Научная статья на тему 'Внеаудиторная деятельность как условие формирования социокультурной компетентности студенческой молодежи в процессе обучения иностранному языку'

Внеаудиторная деятельность как условие формирования социокультурной компетентности студенческой молодежи в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR WORK / SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новгородова Е. Е.

Статья посвящена актуальным вопросам организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку, способствующей формированию и развитию социокультурной компетентности студенческой молодежи творческих вузов. Внеаудиторная деятельность студентов определяется как педагогически целесообразная организация их свободного времени, которая обеспечивает не только приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, но и способствует развитию личностных качеств, реализации их склонностей и способностей, дает возможность самоутвердиться и обнаружить себя как творческую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новгородова Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A CONDITION OF FORMATION OF STUDENTS’ SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article is devoted to the problems of the organization of students’ foreign language extracurricular activities, which help considerably to form the social and cultural competence and widen the general and philological knowledge of students.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная деятельность как условие формирования социокультурной компетентности студенческой молодежи в процессе обучения иностранному языку»

УДК378

Е.Е.Новгородова

ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена актуальным вопросам организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку, способствующей формированию и развитию социокультурной компетентности студенческой молодежи творческих вузов. Внеаудиторная деятельность студентов определяется как педагогически целесообразная организация их свободного времени, которая обеспечивает не только приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, но и способствует развитию личностных качеств, реализации их склонностей и способностей, дает возможность самоутвердиться и обнаружить себя как творческую личность.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, внеаудиторная работа, социокультурная компетентность, профессиональное образование.

E.E.Novgorodova EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A CONDITION OF FORMATION OF STUDENTS' SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article is devoted to the problems of the organization of students' foreign language extracurricular activities, which help considerably to form the social and cultural competence and widen the general and philological knowledge of students.

Key words: extracurricular activities, extracurricular work, social and cultural competence, professional education.

Современное общество характеризует изменившаяся культурная, политическая и социально-экономическая реальность. Необходим поиск новых путей духовно-нравственного развития личности. Прежде всего, это должно отражаться на наиболее уязвимом слое общества - молодом поколении. Перед государством, обществом и воспитательными учреждениями стоит особая задача - забота о духовном и творческом росте молодежи. В наше время всевозможных конфликтов эта проблема встает особенно остро. Характер господствующих в обществе отношений определяет социальное содержание и направление развития человека, характер его поступков, весь образ его жизни. Перед обществом, которое находится в постоянном развитии, стоит задача культурного воспитания подрастающего поколения.

Современные процессы воспитания молодежи чрезвычайно сложны и многогранны, предполагают планомерное и целенаправленное воздействие на сознание, чувства и волю человека с целью социализации и формирования навыков и привычек поведения в соответствии с требованиями общества. Задача профессиональных образовательных учреждений сегодня -сформировать не только компетентного и конкурентоспособного специалиста, но и воспитать инициативную, гармонически развитую личность, способную на творческий подход к любому делу. Высокоинтеллектуальная, нравственная личность с широким кругозором и общекультурной подготовкой всегда сможет занять достойное место в обществе. Чем выше уровень общего и культурного развития такой личности, тем больше возможностей для ее профессионального роста.

Процесс воспитания молодого человека осуществляется в различных сферах его окружения: семья, учебное заведение, коллектив, средства массовой информации, литература и искусство. Они призваны способствовать развитию личности, приобщая ее к высшим ценностям отечественной и мировой культуры и искусства, возрождающимся в современном российском обществе гуманистическим общечеловеческим идеалам свободы, добра, гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности и патриотизма.

Необходимо отметить, что особая роль в развитии творческого и интеллектуального потенциала молодого поколения принадлежит высшей профессиональной школе. Цели и содержание образования всегда строятся в контексте социокультурных ценностей, идеалов и целей общественного развития, определяются уровнем развития науки и культуры в данном обществе. Содержание образования в условиях модернизации и гуманизации российского общества выдвигает на первый план выработку демократической и гуманистической позиции во взаимоотношениях личности, осознание саморазвития и самосовершенствования. Общественная сущность личности раскрывается в процессе социальной деятельности. Молодой человек, наследуя социальный опыт, выраженный в науке, искусстве, традициях, получает духовное и нравственное воспитание. В вузе проходит важный, осознанный этап формирования личностных и профессиональных качеств молодежи, и задача педагогического коллектива вуза - не только дать

профессиональные знания, но и помочь молодежи проявить свои способности, дать возможность самоутвердиться и обнаружить себя как творческую личность.

Целью интеграции в социокультурном образовании становится сам студент, происходит смещение акцента с предмета на личность, не принижая роли знаний. На смену пассивному объекту приходит активный субъект, приобретающий образование в форме личностного знания, которое из цели превращается в средство становления человека-творца [7, с.126]. В процессе обучения и воспитания в вузе у студента постепенно определяется круг потребностей, интересов, а также взгляды, убеждения, идеалы, составляющие его мировоззрение. При этом студенты отдают предпочтение тем видам деятельности, где они могут проявить свою индивидуальность, самостоятельную работу и творческий подход.

В связи с этим, на наш взгляд, вполне закономерен вопрос о содержании внеаудиторной работы в высшей школе. Внеаудиторная деятельность (внеаудиторная работа) в педагогической литературе понимается как осуществляемая в рамках учебного заведения любая деятельность студентов, не связанная непосредственно с учебными планами, но в то же время направленная на формирование и развитие профессионально значимых качеств и способствующая их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний [10, с.109]. Широко употребляемые в педагогической литературе термины «внеаудиторная деятельность», «внеаудиторная работа», «внеучебная работа», «внеучебная деятельность», «внеаудиторная воспитательная работа» и т.п. не имеют до сих пор единого, общепринятого в научном мире, толкования. Так, ЛАБублик подчеркивает тождественность понятий «внеучебная деятельность» и «внеаудиторная работа», рассматривая их как время накопления физических и духовных сил, знаний, умений, требуемых для успешного выполнения студентами профессионального долга [1, с.237]. АВ.Казьмерчук, напротив, подчеркивает, что внеаудиторная работа в отличие от внеучебной направлена на решение задач учебного процесса, но не на лекциях и семинарах, а за пределами аудитории в свободное время и в других формах. То есть эти две сферы не совпадают по содержанию, а объединяет их лишь то, что обе реализуются в свободное от учебных занятий время [5, с.54].

Е.В. Мещерякова утверждает, что внеклассная работа в школе, как и внеаудиторная в вузе, не имеет конкретного места в учебно-воспитательном процессе: педагоги предпочитают те виды внеклассной работы, которые напрямую связаны с уроками и являются их продолжением. Что касается внеаудиторной работы в вузе, то она нередко является формой общественной работы и личной инициативой преподавателей [6, с.15].

По мнению Н.П. Иващенко, внеаудиторная работа систематически проводится вузами в дополнение к плановым учебным занятиям для оптимизации учебного процесса [4]. К внеаудиторной деятельности относятся следующие виды работы: вечера, клубы, диспуты, экскурсии (Г.В. Балахничева), спортивные, кружковые, туристические, культурно-массовые и другие виды самостоятельной работы (Т.СДеркач) [3].

Опираясь на определение, данное Н.И.Холод и О.С.Егоровой [10, с.109], под внеаудиторной деятельностью мы понимаем педагогически целесообразную организацию свободного времени студентов, которая обеспечивает не только приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, но и способствует развитию личностных качеств, реализации их склонностей и способностей, дает возможность самоутвердиться и обнаружить себя как творческую личность.

Исходя из того, что внеаудиторная работа имеет практическое, общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение в деле обучения и воспитания, необходимо уделить ей особое внимание, что особенно актуально для студенческой молодежи в сфере социокультурного образования. Согласно Федеральному государственному стандарту высшего образования по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность» к общекультурным компетенциям относится способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) [9]. При этом спонтанные высказывания должны соответствовать грамматическим, лексическим и стилистическим нормам изучаемого языка.

Общение на иностранном языке вне урока служит важным средством мотивации, так необходимой для речевой практики и овладения языком, поскольку такая форма общения на иностранном языке максимально приближена к естественному мотивированному пользованию им.

Для достижения поставленной цели необходимо, на наш взгляд, решить следующие задачи:

1.стимулировать познавательную активность студентов, формировать у них потребность в са-мостоятельном приобретении знаний;

2. мотивировать у студентов готовность к изучению иностранного языка и культуры страны изучаемого языка, формируя при этом позитивное отношение к народам - носителям изучаемого языка;

3.создавать условия, направленные на интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, развивать ее творческие способности;

4.развивать у студентов способности к социальному взаимодействию, предполагающему сотрудничество и совместное решение проблем различного характера.

Проведенное нами исследование показало, что наиболее эффективными считаются следующие формы внеаудиторных мероприятий: КВН (тематический, в форме смотра знаний), праздники, внеаудиторные мероприятия в форме вечеров - встреч с носителями языка, встреч в литературной и музыкальной гостиной, заочных путешествий по зарубежным странам.

В основе разработок внеаудиторных мероприятий для творческих вузов лежат страноведческий и региональный компоненты. Такое содержание позволяет расширить представление о культуре иноязычных стран, сопоставить национальную культуру и культуры других народов; способствует этическому и эстетическому воспитанию студенческой молодежи.

В Казанском государственном институте культуры преподавателями иностранных языков кафедры межкультурной коммуникации и лингвистики традиционно проводятся тематические мероприятия. Так, например, заседание «With love to Shakespeare» в «Поэтической гостиной» было посвящено юбилею великого английского поэта и драматурга В. Шекспира Целью этого мероприятия явилось совершенствование слухо-произносительных навыков в процессе чтения сонетов классика на английском, немецком, французском и русском языках, развитие познавательного интереса, уважительного отношения к иноязычной культуре, а также раскрытие индивидуальных и творческих возможностей студентов. Знакомство с поэзией страны изучаемого языка, на наш взгляд, является одним из значимых средств в формировании социокультурной компетенции студентов вузов культуры и искусств [2, с.22].

Также был удачен опыт «Музыкальной гостиной», одно из заседаний которой было посвящено 50-летию творческой деятельности английской группы «The Beatles». В ходе мероприятия были исполнены знаменитые хиты легендарной «четвёрки», а также подготовлены презентации на английском языке о жизни и деятельности участников группы и их родном городе Ливерпуль. Просветительская, познавательно-практическая часть программы гармонично сочеталась с яркими творческими выступлениями. Особо следует подчеркнуть тот национальный колорит, который смогли внести организаторы с помощью двух неповторимых номеров. Одним из них было выступление студентов кукольного отделения с инсценировкой на английском и татарском языках. Жесты и мимика кукол были настолько естественны, что на время показалось, будто они живые. Большой восторг вызвало выступление студентов, исполнявших «попурри» из хитов группы «Битлз» под национальный музыкальный инструмент - баян.

Внеаудиторная деятельность по иностранному языку позволяет включить студента в активную, творческую, поисково-исследовательскую, познавательную деятельность и обеспечить формирование иноязычной компетенции студента. Необходимость в проведении творческих мероприятий на иностранном языке обусловлена тем, что разнообразные формы внеаудиторной деятельности способствуют самореализации учащегося, формированию навыков межкультурной коммуникации, приобретению практических умений, раскрывают его творческий потенциал, позволяют студенту находить творческий подход к принятию решений поставленных задач. Участие во внеаудиторной работе воспитывает чувство ответственности за порученное дело [8].

В процессе внеаудиторной деятельности на иностранном языке решаются следующие задачи:

- воспитание культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия, предполагающего сотрудничество и решение проблем различного характера;

- закрепление, совершенствование, обогащение знаний, умений и навыков говорения, аудирования, чтения и грамматики;

- создание нестандартных ситуаций, стимулирующих речевую деятельность, способствующих ее активизации;

- восприятие эстетики языка и использование иностранного языка для творческого самовыражения;

- расширение знаний о культуре, традициях зарубежных стран.

Важно также отметить, что особая значимость внеаудиторной работы по иностранному языку заключается в том, что каждый студент вне зависимости от уровня владения иностранным языком в полной мере может проявить свои творческие возможности.

Мероприятия, разработанные по разноуровневому принципу, - фестивали, День театра, праздники - коллективные творческие дела на иностранном языке, совместные творческие задания, партнерские диалогические отношения между студентами - дают им опыт координации действий в решении общих задач и радость сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Таким образом, внеаудиторная деятельность способствует развитию и поддержанию интереса обучающихся к изучению иностранного языка, повышению уровня их практических навыков говорения, воспитанию студентов, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности и организованности.

Литература

1. Бублик, Л.А. Внеаудиторная деятельность 1. Bublik, L.A. Vneauditornaja dejatel'nost' studentov v студентов в системе общеполитического воспитания sisteme obshhepoliticheskogo vospitanija [Tekst] / L.A.

[Текст] / Л.А Бублик // Вопросы обучения и воспитания. - Минск, 1976. - С. 237-245.

2. Валеева, Р.З., Новгородова Е.Е. Внеаудиторная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции студентов вузов культуры и искусств [Текст] / Р.З.Валеева, Е.Е.Новгородова // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сб. материалов 7-й междунар. науч.-практ. конф., 21 декабр., 2014 г. -Махачкала, 2014. - 128с. - С.22-24.

3.Деркач, Т. С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе (на материале педвузов) [Текст]: автореф. дис. ... д. п. н. / Т.С.Деркач. - Ярославль, 1972. -30 с.

4.Иващенко, Н.П. Активизация внеаудиторной работы курсантов в процессе обучения иностранному языку в вузах МВД России [Текст]: дис. ... к. п. н. / Н.П.Иващенко. - СПб. - 2001. - 205 с.

5.Казьмерчук, А.В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении [Текст] / АВ.Казьмерчук // Вестник ТГПУ. - Томск - 2013. - № 9(137). - С. 54-59.

6.Мещерякова, Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками [Текст]: дис. ... к. п. н. / Е.В. Мещерякова. - Волгоград. -1994. - 179 с.

7.Терехов, П.П. Роль современного вуза в формировании социокультурного пространства региона [Гекст]/П. П.Терехов//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -Казань. -2016. -№3. - С.125-128.

8.Устинина, Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka. ru/ 2014 /03/2146 (дата обращения: 12.11.2015).

9.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510303.pdf (Дата обращения: 19.01.2017)

10.Холод Н.И., Егорова, О.С. Формы и методические принципы организации

Bublik // Voprosy obuchenija i vospitanija. - Minsk, 1976. - S. 237-245.

2. Valeeva, R.Z., Novgorodova E.E. Vneauditornaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija sociokul'turnoj kompetencii studentov vuzov kul'tury i iskusstv [Tekst] / R.Z.Valeeva, E.E.Novgorodova // Sovremennye problemy razvitija obrazovanija i vospitanija molodezhi: sb. materialov 7-j mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 21 dekabr., 2014 g. - Mahachkala, 2014. - 128s. - S.22-24.

3.Derkach, T. S. Formirovanie professional'noj napravlennosti studentov vo vneurochnoj rabote (na materiale pedvuzov) [Tekst]: avtoref. dis. ... d. p. n. / T.S.Derkach. - Jaroslavl', 1972. - 30 s. 4.Ivashhenko, N.P. Aktivizacija vneauditornoj raboty kursantov v processe obuchenija inostrannomu jazyku v vuzah MVD Rossii [Tekst] : dis. ... k. p. n. / N.P.Ivashhenko. - SPb. - 2001. - 205 s.

5.Kaz'merchuk, A.V. Vneauditornaja dejatel'nost' kak sredstvo intensifikacii professional'nogo obuchenija v vysshem uchebnom zavedenii [Tekst] /

A. V.Kaz'merchuk // Vestnik TGPU. - Tomsk. - 2013. -№ 9(137). - S. 54-59.

6.Meshheijakova, E.V. Vneauditornaja rabota v pedvuze kak faktor podgotovki budushhih uchitelej k provedeniju vneklassnoj raboty so shkol'nikami [Tekst] : dis. ... k. p. n. / E.V. Meshherjakova. - Volgograd. - 1994. - 179 s.

7.Terehov, P.P. Rol' sovremennogo vuza v formirovanii sociokul'turnogo prostranstva regiona [Tekst]/P. P.Terehov//Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - Kazan'. -2016. -№3. -S.125-128.

8.Ustinina, G.F. Rol' vneauditornoj raboty v formirovanii inojazychnoj kompetencii studentov // Sovremennaja pedagogika. - 2014. - № 3 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://pedagogika.snauka. ru/ 2014 /03/2146 (data obrashhenija: 12.11.2015).

9.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510303 .pdf (Data obrashhenija: 19.01.2017)

10.Holod, N.I., Egorova, O.S. Formy i metodicheskie principy organizacii vneauditornoj dejatel'nosti studentov po inostrannomu jazyku. [Tekst] / N.I. Holod, O.S. Egorova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -

внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку. [Текст] / Н.И. Холод, О.С. Егорова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - С.108-113.

2014. - № 4 - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie пШИ) - SЛ08-Ш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.