Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной деятельности курсантов в процессе обучения РКИ'

Организация внеаудиторной деятельности курсантов в процессе обучения РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННО-НАУЧНАЯ РАБОТА / ВОЕННО-НАУЧНЫЙ КРУЖОК / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / EXTRACURRICULAR WORK / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / MILITARY AND SCIENTIFIC WORK / MILITARY AND SCIENTIFIC CLUB / SCIENTIFIC STYLE OF THE LANGUAGE / SCIENTIFIC CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабарина Татьяна Ивановна, Красильникова Евгения Владимировна, Верещагина Ольга Николаевна

Статья посвящена вопросам организации внеаудиторной работы курсантов, которая является важной составляющей образовательного процесса, способствует развитию языковой, речевой, коммуникативной компетенций. Особое внимание уделяется работе военно-научного кружка, где курсанты получают возможность обмена исследовательским опытом и достижениями, что способствует формированию мотивации к исследовательской, творческой деятельности и развитию интернациональной поликультурной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарабарина Татьяна Ивановна, Красильникова Евгения Владимировна, Верещагина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Foreign Cadets’ Extracurricular Activities in the Course of Russian as a Foreign Language Training

The article is devoted to the organization of foreign cadets’ extracurricular activities, which is an important component of the educational process. Extracurricular activities promote development of language, speech, communicative competences. Special attention is paid to work of a military and scientific club where cadets have an opportunity to exchange research experience and achievements, that promotes motivation formation to research, creative activity and development of the international multicultural educational environment.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной деятельности курсантов в процессе обучения РКИ»

УДК 378.14

Т. И. Тарабарина, Е. В. Красильникова, О. Н. Верещагина

Организация внеаудиторной деятельности курсантов в процессе обучения РКИ

Статья посвящена вопросам организации внеаудиторной работы курсантов, которая является важной составляющей образовательного процесса, способствует развитию языковой, речевой, коммуникативной компетенций. Особое внимание уделяется работе военно-научного кружка, где курсанты получают возможность обмена исследовательским опытом и достижениями, что способствует формированию мотивации к исследовательской, творческой деятельности и развитию интернациональной поликультурной образовательной среды.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, внеаудиторная деятельность, военно-научная работа, военно-научный кружок, научный стиль речи, научно-практическая конференция.

T. I. Tarabarina, E. V. Krasilnikova, O. N. Vereshchagina

Organization of Foreign Cadets' Extracurricular Activities in the Course of Russian as a Foreign Language Training

The article is devoted to the organization of foreign cadets' extracurricular activities, which is an important component of the educational process. Extracurricular activities promote development of language, speech, communicative competences. Special attention is paid to work of a military and scientific club where cadets have an opportunity to exchange research experience and achievements, that promotes motivation formation to research, creative activity and development of the international multicultural educational environment.

Keywords: extracurricular work, extracurricular activities, military and scientific work, military and scientific club, scientific style of the language, scientific conference.

Профессиональная лингвистическая подготовка является одной из составляющих системного подхода, необходимого для качественной профессиональной подготовки выпускников высших военных учебных заведений. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения диктуют необходимость развития у будущих специалистов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, в формировании которых значительная роль принадлежит языковым дисциплинам.

В контексте модернизации военного образования языковые дисциплины выходят сегодня за рамки учебных предметов и становятся инструментом формирования нового типа специалиста высокого профессионального уровня, владеющего информацией о современных достижениях, обладающего навыками межкультурного общения и готовностью к непрерывному личностно-профессиональному саморазвитию [4, с. 12]. Важность и необходимость изучения русского языка иностранными военнослужащими неоспорима, так как от современного специалиста, тем более военного, требуется не только возможность

своевременного получения необходимой информации, но и умение быстро и качественно анализировать и синтезировать ее. Ответственность за выполнение требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по формированию и совершенствованию иноязычной речевой и коммуникативной компетенций выпускников военных вузов возложена на филологические кафедры [3, с. 325]. Преподаватели пытаются максимально эффективно организовать учебный процесс в аудиторное время, а также сформировать у курсантов желание самостоятельно совершенствовать изучаемый язык, развивать потребность в самообразовании в рамках внеаудиторной работы. Термины «внеаудиторная деятельность», «внеаудиторная работа», «внеучебная деятельность», «внеучебная работа» широко употребляются в научно-педагогической литературе, но не имеют единого, общепринятого толкования. На наш взгляд, внеаудиторная деятельность - это организация свободного времени иностранных курсантов, обеспечивающая приобретение ими знаний, навыков и

© Тарабарина Т. И., Красильникова Е. В., Верещагина О. Н., 2017

умений в области русского языка и способствующая развитию личностных качеств.

Для совершенствования знаний по русскому языку, расширения культурного кругозора иностранных военнослужащих, развития их творческих способностей в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны проводятся внеаудиторные мероприятия разных уровней:

— факультетские мероприятия;

— мероприятия, проводимые на уровне университета;

— мероприятия межуниверситетского уровня [2, с. 100].

На сегодняшний день в Ярославском высшем военном училище ПВО обучаются представители ближнего и дальнего зарубежья более чем из двадцати стран мира. Курсанты всех государств принимают активное участие во внеаудиторной деятельности. Наиболее активно проявляют себя представители ближнего зарубежья, что, безусловно, связано с изначально высоким уровнем языковой подготовки. Однако представители таких стран, как Монголия, Перу, Судан, Руанда, Вьетнам, Ангола, также принимают участие во всех внеаудиторных мероприятиях, что является доказательством желания совершенствовать полученные знания, знакомиться с культурой России и знакомить с культурой своей родины посредством русского языка.

Среди мероприятий, проводимых на уровне факультета, можно отметить вечер, посвященный Дню Победы. Цель мероприятия - развитие и самореализация творческих способностей иностранных курсантов, обогащение словарного запаса, совершенствование навыков выразительного чтения художественных текстов.

К университетским мероприятиям относятся конференции, ежегодно проводимые в Ярославском высшем военном училище ПВО. Многочисленными участниками конференций, наряду с российскими курсантами, являются представители иностранных государств.

Мероприятиями межуниверситетского уровня являются семинары и дискуссии, проводимые в стенах вуза и за его пределами с участием студентов российских вузов. Тематика данных мероприятий следующая: «Национальное сознание в со-

временном культурном пространстве», «Влияние современных информационных технологий на развитие личности», «Роль высшего образования в современном мире». Необходимо отметить, что иностранные военнослужащие положительно отзываются о возможности встретиться со студентами других вузов и национальностей на подобных мероприятиях и обсудить с ними важные для всех проблемы. Кроме семинаров и дискуссий, ежегодно иностранные курсанты ЯВВУ ПВО принимают активное участие в международной научно-практической конференции, проходящей в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова. Целью конференций является повышение мотивации изучения русского языка, стимулирование научной деятельности курсантов, отработка навыков публичных выступлений с использованием изученных норм культуры речи.

Успешному выступлению на конференциях предшествуют внеаудиторная самостоятельная работа иностранных курсантов в военно-научном кружке, функционирующем на кафедре иностранных и русского языков.

Внеаудиторная самостоятельная работа представляет собой одну из форм учебного процесса и является его неотъемлемой частью. Это планируемая работа курсантов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [3, с. 326]. Внеаудиторная самостоятельная работа иностранных курсантов требует соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения. Выбор темы военно-научной работы осуществляется курсантами самостоятельно. Задача преподавателей-руководителей - научить курсантов работать с различными источниками информации, помочь в написании научных статей и подготовить иностранных военнослужащих к публичному выступлению. Обучающиеся самостоятельно выбирают время для работы с преподавателем, форму работы (посещение библиотеки, написание статьи или реферата, подготовка доклада). Занятия курсанта в военно-научном кружке будут эффективны и результативны в случае соблюдения ряда условий: инициативность курсанта, независимо от уровня знаний, направляющая деятельность преподавателя, наличие целевых установок и пер-

спектив работы. Самостоятельная работа иностранных военнослужащих под руководством преподавателя по совершенствованию иноязычной компетентности способствует повышению мотивации изучения русского языка.

При написании научных статей и подготовке докладов иностранные курсанты должны помнить, что создание научного текста требует времени, тщательности в отборе информации и языковых средств, ориентирования в структуре текста (правильное наполнение и оформление введения, рубрикация основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений) [3, с. 327]. Преподаватели отмечают особую значимость обучения иностранных курсантов научному стилю речи, что необходимо для успешного написания статей, курсовых работ, а также защиты выпускной квалификационной работы. В рамках аудиторных занятий курсанты знакомятся с признаками научного стиля речи, его подстилями, первичными и вторичными научными текстами. Предъявление и отработка профессиональной лексики и основных синтаксических моделей, характерных для научного стиля, формирование и совершенствование грамматических навыков обучаемых с помощью привлечения текстов на профессиональные темы дает хороший результат. На уроках РКИ закладываются основы владения лингвистической и профессиональной терминологией, у иностранных курсантов формируются умения и навыки реферирования и аннотирования научных источников. Во время занятий в военно-научном кружке иностранные военнослужащие работают с научными текстами, формируя навыки и умения письменной и устной коммуникации с переносом на конкретный язык специальности.

Подготовка доклада и выступление курсанта перед аудиторией становится не только итогом его научно-исследовательской работы, но и имеет большое эмоциональное значение: курсант получает возможность «попробовать себя» в роли специалиста, использовать определенные приемы ораторского искусства, заинтересовать слушателей проблемами, поставленными в докладе [1, с. 23].

В результате участия в конференциях иностранные военнослужащие получают возможность обмена исследовательским опытом и до-

стижениями, что способствует формированию мотивации к исследовательской и творческой деятельности и развитию интернациональной поликультурной образовательной среды. На конференциях, как правило, выбираются лучшие доклады. Хочется отметить, что в 2015 и в 2016 гг. на международной научно-практической конференции «Путь в науку», ежегодно проводимой в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова, лучшими были признаны доклады курсантов ближнего зарубежья Республики Армения.

Таким образом, деятельность по изучению иностранными военнослужащими русского языка и совершенствованию языковой, речевой и коммуникативной компетенциями в ЯВВУ ПВО не ограничивается аудиторной работой. Внеаудиторная деятельность является важной составляющей образовательного процесса. Уделяется особое внимание участию в научно-исследовательской работе, которая вызывает большой интерес у иностранных курсантов, активизирует их мыслительную деятельность, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Афанасьева, Н. Д., Захарченко, С. С., Могилева, И. Б. Обучение русскому языку иностранных студентов в МГИМО МИД России [Текст] / Н. Д. Афанасьева, С. С. Захарченко, И. Б. Могилева // Русский язык в поликультурном мире: X Международная научно-практическая конференция (8-11 июня 2016 г) : сб. науч. статей : в 2-х т. / отв. ред. Е. Я. Титаренко. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2016. - Т. 2. - 586 с. - С. 18-24.

2. Воронина, О. А. Особенности внеаудиторной работы в процессе обучения РКИ [Текст] / О. А. Воронина // Русский язык за рубежом : учебно-методический иллюстрированный журнал для преподавателей русского языка как иностранного и русской литературы. Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. -2015. - № 3. - С. 99-101.

3. Кондрашова, О. А. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в цел ях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся [Текст] / О. А. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, декабрь 2014 г). - СПб. : Заневская площадь, 2014. -С. 325-327.

4. Коряковцева, О. А. путь к успеху: в помощь современному специалисту [Текст] : учебно-методическое пособие / О. А. Коряковцева, Т. И. Тарабарина. - Ярославль, 2017.

5. Организационно-методические рекомендации профессорско-преподавательскому составу военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин [Текст] / под ред. Н. И. Резника. - М., 2006. - 68 с. - С. 12.

Bibliograficheskij spisok

1. Afanas'eva, N. D., Zaharchenko, S. S., Mogileva, I. B. Obuchenie russkomu jazyku inostrannyh studentov v MGIMO MID Rossii [Tekst] / N. D. Afanas'eva, S. S. Zaharchenko, I. B. Mogileva // Russkij jazyk v polikul'turnom mire: X Mezhdunarodnaj a nauchno-prakticheskaja konferencija (8-11 ijunja 2016 g.) : sb. nauch. statej : v 2-h t. / otv. red. E. Ja. Titarenko. -Simferopol' : IT «ARIAL», 2016. - T. 2. - 586 S. -S. 18-24.

2. Voronina, O. A. Osobennosti vneauditornoj raboty v processe obuchenija RKI [Tekst] / O. A. Voronina // Russkij jazyk za rubezhom : uchebno-metodicheskij

illjustrirovannyj zhurnal dlja prepodavatelej russkogo jazyka kak inostrannogo i russkoj literatury. Gos. in-t rus. jaz. im. A. S. Pushkina. - 2015. - № 3. - S. 99-101.

3. Kondrashova, O. A. Iz opyta organizacii vneauditornoj samostojatel'noj raboty po russkomu jazyku v cel jah sovershenstvovanij a jazykovoj, rechevoj i kommu-nikativnoj kompetentnosti u inostrannyh obuchajush-hihsja [Tekst] / O. A. Kondrashova // Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire : materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2014 g.). - SPb. : Zanevskaja ploshhad', 2014. -S. 325-327.

4. Korjakovceva, O. A. put' k uspehu: v pomoshh' sovremennomu specialistu [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / O. A. Korj akovceva, T. I. Tarabarina. - Jaroslavl', 2017.

5. Organizacionno-metodicheskie rekomendacii pro-fessorsko-prepodavatel'skomu sostavu voenno-uchebnyh zavedenij Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii po prepodavaniju gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih disciplin [Tekst] / pod red. N. I. Reznika. - M., 2006. - 68 S. - S. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.