Научная статья на тему 'Научно-исследовательский потенциал взаимодействия школа - вуз'

Научно-исследовательский потенциал взаимодействия школа - вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ПАРТНЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / RESEARCH ACTIVITY / PROJECT ACTIVITY / INTERACTION / POTENTIAL / PARTNERSHIP PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселова Ольга Юрьевна, Фирсова Светлана Павловна

В статье рассматриваются основные формы взаимодействия школы и университета в контексте научно-исследовательской деятельности. При этом особое внимание уделяется основным задачам и результатам исследовательской работы школьников. Анализируются показатели эффективности успешной проектной и исследовательской деятельности студентов и школьников, а также эффективность научно-практического образования. Представлен положительный опыт взаимодействия кафедры иностранных языков и лингвистики Поволжского государственного технологического университета со школами и колледжами республики. Определяются перспективы интеграции среднего и высшего научно-практического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселова Ольга Юрьевна, Фирсова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH POTENTIAL OF SCHOOL - UNIVERSITY INTERACTION

The article discusses the main forms of interaction of School and University in the context of research activities. Particular attention is devoted to the main tasks and the research work of the students. Efficiency of students project and research work as well as applied scientific education is analyzed. The results of the Volga University of Technology and schools interaction are presented. Perspectives of integration of secondary and higher scientific education are determined.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательский потенциал взаимодействия школа - вуз»

УДК 378:811

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛА - ВУЗ

О.Ю. Новоселова, С.П. Фирсова

Аннотация. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия школы и университета в контексте научно-исследовательской деятельности. При этом особое внимание уделяется основным задачам и результатам исследовательской работы школьников. Анализируются показатели эффективности успешной проектной и исследовательской деятельности студентов и школьников, а также эффективность научно-практического образования. Представлен положительный опыт взаимодействия кафедры иностранных языков и лингвистики Поволжского государственного технологического университета со школами и колледжами республики. Определяются перспективы интеграции среднего и высшего научно-практического образования.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, взаимодействие, потенциал, партнерские программы.

RESEARCH POTENTIAL OF SCHOOL - UNIVERSITY INTERACTION

O. Novoselova, S. Firsova

Abstract. The article discusses the main forms of interaction of School and University in the context of research activities. Particular attention is devoted to the main tasks and the research work of the students. Efficiency of students project and research work as well as applied scientific education is analyzed. The results of the Volga University of Technology and schools interaction are presented. Perspectives of integration of secondary and higher scientific education are determined.

Keywords: research activity, project activity, interaction, potential, partnership programs.

Согласно требованиям законодательной базы (закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты, Государственная программа развития образования на 2013 - 2020 годы) и задачам современного школьного образования идея научно-практического образования молодых людей приобретает особую актуальность. Развитие учебно-

исследовательских, проектных и информационно - познавательных способностей становится составной частью личностных характеристик школьников («портрета выпускника школы»).

Составной частью основной образовательной программы (ООП) при получении среднего общего образования становится программа развития универсальных учебных действий, которая должна быть направлена, в том числе, и на «формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности» [6].

Исследовательская деятельность учащихся определяется как деятельность по выполнению учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, предполагающая, как и научно-исследовательская деятельность в целом, наличие основных этапов: постановка проблемного вопроса, цели, задач исследования (определение проблемы); анализ имеющейся теоретической информации по проблеме; выбор и

практическое применение нескольких исследовательских методик; получение собственных результатов при решении проблемы, анализ и обобщение собранного материала; поиск научного объяснения результатов решения исследовательской задачи; авторские выводы.

Первостепенность в развитии у обучающихся навыка ведения исследования как универсального способа познания мира, навыка критического мышления, навыка интерпретации

самостоятельно полученных знаний для решения последующих образовательных задач - вот главный результат учебной исследовательской деятельности [3].

В ходе исследовательского поиска обучающиеся развивают свои исследовательские способности - индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успеха в выполнении исследовательской работы [4]. Происходит качественное изменение, то есть «приращение» в компетенциях обучающегося; расширяется круг вопросов и явлений, в которых исследователь обладает авторитетностью и опытом.

Следовательно, показателями успешности как проектной, так и учебно-исследовательской деятельности в школе считаются не просто предметные результаты, а личностный рост школьников, развитие компетентности в выбранной проблемной области, развитие таких

базовых качеств личности, как сотрудничество при коллективном решении и самостоятельность при индивидуальной работе, понимание практического значения творческой

исследовательской и проектной работы.

Подобные современные требования к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в школе подчеркивают важность компетентного научно -обоснованного подхода при решении кадровых, управленческих, организационных, учебных, методических, информационных, дидактических, психологических, педагогических вопросов по обозначенной проблеме [1, 2, 5].

Эффективность научно-практического образования определяется широким

межведомственным взаимодействием с различными научными организациями, вузами, предприятиями, общественными организациями

[7].

С этой целью создаются партнерские программы, которые обеспечивают включение учащихся - будущих специалистов в социокультурное пространство города и региона, обеспечивая непрерывность образования школа-вуз и возможности индивидуальной профессионализации в области науки и техники.

Кафедрой иностранных языков и лингвистики Поволжского государственного технологического университета успешно реализуется тщательно разработанная система профориентационной работы будущими абитуриентами, в ходе которой у школьников формируется интерес к профессионально ориентированному

иностранному языку; проявляется мотивация к будущей профессии; развиваются навыки научно-исследовательской деятельности. Преподаватели кафедры использует потенциал образовательных конкурсов (олимпиад, конкурсов проектов и презентаций), целью которых является не столько оценить уровень владения иностранным языком их участников, сколько познакомить выпускников школ с условиями и особенностями изучения иностранных языков в техническом университете, повысить мотивацию к проведению исследований и разработке проектов

[8]. Преподаватели школ республики и

университета осуществляют руководство и со-руководство подготовкой проектно-

исследовательской деятельностью школьников, результаты которой представляются на Поволжском Форуме школьников, а также ряде вузовских, Всероссийских молодежных научно-практических конференций.

Результаты проведенных опросов показывают, что преподаватели и школьники оценивают сотрудничество вуз-школа как «эффективное», «результативное» и

«мотивирующее». Как отмечают будущие абитуриенты, в результате общения и взаимодействия с преподавателями университета у них повысился интерес к исследовательской работе (87%); улучшились презентационные навыки (74%); сформировался алгоритм научно-исследовательской деятельности (72%).

Научно-исследовательский потенциал

дальнейшего взаимодействия школа-вуз предполагает решение следующих задач:

- разработка теоретического и методологического обеспечения системы работы с учащимися (например, факультативы «Методики исследования», «Индивидуальный исследовательский проект»);

- организация коммуникационной среды между субъектами партнерской программы в очном или дистанционном режиме с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- определение актуальных проблем в развитии научно-технического образования и построение средств их решения на базе вуза;

- реализация технологических и предметных проектов, конкурсов и творческих работ различных уровней;

- выявления и обучения, учащихся с повышенными способностями и склонностями к научно-исследовательской деятельности как на профессиональном, так и допрофессиональном уровне;

- реализация предметных и технологических разноуровневых методических объединений, стажировочных площадок;

- широкое использование всех возможностей социума и городской инфраструктуры.

Литература:

1. Брославская Т.Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1. — С. 5-6.

2. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. - 2-е изд.- М.: ВАКО.2016. - 160с.

3. Острикова Е.А. Психо лого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 358-361.

4. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном

образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.

5. Соболева Е.В. Проблемы в организации работы учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся // Вестник Бурятского университета. — 2010. — №15. — С. 102-107.

6. Современный урок: от теории к практике: Методическое пособие / Авт.сост. Х.Г. Ларионова. — Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. - 116 с.

7. Новоселова О.Ю., Фирсова С.П. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов// Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 11. - с.34-39.

8. Фирсова С.П., Щеглова Н.Н. Система адаптации первокурсников технического вуза к изучению профессионально ориентированного иностранного языка// Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 2-1 (115). — С.66-69.

Сведения об авторах:

Новоселова Ольга Юрьевна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Йошкар-Олы», e-mail: [email protected]

Фирсова Светлана Павловна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Поволжский региональный технологический университет.

Data about the authors:

O. Novoselova (Yoshkar-Ola, Russia), Ph.D. of Pedagogic Sciences, Director, Municipal budget educational institution "Secondary school №16 of city of Yoshkar-Ola, e-mail: [email protected]

S. Firsova (Yoshkar-Ola, Russia), Ph.D. of Pedagogic Sciences associate professor at the Department of Foreign Languages and Linguistics, Volga State University of Technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.