К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ МВД
РОССИИ
ТО A QUESTION ON THE ORGANISATION OF CADETS’ SELF-DEPENDENT WORK ON A FOREIGN LANGUAGE IN HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS IN RUSSIA
УДК 811.1/2:378.6:351.74-057.875(470)
в.д. земляков,
старший преподаватель кафедры иностранных языков (Белгородский юридический институт МВД России);
т.а. землякова,
преподаватель кафедры иностранных языков (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы курсантов и условиям ее успешной реализации при изучении иностранного языка в юридических вузах. Самостоятельная работа курсантов является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.
Ключевые слова: самостоятельная работа, иностранный язык, специалист, курсант, проект, основа, знания, образовательный процесс.
V.D. Zemljakov, the senior teacher the chair of the foreign languages, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
T.A. Zemljakova, the teacher the chair of the foreign languages, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract: The article is devoted to the features of the organisation of cadets’ selfdependent work and conditions of its successful realisation at learning foreign language in legal high educational institutions. The cadets’ self-dependent work is pedagogical provision of development of target readiness for professional self-education. It represents didactic means of educational process, an artificial pedagogical design in the organisation and management of trainees’ activity.
Keywords: self-dependent work, a foreign language, a specialist, a cadet, a project, a basis, knowledge, educational process.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед юридическими вузами МВД России, является повышение качества подготовки специалистов. Современный специалист - это широко образованный человек, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Стоит отметить, что для современного специалиста знание хотя бы одного или двух иностранных языков - необходимое условие его профессионализма, позволяющее ему работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами по профессии в разных странах. Все это предполагает фундаментальную и разностороннюю подготовку по иностранным языкам, предполагающую перевод курсанта и слушателя из пассивного потребителя знаний в активного их творца. Курсант и слушатель должен не только получать знания по предмету, но и уметь самостоятельно приобретать их. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа курсантов и слушателей является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, переход от поточного к индивидуализированному обучению. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы курсантов, а особенно слушателей ФЗО, означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у будущего сотрудника внутренних дел способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В связи с этим особая роль отводится общеобразовательным кафедрам, которые, с одной стороны, обязаны обеспечить усвоение курсантами фундаментальных знаний, являющихся базовыми для общеобразовательных и специальных дисциплин, а с другой стороны, вынуждены работать с курсантами первого и второго курсов, значительная часть которых недостаточно готова к самостоятельной работе. Поэтому основной задачей преподавателей, в том числе и кафедры иностранных языков, является
внедрение таких форм самостоятельной работы курсантов на младших курсах, которые предусматривают поэтапное формирование и развития у курсантов навыков самостоятельного выполнения учебных заданий.
Учитывая неполную адаптацию вчерашних школьников к вузовским условиям, для успешной мотивации систематической работы курсантов следует использовать традиционные и достаточно эффективные приемы: контроль и индивидуализация на всех видах занятий. Самостоятельная работа курсантов дает положительные результаты в случае проведения максимально возможного количества контрольных мероприятий в рамках отводимого учебным планом времени.
Первой и базовой формой самостоятельной работы курсантов является работа с книгой. Самостоятельная работа включает в себя работу над теоретическим материалом, подготовку к практическим занятиям и т.д. Сюда же входит организуемая самостоятельная работа курсантов, которая осуществляется при консультационной и методической помощи преподавателя.
Самостоятельная работа по дисциплине «Иностранный язык» реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на практических занятиях.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в информационном центре, в лингафонном кабинете, на кафедре при выполнении курсантом учебных и творческих задач.
Таким образом, самостоятельной работа курсантов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы курсантов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.
Внеаудиторная самостоятельная работа курсантов Бел ЮИ МВД России по дисциплине «Иностранный язык» ведется по трем направлениям:
- организация самоподготовки курсантов,
- организация внеаудиторного чтения;
- организация и проведение мероприятий на иностранном языке.
Следует подчеркнуть особую роль методического обеспечения при организации самостоятельной работы курсантов. Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим
условием эффективности самостоятельной работы курсантов. Для организации самоподготовки курсантов преподавателями кафедры иностранных языков Бел ЮИ МВД России разработаны методические рекомендации, в которых излагаются тематические планы по семестрам; вопросы, выносимые на зачеты и экзамены; рекомендуемая основная и дополнительная литература; рекомендуемые для изучения основные и дополнительные тексты по темам; лексический минимум; упражнения для закрепления грамматического материала. На наш взгляд, в плане совершенствования методических рекомендаций необходимо представить в электронном варианте контрольные лексико-грамматические работы, тесты, после выполнения которых курсант мог бы самостоятельно проверить и сделать работу над ошибками. Необходимо шире использовать проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-кон-тролирующие системы, которые позволяют курсанту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала. В этом плане ведется активная работа по созданию электронных УМК по дисциплинам кафедры, которые дают возможность курсантам и слушателям знакомиться с рабочими учебными программами, планировать самостоятельную подготовку к рубежному и итоговому контролю знаний; работать над изученными темами, используя электронные учебники и пособия; самостоятельно оценивать уровень своих знаний, выполняя тесты в электронной оболочке Stellus.
Особый интерес представляет самостоятельная работа с литературой по специальности. Этот вид деятельности является для курсантов и слушателей самым трудным видом самостоятельной работы, требующим большого количества времени. Внеаудиторное чтение подразделяется на следующие виды:
- Внеаудиторное чтение по заданию преподавателя, которое предполагает чтение дополнительных профессионально-ориентированных текстов, соответствующих по своей тематике текстам, изучаемым на аудиторных занятиях, но содержащих дополнительную информацию.
- Внеаудиторное чтение, которое предусматривает работу с текстами по самостоятельному чтению. Курсанты и слушатели самостоятельно подбирают тексты с профессиональной направленностью. Они лишь
получают от преподавателя указания относительно количества материала, который они должны прочитать за определенное время. Организуя данный вид работы с текстами для самостоятельной работы, необходимо убедить курсантов и слушателей в том, что самостоятельное чтение - серьезный труд, требующий большой и сложной мыслительной деятельности, воображения, памяти и волевых усилий.
Изучение опыта преподавателей кафедры иностранных языков привели к выводу о том, что основными факторами, стимулирующими познавательный интерес к овладению навыками чтения, является страноведческая насыщенность и профессиональная направленность учебного материала, эмоциональная окрашенность текстов, разнообразие тем и жанров, аутентичность текстового материала, коммуникативная направленность заданий. Все эти моменты преподаватели попытались воплотить в Практикуме по внеаудиторному чтению по немецкому языку. Он состоит из трех частей. Первая часть представляет собой сборник оригинальных текстов для дополнительного и внеаудиторного чтения на немецком языке, которые подобраны по определенным темам юридической направленности и включают актуальные проблемы профессионального образования в немецкоговорящих государствах, деятельность конституционных органов, организация правовой системы ФРГ, обеспечение безопасности и работы полиции за рубежом.
Вторая часть дает широкий спектр возможностей для работы, освоения и закрепления юридической и специальной лексики на основе художественных текстов, где авторы пособия подготовили набор упражнений по прочитанному материалу, что позволяет курсантам достаточно хорошо усвоить и закрепить необходимый минимум немецкоязычных слов и терминов.
Третья часть представляет собой тематический немецко-русский словарь, который содержит наиболее употребительные слова и выражения по профессионально-значимым темам.
Дифференцированный контроль самостоятельного чтения может включать в себя:
1) выполнение письменных тестовых заданий по содержанию текстов, дифференцированных по сложности и объему;
2) обсуждение содержания текстов на русском языке (для курсантов с низким и средним уровнем языковой компетенции) и
2010'1
на немецком языке (для курсантов с высоким уровнем языковой компетенции).
Эффективному решению проблемы обучения иностранному языку как средству меж-культурной коммуникации может способствовать, по мнению ученых, метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу - создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.
Метод проектов включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для обучающегося. Подготовка и реализация собственных творческих проектов является заключительным этапом определенного цикла самостоятельной работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.
Проектная методика обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве. Личностно-ориентированное воспитание и обучение отражает направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучающегося средствами данного учебного процесса. Изменяется схема общения - курсант начинает выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение означает учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие. Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации.
Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. В данном случае можно
говорить и о коммуникативном, и личностно-ориентированном подходе, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка.
В данной системе обучения осуществляется в ходе решения проблемных задач непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности курсантов, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектирование способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора обучающихся.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для курсантов. Главное - это сформировать проблему, над которой он будет трудиться в процессе работы над темой программы.
В рамках подобных мероприятий на кафедре иностранных языков стало доброй традицией проводить вечера, посвященные празднованию Рождества, на которых курсанты знакомятся с традициями стран изучаемого языка. Большой интерес вызывает участие в Неделе иностранных языков: конкурс стенных газет, конкурс переводчиков юридических текстов и поэтических произведений, олимпиада по иностранным языкам, викторины, литературные чтения на иностранных языках, студенческая научнопрактическая конференция, сочинение-эссе «Признание в любви иностранным языкам». Студенческие конференции на иностранных языках могут проходить и как ролевая игра по одной из изученных тем, и как настоящее научно-исследовательское мероприятие. Все эти мероприятия, требующие большой подготовки, как со стороны преподавателей, так и со стороны курсантов, служат повышению интереса к изучению иностранного языка, создают положительную мотивацию и дают возможность представить некоторые результаты самостоятельной работы курсантов с аутентичной литературой.
Проанализировав роль и место самостоятельной работы курсантов и слушателей по дисциплине «Иностранный язык» в учебном процессе, способы ее реализации, а также
формы и методы, влияние новых технологий изучению литературы, воспитывает самосто-
на этот процесс, необходимо отметить, что ятельность и творчество. Самостоятельная
самостоятельная работа курсантов и слу- работа курсантов и слушателей является не
шателей при изучении иностранных языков просто важной формой образовательного
выполняет познавательную, обучающую и процесса, а должна стать его основой, при
воспитывающую функции, т.е. расширяет и этом каждому преподавателю необходимо
углубляет полученные на практических заня- сформировать свою творческую систему
тиях знания, развивает умения и навыки по организации самостоятельной работы.
Литература
1. Байдурова, Л. А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л. А. Байдурова, Т. В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. 2002. № 1.
2. Белогрудова, В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. 2005. № 8.
3. Бухаркина, М. Ю. Метод проектов в обучении английскому языку / М. Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. 2005. № 3.
4. Кукушкин, В. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д. : МарТ, 2002. 217 с.
5. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // ИЯШ. 2000. № 2, 3.
6. Фаустова, Э. Н. Студент нового времени: социокультурный профиль / Э. Н. Фаустова.
- М., 2004. 72 с. (Система воспитания в высшей школе : Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. Вып. 4).
7. Юшко, Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Г. Н. Юшко / - Ростов-н/Д. : Рост. гос. ун-т. 2001, 23 с.
References
1. Bajdurova L.A. Shaposhnikova T.V. Method of projects at pupils’ training to two foreign languages // Foreign languages at school. 2002. №1.
2. Belogrudova V.P. About research activity of pupils in the conditions of projects method // Foreign languages at school. 2005. № 8.
3. Buharkina M.U. Method of projects in training to English language // Foreign languages at school. 2005. № 3.
4. Kukushkin V.S. Entering in pedagogical activity: The textbook. Rostov on/D: MarT, 2002. 217 p.
5. Polat E.S. Method of projects at foreign language lessons // FLS № 2, 3, 2000.
6. Faustova Э.Н. The student of new time: social cultural profile. - M, 2004. 72 p. (The Educational system at the higher school: Analysts’ reviews of the basic directions of development in higher education / NIIVO. № 4).
7. Jushko G.N. Scientifically-didactic bases of the organisation of students self-dependent work in the conditions of rating system of training: The dissertation author’s abstract of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 theory and technique of vocational training / Rostov State University. Un y. Rostov-on/D, 2001. 23 p.