Научная статья на тему 'Организация эффективной внеаудиторной самостоятельной работы курсантов как фактор, повышающий качество языкового образования'

Организация эффективной внеаудиторной самостоятельной работы курсантов как фактор, повышающий качество языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / FORMS OF SELF-STUDY / ТЕСТЫ / TESTS / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / КОНСУЛЬТАЦИЯ / CONSULTATION / OUT-CLASS SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малюгина Анна Владимировна

В статье описывается важность организации эффективной внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности курсантов, содержатся методические приемы проведения самостоятельной работы курсантов, развивающие учебную автономию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация эффективной внеаудиторной самостоятельной работы курсантов как фактор, повышающий качество языкового образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация эффективной внеаудиторной самостоятельной работы курсантов как фактор, повышающий качество языкового образования Малюгина А. В.

Малюгина Анна Владимировна /Malyugina Anna Vladimirovna - кандидат филологических наук,

доцент, кафедра иностранных языков, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация: в статье описывается важность организации эффективной внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности курсантов, содержатся методические приемы проведения самостоятельной работы курсантов, развивающие учебную автономию.

Abstract: the article describes the importance of effective organization of out-class self-study activities ofpolice cadets, contains samples of techniques in arranging and promoting learners ' autonomy.

Ключевые слова: самообразование, внеаудиторная самостоятельная работа, формы самостоятельной работы, тесты, презентация, консультация.

Keywords: self-education, out-class self-study, forms of self-study, tests, presentation, consultation.

Formal education will make you a living. Self-education will make you a fortune.

Jim Rohn

Формальное образование поможет заработать на жизнь.

Самообразование принесет целое состояние!

Джим Рон

Самообразование всегда играло важную (часто решающую) роль в получении знаний человеком. Многие известные во всем мире люди не были успешны, обучаясь в образовательных учреждениях, однако добились выдающихся результатов посредством самостоятельного усвоения новых знаний по книгам. Лев Толстой на экзаменах в университете имел единицы. Александр Пушкин после аттестации, на вручении дипломов в Лицее был вторым с конца. Антон Чехов два раза в гимназии оставался на второй год [2]. Бил Гейтс был отчислен из Гарварда на втором курсе [6]. Исаак Ньютон, Наполеон, Людвиг ван Бетховен, Сергей Королев и др. также нашли источники знаний и вдохновения за пределами университетских стен. Конечно, среди успешных и выдающихся людей также немало тех, кто учился отлично. Однако в обоих случаях можно утверждать, что именно процесс самообразования помог формированию неординарных, сильных личностей, развил их собственный взгляд на мир, привел к открытиям.

В настоящее время существует мнение, что университетское образование устарело, оно не соответствует требованиям современной жизни и, следовательно, учить и учиться следует иначе. В этой связи неизбежно меняются приоритеты и акценты в содержании и формах работы в системе высшего профессионального образования. На первый план в учебном процессе выходит самостоятельная работа, которая становятся стержнем самообразования на протяжении всей жизни.

Под самостоятельной работой студентов понимают планируемую учебную, учебно-исследовательскую или научно-исследовательскую работу, выполняемую во

43

внеаудиторное (или аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, осуществляющего ведущую роль и контроль за работой студентов) [1].

Предметом анализа в настоящей статье является только внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Первыми осознали ее ведущую роль в учебном процессе западные заведения высшего профессионального образования. Так, например, большинство вузов Великобритании имеет ограниченное число аудиторных часов в неделю - не более 12-15 в общей сложности на все предметы! (т. е. 6-7 пар). Предполагается, что каждый час занятий, проведенный на лекции или семинаре, будет сопровождаться 2 - 3 часами самостоятельной подготовки. И так большая часть часов выделяется на самостоятельное изучение и выполнение различных работ: рефератов, проектов, курсовых работ, и пр. Некоторые курсы еще до своего начала требуют от студента внеаудиторной самостоятельной работы, чтения специальной литературы. В результате такой организации учебного процесса сами студенты приходят к пониманию того, что для максимально эффективного взаимодействия с преподавателем во время аудиторных часов, приобретающих особую ценность ввиду своей ограниченности, необходима тщательная подготовка к занятиям [4].

Повышение значимости самостоятельной работы студентов в системе высшего образования имеет место и в России. Однако, если за рубежом процент часов, отводимых на самостоятельные обучение, в несколько раз превосходит аудиторные часы, в России в настоящее время количество самостоятельной работы студентов равно количеству аудиторных занятий [1]. В ведомственных вузах системы МВД, однако, объем внеаудиторной самостоятельной работы значительно меньше - ей отводится примерно одна треть учебных часов.

Отечественные специалисты связывают повышение значимости самостоятельной работы среди видов учебной деятельности с целым рядом причин. Среди них разный исходный уровень готовности студентов к восприятию учебного материала по каждому предмету, различное ценностное отношение студентов к дисциплине, стремление студентов к самостоятельному структурированию своего личного времени, возможность индивидуального выбора темпа, стиля и характера своих самостоятельных занятий.

Самостоятельное обучение тесно связано с проблемой мотивации. Гете писал: «Научиться можно только тому, что любишь». Хорошо известна основная задача преподавателя - сформировать у обучаемого интерес к предмету. Только в случае личного интереса студентов к дисциплине, стремления узнать новое, желания самосовершенствоваться в определенной сфере преподаватель может добиться, чтобы время, отведенное на самостоятельную работу студентов, не осталось формальной цифрой в учебном плане, а было эффективно использовано в целях преумножения знаний, полученных в аудитории.

Итак, успешность самообразования, прежде всего, зависит от самого обучаемого, его потребности находить время и возможности для самостоятельных занятий. Но не все студенты высших образовательных учреждений находятся в равном положении в этом отношении. Так, например, студенты классических вузов имеют больше возможностей для самообучения по сравнению с курсантами военных, силовых образовательных заведений высшего профессионального образования. В виду более высокой мобильности они могут посещать различные библиотеки, совмещать учебу в вузе с обучением на курсах, путешествовать и принимать участие в иногородних и международных образовательных программах и мероприятиях, наконец, учиться в вечерние и даже ночные часы.

В настоящей статье рассматривается специфика самостоятельной внеаудиторной работы курсантов силовых вузов, и предлагаются различные формы ее организации.

44

После поступления в ведомственный вуз курсант выполняет не только учебные, но и профессиональные обязанности. Строгий распорядок дня, фиксированное время для самоподготовки, участие в служебных мероприятиях ограничивают ресурсные возможности курсанта во времени и силах, которые потенциально можно было бы использовать на самостоятельные занятия. Поэтому возрастает важность их четкой организации и контроля.

К организации самоподготовки курсантов можно отнести 3 ключевых элемента:

- создание преподавателем альтернативных форм осуществления самостоятельной работы;

- формирование преподавателем базы дидактических материалов, (включающих собственные разработки, интернет-ресурсы, тематические списки рекомендуемой для прочтения литературы, систему упражнений и пр.);

- консультации преподавателя для обсуждения заданий, выполненных курсантом в ходе самостоятельной работы [5].

Рассмотрим каждый из этих компонентов отдельно. Первоочередным шагом в организации самостоятельной работы курсантов является использование преподавателем разнообразных методов и форм осуществления самостоятельных занятий и информирование о них курсантов.

К универсальным видам самостоятельной работы курсантов можно отнести работу с книжными источниками (учебниками, задачниками, пособиями, практикумами, с основной и дополнительной рекомендованной литературой). По иностранному языку это могут быть:

- традиционные задания по домашнему чтению художественных и специализированных книг, связанных с будущей профессией;

- работа с электронными источниками (обучающие программы, самоучители и т. п.);

- работа в интернете (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами);

- решение типовых и комплексных заданий;

- работа над проектами;

- подготовка докладов, рефератов, обзоров и др.

Целесообразно разбить учебный курс на блоки в соответствии с изучаемыми темами и предоставить курсанту право выбора формы самостоятельной работы в отношении конкретной темы. Например, во время начального вводно -коррективного курса обучаемые могут выполнить ряд заданий из практикумов и учебно-методических пособий, которые помогут им вспомнить материал, изученный в школе, и закрепить его.

В настоящее время среди навыков, обеспечивающих профессиональный успех, одну из ключевых позиций занимает умение грамотно участвовать в деловой коммуникации и опыт публичных выступлений. В этой связи одной из форм организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов, например, по увлекательной теме «Страноведение» может стать создание презентации с последующим выступлением в аудитории. Стоит отметить, что сегодня термин «презентация» довольно часто звучит в стенах высших учебных заведений. Однако только немногие факультеты и специальности имеют в программе часы, отведенные на обучение искусству выступления с презентаций (экономические факультеты, факультеты международных отношений и др.). Поэтому в большинстве случаев речь идет не о презентациях, а скорее об устных сообщениях, сопровождаемых слайдами. Именно в процессе внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может постепенно формировать у курсантов знания о технике создания успешной презентации.

Интересен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по совершенствованию знаний в области изучаемой иностранной лексики в ФГБОУ

45

ВО Самарского государственного института культуры. Преподаватели кафедры иностранных языков разработали разноуровневые лексические тесты по каждой изучаемой теме, сделав возможным поэтапное увеличение лексического запаса студентов в процессе их самостоятельных внеаудиторных занятий. Наличие множества вариантов в рамках одного уровня (elementary, pre-intermediate, intermediate) снижало вероятность недобросовестного отношения (списывания друг у друга), утечки информации [3].

У тестового формата проверки усвоения знаний есть как сторонники, так и противники. Однако при организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов такая форма, как нам представляется, более эффективна не столько для контроля понимания пройденного в аудитории учебного материала, сколько для его закрепления и расширения. По-видимому, в тестовой форме целесообразно организовывать внеаудиторную самостоятельную работу курсантов и в других языковых аспектах: грамматике, фонетике, а также по направлениям, связанным с разными видами речевой деятельности: чтению, аудированию, письму. Преимущества тестового формата в организации внеаудиторной самостоятельной работы связаны, прежде всего, с тем, что он не требует много времени и большой подготовки как от преподавателя, так и от курсанта, при условии, конечно, что тесты преподавателем подготовлены заранее.

Итак, как динамичный и конструктивный процесс преподавание иностранного языка подразумевает постоянную взаимосвязь учебных программ, преподавателей, студентов, методологии и учебных материалов, и выбор определенной формы организации самостоятельной работы обучаемых зависит от конкретного набора задач, которые ставит преподаватель, а также от его индивидуального мастерства и творчества.

В завершение стоит отметить, что современная эпоха требует от человека особенно глубоких знаний в сфере коммуникации, способности быстро и эффективно решать профессиональные задачи и большой самоотдачи. Большое значение в решении этих задач приобретает самостоятельность будущего офицера полиции, самообразование и саморазвитие. Развитие этих навыков во многом обусловлено грамотной и эффективной организацией неотъемлемого вида учебной педагогической деятельности - самостоятельной работы.

Литература

1. Гугина Е. В., Кузенков О. А. Организация самостоятельной работы студентов в нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/ffles/6_gugina_kuzenkov_2012_migr.pdf/ (дата обращения: 07.10.2016).

2. Знаменитые люди, которые плохо учились в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.drozdovland.ru/index.php?Action=add&id=1621/ (дата обращения: 07.10.2016).

3. Малова Н. В. Организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов бакалавров по иностранному языку // Современные исследования социальных проблем, 2015. № 5 (49). С. 536-548.

4. How to study at University: The University of Edinburgh. [Electronic resource]. URL: http://www.ed.ac.uk/literatures-languages-cultures/new-undergrads/how-to-study/ (date of access: 07.10.2016).

5. Klizaite J., Arlauskiene R. Students' attitude towards self-study: a case of college study programmes in social sciences. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/291011552_Students'_Attitude_Towards_Self-

Study_A_Case_of_College_Study_Programmes_in_Social_Sciences/ (date of access: 07.10.2016).

6. Octopus O. Великие люди, которые плохо учились. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.konspekty.net/statya-velikie-lyudi-kotoryie-ploho-uchilis.html/ (дата обращения: 07.10.2016).

К проблеме компетентностного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом образовательном учреждении Вавилова Т. Е.1, Еремина Е. И.2

1Вавилова Татьяна Евгеньевна / Vavilova Tatyana Evgenevna - кандидат педагогических наук,

доцент, кафедра иностранных языков, Воронежский институт МВД России; 2Еремина Елена Ивановна /Eremina Elena Ivanovna - кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой, кафедра иностранных языков, Центральный филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Воронеж

Аннотация: в статье обсуждаются вопросы компетенции и компетентности как основ компетентностного подхода; проблемы компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку курсантов в неязыковом образовательном учреждении. Авторы рассматривают основные формы и методы подачи учебного материала. Авторы считают, что одним из способов интенсификации учебной деятельности обучающихся, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка и развития познавательной активности является компетентностный подход при обучении иностранному языку.

Abstract: the issues of competence as a competence-based approach and the problems of competence approach in cadets' foreign language teaching in non -linguistic educational institution are discussed. The basic forms and methods of educational material presentation and the cadets' cognitive activity stimulation are defined. Authors believe that one of the ways of intensification cadets' educational activity, stimulation their motivation to learn foreign language and developing cognitive activity is the competence approach in teaching foreign language.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки, учебные компетенции, лингвистическая компетенция, владение языковыми средствами, обучение иностранному языку.

Keywords: competence approach, communicative competence, communicative skills, learning competencies, linguistic competence, the possession of linguistic means, foreign language teaching.

Согласно государственному образовательному стандарту, процесс освоения дисциплины «Иностранный язык» должен быть направлен на формирование способности к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков, т. е. на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции взаимосвязано с формированием других социальных, профессиональных и учебных компетенций. При этом в качестве основного выступает требование использования образовательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.