педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ...
УДК 378.184 + 372.881.161.1
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФОРМА ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
© 2017
Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
«Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются особенности внеаудиторной воспитательной работы с иностранными студентами медицинского вуза в системе обучения русскому языку. Автором представлена одна из форм данной работы - международный студенческий клуб профессиональной ориентации. Основная цель деятельности данного клуба заключается в оптимизации процесса профессиональной ориентации и выбора будущей медицинской специальности, а также в развитии организаторских, интеллектуальных и творческих способностей иностранных студентов. Автором рассмотрены основные особенности функционирования международного студенческого клуба ориентации в профессию иностранных студентов-медиков и процесс организации работы. В статье представлены разнообразные формы работы клуба, а также приведён пример тематического плана заседаний. Подробно рассмотрены такие наиболее часто используемые формы работы, как дискуссия, деловая игра, а также создание проектов. В результате исследования автор делает вывод, что международный студенческий клуб ориентации в профессию предоставляет иностранным студентам-медикам возможность применять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные на занятиях по русскому языку. Таким образом, иностранные учащиеся расширяют свои познания о русском языке в профессиональной сфере деятельности, готовясь к профессиональному общению.
Ключевые слова: международный студенческий клуб профессиональной ориентации, внеаудиторная воспитательная работа, русский язык как иностранный, студенты-медики, проектная деятельность, дискуссия, деловая игра, проблемная ситуация, электронная презентация, «печа-куча».
INTERNATIONAL STUDENT CLUB OF PROFESSIONAL ORIENTATION AS A FORM OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL WORK IN THE SYSTEM OF TRAINING RUSSIAN AS FOREIGN IN MEDICAL UNIVERSITY
© 2017
Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department
«Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the features of extracurricular educational work with foreign students of medical university in the system of training Russian. The author presents one of the forms of this work - the international student's club of professional orientation. The main objective of this club is to optimize process of professional orientation and choice of future medical specialty, as well as to develop the organizational, intellectual and creative abilities of foreign students. The author considers the main features of the functioning of the international student's club of professional orientation of foreign medical students and the organization of work. The article presents various forms of the club's work, as well as an example of a thematic meeting plan. The most commonly used forms of work are discussed in detail, such as discussion, business game, and the creation of projects. As a result of the research, the author concludes, that the international student's club of professional orientation provides foreign medical students with the opportunity to apply and improve the knowledge, skills and abilities acquired in the Russian classes. Thus, foreign students expand their knowledge of Russian in the professional field of activity, preparing for professional communication.
Keywords: international student's club of professional orientation, extracurricular educational work, Russian as a foreign, medical students, project activities, discussion, business game, problem situation, electronic presentation, "Pecha-Kucha".
Известно, что изучение русского языка является для иностранных студентов, обучающихся в России, необходимым условием для социального и профессионального общения. Успешное изучение русского языка как иностранного зависит от ряда факторов: мастерства и квалификации преподавателя, мотивации студента, степени интерференции. В арсенале каждого высококвалифицированного преподавателя имеются приёмы и методы выявления индивидуальных особенностей и способностей студента, его сильных и слабых сторон.
Однако, несмотря на все усилия преподавателя помочь студенту проявить себя и использовать на практике полученные знания, умения и навыки, иностранные учащиеся сталкиваются с рядом проблем. Среди основных трудностей можно отметить недостаточную мотивацию, языковой барьер, неуверенность в своих знаниях и т.д. По нашему мнению, одним из эффективных способов решения данных проблем является внеаудиторная работа. Она помогает интенсифицировать процесс обучения русскому языку как иностранному.
Таким образом, в системе обучения русскому языку иностранных учащихся заслуженное место занимают внеаудиторные формы работы, успешно осуществляющие общедидактическое требование сочетания обучающего и воспитывающего начала. Во внеаудиторной вос-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
питательной деятельности нельзя отказаться от идеальной цели отечественной системы образования, которая заключается в воспитании индивидуальной и своеобразной личности, сосредоточенной на внутреннем самосовершенствовании и направленной на служение другим, обществу. (Подробнее о внеаудиторной воспитательной работе в высших учебных заведениях см.:[1-8]).
Следует отметить, что формы и содержание внеаудиторной работы в вузе зависят от его профиля. Рассмотрим особенности данного вида работы с иностранными студентами в медицинском университете. Основной целью внеаудиторной работы с иностранными учащимися вузов медицинского профиля является формирование личности будущего специалиста-медика, обладающего высокой культурой, социальной активностью, интеллигентностью.
Рассмотрим основные задачи внеаудиторной деятельности с иностранными студентами-медиками. Во-первых, необходимо создать условия для раскрытия и развития их творческих способностей, самоопределения, самореализации, гармонизации потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии. Во-вторых, следует организовать досуг иностранных учащихся во внеаудиторное время. В- третьих, очень важно сохранять и приумножать традиции вуза.
Dmitrieva Darya Dmitrievna pedagogical
INTERNATIONAL STUDENT ... sciences
Для решения данных задач и достижения основной цели внеаудиторной воспитательной работы с иностранными студентами необходимо создание в вузе некоммерческой, добровольной, самоуправляемой организации, основанной на объединении интересов студентов на принципах равноправия и гласности. Такой организацией может быть международный студенческий клуб ориентации в профессию. Рассмотрим особенности функционирования данного клуба в медицинском вузе.
Состав клуба должен быть сформирован из числа студентов вуза, обучающихся на международном факультете и, таким образом, включать иностранных учащихся. Деятельность международного студенческого клуба ориентации в профессию иностранных студентов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и планом работы вуза, а также нормативно-правовыми и организационными основами работы куратора студенческой группы [9].
Руководитель клуба и его участники определяют внутреннюю структуру, цели, формы и методы деятельности. Выделим следующие основные цели деятельности международного студенческого клуба ориентации в профессию иностранных студентов:
- оптимизация процесса профессиональной ориентации и выбора будущей медицинской специальности, а также воспитательного процесса среди иностранных студентов;
- развитие организаторских, интеллектуальных, креативных способностей обучающихся, объединение их для реализации творческих проектов.
Определим основные задачи международного студенческого клуба ориентации в профессию:
- помощь иностранным учащимся в выборе определённой медицинской специальности и знакомство с её особенностями;
- совершенствование навыков владения русским языком в профессиональной сфере;
- знакомство иностранных студентов с основами их будущей специальности посредством общения с практикующими врачами, объяснение специфики работы, общей врачебной терминологии на русском языке;
- ознакомление иностранных студентов с медицинскими традициями, основами культуры профессионального общения и врачебной этикой;
- формирование здорового образа жизни у иностранных студентов.
Общее руководство клубом осуществляет преподаватель русского языка как иностранного. Куратор оказывает членам клуба содействие при формировании плана работы, при организации и проведении мероприятий, а также организует отбор работ студентов в рамках различных проектов и осуществляет руководство при подготовке докладов, презентаций. Заседания международного студенческого клуба организуются в соответствии с утверждённым планом. Пример тематического плана международного студенческого клуба ориентации в профессию иностранных студентов представлен в таблице 1.
Для подготовки и проведения заседаний преподаватель использует научную, методическую и учебно-методическую литературу [10-14]. В течение года руководитель проводит беседы по адаптации студентов к жизни и учёбе в России и по формированию у них здорового образа жизни. Организуются круглые столы, дискуссии, диспуты, посвящённые истории и традициям медицинского университета. Члены клуба принимают активное участие в диспутах и дискуссиях на профессионально-ориентированные темы: «Здоровый образ жизни», «Каким должен быть настоящий врач?», «Моя будущая профессия», «Почему я выбрал эту профессию?» и т.д. Студенты активно участвуют в общеуниверситетских и кафедральных мероприятиях, посвященных таким международным и всемирным праздникам, как 30
«Международный день врача», «Всемирный день борьбы против диабета», «Международный день отказа от курения», «Всемирный день больного», «Всемирный день борьбы с туберкулёзом» и др. Следует отметить, что заседания клуба могут проводиться в разнообразных формах: деловые и ролевые игры, беседа, круглый стол, дискуссия, диспут, спор-диалог, пресс-конференция, семинар, экскурсии. Подробнее об использовании экскурсии в рамках воспитательной работы говорится в статье Рубцовой Е.В., Снегирёвой Л.В. [15]. Студенты также принимают участие в организации и проведении встреч с известными врачами города, выпускниками медицинского университета.
Таблица 1 - Тематический план работы международного студенческого клуба ориентации в профессию иностранных студентов
№ Тема занятия
1 Выбор актива клуба. Определение целей и задач
2 Выбор эмблемы, девиза клуба
3 Анкетирование, соцопрос с целью изучения интересов членов клуба
4 Знакомство с известными врачами России. Просмотр презентаций и видео
5 Круглый стол «История и традиции вуза»
6 Подготовка проектов в виде презентаций, видео, сообщений об известных врачах разных стран
7 Деловая игра: «Каким должен быть настоящий врач»?
8 Круглый стол «Почему я выбрал эту профессию?»
9 Деловая игра «Моя будущая профессия»
10 Проведение встреч с известными практикующими врачами города
11 Дискуссия «Международный день врача»
12 Дискуссия «Всемирный день борьбы против диабета»
13 Круглый стол «Международный день отказа от курения»
14 Спор-диалог «Всемирный день больного»
15 Круглый стол «Всемирный день борьбы с туберкулёзом»
16 Всемирный день здоровья. Пресс-конференция «Твоё здоровье в твоих руках!»
17 Дискуссия «Как беречь здоровье: 7 факторов здоровой жизни»
18 Дискуссия по статье «9 мифов о гриппе»
19 Ролевая игра «Формирование здорового образа жизни»
20 Спор-диалог «Всемирный день борьбы с гипертонией»
21 Мини-диспут «День без табака»
22 «Международный день защиты детей» Круглый стол
20 Подготовка проектов в виде презентаций, видео, сообщений о будущей профессии с целью привлечь слушателей к выбору именно данной специальности.
23 «Кем я хотел стать в детстве?» Сочинение и дискуссия
24 Подведение итогов работы
Наиболее частыми формами работы международного студенческого клуба профессиональной ориентации являются дискуссия, деловая игра, создание проектов. Остановимся на более подробном их рассмотрении.
В соответствии с Полат Е.С. дискуссия представляет собой публичный спор с целью выяснения и сопоставления различных точек зрения, а также поиск и выявление истинного мнения для определения правильного решения спорного вопроса. Отличительной чертой дискуссии от спора является её направленность на положительный результат в поиске решения какой-либо проблемы. Отметим, что дискуссия может представлять собой и как самостоятельный метод решения определённой задачи, и как компонент другого метода. Таким образом, она может быть использована в процессе деловых и ролевых игр проблемной направленности, а также в методе проектов. В основе дискуссии должна лежать проблемная ситуация, которую можно создать разными способами. Например, преподаватель может представить на рассмотрение студентам информационный материал в виде
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ...
текста, аудио- и видеофрагменты, а также публикации по медицине. Данные материалы должны содержать противоречие и вызывать у студентов определённые вопросы и сомнения. Таким образом, руководителю международного студенческого клуба профессиональной ориентации необходимо внимательно подходить к вопросу выбора проблемных ситуаций для дискуссии [16]. Рассмотрим основные критерии отбора проблемных ситуаций, выделяемые Е.С. Полатом.
Во-первых, это наличие проблемы объективной действительности, которая значима для студентов-медиков с точки зрения их будущей профессии и жизненного опыта. Во-вторых, отсутствие полноты информации для решения проблемы, представленной в ситуациях. Данный критерий обусловливает необходимость поиска дополнительной информации, что в свою очередь активизирует деятельность студентов. В-третьих, противоречивость проблемы, которая предусматривает разные точки зрения на её решение и разные подходы. Также при отборе проблемных ситуаций важно учитывать возможность их решения с учётом уровня подготовленности студентов, а также их знаний предметной и смежных областей, интеллектуальных способностей. Необходимо выбирать тексты, объединённые одной тематикой. Руководитель клуба должен иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие ситуации [17].
При подготовке к дискуссиям важно учитывать не только критерии отбора материала, но и особенности подготовительного этапа. Преподаватель русского языка должен представить иностранным студентам-медикам определённые задания необходимые для организации и проведения дискуссии. Следует отметить, что в рамках работы международного студенческого клуба профессиональной ориентации возможно проведение интернет-дискуссий в социальных сетях [18, 19].
На заседаниях международного студенческого клуба ориентации в профессию активно используются деловые игры. Отметим, что деловая игра способствует формированию у студентов аналитических умений. Основной педагогической целью использования деловых игр в работе международного студенческого клуба профессиональной ориентации является отработка у иностранных студентов-медиков навыков владения русской речью на основе симулятивной игровой ситуации. В деловых играх проецируются реальные ситуации профессионального общения врача, а также отображаются и моделируются определённые рабочие условия и специфические операции. Вопрос использования медицинских деловых игр в обучении иностранных студентов-медиков профессиональному общению на русском языке подробно рассмотрен в статье Чирковой В.М. [20].
В работе клуба большое внимание уделяется проектной деятельности иностранных студентов-медиков. Учащиеся подготавливают и представляют свои проекты об известных врачах разных стран, о своей будущей профессии и специализации в виде электронных презентаций, видео, устных сообщений. Широко используются краткие доклады в формате «печа-куча». Данный формат представляет собой доклад-презентацию из 20 слайдов. Каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего автоматически сменяется следующим. После презентации выступающий студент отвечает на вопросы публики. Доклады следуют один за другим. Количество докладов обычно варьируется от 8 до 12. Форма «печа-куча» сохраняет краткость презентаций, уровень интереса, и дает шансы большему количеству желающих выступить [21-23].
Отметим, что в заседаниях международного студенческого клуба принимают участие лично члены клуба, лица, привлекаемые к рассмотрению включённых в повестку заседания вопросов, а также иные приглашённые лица. Следует отметить, что участие членов клуба в его заседаниях строится на принципах гласности, свободы слова, открытости, учёта мнения каждого члена клуба,
коллективного принятия решений. Члены международного студенческого клуба имеют право участвовать в его деятельности, в проводимых мероприятиях, а также вносить предложения по вопросам, связанным с его деятельностью.
В результате занятий в клубе у студентов формируются и развиваются следующие знания и практические навыки:
• знания специфики работы различных специалистов в сфере медицины, общей врачебной терминологии на русском языке, основ культуры профессионального общения и врачебной этики;
• навыки владения русским языком в профессиональной сфере;
• навыки работы в команде.
Подводя итоги, важно отметить, что международный студенческий клуб ориентации в профессию - это не только хорошая форма взаимодействия иностранных студентов, но и прекрасная возможность для них применять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные на занятиях по русскому языку. Принимая участие в деятельности клуба, иностранные студенты-медики расширяют свои познания о русском языке в профессиональной сфере деятельности, подготавливаясь, таким образом, к профессиональному общению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа,1991 - 117с.
2. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко [и др.]. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 2000. - 108с.
3. Кагерманьян В.С., Боденко Л.И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: всерос. конкурс моделей и проектов. - М., 2002. - С. 13-56.
4. Рогалева Г.И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 90-93.
5. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016».-Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. - С. 222-227.
6. Дурманенко О.Л. Мониторинг организации воспитательной работы в высших учебных заведениях: трудности и пути их преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 35-37.
7. Нефедова Н.А. Теоретические основы организации воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 165-168.
8. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7-9.
9. Лазаренко В.А. Нормативно-правовые и организационные основы работы куратора студенческой группы: методические рекомендации / В.А. Лазаренко, А.И. Конопля, Н.С. Степашов. - Курск: Изд-во КГМУ, 2012. - 132 с.
10. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. - Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2006. - 122 с.
11. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов/Под ред. проф. П. И. Сидорова. 2изд. - М.:ИНФРА-М, 2013. - 384с.
12. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание врачебного профессионализма// Экономика
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
31
Dmitrieva Darya Dmitrievna
INTERNATIONAL STUDENT .
pedagogical sciences
здравоохранения. - 2000. - №1. - С. 5-8.
13. Уколова Е.М., Кудрявая Н.В. Образ человека в сознании врача // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. - М.: Изд-во МГМСУ, 2007.
- Вып. 3.
14. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы /М.В.Буланова-Топоркова [и др.].
- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
15. Рубцова Е.В., Снегирева Л.В. Усвоение культурологического содержания с активизацией языковых средств на материале экскурсий в рамках решения проблемы преодоления культурного шока студентами-иностранцами медицинского вуза//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.-2016.-№2-4.-С.551-554; URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=8636 (дата обращения: 12.11.2017).
16. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. М., 1997.
17. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2005.
18. Павельева Т.Ю. Развитие умения участия в интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - №10. - С. 41-45.
19. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся //Иностранные языки в школе. - 2008. - №8. - С.11-15.
20. Чиркова В.М., Рубцова Е.В. Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. № 3(20). - С. 78-80.
21. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. -432 с.
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
23. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. -223с.
Статья поступила в редакцию 26.09.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
32
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)