Научная статья на тему 'Основные тенденции подготовки магистрантов по направлению "Лингвистика" в техническом университете'

Основные тенденции подготовки магистрантов по направлению "Лингвистика" в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PREPARATION OF MASTER'S DEGREE STUDENTS / ONLINE CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / FORMATION OF COMPETENCIES / ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / ПРОГРАММА "ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ" / МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ / ОНЛАЙН МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голикова Т.В., Фирсова С.П.

В статье затрагиваюся основные проблемы подготовки магистрантов, обучающихся по программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» направления 45.04.02 «Лингвистика»; обращается внимание на основные мотивы поступления в магистратуру, принципы создания программ учебных дисциплин, формируемые в процессе обучения компетенции. Рассматриваются особенности организации онлайн межкультурной коммуникации между марийскими и зарубежными магистрантами, способствующие подготовке специалистов, не только владеющих различными иностранными языками, но и готовых успешно взаимодействовать с представителями разных культур. В процессе анализа содержания образовательной программы выделяются дисциплины, наиболее востребованные магистрантами; актуализируется автономная научно-исследовательская деятельность обучаемых; определяются основные векторы совершенствования подготовки магистрантов в контексте коммуникативно-деятельностного подхода и решения методологических и организационных проблем обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голикова Т.В., Фирсова С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR TENDENCIES OF MASTER’S DEGREE STUDENTS' PREPARATION IN THE “FOREIGN LANGUAGES AND CROSS-CULTURAL COMMUNICATION” PROGRAMME IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article addresses the major problems of the preparation of master’s degree students who are studying in the “foreign languages and cross-cultural communication” programme 45.04.02 in the linguistics field of study, focusing particularly on examining the students’ motives for entering master’s level study, the principles of curriculum development and the competencies formed, and the particularities of the organisation of online cross-cultural communication between Mari and foreign MA students, which contribute to the training of specialists not only proficient in foreign languages, but also ready to successfully communicate with the representatives of different cultures. The trends of master’s degree students preparation in the context of the communicative approach are identified.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции подготовки магистрантов по направлению "Лингвистика" в техническом университете»

УДК 377

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛИНГВИСТИКА» В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Т.В. Голикова, С.П. Фирсова

Аннотация. В статье затрагиваюся основные проблемы подготовки магистрантов, обучающихся по программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» направления 45.04.02 «Лингвистика»; обращается внимание на основные мотивы поступления в магистратуру, принципы создания программ учебных дисциплин, формируемые в процессе обучения компетенции. Рассматриваются особенности организации онлайн межкультурной коммуникации между марийскими и зарубежными магистрантами, способствующие подготовке специалистов, не только владеющих различными иностранными языками, но и готовых успешно взаимодействовать с представителями разных культур. В процессе анализа содержания образовательной программы выделяются дисциплины, наиболее востребованные магистрантами; актуализируется автономная научно-исследовательская деятельность обучаемых; определяются основные векторы совершенствования подготовки магистрантов в контексте коммуникативно-деятельностного подхода и решения методологических и организационных проблем обучения.

Ключевые слова: подготовка магистрантов, программа «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», мотивы поступления в магистратуру, онлайн межкультурная коммуникация, формирование компетенций.

MAJOR TENDENCIES OF MASTER'S DEGREE STUDENTS'

PREPARATION IN THE "FOREIGN LANGUAGES AND CROSS-CULTURAL

COMMUNICATION" PROGRAMME IN A TECHNICAL UNIVERSITY

T. Golikova, S. Firsova

Abstract The article addresses the major problems of the preparation of master's degree students who are studying in the "foreign languages and cross-cultural communication" programme 45.04.02 in the linguistics field of study, focusing particularly on examining the students' motives for entering master's level study, the principles of curriculum development and the competencies formed, and the particularities of the organisation of online cross-cultural communication between Mari and foreign MA students, which contribute to the training of specialists not only proficient in foreign languages, but also ready to successfully communicate with the representatives of different cultures. The trends of master's degree students preparation in the context of the communicative approach are identified.

Keywords: preparation of master's degree students, MA programme "foreign languages and cross-cultural communication" motives for entering master's level study, online cross-cultural communication, formation of competencies.

Одна из основных целей магистерской подготовки - способствовать становлению и развитию молодого специалиста, обладающего необходимыми компетенциями в решении научно-исследовательских задач в

профессиональной деятельности. Следовательно, процесс обучения в магистратуре должен быть направлен на овладение магистрантами современными методами разработки научной проблематики, поиска и обработки информации, трансляции полученных знаний и обмена ими в научном сообществе.

В качестве основных принципов создания программ магистерской подготовки и отбора содержания учебных дисциплин выступают следующие: их согласованность с программами бакалавриата, обеспечение вариативности, гибкости и мобильности образования, научно -

исследовательская ориентация обучения, индивидуальная и личностно-ориентированная направленность образования, возможность учета региональных условий [1;4].

Анализ информационных источников, опыт преподавания в магистратуре свидетельствуют о том, что в настоящее время, характеризуемое усилением процессов глобализации, развитием международных связей и доминированием английского языка в качестве языка межкультурной коммуникации и глобального общения, наблюдается значительный интерес к обучению в магистратуре по направлению 45.04.02 «Лингвистика» со стороны студентов как имеющих, так и не имеющих предыдущего лингвистического образования. Магистранты обеих категорий имеют сходную мотивацию поступления на магистерскую программу

лингвистического направления, рассматривая в качестве главной цели обучения в магистратуре совершенствование английского языка (иностранных языков). Среди основных мотивов поступления в магистратуру можно выделить как общие для всех областей знаний (стремление получить квалификацию в более востребованной высокооплачиваемой области деятельности -45%, психологическая потребность в смене рода занятий - 36%), так и специфические для данного направления подготовки (привлекательность специальности - 60%, необходимость владения иностранными языками - 38%). Мотивами обучения магистрантов непоследовательной магистратуры Поволжского государственного технического университета (ПГТУ) являются: получение перспектив личностного и профессионального роста; возможность преподавания английского языка; изучение иностранных языков для дальнейшего трудоустройства; повышение уровня владения иностранными языками для изменения сферы деятельности/места жительства; изучение нового языка. Респонденты, имеющие высшее образование в области лингвистики, назвали такие мотивы, как совершенствование лингвистических знаний, умений, навыков; развитие навыков межкультурного общения, необходимого для получения желаемой профессии; получение степени, дающей больше возможностей для трудоустройства [3].

Магистерская программа «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» направления 45.04.02 «Лингвистика», реализуемая в ПГТУ, полностью соответствует потребностям обучающихся, поскольку ориентирована на три вида профессиональной деятельности из числа предусмотренных ФГОС: переводческая, консультативно-коммуникативная и информационно-лингвистическая. При этом формирование и развитие компетенций, предусмотренных ФГОС в части лингвистической подготовки, имеет

приоритетное значение для магистрантов по сравнению с желанием получить степень магистра.

Подчеркивая удовлетворенность качеством обучения (92%), которая обоснована высоким уровнем организации образовательного процесса, квалификацией преподавательского состава, возможностью расширить образовательное пространство посредством приглашения визит-лекторов и выездных стажировок, магистранты оценивают программу обучения как оптимальную, включающую достаточное количество дисциплин для приобретения

теоретических знаний и развития практических умений в профессиональной деятельности. При этом, наиболее востребованными являются дисциплины, ориентированные на развитие практических лингвистических навыков (практические курсы и практикумы речевого общения первого и второго иностранных языков, деловое письмо, практика перевода), предметы, формирующие навыки межкультурного взаимодействия (основы межкультурной коммуникации, деловая поездка за рубеж, язык презентаций), а также дисциплины, направленные на развитие самостоятельной научно-исследовательской деятельности (методология научного познания, методы лингвистических учений). Магистранты отмечают, что теоретические знания успешно обеспечиваются практическими навыками, а готовность администрации магистратуры к оперативному решению возникающих проблем, доминирование студентоцентричности и субъект-субъектных отношений формирует психологически комфортную образовательную среду для магистрантов [5].

Существуют различные формы, методы, средства, повышающие качество знаний английского языка у магистрантов. В процессе обучения положительную оценку магистрантов получает осуществление межкультурной коммуникации между марийскими и зарубежными магистрантами на английском языке. Вполне понятно, что в условиях глобального коммуникационного пространства растёт потребность в специалистах не просто владеющих иностранными языками, но и готовых успешно взаимодействовать с представителями других культур.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в современном мире научно-технический прогресс открыл новые возможности для межкультурного общения, становления новых видов и форм коммуникации через обширную сеть Интернет, что мы и используем в процессе обучения магистрантов. Нами наработан опыт межкультурной коммуникации марийских и зарубежных магистрантов (LCC International University, Клайпеда, 2016, 2017, 2018). Межкультурная коммуникация студентов осуществляется в режиме онлайн в процессе изучения следующих дисциплин на занятиях по английскому языку: «Практический курс английского языка» (1 курс) «Деловая поездка за рубеж» (2 курс), «Культура речевого общения» (2 курс), направление подготовки 45.04.02 «Лингвистика» магистерской программы

«Иностранные языки и межкультурная коммуникация» [2].

Для участников межкультурной

коммуникации организуется еженедельное общение в Skype и по e-mail. Организаторами скайп сессий стали одна из авторов данной статьи Т.В. Голикова, профессора Алиел Каннингхэм (г. Клайпеда, 2016, 2017, 2018) и Скотт Ньюманн (г. Клайпеда, 2017). В процессе скайп общения обсуждались различные темы, в их числе «Женщины в мире», «Русско-американское видение образовательных проблем», «Мосты в образовании», «Гражданское и нравственное воспитание учащейся молодежи», «Социальные проблемы», «Ценности и ценностно-смысловые ориентации учащейся молодежи» [1].

Рассмотрим особенности организации онлайн межкультурной коммуникации на примере изучения курса «Деловая поездка за рубеж». Подготовка магистрантов к скайп взаимодействию осуществлялась на практических занятиях. Виртуальную деловую поездку приурочили к участию в Международной научно-практической конференции, посвященной проблемам развития приоритетных ценностей в будущей профессиональной деятельности. Первое скайп общение было посвящено знакомству партнеров онлайн межкультурной коммуникации. Необходимо было представить себя, свой город Йошкар-Олу, Республику Марий Эл, Поволжский государственный

технологический университет, факультет, узнать от скайп партнера такого же рода информацию. Во время общения необходимо было узнать о различных направлениях деятельности университета, в котором учится зарубежный партнер, его факультетах, кафедрах, программах бакалавриата и магистратуры, уникальных особенностях университета. В процессе общения возникали и специфические вопросы, на которые необходимо ответить. Следует заметить, что заранее присылаемые вопросы по электронной почте перед скайп общением позволяют более тщательно подготовиться участникам и способствуют более свободному общению на английском языке. Далее велось обсуждение проблем, связанных с организационными аспектами поездки на конференцию (приобретение билетов, перелет на самолете, отель, культурная программа мероприятия, знакомство с участниками конференции, бизнес ланч и т.д.).

Наиболее важной частью межкультурной коммуникации является обсуждение материалов, представляемых на конференцию, посвященную проблемам развития приоритетных ценностей у

учащейся молодежи, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В процессе подготовки к выступлению участники онлайн межкультурной коммуникации заранее знакомились с рекомендованными

преподавателем статьями и книгами по дискуссионной тематике, осуществляли сравнительно-сопоставительный анализ лично-значимых ценностей для себя и партнера по скайп общению, выявляя наиболее важные ценности, необходимые студентам в профессиональной деятельности, выявленные по результатам тестирования, анкетирования, беседы. Марийские студенты предварительно обсуждали предполагаемое выступление на конференции во время аудиторных занятий, каждое обсуждение сопровождалось компьютерной презентацией на английском языке. Магистрантам были предложены задания и вопросы для подготовки к выступлению в виртуальной конференции по проведенному исследованию, включающие подготовку текста выступления и презентации в предполагаемой конференции, знакомство с исследовательской работой партнера, дискуссию по проблемам реализуемого исследования.

Скайп общение способствовало

целенаправленному формированию компетенций: владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи (ОК-8); владение конвенциями речевого общения в иноязычном социуме, правилами и традициями межкультурного и профессионального общения с носителями изучаемого языка (ОПК-6); владение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме (ОПК-10); способность выявлять источники возникновения конфликтных ситуаций в межкультурной коммуникации, выявлять и устранять причины дискоммуникации в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия (ПК-26).

Сформированность вышеперечисленных компетенций, опрос, проведенный среди участников онлайн межкультурной

коммуникации, результаты текущего,

тематического, итогового контроля

свидетельствуют о том, что качество знаний, мотивация студентов к изучению английского языка при скайп взаимодействии повышаются, при этом реализуются и обучающие и развивающие и воспитывающие цели обучения.

Хотелось бы отметить, что различия в уровнях владения английским языком магистрантами, имеющими и не имеющими

предыдущего лингвистического образования, вызывают сложности у студентов при обучении в непоследовательной лингвистической

магистратуре по курсам языковой подготовки, а отсутствие базовых знаний в области лингвистики создают трудности в освоении дисциплин новой для магистрантов профессиональной области. Данные факторы усложняют методические и организационные аспекты учебного процесса, создают дополнительные риски образовательной деятельности [2]. Решение проблем, связанных с подготовкой магистрантов, в частности, лингвистической направленности, является предметом дальнейших исследований.

Таким образом, в качестве основных тенденций совершенствования подготовки магистрантов анализируемого направления можно выделить:

1) Расширение образовательного

пространства и лингвистической среды посредством системы приглашения визит-лекторов и выездных стажировок.

2) Ориентация на развитие практических лингвистических навыков и формирование самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистрантов.

3) Дальнейшее решение проблем, связанных с различным уровнем владения магистрантами иностранными языками.

4) Учет индивидуальных образовательных потребностей «непоследовательных» магистрантов.

5) Совершенствование форм и методов онлайн межкультурной коммуникации.

Выявленные авторами тенденции определяют основные задачи, связанные с корректировкой содержания обучения и расширением диапазона форм и методов образовательного процесса в лингвистической магистратуре неязыкового вуза. Их реализация будет содействовать не только повышению коммуникативной компетентности магистрантов, но и дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности, автономной работы, а также построению индивидуальной образовательной траектории.

Литература:

1. Глубокова Е.Н. Педагогическая магистратура: требования стандартов и новые модели / Е.Н. Глубокова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Человек и образование. - 2015. - № 4(45). - С. 10-18.

2. Голикова Т.В. Дидактические средства оптимизации научно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по английскому языку: коллективная монография / Т.В. Голикова // Научно-исследовательская деятельность студентов в гуманитарном пространстве инновационного университета; под ред. С.П. Фирсовой, Т.В. Голиковой. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - С. 141.

3. Родионова Е.В. Особенности и проблемы «непоследовательной» магистратуры: из опыта

обучения по направлению 45.04.02 «Лингвистика» [Электронный ресурс] / Е.В. Родионова, С.П. Фирсова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. - С. 901-905. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46981.htm

4. Филипчук О.В. К вопросу о качестве магистерской подготовки / О.В. Филипчук, С.П. Фирсова, О.И. Чередниченко // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 3. - С. 11-14.5.

5. Фирсова С.П. Особенности подготовки кадров в «непоследовательной» магистратуре по направлению 45.04.02 «Лингвистика» / С.П. Фирсова, Е.В. Родионова. - Казанский педагогический журнал. -2017. - № 1(120). - С. 96-99.

Сведения об авторе:

Фирсова Светлана Павловна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики Поволжского государственного технологического университета, e-mail: svetlana_firsova@inbox.ru

Голикова Татьяна Владимировна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики Поволжского государственного технологического университета.

Data about the authors:

S. Firsova (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages and Lingvuistics of Volga State University of Technology, e-mail: svetlana_firsova@inbox.ru

T. Golikova (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages and Lingvuistics of Volga State University of Technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.