Научная статья на тему 'Развитие внеаудиторной исследовательской деятельности студентов как фактор повышения мотивации к профессионально ориентированному изучению иностранных языков'

Развитие внеаудиторной исследовательской деятельности студентов как фактор повышения мотивации к профессионально ориентированному изучению иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА / КРУГЛЫЙ СТОЛ / ЛЕТНЯЯ ШКОЛА / EXTRACURRICULAR RESEARCH ACTIVITY / MOTIVATION / SUMMER SCHOOL / ACADEMIC OLYMPIADS / ROUND-TABLE DISCUSSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Чукилева Ксения Сергеевна

В статье рассматриваются особенности организации внеаудиторной исследовательской деятельности студентов в образовательном пространстве современного технического вуза. Определяются ее основные цели и формы в контексте повышения мотивации студентов к профессионально ориентированному изучению иностранных языков, особенности реализации программы по вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность в области иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Чукилева Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EXTRACURRICULAR RESEARCH STUDENTS ACTIVITY AS A FACTOR OF INCREASING MOTIVATION TO THE PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGES LEARNING

In the paper some aspects of extracurricular research students’ activity within the educational space of the modern technical higher educational institution are considered. The key goals and basic forms of this activity in the context of increasing motivation to the professionally-oriented foreign languages learning are put forward. The results of the students’ involvement in research activity in the field of the foreign languages are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие внеаудиторной исследовательской деятельности студентов как фактор повышения мотивации к профессионально ориентированному изучению иностранных языков»

УДК 378.02

РАЗВИТИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

С.П.Фирсова, К.С. Чукилева

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации внеаудиторной исследовательской деятельности студентов в образовательном пространстве современного технического вуза. Определяются ее основные цели и формы в контексте повышения мотивации студентов к профессионально ориентированному изучению иностранных языков, особенности реализации программы по вовлечению студентов в научно -исследовательскую деятельность в области иностранных языков.

Ключевые слова: внеаудиторная исследовательская деятельность, мотивация, предметная олимпиада, круглый стол, летняя школа

THE DEVELOPMENT OF EXTRACURRICULAR RESEARCH STUDENTS ACTIVITY AS A FACTOR OF INCREASING MOTIVATION TO THE PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGES LEARNING

S.P. Firsova, K.S. Chukileva

Abstract. In the paper some aspects of extracurricular research students' activity within the educational space of the modern technical higher educational institution are considered. The key goals and basic forms of this activity in the context of increasing motivation to the professionally-oriented foreign languages learning are put forward. The results of the students' involvement in research activity in the field of the foreign languages are also analyzed.

Keywords: extracurricular research activity, motivation, academic olympiads, round-table discussions, summer school.

Особое значение развитие внеаудиторной деятельности приобретает в контексте профессионально ориентированного преподавания иностранных языков в технических вузах, так как отсутствие мотивации к изучению иностранного языка является одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются преподаватели [1,2]. Как известно, «мотив изучения иностранного языка в техническом вузе опосредован профессиональной потребностью общаться с иностранцами на профессионально-значимые темы; потребностью в получении информации в определенной области производства, в том или ином профессионально-значимом вопросе» [3, c.52]. В целом, студенты технических вузов изучают иностранный язык в течение 1 и 2курсов, когда обучение построено на формировании общих компетенций в области математики, физики, химии и т.д., поэтому они не осознают важности и необходимости общения на иностранном языке на профессионально-значимые темы. Кроме того, студенты не владеют профессиональной терминологией на родном языке, что осложняет коммуникацию на иностранном языке.

Среди большого диапазона форм внеаудиторной деятельности наиболее универсальными, на наш взгляд, являются предметные конкурсы и олимпиады, универсальность которых определяется: возможностью вовлечения довольно боль-

Современная модель образовательного учреждения высшего профессионального образования предполагает неразрывное единство обучения, научного исследования, внеаудиторной деятельности. Как учебная, так и внеучебная исследовательская деятельность студентов может обеспечить адекватное требованиям времени содержание обучения и прогностические данные.

Под внеаудиторной исследовательской деятельностью студентов мы понимаем специально организованную в рамках свободного времени индивидуальную или групповую деятельность, направленную на решение творческих интеллектуальных задач, реализуемую в сотрудничестве с преподавателями в образовательном пространстве вуза.

Следовательно, научно-исследовательская деятельность призвана содействовать достижению следующих целей: 1) повышение качества подготовки молодых специалистов; 2) создание условий для творческой активности и самореализации студенческой молодежи; 3) выявление талантливых и одаренных студентов и содействие дальнейшему развитию их способности.

При этом одной из приоритетных задач остается повышение мотивации к изучению дисциплин, связанных с реализацией внеаудиторной деятельности.

шого количества студентов; широким охватом студенческого контингента (1-5 курс); интегрированным содержанием, позволяющим развивать как профессиональные, так и общие компетенции студентов; объединением целей и задач технического и гуманитарного образования;

Современная практика организации внеаудиторной деятельности студентов также включает разнообразие языковых творческих конкурсов, активно использующих различные современные технологии критического мышления: коллективные научные презентации, аналитические эссе, цифровые повествования и т.д. Образовательные конкурсы на иностранном языке способствуют «развитию у студентов творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, проявлению способности к самостоятельному поиску и отбору дополнительной информации в справочной и научно-методической литературе, ее оформлению и предъявлению» [5, с. 291]. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность с применением технологий критического мышления позволяет стимулировать познавательные интересы обучающихся и развивать требующиеся современным специалистам навыки критического анализа информации [4].

На научно-практическую конференцию представляются индивидуальные или коллективные исследовательские работы студентов в виде самостоятельного исследования или аналитического обзора иноязычных источников, выполненные под руководством научного руководителя и соответствующие общим требованиям составления презентационного выступления.

Конкурс презентаций научных работ на иностранном языке в рамках студенческой научно-практической конференции направлен на поддержание интереса студентов к научно -техническим и инновационным проектам, развивает умение выступать с устными научно-техническими докладами на иностранном языке, обсуждать интересующие вопросы.

Особый образовательный потенциал имеют формы внеаудиторной работы, проводимые на постоянной основе. Так, кафедрой иностранных языков Поволжского государственного технологического университета с 1998 года успешно реализуется образовательная программа Челленд-жер». Программа включает широкий спектр конкурсных заданий лингвистического, страноведческого и культурологического характера в очной и заочной форме, а также информационно-просветительские акции, направленные на расширение лингвистического кругозора участников. Ежегодно в программе принимают участие

250-300 студентов и старшеклассников Республики Марий Эл.

В качестве основных мотивов участия в программе студенты и школьники называют желание «узнать что-то новое» (80% участников), «испытать себя» (70%), стремление «повысить уровень владения английским языком» (60%), «реализовать свои амбиции» (45%).

В настоящее время активно развиваются инновационные формы внеаудиторной деятельности студентов. Так, с октября 2013 года в рамках Международного совета по сотрудничеству в области лесного профессионального образования финно-угорских стран и регионов России Сыктывкарский лесной институт организует студенческие круглые столы в режиме он-лайн совместно с университетами-партнерами. В рамках круглых столов студенты из России, Финляндии и Германии делятся опытом, обсуждают различные темы на иностранном языке.

Международный круглый стол является одной из форм внеаудиторной работы, в ходе которой участники обсуждают определенную тему на иностранном языке, высказывают свои идеи и точку зрения по тому или иному вопросу. Круглый стол имеет гибкий формат, поэтому он является эффективной платформой для получения обратной связи от студентов из разных стран, имеющих сходные интересы в профессиональной сфере.

К формам внеаудиторной работы, стимулирующим изучение иностранного языка можно отнести международную летнюю школу, проводимую на базе Сыктывкарского лесного института.

Международная летняя школа является мероприятием междисциплинарной социально-образовательной направленности, которое проводится в формате лекций, семинаров, полевых исследований для российских и зарубежных студентов в течение двух недель. Слушатели летних школ знакомятся с современными прикладными методами исследований, принимают участие в практических занятиях, круглых столах, разрабатывают и обсуждают исследовательские проекты, знакомятся с культурой, традициями и бытом местного населения.

Следует отметить, что развитие внеаудиторной деятельности студентов является отличительной особенностью отечественной школы лингводидактики. Как показал опрос участников Международной недели преподавателей иностранных языков (Финляндия, май 2015 г.) только 20% респондентов эпизодически используют определенные формы внеаудиторной деятельности студентов (тематические вечера, дискуссии). При этом, преподаватели университетов Европы про-

явили выраженный интерес к российскому опыту в этом направлении, особо выделив такие формы как, научно-практические конференции в реальном и виртуальном режимах, летние школы.

Таким образом, эффективная реализация научно-исследовательской работы студентов на иностранном языке может рассматриваться сегодня как одна из наиболее значимых задач обуче-

Литература:

1. Мазалецкая А.Л. Мотивация НИД студентов вуза / А.Л. Мазалецкая // Вестник Университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. - М.: ГУУ, 2011. - № 6. -С. 61-63.

2. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, науч. ред. Н.Б. Крылова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -288 с.

3. Шарапова С. И. Методика обучения студентов неязыкового вуза чтению профессиональных текстов с целью порождения различных форм вторичных высказываний : дисс. ... канд. пед. наук / С.И. Шарапова. - Ярославль, 2010. - 235 с.

4. Холод Н.И.,. Егорова О.С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку Ярославский педагогический вестник -2014 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - с.27-31

5. Черненко Г.А. Вузовская олимпиада - первый шаг в научно-исследовательской деятельности студента / Г. А. Черненко // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сб. материалов XI Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. Томск. 2011. - С. 289-294

ния в техническом вузе. Это вызвано тем, что выполнение различных видов внеаудиторной исследовательской работы способствует более результативному и быстрому овладению материалом, повышению мотивации и работоспособности в процессе обучения, развитию креативного мышления, целеустремленности и инициативности студентов.

References:

1. Mazaleckaja A.L. Motivacija NID studentov vuza / A.L. Mazaleckaja // Vestnik Universiteta (Gosudarstven-nyj universitet upravlenija). Sociologija i upravlenie per-sonalom. - M.: GUU, 2011. - № 6. - S. 61-63.

2. Pedagogicheskaja podderzhka rebenka v obrazo-vanii : ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zave-denij / N.N. Mihajlova, S.M. Jusfin, E.A. Aleksandrova [i dr.]; pod red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoj, nauch. red. N.B. Krylova. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. -288 s.

3. Sharapova S. I. Metodika obuchenija studentov ne-jazykovogo vuza chteniju professional'nyh tekstov s cel'ju porozhdenija razlichnyh form vtorichnyh vyskazyvanij : diss. ... kand. ped. nauk / S.I. Sharapova. - Jaroslavl', 2010. - 235 s.

4. Holod N.I., Egorova O.S. Formy i metodicheskie principy organizacii vneauditornoj dejatel'nosti studentov po inostrannomu jazyku Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik -2014 - № 4 - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki) - s.27-31

5. Chernenko G.A. Vuzovskaja olimpiada - pervyj shag v nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studenta / G. A. Chernenko // Kommunikativnye aspekty jazyka i kul'tury : sb. materialov XI Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija studentov i molodyh uchenyh. Tomsk. 2011. - S. 289-294.

Сведения об авторах:

Фирсова Светлана Павловна (г.Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, e-mail: svetlana_firsova@inbox.ru

Чукилева Ксения Сергеевна (г.Сыктывкар, Россия), старший преподаватель, Сыктывкарский лесной институт, e-mail: chukileva_k@mail.ru

Data about the authors:

Firsova S.P. (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Volga State University of Technology, e-mail: svetlana_firsova@inbox.ru

Chukileva K.S. (Syktyvkar, Russia), senior lecturer, Syktyvkar Forest Institute, e-mail: chukile-va_k@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.