение к действию, определяемое мотивом, называется мотивацией. Мотивация - это направленность к действию плюс энергетический компонент. Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность плюс мотив. Мотивы несут в себе действительную содер-тьной деятельности 1’12
жательную характеристику потребностей.
У мотива две функции:
- побуждающая, мотив направляет деятельность и связывает ее с потребностью;
- образующая, мотив связывает деятельность со смыслом.
Учебная деятельность курсантов вузов МВД России направлена на усвоение практических знаний, умений, навыков, развитие, саморазвитие и самосовершенствование личности, формирование всесторонне развитой личности. Она будет успешной, если организационные, педагогические и психологические факторы, среди которых важное место занимают личностные факторы, занимающихся будут взаимосвязаны между собой. Настоящий педагог должен уметь направлять и активизировать деятельность занимающихся не только на практических занятиях, но и в период проведения консультационной и самостоятельной работы.
Проблема потребностно-мотивационной сферы является актуальной для организации педагогического процесса в вузе, решающего задачи обучения, развития и всесторонней подготовки будущих специалистов.
Деятельность по формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов вузов МВД России необходимо строить с учетом того, что:
- потребность формируется и развивается вследствие целенаправленных воздействий;
- важным условием повышения эффективности педагогического процесса является наличие у курсантов устойчивой мотивации в физическом самосовершенствовании;
- в педагогическом процессе курсант выступает одновременно как объект воздействия, так и активный субъект данного процесса.
Деятельность профессорско-преподавательского состава по формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов вузов МВД России необходимо строить с учетом того, что:
- во-первых, изучение мотивации - это выявление её исходного уровня, реального состояния и возможных перспектив развития. Результаты изучения являются основой для планирования процесса формирования. В ходе формирования мотивации самообразования выявляются новые факторы, влияющие на нее. Поэтому подлинное изучение и диагностика должны проводиться именно в процессе формирования. Предметом изучения и анализа должны стать все ком-
поненты мотивационной сферы - мотивы, цели, эмоции. Следовательно, изучение и формирование мотивации самообразования занимающихся - это две стороны одного и того же процесса;
- во-вторых, формирование мотивации самообразования не преподнесение курсанту готовых (из вне задаваемых мотивов и целей), а создание условий и моделирование ситуаций, в которых бы желательные мотивы и цели складывались, осознавались и развивались с учетом имеющегося опыта и индивидуальности объекта воздействий. Все это должно стимулировать курсанта на саморазвитие, самосовершенствование. Таким образом, превращая его из объекта в активнодействующего субъекта педагогического процесса;
- в-третьих, процесс формирования мотивации самосовершенствования курсанта предполагает согласованную, спланированную работу всех участников педагогического процесса.
Деятельность курсанта как во время обучения в вузе, так и в дальнейшем предопределяется сформированной у него системой мотивов образования как основного вида деятельности. Следовательно, одной из важнейших составляющих проводимой профессорско-преподавательским составом учебно-воспитательной работы является формирование у курсантов потребности в физическом самосовершенствовании. Однако преподаватель физической подготовки одновременно и учит, и воспитывает курсантов, обращаясь к потребностно-мотива-ционной и ценностно-смысловой сфере их личности. В связи с этим сформированная активность и осознанность обучающихся, отсутствие у них должной мотивации может рассматриваться как важнейшее условие их самосовершенствования. Наиболее важным недостатком здесь можно считать формирование такого рода мотивации лишь в рамках физической подготовки, физкультуры и спорта.
Рассмотрим основные функции физической подготовки в формировании личности, средства и методы, способствующие формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов.
К основным функциям физической подготовки в формировании личности относятся: приобретение знаний, умений, навыков, развитие физических качеств, формирование мировоззрения и укрепление здоровья.
К основным методам и приемам, спо-
собствующим формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов вузов МВД России необходимо отнести:
- убеждение курсантов в значимости знаний, умений и навыков как для будущей деятельности, так и жизни в целом;
- использование личного примера и авторитета преподавателя;
- применение методов поощрения и наказания;
- разнообразие средств, форм и методов, используемых в физкультурно-спортивной деятельности;
- моделирование ситуаций на практических занятиях с использованием проблемного метода;
- формирование адекватной самооценки при планировании самостоятельных занятий;
- формирование мотивации на достижение успеха в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- развитие результативности в учебнотренировочной деятельности;
- формирование благоприятных межличностных отношений обучающихся между собой и преподавателем в учебных взводах;
- организация встреч с практическими работниками и постоянное увязывание изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью.
Наряду с положительными, есть факторы, влияющие с отрицательной стороны на процесс формирования у курсантов и слушателей потребности в физическом самосовершенствовании:
- во-первых, исключение из начальной
профессиональной подготовки на первых курсах практических занятий по физической подготовке;
- во-вторых, нерациональное распределение практических занятий в расписании на неделю, месяц и т.п.;
- в-третьих, слабая организация и недостаточный контроль со стороны курсовых офицеров самостоятельной работы обучающихся;
- в-четвертых, неравномерное распределение учебного времени в образовательном учреждении предмета физическая подготовка по годам на весь период обучения;
- в-пятых, учебная занятость;
- в-шестых, вредные привычки.
Итак, подводя итог всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: человек может и должен управлять своими потребностями, но для этого необходимо:
- обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни;
- постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения высшей и временной цели;
- каждое действие по удовлетворению потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков;
- формировать разумную волю, таким образом, чтобы была возможность устоять от соблазнов.
Перечисленные особенности, средства, методы и факторы показывают, что проблема формирования у курсантов вузов МВД России потребности в физическом самосовершенствовании сложна, многогранна и требует более детального рассмотрения.
Литература:
1. Антониковский, В. О. Организация и стимулирование самостоятельной физической подготовки курсантов в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук / В. О. Антониковский. - СПб., 2005.
2. Виленский, М. Я. Формирование потребности в физическом совершенствовании как психолого-педагоги-ческая проблема / М. Я. Виленский, А. П. Внуков // Физическая культура в научной организации учебного труда студентов педагогического института. - М., 1981.
3. Внуков, А. П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Внуков. - М., 1982.
4. Добротворская, С. Г. Ориентация студентов на здоровый образ жизни : дис. ... канд. пед. наук / С. Г. Доброт-ворская. - СПб., 2002.
5. Золотенко, В. А. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов ОВД / В. А. Золотенко, Ю. В. Муханов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2 (50).
6. Иваницкий, А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России : дис. ... д-ра пед. наук / А. Т. Иваницкий. - СПб., 2000.
7. Печенин, А. К. Особенности мотивации слушателей вузов МВД России к предстоящей профессиональной деятельности и пути ее коррекции : дис. ... д-ра пед. наук / А. К. Печенин. - М., 1997.
8. Путан, Л. Я. Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Л. Я. Путан. - СПб., 2003.
9. Шамрай, С. Д. Воспитание физической культуры у слушателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук / С. Д. Шамрай. - СПб., 2000.
References
1. Antonikovsky V.O. The organization and stimulation of self-dependent physical training of cadets in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Dissertation on the competition of graduate degree of candidate pedagogical sciences . - SPb., 2005.
2. Vilenskiy M.Y., Vnukov A.P. Forming of needs for the physical improvement as a psycho-pedagogical problem // Physical training in the scientific organization of academic work of students in pedagogical institute. - M., 1981.
3. Vnukov A.P. Formation of the need for physical self- improvement of students of pedagogical institutes: Abstract of thesis: dissertation on the competition of graduate degree of candidate pedagogical sciences. - M., 1982.
4. Dobrotvorskaya S.G. Orientation of students to a healthy lifestyle. Dissertation on the competition of graduate degree of candidate pedagogical sciences - SPb., 2002.
5. Zolotenko V.A., Mukhanov, Y.V. Features of the professionally-applied physical training of future specialists of the Organs of Internal Affairs. Vestnik. - SPb., 2011.
6. Ivanitsky A.T. Organizationally-pedagogical system of professional development and self-development of cadets (listeners) of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Dissertation on the competition of graduate degree of candidate pedagogical sciences. - SPb., 2000.
7. Pechenin A.K. Features of motivation of listeners of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs for the forthcoming professional activity, and ways of its correction: Abstract of thesis: Dissertation on the competition of graduate degree of candidate pedagogical sciences. - M., 1997.
8. Putan L.Y. The formation of the orientation of a healthy lifestyle among cadets in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Dissertation on the competition of graduate degree of candidate pedagogical sciences. - SPb., 2003.
9. Shamray S.D. Education of the physical culture for listeners of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Dissertation on the competition of graduate degree of candidate pedagogical sciences. - SPb., 2000.