Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Педагогика
02 October, 2007. - Mode of access: http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=7180 - Heading from the internet home webpage.
8. Riazancev I.P., Trofimov S.K, Lobanova O.V Socialization in the Internet as aggressive behavior source b [Electronic resource] / Internet: aggression and tolerance [website] - Electronic magazine - 2007.
- Mode of access: http://tolerance.mubiu.ru/base/Rjzancev.htm - Heading from the internet home webpage.
9. Shilova M.I. The problems of education, socialization and personality formation of the modern generation of the Russian citizenry // Education and socialization of the personality in the modern society: collection of the science articles. - Krasnoyarsk, 2002. - 202p.
УДК 355.232 B.H. Яковлева*
Функции контроля и самоконтроля в структуре управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов ВВ МВД России
В статье рассматриваются функции контроля и самоконтроля в структуре управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов при изучении иностранного языка в военном вузе. Анализируется организация контроля и самоконтроля самостоятельной учебной деятельности курсантов и слушателей и обосновывается важность решения данной проблемы в процессе обучения в военном вузе.
Ключевые слова: управление; функции управления; самостоятельная учебная деятельность; контроль и самоконтроль; этапы и средства формирования умений самоконтроля.
V.N. Yakovleva*. Functions of Control and Self-control in the Structure of the Cadets’ Independent Learning Management at Higher Military Schools for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior
The article deals with the functions of control and self-control in the structure of cadets’ independent activities management in the process of foreign language learning at a higher military school. The organization of control and self-control of independent activities of students and cadets has been analyzed and the importance of solving the given problem has been grounded.
Keywords: management; functions of management; independent learning activities; control and selfcontrol; stages and means of forming the skills of self-control.
Образовательный процесс в военном вузе - это большая и сложная динамическая система, включающая значительное количество элементов и подсистем, требующая, исходя из целей и задач обучения и воспитания будущих военных специалистов, определенной стабильной упорядоченности и оптимального управления.
В социологических и психолого-педагогических исследованиях управление трактуется как «организация или процесс целенаправленных воздействий» [1], как «целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия» [2], как «воздействия, в результате которых достигается заранее поставленная цель» [3].
Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Признак целесообразности воздействий, которым характеризуется управление, является определяющим и для процесса обучения, и для процесса воспитания и развития обучаемых.
Таким образом, как организованная форма социальных воздействий на человека, обучение (воспитание) представляет собой процесс управления его психическим развитием.
Управление в различных социальных системах едино по своему функциональному составу и строению. В качестве относительно самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления можно выделить следующие сменяющие друг друга стадии, или этапы: цель, информация, прогнозирование, принятие решений, организация исполнения, коммуникация, контроль и коррекция.
В.А. Якуниным были проанализированы выделенные функции управления применительно к педагогическим системам, в которых эти функции «наполняются специфическим содержанием. Так, целеопределение выступает как процесс проектирования личности обучаемого. Содержание обучения
* Заведующая кафедрой иностранных языков Саратовского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы РФ. Тел. 8- 452- 26 -41 -03.
* Chief of the Department of Foreign Languages of the Saratov Military Institute for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior, a candidate of pedagogical sciences, an associate professor, an honorary worker of the R.F Higher School.
составляет информационную основу управления. Педагогическое прогнозирование заключается в предсказании ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления. Педагогические решения направлены на выбор оптимальных способов обучения и воспитания личности. Организация исполнения связана с реализацией учебно-воспитательных планов, программ и педагогических решений. Коммуникации в обучении представляют собой различные формы и способы взаимодействия участников учебного процесса. Контроль предполагает оценку фактических результатов обучения и воспитания в разные интервалы времени. Коррекция означает устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса» [4.]
Обучение как процесс управления выступает в единстве всех функций и выпадение какого-либо одного или нескольких звеньев из общей системы сразу же отражается на конечных результатах обучения.
Остановимся подробнее на чрезвычайно важной проблеме контроля и самоконтроля в структуре управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов, т.к. «без контроля, без обратной связи, без сведений о том, какой и почему получен результат, без последующей коррекции ошибочных действий обучение становится “слепым”, неуправляемым, а точнее просто перестает быть управлением» [5].
В общей структуре учебной деятельности значительная роль отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль выполнения действия осуществляется механизмом обратной связи или «обратной афферентации» (П.К. Анохин) [6].
Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихологического в интрапсихологическое (Л.С. Выготский), т.е. действий контроля и оценки обучающего (преподавателя) в действия самоконтроля и самооценки обучаемого (курсанта).
Принципиально важным для нашего исследования является рассмотрение проблемы формирования самоконтроля в обучении иностранному языку, проанализированной И.А. Зимней на примере включения самоконтроля в овладение иноязычным говорением. Этот вид самоконтроля назван автором «слуховым контролем» [7]. Она выделяет четыре уровня формирования слухового контроля в обучении говорению. На каждом из уровней оценивается отношение говорящего к ошибке, интерпретация предполагаемых действий говорящего, т.е. механизм слухового контроля, и характер вербальной реакции говорящего на ошибку после принятия решения об ошибочном действии. Два первых уровня характеризуются внешним контролирующим воздействием преподавателя, что обусловливает формирование внутренней слуховой обратной связи, два последующих - отсутствием такого воздействия при исправлении ошибок. Эти уровни являются переходными от этапа сознательно контролируемого выполнения речевого действия на иностранном языке к этапу неосознаваемого контроля речевой реализации языковой программы, т.е. к этапу речевого автоматизма.
Важно, что механизм слухового контроля формируется в самой деятельности и что он регулирует правильность процесса формирования и формулирования мысли посредством иностранного языка. Таким образом, при обучении говорению на иностранном языке преподаватель формирует общий для всей деятельности говорения механизм, целенаправленно переходя от внешнего обучающего контроля речевых действий обучаемых к их собственному внутреннему слуховому самоконтролю.
По степени осознания цели различают две формы самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный). Непроизвольный самоконтроль учебной деятельности включается в основную конкретную деятельность как способ её осуществления и формируется одновременно с ней. Преднамеренный контроль связан с сознательно поставленной задачей - следить за соответствием выполняемых действий их эталонам. Построение самоконтроля как произвольного компонента учебной деятельности связано с использованием программирования разных уровней. Истинный внутренний самоконтроль осуществляется при переходе от взаимоконтроля, опосредованного самоконтроля к внутреннему самоконтролю.
Перенос навыков самоконтроля с родного языка на иностранный не проходит стихийно. Самоконтроль должен быть объектом специального формирования в ходе самостоятельной индивидуальной работы (Г.А. Вейзер), при работе в парах (Е.С. Полат), при работе в группе при взаимоконтроле (А.К. Маркова).
Особой задачей преподавателя является развитие у курсантов умения самостоятельно выполнять все звенья учебной деятельности и переходить от одного звена к другому (от постановки учебной задачи к адекватному учебному действию, от учебного действия к соответствующим ему самоконтролю и самооценке).
Успешность обучения характеризуется не только высокими оценками, но и особым способом учебной деятельности. Успешность можно оценивать по совокупности средних оценок успеваемости и оценок умений, которые выступают как отражение способов работы и приемов умственной деятельности, а также как результат овладения знаниями. У всех групп курсантов (хорошо
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Педагогика
успевающих, среднеуспевающих, отстающих) часто отсутствует правильное представление о сильных и слабых сторонах своей учебной деятельности. Необходимо обратить их внимание на анализ и совершенствование способов собственной учебной деятельности.
Одним из средств активизации учебной деятельности является самоконтроль знаний. Самоконтроль дает возможность каждому курсанту видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. Самоконтроль рассматривается как умение курсантов самостоятельно находить, исправлять и предупреждать ошибки в собственной деятельности и оценивать свои результаты на основе сопоставления имеющегося у них уровня знаний, умений и навыков по учебной дисциплине с эталонным уровнем, выдвигаемым требованиями учебных программ. Учебный самоконтроль тесно связан с самооценкой курсантов. Самооценка предполагает определение и выражение курсантами в баллах или в оценочных суждениях степени совпадения или расхождения имеющегося у них уровня знаний, умений и навыков с эталонным уровнем. Оценка, выставленная обучающимися самостоятельно, должна быть адекватна оценке преподавателя. Это становится возможным в том случае, если критерии оценки при самоконтроле курсанта будут тождественны критериям преподавателя, т.е. будут едиными.
Задача преподавателя - ознакомить курсантов с едиными критериями оценки знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине. Хорошо усвоив их, обучающиеся получают возможность на практике убедиться в объективности действия, смогут самостоятельно проанализировать и оценить ответ товарища и свой собственный, узнают действительный уровень своих знаний и знаний других курсантов учебной группы.
Рекомендуется познакомить обучающихся со схемой анализа ответа курсанта по следующим критериям:
1) правильность ответа по содержанию (нет ли ошибок);
2) полнота ответа (нет ли упущений);
3) последовательность и стройность ответа;
4) качество (правильность) речи.
Таким образом, самоконтроль понимается как сличение выполняемых действий или операций с известным ответом или образцом. Однако при творческом выполнении деятельности, с одной стороны, образец не всегда известен, с другой — самоконтроль конечного результата деятельности в случае неверного ее исполнения не несёт содержательной информации о месте и характере допущенной ошибки. Поэтому особое значение приобретает самоконтроль как осознание выполняемой деятельности в процессе её осуществления.
К структурным элементам самоконтроля относятся: уяснение курсантами цели деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его анализа, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. Центральными звеньями самоконтроля являются: сличение настоящего состояния выполняемой работы с заданным образцом, обнаружение и анализ допущенных ошибок и причин, оценка выполненной работы. Курсанты должны твёрдо знать, что является объектом самоконтроля при выполнении того или иного учебного задания.
Для повышения успешности своей учебной деятельности необходимо осуществлять все виды самоконтроля: предварительный, текущий и итоговый; на всех этапах самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности. Следует подчеркнуть, что умение контролировать собственную работу - одно из проявлений самостоятельности, которое необходимо курсантам для активизации своей деятельности, для приобретения, углубления и расширения знаний.
Наблюдения показывают, что основными трудностями осуществления самоконтроля при овладении умениями самостоятельной учебной деятельности при изучении иностранного языка являются:
- недостаточное знание курсантами образцов выполнения учебного задания;
- неумение обучающихся соотносить свою учебную деятельность с усвоенными правилами и знаниями;
- слабое владение навыками и умениями самоконтроля;
- ограниченность представлений и понятий о нём;
- отсутствие положительной мотивации к самоконтролю своей учебной деятельности.
Учебный самоконтроль связан с усвоением предметного содержания изучаемой учебной
дисциплины.
При овладении иностранным языком самоконтроль может быть направлен на формирование у обучаемых специфических умений работы над аспектами языка (произношением, лексикой, грамматикой) и над основными видами иноязычной речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письмом), либо на выработку оптимального индивидуального темпа учебной деятельности.
Целенаправленному формированию умений самоконтроля должны предшествовать задания, обучающие умению слушать и понимать образцы, алгоритмы, инструкции, задания по формированию имитационных умений, умений анализа, сравнения и планирования предстоящей учебной деятельности, задания на выбор способов её выполнения.
С позиций управления самостоятельной учебной деятельностью обучаемых важно:
а) создание специальных материалов в режиме контроля и самоконтроля;
б) разработка тестов для текущего, промежуточного и итогового самоконтроля усвоения аспектов изучаемого языка и видов речевой деятельности;
в) создание и совершенствование дифференцированных средств самоконтроля в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо формировать у курсантов как субъектов своей учебной деятельности установки на самоконтроль.
Основными средствами самоконтроля при овладении умениями самостоятельной учебной деятельности являются схемы, модели решений, учебные карты, памятки, учебные инструкции, образцы выполнения, ключи в программированных материалах, ориентировочные карточки, предписания алгоритмического и эвристического характера.
Самоконтроль органически связан с контролем.
Педагогический аспект проблемы контроля процессом обучения комментируется в исследованиях Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, TA. Ильиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской и др.
В работах Г.И. Щукиной справедливо подчеркивается, что своевременность контроля способствует предотвращению неполадок в обучении и учении и лучшей организации и регулированию учебного процесса. В процессе контроля происходит сравнение заданной программы учебной деятельности с фактическим её выполнением. Контроль в деятельности преподавателя состоит в том, чтобы:
- установить подготовленность учащихся к учебной деятельности;
- получить информацию о характере протекания деятельности;
- определить трудности, ошибки обучающихся и обусловившие их причины;
- выявить степень правильности, объем, глубину, осознанность, действенность усвоенных знаний.
Самостоятельная учебная деятельность курсантов может проходить систематически и успешно только при наличии планомерной системы контроля со стороны преподавателя (контролирующих обучающих программ). Контроль усвоения материала должен обеспечиваться полной возможностью для обучаемых получить немедленную оценку о правильности ответа, а в случае ошибки - указание на немедленное повторение или разъяснение к нему. Контроль позволяет курсантам сравнить результаты собственной деятельности с заданными образцами, с результатами, выявить собственные ошибки и неверные действия. Он должен способствовать не только выявлению недостатков, но и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий.
Определение надежных способов и форм контроля является важным звеном управления. Необходимо последовательно реализовать требования деятельностного подхода к организации контроля. Формы контроля могут быть самые разные - устные или письменные, индивидуальные или групповые, выборочные или сплошные, но они должны отвечать ряду требований:
- максимальная индивидуализация и систематичность проведения;
- разумное сочетание форм и методов контроля;
- наличие понятных и доступных критериев оценки.
Литература
1. Марков, М.Т. Теория социального управления. - М., 1978.
2. Филиппов, A.E. Вопросы психологии управления // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1.
- Вып. 2.
3. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. A^. Петровского - М., 1973. - С. 174.
4. Якунин, E.A. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. - Л.: ЛГУ, 1988.
- С. 20.
5. Якунин, E.A. Указанное произведение. - С. 153.
6. Aноxин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.,1968. - С. 145.
7. Зимняя, И..A. Психологическая педагогика. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. - С. 281-283.
Literature
1. Markov M.T. Theory of Social Management. - Moscow, 1978.
2. FilippovA.V. Questions of Management Psychology. // Psychological Journal, 1980. - Vol. 1, Issue 2.
3. Human Age and Pedagogical Psychology / Ed. by A.V. Petrovsky. - Moscow, 1973. - P. 174.
4.Yakunin V.A. Teaching as a Process of Management: Psychological Aspects. - Leningrad State University, 1988. - P. 20.
5. Yakunin V.A. Teaching as a Process of Management: Psychological Aspects. - Leningrad State University, 1988. - P.153.
16. Anokhin P.K. Biology and Neurophysiology of Conventional Reflex. - Moscow, 1968. - P. 145.
7. Zimnyaya I.A. Psychological Pedagogics. - Rostov-on-Don, Phoenix, 1997. - P. 281-283.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009