Научная статья на тему 'Педагогическая программа эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина'

Педагогическая программа эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / КУРСАНТ / ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT / REQUIREMENTS / MOTIVES / CADET / PROGRAM / EDUCATIONAL ORGANISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муханов Ю.В., Лопатин И.И., Золотенко В.А., Устинов А.А.

В статье рассматривается программа эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, даются рекомендации по ее применению и использованию в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муханов Ю.В., Лопатин И.И., Золотенко В.А., Устинов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL PROGRAM OF EFFECTIVE FORMING OF REQUIREMENT IN PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT AT CADETS OF THE BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER I.D. PUTILIN

The article deals with the program of effective forming of requirement for physical self-improvement at cadets of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. The authors give the recommendations about its using in educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая программа эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ У КУРСАНТОВ БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА

THE PEDAGOGICAL PROGRAM OF EFFECTIVE FORMING OF REQUIREMENT IN PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT AT CADETS OF THE BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER I.D. PUTILIN

УДК 378

Ю.В. МУХАНОВ,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) muchanov555@yandex.ru

Y.V. MUKHANOV,

candidate of pedagogical sciences, (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

И.И. ЛОПАТИН

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 52-55-35

I.I. LOPATIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

\ г \ f^ik if

А ш k J уf *

В.А. ЗОЛОТЕНКО,

кандидат педагогических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России) (812) 730-26-64

V.A. ZOLOTENKO,

candidate of pedagogical sciences (St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

А.А. УСТИНОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) kazakustinov@gmail.com

A.A. USTINOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматривается программа эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, даются рекомендации по ее применению и использованию в учебном процессе.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическое самосовершенствование, потребности, мотивы, курсант, программа, образовательная организация.

Abstract: the article deals with the program of effective forming of requirement for physical self-improvement at cadets of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. The authors give the recommendations about its using in educational process.

Keywords: physical training, physical self-improvement, requirements, motives, cadet, program, educational organisation.

В процессе обучения в образовательных организациях МВД России преподаватели кафедры физической подготовки очень часто сталкиваются с проблемой неудовлетворительной физической подготовленности курсантов, их недостаточной мотивированностью и ориентированностью на достижение поставленной цели в процессе освоения предмета «Физическая подготовка».

В процессе анализа значительного количества научно-педагогической литературы была разработана экспериментальная педагогическая программа эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании и определен комплекс мероприятий с использованием системного подхода.

При разработке содержания экспериментальной программы нами была проанализирована рабочая программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» 2014 года по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация - административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация - деятельность участкового уполномоченного полиции, квалификация выпускника - юрист.

На основании исследования выявлено, что структура учебного процесса, направленная на совершенствование физической подготовленности курсантов, в малой степени направлена на формирование потребности в физическом самосовершенствовании, поэтому для активизации данного процесса нами была разработана экспериментальная педагогическая программа. Данная программа рассчитана на весь период обучения в институте.

В ходе внедрения данной программы в институте решались следующие задачи:

- изучение и анализ потребностей у курсантов;

- определение критериев эффективности работы по формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов;

- выявление основных мероприятий с участием профессорско-преподавательского состава, начальников факультетов и курсов, направленных на физическое самосовершенствование;

- апробация данной программы в ходе педагогического эксперимента.

В ходе экспериментальной работы были определены критерии и показатели сформированно-

сти потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов, а именно:

- ценность физического самосовершенствования; осознание связи физического самосовершенствования с учебными, служебными мотивами, личностным ростом, а также с базовыми, социальными и высшими потребностями;

- соблюдение режима дня, ежедневное выполнение утренней физической зарядки,воспитание дисциплинированности, формирование строевой выправки, осанки и аккуратности;

- знание основ физической культуры и физической подготовки, способов саморегуляции и самосовершенствования;

- практические умения и навыки выполнения боевых приемов борьбы;

- действия, оцениваемые с учетом нормативов по физической подготовке (контрольные нормативы - бег 100 м, кросс 1000 м, подтягивание на перекладине у мужчин и силовое комплексное упражнение у девушек).

Для получения полной и точной информации по каждому критерию применялась пятибалльная шкала оценок, состоящая из трех уровней: высокого - от 4.0 до 5.0 баллов; среднего - от 3.0 до 4.0 баллов и низкого - 0 до 3.0 баллов.

Диагностический этап проводился с 2014 по 2016 год в институте с курсантами первых и вторых курсов. Всего участвовало в исследовании двести шестьдесят два человека.

Для исследования сформированности потребности в физическом самосовершенствовании применялась подготовленная авторами анкета и адаптированные варианты методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Потребность в движении» Ю.М. Орлова, «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина. Использовались экспертные оценки начальников курсов, а также преподавателей, где рассматривались показатели успеваемости, дисциплинированности, отношение к службе и другие показатели, проводились индивидуальные и групповые беседы с курсантами.

Анализ и обобщение полученных данных показал, что у курсантов выявлена слабая потребность в укреплении здоровья, телосложения, развитии физических качеств, достижении успехов в учебной, служебной деятельности и

личностном развитии. На основе полученных данных была разработана педагогическая программа эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов, направленная на решение пяти задач:

- формирование правильного отношения к физической культуре, физической подготовке и спорту;

- выработка способов самоорганизации;

- формирование направленности на здоровый образ жизни;

- подготовка к будущей профессиональной деятельности и семейной жизни;

- просвещение постоянного состава в области эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании.

Процесс формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов основывается на изменении уровня самооценки и саморегуляции личностных и профессиональных качеств, самопознании, овладении необходимыми умениями и навыками, отвечающими требованиям профессии сотрудника органов внутренних дел и направлен на самосовершенствование его личности.

Данная педагогическая программа была реализована в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. Для эксперимента были созданы экспериментальная и контрольная группы, которые состояли из курсантов 1 и 2 курсов. Экспериментальная группа - 137 курсантов, контрольная - 125. Работа в контрольной группе велась по традиционной программе. Процесс отбора курсантов в экспериментальные и контрольные группы состоял из двух этапов -предварительного и основного.

На предварительном этапе проводился отбор курсантов в экспериментальные и контрольные группы методом распределения по учебным взводам. В экспериментальной группе содержание педагогической программы раскрывалось на лекционных, семинарских, факультативных и практических занятиях по дисциплинам «Физическая подготовка», «Педагогика в деятельности сотрудников ОВД», «Огневая подготовка» и других предметах. В учебный материал по определенным темам включались сведения, раскрывающие взаимосвязь потребностей физического самосовершенствования с системой базовых, социальных и высших потребностей жизнедеятельности человека, а также с системой мотивов учебной, служебной деятельности и личностного развития. В процессе лекционного материала, семинарских, факультативных и практических занятий по физической подготовке, на заседаниях предметно-методической секции и научного кружка, при проведении различных воспитательных и

спортивно-массовых мероприятий, во внеурочное время применялся метод наблюдения, где уделялось внимание высказываниям курсантов о планах на будущее, ценностных установках и т.п. Данный метод применялся на протяжении всего эксперимента.

Среди документов, которые подвергались анализу, были журналы учебных взводов, курсовые журналы наказаний и поощрений, анкетные данные курсантов, которые были заполнены на первом году обучения. При анализе документов учитывалось состояние служебной дисциплины, соблюдение режима дня, осанка и строевая выправка, успеваемость, выполнение контрольных нормативов по физической подготовке. В качестве экспертов выступали начальники факультетов, курсов, профессорско-преподавательский состав, оценки которых позволяли получать и уточнять данные, а также всесторонне оценивать поведение курсантов.

На основании технологии «Малых шагов» осуществлялся подбор индивидуальных программ физического самосовершенствования курсантов в соответствии с их физическим развитием; вводилась система рейтинговой оценки.

Проводились занятия в рамках предметно-методической секции для подбора методик построения практических и самостоятельных занятий по физической подготовке, выработки навыков ведения самостоятельной физической активности в спортивных секциях, правильного подбора питания в период занятий спортом и повышенной физической активности, организации быта, труда и отдыха, соблюдении режима дня.

Для формирования морально-волевых качеств курсантов использовался метод моделирования ситуаций, направленный на формирование и совершенствование двигательных качеств и навыков, необходимых в экстремальных ситуациях, практических навыков использования боевых приемов борьбы в условиях, максимально приближенных к ситуациям задержания правонарушителей с использованием специальных средств и табельного оружия.

В исследовании показано, что формирование потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов в своей основе направлено на их физическое развитие, укрепление здоровья, профессиональное долголетие, борьбу со стрессами, повышение значимости мотивов учебной, профессиональной и служебной деятельности, а также семейной жизни и личностного роста. Потребность в физическом самосовершенствовании является составной частью деятельности, направленной на физическое развитие и являющейся побудительной силой, направляющей и регулирующей поведение курсанта, поэтому формиро-

вание и развитие её осуществляется волевыми усилиями на всех ступенях профессионального образования, средствами потребностно-моти-вационного, ценностно-смыслового отношения к физическому развитию и самосовершенствованию, развитием способностей и потребностей в необходимых двигательных умениях и навыках.

Процесс формирования потребности в физическом самосовершенствовании необходимо строить с учетом направленности курсантов на развитие творческого мышления в освоении учебной дисциплины «Физическая подготовка», самостоятельности в учебно-спортивной деятельности, превращении её в ценностную, удовлетворяющую глубинные, эстетические, познавательные потребности и высшую потребность - потребность в самоактуализации.

Исследование показало, что одной из основных задач кафедры физической подготовки является обеспечение физической и психологической подготовленности выпускников к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная подготовленность включает в себя необходимую физическую работоспособность, наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды, объёму и интенсивности труда, способности к восстановлению сил в заданном лимите времени, наличие мотивации и личностных качеств в достижении цели как неотъемлемой части подготовленности. Она должна осуществляться не только на плановых занятиях по физической подготовке, а также в процессе самостоятельной, осознанной активной двигательной деятельности. Курсант должен сам выработать в себе потребность в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом для обеспечения гармоничного равновесия между умственными и физическими нагрузками, творческой деятельностью, направленной на развитие самостоятельности в обучении.

С целью эффективного формирования потребности в физическом самосовершенствовании в ходе экспериментальной работы физические нагрузки подбирались дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей каждого курсанта. Данный процесс в экспериментальной педагогической программе строился на специальных знаниях, которые образуют разделы теории физической подготовки, спортивных дисциплин, специфических сведениях о медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, формирующих мировоззренческие основы самосовершенствования. Знания являются ведущим звеном в системе обучения, так как они способствуют сознательному развитию умений и навыков.

Оценка эффективности системы работы по формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов осуществлялась по названным критериям, характеризующимся следующими показателями:

1. Ценность физического самосовершенствования; осознание связи физического самосовершенствования с учебными, служебными мотивами, личностным ростом, с базовыми, социальными и высшими потребностями (по анкетным данным и методикам в % соотношении);

2. Соблюдение режима дня, ежедневное выполнение утренней физической зарядки,воспитание дисциплинированности, формирование строевой выправки,осанки,аккуратности(экспертная оценка преподавателями и начальниками курсов). Определяется по показателям:

1 балл - полное игнорирование режима дня, невыполнение утренней физической зарядки, грубые нарушения дисциплины, неудовлетворительная строевая выправка, плохая осанка, неряшливость;

2 балла - систематическое нарушение режима дня,утренней физической зарядки, дисциплины, слабая строевая выправка, плохая осанка, неопрятность;

3 балла - неоднократное нарушение режима дня, утренней физической зарядки, несистематические нарушения дисциплины, удовлетворительная строевая выправка, осанка, аккуратность;

4 балла - допускается (но редко) нарушение режима дня, выполнение утренней физической зарядки, дисциплины, хорошая строевая выправка, осанка, аккуратность (состояние одежды, внешний вид, причёска и т.д.);

5 баллов - чёткое соблюдение режима дня, ежедневное выполнение утренней физической зарядки, отсутствие нарушений дисциплины, отличная строевая выправка, осанка, аккуратность.

3. Теоретические знания основ физической культуры и физической подготовки, способов саморегуляции и самосовершенствования (экспертная оценка преподавателями) определяются по показателям пройденного лекционного и дополнительного материала об основах физической культуры и физической подготовки.

Значение показателя определялось по пятибалльной шкале. Преподаватели-эксперты предоставляли курсантам билеты, в которые были включены пять теоретических вопросов. Оценка ответа курсантов осуществлялась по следующим критериям: ответ на рассматриваемый вопрос полный, лаконичный, логически выстроенный, подкреплен примерами из практики, освещены все стороны вопроса - «+»; все остальные ответы на вопрос, не раскрывающие его суть - «-». Оценивание производится следующим образом: если

курсант, ответив на пять вопросов билета, получил три «+» и два «-», то он получает три балла.

4. Практические умения и навыки (техника выполнения боевых приёмов борьбы):

- уровень владения курсантами боевыми приемами борьбы оценивается по результату решения пяти задач, связанных с задержанием ассистента, и определяется:

- «отлично» - если решено пять задач;

- «хорошо» - если решены четыре задачи;

- «удовлетворительно» - если решены три задачи;

- «неудовлетворительно» - в остальных случаях.

Выполнение приема оценивается:

- «выполнено» - если курсант уверенно и эффективно защитился от атакующих действий, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата); подавил сопротивление, провёл приём задержания и сопроводил задерживаемого два-три метра;

- «не выполнено» - если курсант неэффективно защитился от атакующих действий, не подавил сопротивление, медленно, неуверенно или не в соответствии с описанием выполнил боевой прием борьбы.

Техническое действие должно заканчиваться задержанием или болевым воздействием и сопровождением партнера два-три метра в сторону проверяющего, до его команды «отпустить захват» [10].

5. Действия, оцениваемые с учетом нормативов по физической подготовке, определяются по показателям экспертной оценки преподавателями уровня развития основных физических качеств у курсантов (силы - подтягивание на перекладине у мужчин и выполнение силового комплексного упражнения у женщин, выносливости - бег кросс 1000 м, ловкости - челночный бег 10х10 м, быстроты - бег на дистанции 100 м) в соответствии с разработанными контрольными нормативами. Оценивание проводили преподаватели-эксперты, которые принимали указанные выше нормативы.

Изучение уровня сформированности потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов проводилось в начале, в течение и конце каждого семестра. Прирост значений критериев определялся как разница между результатами предварительных, промежуточных и итоговых замеров в контрольной и экспериментальной группах, как в абсолютных значениях, так и в процентном соотношении.

В качестве экспертов выступали преподаватели кафедры, заканчивающие курс занятий по учебной дисциплине, начальники курсов, младшие командиры, медицинские работники, специалисты в области физической подготовки

из отдела специального назначения УФСИН России, отдела профессиональной подготовки УРЛС, ОМОН УМВД России по Белгородской области.

Эффективность работы определялась, исходя из прироста значений критериев и уровня сформированности потребности в физическом самосовершенствовании как отдельных курсантов, так и во взводах, участвовавших в экспериментальной работе.

Для выявления мотивов учебной, служебной деятельности личностного роста и семейной жизни курсантам были предложены пятнадцать вопросов. Доминирующими среди мотивов учебной деятельности в экспериментальной группе стали: стать высококвалифицированным специалистом - 4,9 балла; выполнять нормативы по физической подготовке - 4,8 балла; приобрести глубокие и прочные знания - 4,7 балла.

В контрольной группе: стать высококвалифицированным специалистом - 4,7 балла; повысить уровень работоспособности за счёт работы над собой (самообразование, самопознание, самосовершенствование) - 4,7 балла; получить диплом - 4,6 балла. На последнем месте оказались: получать повышенную стипендию в ЭГ- 3,0 балла и 2,9 балла в КГ.

Доминирующими среди мотивов служебной деятельности в экспериментальной группе стали: развивать физические качества - 4,9 балла; быть профессионалом в своём деле и примером для подражания - 4,9 балла; научиться правомерно применять физическую силу (боевые приемы борьбы), специальные средства и огнестрельное оружие - 4,8 балла.

В контрольной группе: научиться правомерно применять физическую силу (боевые приемы борьбы), специальные средства и огнестрельное оружие - 4,6 балла; повышение уровня морально-психологической устойчивости к неблагоприятным факторам служебной деятельности - 4,5 балла; быть полезным для общества и страны в целом - 4,5 балла.

На последнем месте оказались мотивы: формировать правильную осанку и строевую выправку в ЭГ- 3,3 балла и 3,1 балла в КГ.

Доминирующими мотивами личностного роста и семейной жизни в экспериментальной группе стали: ведение здорового образа жизни - 4,8 балла; создание крепкой семьи - 4,7 балла; продуктивность и длительность жизненного пути - 4,6 балла. В контрольной группе: создание крепкой семьи - 4,8 балла; ведение здорового образа жизни - 4,4 балла; продуктивность и длительность жизненного пути - 4,4 балла. На последнем месте оказались мотивы: знать физиологические процессы, протекающие в организме в ЭГ- 3,6 балла и 3,4 балла в КГ.

С помощью методики, разработанной Ю.М. Орловым, была выявлена потребность (мотив) в достижении поставленной цели, она составила 13,5 балла в экспериментальной группе и 13,9 - в контрольной группе.

Терминальные ценности в экспериментальной группе составили: здоровье - 89,1%; счастливая семейная жизнь - 71,0%; активная, деятельная жизнь - 63,8%. В контрольной группе: здоровье

- 88,2%; счастливая семейная жизнь - 78,6%; уверенность в себе - 64,6%.

Последнее место заняли в ЭГ интересный досуг

- 21,9%; в КГ равенство (в возможностях) - 23,2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструментальные ценности в экспериментальной группе составили: ответственность - 68,2%; воспитанность - 66,4%; самоконтроль - 65,2%. В контрольной группе: воспитанность - 65,3%; ответственность - 65,0%; честность - 61,3%.

Последнее место заняла такая ценность, как строевая выправка в ЭГ - 12,8%, а в КГ- 11,5%.

На основании экспертной оценки преподавателями и офицерами курсового звена такие критерии, как соблюдение режима дня, ежедневное выполнение утренней физической зарядки, воспитание дисциплинированности, формирование строевой выправки, осанки, аккуратности получили следующие показатели: в ЭГ - 3,5 балла, в КГ- 3,9 балла.

Знание основ физической культуры и физической подготовки, способов саморегуляции и самосовершенствования: в ЭГ- 3,7 балла, в КГ-3,4. Практические умения и навыки: в ЭГ- 3,6 балла, в КГ- 3,5.

Действия, оцениваемые с учётом показателей (нормативов) по физической подготовке: в экспериментальной группе бег 100 м - 3,8 балла, челночный бег 10х10 - 3,8 балла; кросс 1 км - 3,6 балла, силовое комплексное упражнение (девушки) - 4,2 балла, подтягивание на перекладине -3,7 балла. В контрольной группе бег 100 м - 3,5 балла; челночный бег 10х10 м - 3,8 балла, кросс 1 км - 3,6 балла, силовое комплексное упражнение (девушки) - 4,0 балла; подтягивание на перекладине - 3,7 балла.

В зависимости от сочетания показателей критериев были выделены три уровня сформирован-ности потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов: высокий - составили курсанты, набравшие в среднем по всем показателям от 4 до 5 баллов (ЭГ - 25 человек (18,2%), КГ - 22 (17,6%), средний - от 3 до 4 баллов (ЭГ - 49 человек (35,8%), КГ - 44 (35,2%)) и низкий - от 0 до 3 баллов (ЭГ - 63 человек (46,0%), КГ - 59 (47,2%)).

Реализация программы включала несколько видов деятельности:

- познавательную, в ходе которой личность познает окружающих и себя;

- ценностно-ориентационную, направленную на осмысление и усвоение ценностных смыслов;

- преобразовательную, ведущую к изменению и развитию личности;

- коммуникативную, облегчающую взаимодействие и помогающую устанавливать доверие;

- эстетическую, реализующую творческие потребности человека.

Итогом реализации программы по формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов должен стать образец, способствующий профессионально-личностному развитию личности, её самосовершенствованию, которая обязана опираться на эффективные педагогические технологии, методы активного обучения, с учетом критериев оценки сформиро-ванности данной потребности.

Результаты первоначального этапа экспериментальной работы определили необходимость проведения деятельности, способствующей формированию потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов, поэтому была разработана экспериментальная педагогическая программа.

Процесс формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов должен осуществляться планомерно и строиться на последовательных этапах, которые взаимодействуют друг с другом и являются одним целым, направленным на эффективное формирование данной потребности.

Изучение результатов формирующего эксперимента, в ходе которого использовалась экспериментальная программа формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов, включающая три этапа, позволило выявить существенные изменения по критериям оценки сформированности потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов.

В ходе исследования была проведена оценка эффективности экспериментальной программы, направленной на формирование потребности в физическом самосовершенствовании:

- курсантов с высоким уровнем развития потребности в физическом самосовершенствовании выявлено 40 человек в ЭГ (29,2%) и 27 человек в КГ (21,6%);

- со средним уровнем соответственно выявлено 55 человек в ЭГ (40,1%) и 46 человек в КГ (36,8%), и низким уровнем - 42 человека в ЭГ (30,7%) и 52 человека в КГ (41,6%).

В экспериментальной группе увеличилось количество курсантов с высоким уровнем, снизился процент курсантов с низким уровнем. Кроме того, распределение курсантов по разным уровням позволяло представить руководству курса рекоменда-

ции по индивидуальному и дифференцированному подходу в воспитательной работе. У курсантов в ходе экспериментальной работы повысилась самооценка, понимание социальной важности своей профессии и ответственности за результаты деятельности, направленной на формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

Основываясь на данных экспериментальной работы, проводимой в период с 2014 по 2016 год, можно отметить, что уровень сформированности потребности в физическом самосовершенство-

вании к итоговому замеру по отношению к начальному и промежуточному вырос на 15-25% в экспериментальной группе и на 10-15% в контрольной, что позволяет говорить об эффективности проводимого эксперимента.

Таким образом, в учебно-воспитательный процесс успешно внедрена экспериментальная программа, основанная на динамике роста и направленная на активизацию процесса формирования у курсантов потребности в физическом самосовершенствовании.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс», 2012.

2. Антониковский В.О. Организация и стимулирование самостоятельной физической подготовки курсантов в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005.

3. Горбатов В.В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. 140 с.

4. Иваницкий А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. 385 с.

5. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. 512 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. - СПб., 2010.

7. Рукавишников Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2006. 193 с.

8. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. - М., 1969.

9. Черников В.Г. Человек и его потребности. - Рыбинск: РГАТА, 2003.

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация - административная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация - деятельность участкового уполномоченного полиции, квалификация выпускника - юрист. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2014.

= References =

1. Federal law of 7 February 2011 № 3-FZ «On police» [Electronic resource]. Access from SPS «Consultant Plus», 2012.

2. Antoniewski V.O. Organization and promoting independent physical training of students of the University of the MIA of Russia: dis. ... сand. ped. sciences. - SPb., 2005.

3. Gorbatov V.V. Formation of physical readiness of students of universities of Ministry of internal Affairs in the process of mastering fighting techniques of struggle: dis. ... сand. ped. sciences. - SPb., 2006. 140 p.

4. IvanitskyA.T. Organizational-pedagogical system of professional development and self-development of cadets (listeners) of educational institutions of the MIA of Russia: dis. ... d-ra ped. sciences. - SPb., 2000. 385 p.

5. Il'in E.P. Motivation and motives. - SPb.: Peter, 2006. 512 p.

6. MaslowA. Motivation and personality. 3-e Izd. - SPb., 2010.

7. Rukavishnikov D.A. Pedagogical conditions of improvement of professional-applied physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: dis. ... сand. ped. sciences. - Cheboksary, 2006. 193 р.

8. Uznadze D.N. Psychological motivation of human behavior. - M., 1969.

9. Chernikov V.G. Man and his needs. - Rybinsk: rgata, 2003.

10. The working program of discipline «Physical education» specialty 40.05.02 law Enforcement, specialization - administrative activity of internal Affairs bodies and highly specialized activity of police commissioners, graduate qualification - lawyer. - Belgorod: Bel Huy, Ministry of internal Affairs of Russia, 2014.

(статья сдана в редакцию 28.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.