УДК 378.14
И.П. УШАКОВА, Л.В. ЮРКИНА
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В СОВРЕМЕННОМ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье представлены исторические корни формирования довузовской пропедевтики. Выявлены аспекты модернизации образования в Российской Федерации и вызываемые ею изменения в системе довузовской подготовки. На примере Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова показаны актуальные задачи, возникающие в работе факультета дополнительного образования, и возможные способы их решения. Выделены и описаны возможности психолого-педагогического сопровождения контингента первокурсников. Приведен эмпирический материал исследования психологического климата в вузе глазами первокурсников.
Ключевые слова: химико-технологический вуз, довузовская подготовка, единый государственный экзамен, педагогическая поддержка, предметное сопровождение.
The article presents the historical roots of the pre-university propedeutics formation. Identified aspects of the education modernization in Russia and caused her to change in the pre-university propedeutics system. On the example of the Moscow State University of Fine Chemical Technology named after M.V. Lomonosov, show the relevance of the problems arising in the work of the additional education faculty and possible solutions. Identified and described the possibility of psycho-pedagogical support contingent freshmen. An empirical study material and psychological climate in the university, through the eyes of freshmen.
Key words: applicants, pre-university preparation, freshmen, learned helplessness, psychological and educational support.
Каждое высшее учебное заведение имеет определенный набор собственных отличительных черт, но есть и особенность, объединяющая все институты, университеты и академии, - все они начинаются с довузовской пропедевтики. Еще М.В. Ломоносов, разрабатывая проект Московского университета, сказал: «При университете необходимо должна быть гимназия, без которой он (университет), как пашня без семян» [6]. В XXI в., отвечая на вызовы времени и Болонского процесса, российское образование обогатилось многими инновациями, в числе которых изменение форм итогового контроля знаний
© Ушакова И.П., Юркина Л.В., 2015
школьников. С 2009 г. на всей территории Российской Федерации масштабно внедрен единый государственный экзамен (ЕГЭ) как форма итогового контроля успеваемости и одновременно входного контроля при поступлении в учреждения высшего образования [4]. Естественно, что такие перемены в первую очередь затронули именно довузовскую подготовку, которая должна перестроиться на качественно новую методологическую платформу в области работы с контингентом поступающих и первокурсников.
В Университете тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), вузе, имеющем 115-летнюю историю, всегда существовали в том
или ином виде подготовительные курсы. В 1990 г. вся пропедевтическая работа была объединена под эгидой факультета довузовской подготовки, который в соответствии с нуждами времени и изменяющимися задачами в 2009 г. стал факультетом дополнительного образования. При этом изменилось не только название, но сущностно-смысловое наполнение работы. Сегодня факультет дополнительного образования решает многопрофильные задачи:
• профориентационная работа различного профиля, способствующая формированию контингента обучающихся;
• оказание дополнительных образовательных услуг абитуриентам и студентам;
• формирование благоприятного окружения для всех участников образовательного процесса;
• внедрение педагогических инноваций различного рода, в том числе повышение педагогической квалификации преподавателей вуза;
• пополнение профессорско-преподавательского состава вуза путем специальной работы с частью студентов, ориентированных на освоение научно-педагогической профессии.
Обеспечение этой мультизадачной деятельности становится возможным благодаря тому, что в структуру факультета включены две кафедры: основ естествознания и образовательных технологий и систем. Такое структурное единство способствует интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, обеспечивая успешность образовательного процесса. На факультете работают 18 преподавателей, в том числе 1 доктор и 11 кандидатов наук. На кафедрах факультета ежегодно обучается до 800 человек.
Профориентационная работа включает контакты с учащимися школ Москвы, Подмосковья и других регионов, работу с родителями будущих абитуриентов, организацию экскурсий для школьников по кафедрам вуза, а также лабораторной практики учащихся на ряде кафедр МИТХТ, проведение Дней открытых дверей. Профориентация позволяет учащимся сделать осмысленный выбор профессии, способствует повышению их мотивации к обучению в целом и в нашем вузе в частности.
Важный аспект деятельности факультета - повышение квалификации преподавателей, изучение ими новых образовательных технологий, информирование профессорско-преподавательского состава обо всех актуальных изменениях, происходящих в образовательном процессе МИТХТ, и инновациях в европейском образовательном пространстве.
Формирование резерва профессорско-преподавательского состава МИТХТ путем привлечения студентов старших курсов и аспирантов к преподаванию -также важное направление деятельности факультета.
Оказание дополнительных образовательных услуг абитуриентам предполагает организацию пробного тестирования и реализацию различных траекторий подготовки к поступлению в вуз. В 2005 г. на базе кафедры основ естествознания был создан региональный центр тестирования. Подготовка абитуриентов преимущественно охватывает предметные программы по химии и математике. Преподаватели факультета работают в составе предметных экзаменационных комиссий ЕГЭ по химии и математике. Принимают активное участие в разработке методи-
ческих материалов для педагогической поддержки и предметного сопровождения подготовки к поступлению в вуз, создают тесты, тестовые задания и другие формы контроля знаний учащихся в области химии. В настоящее время факультет дополнительного образования реализует различные варианты педагогической поддержки и предметного сопровождения поступающих в вуз, охватывающие значительную часть контингента абитуриентов. Можно выделить следующие траектории:
• 10 класс - вуз; программа реализуется только очно, предполагается двухгодичная форма обучения. Занятия проводятся по будням в вечернее время, в течение первого года 2 раза в неделю, в течение второго года 2-3 раза в неделю. Изучаемые на первом году предметы ориентированы на сдачу экзаменов по химии и математике. Предметы второго года предполагают ориентацию на первый год обучения в вузе: общая и неорганическая химия, органическая химия, математика;
• 11 класс - вуз; программа реализуется также и для учащихся выпускных курсов средних специальных учебных заведений. Предусмотрена очная форма работы;
• краткосрочные подготовительные курсы, которые работают с февраля по май;
• воскресные группы.
Слушатели факультета дополнительного образования получают возможность углубленно изучить химию, математику и другие предметы под руководством ведущих преподавателей МИТХТ. Обучение комплексное, охватывает все предметы одновременно. Однако абитуриент может выбрать и собственную траекторию подготовки, выделяющую лишь выбранные им предметы.
Предполагается и работа с поступившими. Она включает педагогическую поддержку и предметное сопровождение в течение первого года обучения. Ориентация значительной части поступающих на различные вузы зачастую приводит к относительному снижению их образовательных достижений и, как следствие, к неудачному опыту вхождения в систему высшего образования. В связи с этим кафедрой основ естествознания в 2009 г. была разработана программа педагогической поддержки первокурсников, не сдававших ЕГЭ по химии. Программа реализует пропедевтический курс «Основы химии». Курс включает лекции и семинары. Дисциплина интегрирована в учебный план и позволяет выровнять различия в подготовке студентов. С 2013 г. проводятся семинары по дисциплинам «Основы химии» (5 семинаров) и «Основы физики» (10 семинаров) для студентов первого курса. Важно, что обучаются все студенты, а не только те, что были задействованы в пропедевтической работе перед поступлением.
Формирование благоприятного психологического климата в учебном заведении включает различные варианты работы, ставящие целью создание оптимальной образовательной среды. Это становится возможным благодаря усилиям педагогов и психологов, проводящих работу по адаптации абитуриентов и первокурсников к обучению в вузе. Кафедрой образовательных технологий и систем разработан ряд дисциплин, способствующих постепенному включению студентов-первокурсников в вузовскую жизнь. В рамках социально-психологических исследований разработана концепция, которая утверждает: отмена всту-
пительных экзаменов в вузы привела к тому, что вчерашние школьники не успевают сменить социальную роль и остаются по сути школьниками [1, 2, 3]. Существует расхожее выражение, что в школе учат, а в институте учатся. Такая разница в подходах часто приводит к сложностям в обучении, острому переживанию неудач, накапливанию «хвостов» и формированию негативного психологического состояния приобретенной беспомощности. Последняя проявляется в нежелании сопротивляться отрицательным средо-вым воздействиям и часто становится причиной отчисления первокурсников, еще толком не начавших учиться [5]. Благоприятный климат обучения, приобщение к регулярной самостоятельной работе, формирование навыков самоконтроля - вот то, что вуз и система педагогической поддержки и сопровождения могут противопоставить этой угрозе.
Детальное рассмотрение системы работы факультета дополнительного образования позволяет выделить два крупных направления работы: педагогическая поддержка, включающая различные аспекты работы с абитуриентами, и педагогическое сопровождение, охватывающее широкий спектр работы со студентами преимущественно младших курсов. Понятно, что работа с абитуриентами - это в целом деятельность, от успеха которой зависит будущее всего вуза, поэтому необходимо рассмотреть проблемы факультета, возникающие в этой сфере, одновременно выделив возможные варианты их решения. На пути формирования контингента стоит серьезный психологический барьер - воображаемая и реальная трудность химии. Воображаемая трудность химии возника-
ет на первом этапе выбора вуза и приводит к «страху начала» и отказу от обучения. Реальная трудность включается уже после начала обучения, она связана с тем, что химия, как и иностранный язык, требует погружения в новый культурный слой, что подразумевает значительный объем рутинной работы и обширное заучивание основ. Эта реальная трудность часто не дает довести изучение до логического конца - сдачи ЕГЭ и поступления в вуз.
Нами были выделены стратегические и тактические направления преодоления этого барьера. На уровне стратегии (для преодоления воображаемой трудности) ведется разъяснительная работа с поступающими как очно, например на Днях открытых дверей, так и посредством общения через сайт факультета дополнительного образования. На тактическом уровне (для преодоления реальной трудности) разработаны методические рекомендации для активизации занятий по подготовке в вуз.
В основе вербальной и виртуальной агитации лежат десять причин, по которым не стоит бояться сдавать ЕГЭ по химии:
• ЕГЭ по химии включает далеко не самый большой объем материала по сравнению с другими предметами, а, пожалуй, наименьший. Сравним, например, с огромным количеством порой малосвязанного материала из разных разделов физики или биологии, большими объемами литературных произведений, фактических знаний по истории и т.д.;
• ЕГЭ по химии включает немного расчетных задач, которые часто вызывают затруднения. Всего 4 задачи в разделах «В» и «С» на весь экзамен. Кроме того, эти задачи очень типич-
ны, в отличие, скажем, от математических и физических задач. Таким образом, можно натренироваться решать определенные типы задач и успешно справиться с соответствующими заданиями;
• ЕГЭ по химии практически не содержит заданий олимпиадного уровня, как некоторые задачи части «С» по физике и математике. Таким образом, если высокий результат по математике или физике (более 70 баллов) может быть достигнут только при умении решать сложные, нестандартные задачи, то высокий балл (> 80) по химии вполне достижим для ученика, хорошо усвоившего базовые понятия, что вполне реализуемо за два года направленной подготовки;
• ЕГЭ по химии содержит разнообразные задания - и те, где нужно хорошо знать фактический материал, и те, где можно прислушаться к логике, и те, на которые просто невозможно ответить неверно, если в целом ориентируешься в предмете. Это предоставляет шансы, в том числе и начинающим ученикам;
• ЕГЭ по химии не требует большого времени выполнения. Как правило, если ученик хорошо ориентируется в предмете, он отвечает на вопрос достаточно быстро. Эти задания не требуют сложных вычислений, как в математике, тем более что на экзамене разрешено пользоваться калькулятором. Условия задачи не нуждаются в длительном анализе, как в случае физики, или раздумий над эссе, как по истории или обществознанию;
• ЕГЭ по химии составлен достаточно грамотно и четко. Здесь довольно редко встречаются задания с некорректной или нечеткой формулировкой, способные вызвать досадные
случайные ошибки. Все вопросы, как правило, предполагают однозначную трактовку и выбор;
• варианты ЕГЭ по химии мало изменяются от года к году. Тип заданий остается одним и тем же, что позволяет хорошо подготовиться на основе уже существующего материала;
• ЕГЭ по химии сдает очень малый процент учащихся по стране, считая этот предмет слишком трудным, а школьную подготовку - недостаточной. Это дает огромные преимущества тем, кто серьезно готовится к экзамену. Как показывает опыт, учащиеся, которые готовятся к экзамену хотя бы в течение 10-11 классов, получают результат много выше среднего показателя;
• опыт слушателей факультета дополнительного образования показывает, что ЕГЭ по химии наши ученики сдают, как правило, лучше, нежели другие экзамены. Каждый год присутствуют результаты 98-100 баллов;
• наконец, ЕГЭ по химии можно и нужно сдать хорошо. Наша разветвленная система педагогического сопровождения позволяет учащемуся выбрать приемлемый именно для него вариант подготовки, а преподаватели факультета дополнительного образования готовы щедро делиться своим немалым опытом, чтобы помочь желающим стать студентом выбранного вуза. Мы работаем для того, чтобы нашим слушателям настолько понравилось у нас, что их выбор остановился на МИТХТ. Однако среди наших учеников имеются и поступившие в такие вузы, как РХТУ им. Д.И. Менделеева, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, РГМУ им. Н.И. Пирогова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
Надо отметить, что мотивирование на выбор химического вуза и даже интерес к химии не решают всех проблем подготовки в вуз. Преподаватели пропедевтических отделений сталкиваются со стандартным набором проблем:
• свойственную вузовскому общению демократичность некоторые учащиеся воспринимают как либерализм и недостаток требовательности;
• быстрое забывание пройденного материала, в том числе связанное с отсутствием самостоятельного закрепления пройденного, например, вследствие явного или скрытого списывания домашних заданий;
• низкий уровень общей культуры и культуры поведения в частности и, как следствие этого, увеличение времени на создание рабочей атмосферы в группе;
• недостаточная самостоятельность, явный или скрытый инфантилизм, которые препятствуют формированию должной учебной мотивации и формированию установки на упорный труд;
• отсутствие реальных рычагов воздействия на учащихся, в том числе из-за недостаточной связи с родителями.
Методические рекомендации по активизации занятий на подготовительных курсах различного профиля включают некоторые аспекты деятельности педагога и учащихся, способные увеличить степень успешности педагогического процесса и преодолеть реальные трудности изучения химии. К ним можно отнести следующие:
• желательно начинать подготовку к ЕГЭ по химии с 10-го класса, так как в 10-м классе над преподавателями и обучающимися не довлеет необходимость натаскивания на приближающийся экзамен. Этот переходный год нужно максимально эффективно использовать для формирования и закре-
пления у учащихся базовых знаний и навыков по предмету;
• необходимо установить атмосферу сотрудничества и взаимопонимания на уроке, не снижая требований к дисциплине. Тогда станет возможно выполнить основную, собственно образовательную, цель-максимум - усвоение знаний и овладение умениями и навыками, необходимыми не только для сдачи ЕГЭ, но и для комфортного вхождения в вузовское обучение. К сожалению, обучение - в значительной степени процесс, инициированный педагогом, т.е. в той или иной мере насильственный. Однако для его успешности необходимо добиваться максимальной естественности, «невынужденности», а внутренней обусловленности и мотивированности действий учащихся. Важно бороться с учительской болезнью - страстью к наводящим вопросам. Это не дает ученикам времени хорошенько обдумать проблему. Важная задача этого этапа - обеспечить сочетание мягкого, но твердого руководства с сознательной инициативой обучающихся;
• школьный курс химии страдает значительными упрощениями, что естественно при 1 часе занятий в неделю. Однако в связи с этим при подготовке к поступлению в вуз на ребят обрушивается много новых понятий. Любое, даже самое незначительное, недопонимание может вызвать страх, который важно преодолеть. Преодолевается он как общим настроем - такой организацией занятий, когда не страшно задать вопрос, когда интересно вместе разобраться в проблеме, вникнуть в суть явлений и процессов. Помогает работа в группах - совместный разбор новой темы, разбитой на разделы: каждой паре обучающихся дается раздел
для самостоятельной проработки, полученная информация разбирается в группе с обязательным контролем преподавателя;
• очень важно добиться того, чтобы обучающиеся охотно шли к доске, а любые, даже самые незначительные, их успехи были поощрены. По словам Л. Фейербаха, «человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы». Например, при решении задач важно подчеркнуть, что они высокой трудности, встречались на экзаменах прошлых лет, тогда их решение будет вселять уверенность, что и будущие экзамены по плечу. Важно создавать ситуации успеха, инспирировать радость понимания. Для этого необходимо шире использовать дифференциацию обучения, предлагая учащимся задания различной степени трудности, в зависимости от их уровня способностей и освоения материала на текущем этапе. Однако важно не закреплять за учащимся определенный ярлык, например «сред-неспособного», а, постепенно наращивая трудность задач, привести всех обучающихся к приемлемому уровню освоения материала. Важно сделать это спокойно, без рывков, создавая ощущение легкости и доступности;
• у абитуриентов возникают значительные трудности с освоением и воспроизведением теоретического материала. В этой возрастной категории (9-11 классы) трудно воспринимается материал, который подается слишком сухо. Необходимы яркие примеры, опыты, даже самые примитивные, шутки и др. На первом этапе надо добиваться того, чтобы учащиеся почувствовали логику химии. На эту основу затем можно нанизывать отдельные факты. К сожалению, в химии много однообразной рутинной работы, без
которой не обойтись, например написание уравнений реакций в полном виде. Учителю важно продумать, как «украсить» эту работу. Как, несмотря на рутинный характер, дать почувствовать логику процесса и радость от решения задачи. Проще всего этого добиться при освоении органической химии, где все строится на логике, но важно не забывать и о том, что обучение без заучивания не имеет смысла. В связи с этим обязательна проверка домашних заданий, которые лучше не разбирать в группе (за редким исключением, когда у всех что-то не получилось), а проверять индивидуально и каждому писать замечания и предлагать провести работу над ошибками. Для активизации этой работы нужно внедрять систему индивидуальных домашних заданий, имеющих комплексный характер (по нескольким пройденным темам) с обязательной ликвидацией задолженностей;
• возникают сложности и из-за использования в школе однотипных форм работы. Дети привыкли работать с книгой, выписывать спорные моменты и затем уточнять их. Важно переориентировать их на вербальное устное общение. Для этого нужно устраивать устные опросы (коллоквиумы, обсуждения) по теории, давать возможность самостоятельно проработать какие-то разделы, а затем излагать их группе. Нужно активно использовать разнообразные формы учебной работы: устный опрос, летучки, тестовый контроль, самостоятельную работу с использованием учебников и тетрадей, но обязательно с последующим контролем или групповым обсуждением и др. Надо всячески стараться развить у обучающихся умение оперативно и конспективно записывать, а затем ана-
лизировать и дополнять информацию, что будет серьезным подспорьем на лекциях. Достаточно эффективно проведение проверочных работ в тестовой форме на отпечатанных листах, куда нужно лишь вписать ответ или дополнить формулу до законченного вида. Это экономит время на уроке, позволяет научиться мобилизации и быстроте решения, что особенно важно на ЕГЭ, а также позволяет реализовать дисциплинирующую функцию контроля и закрепить пройденное;
• большие проблемы вызывает у обучающихся решение текстовых задач. Организовать этот процесс довольно сложно. Если один ученик решает задачу у доски, то он один и учится, а у остальных тут же срабатывает рефлекс движения по пути наименьшего сопротивления, т.е. они настраиваются на списывание вместо того, чтобы вникнуть в суть и обсудить задачу. Методом проб и ошибок удалось наметить следующий алгоритм решения текстовых задач: 1) рассадить учащихся по одно-
му, чтобы каждый мог надеяться только на себя; 2) запретить вести записи при подробнейшем объяснении типичной задачи; 3) стереть решение с доски и попросить воспроизвести его по памяти в своих тетрадях; 4) обязательно проконтролировать и прокомментировать выполнение задания.
Факультет дополнительного образования - это лицо вуза, та «вешалка, с которой начинается театр». То, каким будет это лицо, во многом зависит от широкого информирования абитуриентов не только об особенностях профессии, но и о том, почему не стоит бояться ЕГЭ по химии и как сделать ее изучение легче и успешнее. Не стоит думать, что таким образом мы приобретем много слабых студентов, ведь не так важно, когда ты начал учить химию, важно, когда ты ее полюбил. Мы надеемся, что наша система педагогической поддержки и предметного сопровождения поможет сделать изучение и исследование химии центральным жизненным интересом.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 76 с.
2. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Вып. 2. Л., 1973. С. 111-120.
3. Шафажинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГПИ, 1982. 15 с.
4. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. URL: http://ege.edu.ru/ (дата обращения: 28.10.2014).
5. Приобретенная беспомощность (1966 г.). Психосервис. URL: http://truskalhypno. com/node/31 (дата обращения: 24.10.2014).
6. Указ об учреждении Московского университета и двух гимназий. История московского университета. URL: http://www.mm/orce. net/msu/story/story/1514 (дата обращения: 23.10.2014).
УДК 378.147
Л.Н. МИРОНОВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ
В статье рассматривается проблема применения интерактивных игр в изучении культурного наследия России на примере дворянских усадеб. Интерактивная игра выступает средством приобщения молодежи к культуре своей страны. Раскрыта методика проведения интерактивных игр.
Ключевые слова: культурное наследие, интерактивная игра, анимация, патриотическое воспитание.
This article reviews the problematic of implementation of interactive games in the process of studying cultural heritage of Russian Federation on the example of Nobility mansion. Interactive game acts as a tool used to adapt youth to the cultural heritage of homeland. Article expands the methodology of using interactive games.
Key words: cultural heritage, interactive game, animation, patriot education.
Для сохранения культурного наследия региона в Сенницкой усадьбе Зарайского района студенческой молодежи предлагается интерактивная игра «Жемчужина Подмосковья». Цель игры заключается в сохранении и поддержании культурного наследия посредством нового метода обучения. Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. В игровой форме экскурсантам будет предложено ознакомиться с культурой региона. Ведь в процессе игры появится возможность не только раскрыться творчески при выполнении различных заданий, но и задуматься о том, какой памятник истории, какова природа данной усадь-
© Миронова Л.Н., 2015
бы, окружающая их. Увлекательный мир игры, загадочные легенды, удивительная природа - все это не оставит равнодушным ни одного участника мероприятия. Знания и навыки, полученные ими во время интерактивной игры, будут полезны и в повседневной жизни. Ведь насколько интересно и полезно общаться с грамотным, всесторонне развитым человеком, а для этого необходимо воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине с детства, прибегая к помощи экскурсий, поездок, походов по родному краю.
На территории усадьбы участники вовлечены в дивный процесс игры, бегают и выполняют спортивные, логические, подвижные задания, в процессе которых знакомятся с историей и культурой Озерского района, а также получают положительные эмоции и отдыхают. По проекту «Жемчужина Подмосковья» территорию усадьбы необходимо привести в порядок (подготовить