Научная статья на тему 'Принципы организации самостоятельной работы по русскому языку в военном авиационном вузе'

Принципы организации самостоятельной работы по русскому языку в военном авиационном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
принципы / самостоятельная работа / курсанты / военный авиационный вуз / профессиональная деятельность / образовательный процесс / principles / independent work / cadets of military aviation school / professional activity / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушова О. А., Мигненко М. А.

Аннотация: в статье анализируется опыт организации самостоятельной работы курсантов в военном авиационном вузе, рассматривается ряд особенностей их учебнопрофессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN RUSSIAN LANGUAGE AT THE MILITARY AVIATION UNIVERSITY

Abstract: this article analyzes the principles of independent work of cadets at the military Aviation University; it deals with a number of features of their educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «Принципы организации самостоятельной работы по русскому языку в военном авиационном вузе»

УДК 378

Карпушова О. А., Мигненко М. А.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал, г. Сызрань), Россия, Сызрань

Karpushova O. A., Mignenko M. A.

Military Educational-Research Centre of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin» (branch, Syzran, Samara region), Russia, Syzran e-mail: carpushowa.o@yandex.ru, m.mignenko@yandex.ru

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN RUSSIAN LANGUAGE AT THE MILITARY AVIATION UNIVERSITY

Аннотация: в статье анализируется опыт организации самостоятельной работы курсантов в военном авиационном вузе, рассматривается ряд особенностей их учебно-профессиональной деятельности.

Abstract: this article analyzes the principles of independent work of cadets at the military Aviation University; it deals with a number of features of their educational and professional activities.

Ключевые слова: принципы, самостоятельная работа, курсанты, военный авиационный вуз, профессиональная деятельность, образовательный процесс.

Keywords: principles, independent work, cadets of military aviation school, professional activity, educational process.

Самостоятельная работа студентов занимает определяющее место в процессе подготовки специалистов в вузах. Её организация под руководством пре-

подавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, стимулирующим приобретение и закрепление знаний, работу с необходимой литературой, навыки принятия решений [1, с.102].

Совершенствование содержания и форм организации и контроля самостоятельной работы студентов следует считать важнейшей составной частью процесса перехода на многоуровневое профессиональное образование. При этом эффективность самостоятельной работы студентов зависит от комплексного проектирования ее содержания, внедрения современных образовательных технологий, а также от обеспеченности учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой и современной электронной техникой [2, с.94].

Цель обучения в военном вузе - военно-профессиональное образование курсантов: вооружение их необходимой в рамках военной специальности системой теоретических знаний, практических умений и навыков, а также способностью к дальнейшему самостоятельному самообразованию и саморазвитию [3, с.152].

Роль самостоятельной работы как фактора оптимизации учебного процесса при обучении русскому языку иностранных военнослужащих на подготовительном курсе является чрезвычайно важной. Как отмечал академик А. Н. Крылов, «основной задачей вуза является "научить умению учиться", и никакая школа не может выпустить законченного специалиста, специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь» [4, с. 23].

Специфика организации самостоятельной работы иностранных военнослужащих в авиационном вузе заключается в том, что она является ведущей формой учебной деятельности, предусмотрена основными образовательными программами по изучаемым дисциплинам и распорядком дня курсантов. Её ос-

новная цель - это не только закрепление и углубление полученных на учебных занятиях знаний и навыков, приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, подготовка к предстоящим занятиям, зачётам и экзаменам, но и поиск, отбор и обработка необходимой информации для участия во внеаудиторных мероприятиях (научных конференциях, заочных экскурсиях, Неделях русского языка и др.).

Самостоятельная работа иностранных военнослужащих авиационного вуза может осуществляться как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время.

Для обеспечения эффективной организации самостоятельной работы иностранных военнослужащих необходимо учитывать следующие положения:

- наличие конкретной цели;

- владение иностранными курсантами приёмами выполнения самостоятельной работы;

- соответствие самостоятельной работы учебным возможностям иностранных учащихся;

- необходимость использования результатов самостоятельной работы в учебном процессе;

- сочетание различных видов самостоятельной работы;

- обеспечение развития познавательных способностей иностранных курсантов в процессе самостоятельной работы;

- обязательное осуществление контроля за самостоятельной работой иностранных курсантов и оценки её результатов.

В основу организации самостоятельной работы иностранных курсантов должны быть положены следующие дидактические принципы, отражающие специфику деятельности военного авиационного вуза:

1. Принцип сознательности и активности. Активность личности - показатель деятельной сущности человека, так как личность социальна по своей природе. Активность присутствует во всех видах деятельности человека - познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и др. Благодаря активности человек способен производить социально и личностно значимые преобразования окружающего мира.

Интенсивность взаимодействия обучающегося с предметом его деятельности определяется отношением иностранного курсанта к военно-профессиональной подготовке, которая характеризуется активностью учения, освоения предметного содержания. Принцип активности предусматривает такое качество учебной и самостоятельной деятельности иностранных курсантов, которое характеризуется высоким уровнем их положительной мотивации, сознательности и активности, осознанной потребности в усвоении военно-профессиональных знаний, умений и компетенций, результативностью и соответствием требованиям, предъявляемым обществом и государством к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров. Важным условием реализации данного принципа является опора на самостоятельность иностранных курсантов.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации, который позволяет максимально учитывать познавательные возможности, способности и интересы курсантов. Реализация данного принципа особенно важна в иностранной аудитории и предполагает разработку разноуровневых заданий, необходимость использования которых объясняется тем, что курсанты имеют различные интеллектуальные способности, национальные особенности и разный уровень речевой подготовки. Курсантам, отлично владеющих русским языком, следует предлагать индивидуальные задания повышенной сложности, участие в научно-исследовательской деятельности, в работе над исследовательскими, творчески-

ми, междисциплинарными проектами. Для курсантов со слабой речевой подготовкой необходимо организовывать дополнительные занятия и консультации. В военном авиационном вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: внеаудиторное чтение, подготовка к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, работа над рефератом, докладом, выступлением на научной конференции или Неделе русского языка.

3. Принцип единства учебной, аудиторной и самостоятельной, внеаудиторной деятельности курсантов. Аудиторные занятия обеспечивают выполнение обязательного минимума самостоятельной работы всеми иностранными курсантами, при этом задания, разрабатываемые преподавателем, должны быть разного уровня сложности. Поскольку аудиторная самостоятельная работа осуществляется под контролем преподавателя, то у него в ходе выполнения задания курсант может получить своевременную консультацию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом в часы самоподготовки в учебной аудитории, компьютерном классе, в читальном зале библиотеки.

Для её выполнения преподавателями разрабатываются методические рекомендации, обеспечивающие успешное выполнение заданий и направленные на развитие самостоятельности иностранных курсантов. В методических рекомендациях должна быть указана последовательность изучения учебного материала по русскому языку, необходимо обратить внимание курсантов на особенности изучения отдельных тем, ориентировать их на более важные и необходимые сведения, дать объяснения по вопросам программы дисциплины, которые обычно вызывают затруднения. При этом преподаватель должен помнить, что не следует перегружать курсантов творческими заданиями; необходимо чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеаудиторное время; давать курсантам четкий инструктаж по выполнению самостоятельных заданий.

4. Принцип профессиональной направленности, предполагающий перевод учебно-познавательной деятельности курсантов в военно-профессиональную. Военно-профессиональная направленность определяется личностными качествами будущего офицера. Она формируется и развивается на основе интереса к военно-профессиональной деятельности, теоретических знаний, речевых умений и навыков, подкрепляется собственным опытом, приобретаемым будущими офицерами в процессе профессионально ориентированных (лётных) практик.

Таким образом, рационально организованная самостоятельная работа, в основу которой положены названные выше принципы, будет способствовать формированию и совершенствованию языковой, речевой, коммуникативной и профессиональной компетенций иностранных курсантов авиационного вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Исакова, Т. Б. Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании / Т. Б. Исакова // Вестник Волжского университета им.

B.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). - С. 97-105.

2. Дрянных, Н. В. Самостоятельная работа как средство развития профессионально-личностной компетенции / Н. В. Дрянных, Л. В. Куклина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 3 (19). -

C. 94-97.

3. Сергеев, Е. А. Совершенствование технологии организации самостоятельной работы студентов вуза / Е. А. Сергеев // Творческое наследие А.С. Посни-кова и современность. - 2014. - № 8. - С. 152-158.

4. Крылов, А. Н. 1951. Педагогика и психология высшей школы : Учебное пособие / А. Н. Крылов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.