Научная статья на тему 'Система адаптации первокурсников технического вуза к изучению профессионально ориентированного иностранного языка'

Система адаптации первокурсников технического вуза к изучению профессионально ориентированного иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / CARRIER GUIDANCE ACTIVITY / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / FOUNDATION MODULE / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ELECTRONIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Щеглова Наталья Николаевна

В статье рассматривается система адаптации первокурсников к изучению профессионально ориентированного иностранного языка в образовательном пространстве технического университета. Выделяются основные факторы успешной реализации данной системы. Особое внимание уделяется электронному образованию и другим инновационным обучающим технологиям. Также рассмотрены некоторые аспекты внеаудиторной работы с первокурсниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Щеглова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF THE FIRST-YEAR STUDENTS ADAPTATION TO THE PROFESSIONALLY ORIENTED LANGUAGE LEARNING AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

The system of the first-year students’ adaptation to the professionally oriented language learning within the educational space of the technical university is put forward. Key factors of the successful implementation of the system are underlined. Special attention is given to the electronic education and other innovative learning techniques. Some aspects of the extracurricular activity in the form of academic competitions are also considered.

Текст научной работы на тему «Система адаптации первокурсников технического вуза к изучению профессионально ориентированного иностранного языка»

УДК 37.013

СИСТЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

С.П. Фирсова, Н.Н. Щеглова

Аннотация. В статье рассматривается система адаптации первокурсников к изучению профессионально ориентированного иностранного языка в образовательном пространстве технического университета. Выделяются основные факторы успешной реализации данной системы. Особое внимание уделяется электронному образованию и другим инновационным обучающим технологиям. Также рассмотрены некоторые аспекты внеаудиторной работы с первокурсниками.

Ключевые слова: адаптация, профориентационная работа, подготовительный модуль, тестирование, электронное образование, индивидуальный подход, мотивация.

THE SYSTEM OF THE FIRST-YEAR STUDENTS

ADAPTATION TO THE PROFESSIONALLY ORIENTED

LANGUAGE LEARNING AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

S. Firsova, N. Shcheglova

Abstract. The system of the first-year students' adaptation to the professionally oriented language learning within the educational space of the technical university is put forward. Key factors of the successful implementation of the system are underlined. Special attention is given to the electronic education and other innovative learning techniques. Some aspects of the extracurricular activity in the form of academic competitions are also considered.

Keywords: adaptation, carrier guidance activity, foundation module, testing, electronic education, individual approach, motivation.

Поступая в высшее учебное заведение, выпускник школы не имеет необходимого опыта учебной деятельности в новых образовательных условиях. Неизбежно возникает несоответствие между новым учебным статусом и объективными возможностями студентов для его подтверждения, что не способствует эффективной образовательной деятельности и становится причиной разочарований и фрустраций первокурсников [3, ^6]. Преподавание становится узконаправленным, меняются дидактические принципы и подходы. Поэтому в первые месяцы студенты постоянно находятся в состоянии стресса перед новыми для себя условиями обучения. Более явно это проявляется именно в технических вузах, поскольку даже такие привычные предметы, как химия, история, иностранный язык, преподаются с практико-ориентированных позиций. На основании ежегодных опросов первокурсников можно сделать вывод, что большинство респондентов (75%) считают, что система преподавания иностранных языков в университете отличается от школьного обучения. Причем 20% из них характеризуют эти отличия как значительные. В качестве основных отличий первокурсники выделяют направленность обучения иностранным языкам на будущую профессию, больший объем языкового материала для аудиторной и

самостоятельной работы, целенаправленную работу над развитием навыков устной речи, использование профессионально

ориентированных и аутентичных пособий, индивидуальный подход к студентам. Поэтому подготовка будущего инженера требует поэтапного процесса адаптации к новым образовательным условиям, что требует от каждого преподавателя серьезного отбора учебного материала и новых, эффективных форм обучения [4, c.36].

С целью более быстрой и эффективной адаптации первокурсников в Поволжском государственном технологическом университете уже несколько лет успешно реализуется тщательно разработанная система адаптации, в ходе которой у студентов формируется устойчивый интерес к профессионально ориентированному иностранному языку, проявляется мотивация к избранной профессии, развиваются навыки самостоятельной работы. Обозначенная система адаптации включает:

1. профориентационные мероприятия по иностранным языкам для выпускников школ Республики;

2. занятия иностранным языком в рамках Подготовительного модуля;

3. систему поэтапного лингводидактического тестирования первокурсников;

4. комплекс внеаудиторных мероприятий с целью повышения интереса к иностранному языку;

5. организацию системы психолого-педагогической поддержки первокурсников;

6. развитие мотивации к профессионально ориентируемому изучению иностранных языков во время аудиторных занятий и посещению школы электронного обучения.

Профориентационная работа с будущими первокурсниками предусматривает очные конкурсные мероприятия (олимпиады, конкурсы проектов и презентаций), целью которых является не столько оценить уровень владения иностранным языком их участников, сколько познакомить выпускников школ с условиями и особенностями изучения иностранных языков в техническом университете.

В течение трех первых недель студенты занимаются по программе подготовительного модуля. Подготовительный модуль призван решить задачи, связанные с комплексной интенсивной адаптацией вчерашних школьников к условиям вузовской жизни, актуализацией их знаний по определенным предметам, включая иностранные языки, отбором на ранней стадии обучения талантливой молодежи,

формированием индивидуальной

образовательной траектории.

Подготовительный модуль по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому) начинается с входного тестирования, целью которого является определение уровня коммуникативной компетенции студентов. Тест контролирует лингвистические, страноведческие и

стратегические компетенции в форме заданий на подстановку, соотнесение и множественный выбор. В 2014 - 2015 году средний балл выполнения теста исходного уровня подготовительного модуля составил 47,6%, после прохождения модуля - 55,39%. В текущем учебном году средний балл выполнения исходного тестирования - 56%, после прохождения модуля - 68,59%. В конце первого семестра результаты выполнения

промежуточного теста повышаются на 10 - 20%, что дает нам основание констатировать как эффективность системы тестирования в частности, так и системы преподавания иностранных языков в целом.

Результаты тестирования помогают преподавателю конкретизировать

образовательные задачи и при необходимости скорректировать программу обучения.

Индивидуальному развитию студентов способствует и многолетняя система олимпиад.

Следует заметить, что олимпиада остается одной из самых ярких форм проявления активного стремления студента к высоким результатам [5]. Выявить целеустремленных студентов еще в ранний период обучения - одна из задач преподавателя иностранного языка. Чувство реальности победы придает первокурснику уверенности в своих силах, стимулирует его активность во всех сферах учебной и внеучебной деятельности. Ежегодная олимпиада, разрабатываемая и организуемая специально для первокурсников «Путь к успеху», проводится в нашем университете только по иностранным языкам. Отбор участников олимпиады по иностранным языкам проходит на основе результатов исходного тестирования (85 - 100% выполнения исходного теста). Олимпиада носит тематический характер, и все задания разрабатываются на материале, посвященном единой проблеме (изучение языков, роль науки в современном мире, молодежь и книги). Организаторы олимпиады стараются увеличивать долю творческих заданий, позволяющих студентам проявить умение нестандартно мыслить в заданной ситуации. В последние годы наблюдается также рост количества студентов, принимающих участие в олимпиадах. Например, за последние три года число участников олимпиады для студентов 1 курсов возросло с 60 до 82. Общее количество студентов 1 курса, активно принимающих участие во всех мероприятиях НИРС составляет 30%.

Более 50% опрошенных первокурсников принимали или планируют принимать участие в конкурсах и олимпиадах по иностранным языкам, так как такое участие дает возможность «проверить свой уровень владения иностранным языком», «больше узнать об изучаемом языке», «развить интерес к изучению иностранных языков», «поверить в свои силы», «приобрести новых друзей и единомышленников».

Такой подход к подбору заданий выявляет ярких, талантливых студентов,

заинтересованных в дополнительном изучении иностранных языков уже в первые месяцы обучения и позволяет определить индивидуальную траекторию их дальнейшего развития.

В качестве одного из условий, определяющих эффективность процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе, можно указать организацию психолого-педагогической поддержки студентов [1;2]. Преподаватели кафедры посвящают много времени и энергии созданию атмосферы эмоционального комфорта на занятиях,

используя активные методы обучения: ролевые и деловые игры, видеоконференции, различные формы дискуссий.

Практически все сотрудники кафедры активно участвуют в разработке электронных учебных комплексов. Электронный курс обязательно предусматривает обратную связь со студентами, интерактивное общение в течение семестра. Начиная с первых дней обучения, студенты имеют доступ к учебным материалам, а также к своим текущим оценкам. Анкетирование и изучение удовлетворенности студентов предлагаемым электронным курсом дополнительно стимулирует преподавателей разрабатывать такие курсы, которые бы были интересными для студента. В процессе этих видов деятельности формируются субъект-субъектные партнерские отношения между студентом и преподавателем, основанные на выполнении единых задач и целей.

Работа с иноязычной информацией различного типа (печатной, электронной, виртуальной) способствует формированию и развитию профессиональных интересов студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности использовать знания, полученные на занятиях иностранным языком, в профессиональной деятельности. Очень важно, чтобы студенты с первых месяцев обучения в вузе видели перспективы практического

применения иностранного языка в своей будущей профессии. Кроме того, обучение на базе электронных курсов позволяет студенту эффективно пользоваться информационными ресурсами, полноценно готовить домашние задания в случае вынужденных пропусков аудиторных занятий и тем самым избегать отставания по предмету.

В качестве основных факторов, способствующих более эффективной адаптации к преподаванию иностранных языков в вузе, сами первокурсники определяют поддержку преподавателя (74%), самостоятельную работу (50%), систему поэтапного тестирования (45%), использование электронных куров (40%).

Таким образом, предложенная система адаптации студентов первого курса повышает уровень профессиональной направленности и мотивации к изучению иностранных языков, развивает общие и коммуникативные компетенции, выявляет заинтересованность участвовать в иноязычных конкурсах и проектах, позволяет добиваться личных и профессиональных побед, поскольку

современный студент должен владеть не только суммой специальных умений, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, стремлением расширять свои профессиональные знания.

Литература:

1. Будко В.Н. Формирование готовности учащихся к обучению в вузе средствами языковой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Будко Валентина Николаевна. - Ставрополь, 2008. -21 с.

2. Каргина Е.М. Мотивация профессионального выбора и развития личности в процессе профилизации изучения иностранного языка: монография / Е.М. Каргина. - ГУАС. - Пенза, 2013. -486 с.

3. Комарова М.В. Преемственность обучения иностранному языку в средней и высшей школе (на примере технического университета): дис. ... канд.

пед. наук: 13.00.08 / Комарова Марина Викторовна. -Барнаул, 2002. - 196 с.

4. Курбатова Л.Н. Жизненные ценности студентов как институциональные индикаторы формационного изменения общества / Л.Н. Курбатова // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 9.

- С. 35-41.

5. Новоселова О.Ю., Фирсова С.П. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов / О.Ю. Новоселова, С.П. Фирсова // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 11.

- С. 34-39.

Сведения об авторах:

Фирсова Светлана Павловна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Поволжский региональный технологический университет, e-mail: Svetlana_firsova@inbox.ru

Щеглова Наталья Николаевна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Поволжский региональный технологический университет.

Data about the authors:

S. Firsova (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Foreign Languages, Volga State University of Technology, e-mail: Svetlana_firsova@inbox.ru

N. Shcheglova (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Foreign Languages, Volga State University of Technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.