Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование внедрения тестовых заданий Tmaker при изучении иностранных языков в русле самообразовательной компетенции курсантов Военно-воздушной академии'

Теоретическое обоснование внедрения тестовых заданий Tmaker при изучении иностранных языков в русле самообразовательной компетенции курсантов Военно-воздушной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕСТЫ / КОНТРОЛЬ / САМОКОНТРОЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенно Мария Анатольевна

Самообразовательная деятельность курсантов при изучении иностранного языка с применением тестов еще недостаточно обеспечена соответствующими базами данных, а имеющиеся средства не всегда используются эффективно, особенно на кафедрах гуманитарных дисциплин. Осуществление контроля и самоконтроля курсантов на всех этапах обучения на основе компьютерной техники позволило сделать его более объективным, а также повысить интерес курсантов к изучению иностранных языков. Система тестов Tmaker обеспечила курсантов возможностью получения, закрепления, самоконтроля и контроля усвоения учебного материала, а преподавателей - получить более объективные оценки уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности курсантов, а также выявить пробелы в организации самообразовательной деятельности курсантов в области иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенно Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование внедрения тестовых заданий Tmaker при изучении иностранных языков в русле самообразовательной компетенции курсантов Военно-воздушной академии»

УДК 378

Пенно Мария Анатольевна

преподаватель кафедры иностранных языков. «Военно-воздушная академия» им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина г. Краснодар Maria-Penno@yandex.ru

Теоретическое

ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ TMAKER ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РУСЛЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ

Mariya A. Penno

teacher of chair of the foreign languages. «Military and air academy» of N.E. of Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Maria-Penno@yandex.ru

Theoretical justification of

INTRODUCTION OF

the test tmaker tasks at learning of

FOREIGN LANGUAGES

IN LINE WITH SELF-EDUCATIONAL

competence of cadets of military

AND AIR ACADEMY

Аннотация. Самообразовательная деятельность курсантов при изучении иностранного языка с применением тестов еще недостаточно обеспечена соответствующими базами данных, а имеющиеся средства не всегда используются эффективно, особенно на кафедрах гуманитарных дисциплин. Осуществление контроля и самоконтроля курсантов на всех этапах обучения на основе компьютерной техники позволило сделать его более объективным, а также повысить интерес курсантов к изучению иностранных языков. Система тестов Tmaker обеспечила курсантов возможностью получения, закрепления, самоконтроля и контроля усвоения учебного материала, а преподавателей - получить более объективные оценки уровня сформированности профессиональнокоммуникативной компетентности курсантов, а также выявить пробелы в организации самообразовательной деятельности курсантов в области иностранных языков.

Ключевые слова: самообразовательная

деятельность, самообразовательная компетенция, тесты, контроль, самоконтроль, профессионально-коммуникативная компетентность, иностранный язык, военная академия.

Annotation. Cadets' self-educational activity while learning foreign languages with the help of tests is still not provided with proper data, and existing means are not always used effectively, especially at the Department of Humanities. Cadets' computer-based control and self-control implementation throughout all phases of educational process made it more objective and enhanced cadets' interest towards foreign languages learning. Tmaker tests enabled cadets to get, consolidate, control and self-control of the material learning; and teachers - to get more objective assessment of the cadets' professional-communicative competence degree, as well as reveal the drawbacks of cadets' selfeducational activity while learning foreign languages.

Keywords: self-educational activity, self-

educational competence, tests, control, selfcontrol, professional-communicative competence, foreign language, military academy.

Под самообразованием мы, подобно М.А. Дорофеевой, понимаем «внутреннюю потребность студента к получению нового знания» [1; 4]. Человек занимается самообразованием по собственной инициативе и достигает при этом таких целей, как: удовлетворение своих интересов и потребностей, расширение профессионального и культурного кругозора, самовоспитание и саморазвитие.

Отметим, что самообразовательная деятельность выполняется без непосредственного участия преподавателя, но задания и сроки их выполнения, как правило, определяются преподавателем.

Современные мультимедийные средства обучения обладают способностью отслеживать и управлять процессом усвоения учебного мате-

94

риала. Обучение на базе персональных компьютеров - это вид учебного процесса, в котором используются знаковые и графические модели различного вида. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие курсантов; стимулируют их познавательные интересы; создают повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; а также позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний.

В соответствии с приказом МО РФ научной основой дисциплины являются фундаментальные положения современной технологии обучения, профессионально-ориентированный подход с использованием тестового контроля знаний и проблемного метода обучения [2, с. 46].

И.А. Рапопорт дает следующее определение теста: «тест - это совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью ква-лимитрического выявления социальных, психологических или психофизиологических характеристик его личности [3, с. 51].

По мнению В.С. Аванесова, педагогический тест следует понимать как систему заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся [4;17].

Около 60 % разрабатываемых ныне методов контроля в военных ВУЗах предполагают широкое применение мультимедийных средств обучения, в том числе тестирующих программ. На наш взгляд, тестирование выступает в роли весьма удобного и достаточно объективного показателя степени усвоения знаний учащимися на различных этапах обучения. Эффективными программами, с точки зрения процесса обучения иностранным языкам, являются профессиональные системы лингвистического анализа текста (AskNet, Ontos, Galaktika-ZOOM, АОТ (автоматическая обработка текста) и др. «Важнейшим преимуществом проведения занятий с помощью автоматизированных обучающих систем является быстрое выявление хорошо или слабо успевающих обучаемых для улучшения содержания обучения» [5, с. 27].

Рассмотрим методологическую сторону внедрения системы тестов в процесс обучения иностранным языкам. В работе А.В. Соловова подчеркивается, что проектирование учебных курсов - это многоуровневый процесс, состоящий из концептуального, технологического, операционального уровней и уровня реализации [6, с. 56-58].

На концептуальном уровне определяются цели учебной деятельности; задается модель обучения; определяются виды будущей познавательной активности обучаемых; даётся описание основных компонентов учебной деятельности и того уровня, который должен быть сформирован в процессе обучения; определяется способ управления, вид обратной связи и степень самостоятельности обучаемых.

На технологическом уровне проект учебного курса описывается в виде конкретных предписаний по управлению учебной деятельностью, которые переводятся на уровень технологии обучения.

На операциональном уровне определяются размеры и степень обобщённости, полноты фрагмента обучения, возлагаемого на компьютер; степень индивидуализации обучения; тип управления в системе (по ответу или по процессу), тип обратной связи (разомкнутая: без обратной связи или замкнутая: с обратной связью); состав основных блоков (подсистем) и способов взаимодействия между ними.

Для нас наиболее интересен уровень реализации овладения курсантами учебным материалом с последующим анализом и обобщением достигнутых результатов. Согласно исследованиям П.И. Образцова, важным и ответственным при разработке дидактической модели использования системы тестовых заданий является этап оценки и контроля результатов обучения, его мониторинга [7, с. 92].

Обратимся к классификации контроля усвоения материала по дисциплине «Иностранный язык», а именно: итоговому, промежуточному (тематическому), текущему и предварительному видам контроля.

Предварительный контроль направлен на определение исходного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности курсантов. Он необходим преподавателю для того, чтобы успешно спроектировать модель программы обучения и определить степень сложности учебного материала, а обучающемуся вспомнить материал, проявить самостоятельность в восполнении пробелов в знаниях (при их выявлении).

Текущий контроль призван наблюдать процесс формирования иноязычной компетентности учащихся, в ходе которого появляется возможность своевременно выявить возникающие сложности и внести необходимые коррективы для устранения имеющихся недостатков.

Главная задача промежуточного (тематического) контроля заключается в выявлении степени сформированности речевой компетенции обучающихся в пределах каждой темы и способности связать учебный материал заявленной темы с информацией, усвоенной ранее. Промежуточный контроль помогает учащимся подготовиться к итоговому контролю.

А.А. Миролюбов определяет итоговый контроль как «степень овладения обучающимися коммуникативной компетенцией на том или ином уровне» [8, с. 54].

Обозначим условия эксперимента по применению системы тестовых заданий Tmaker на базе персонального компьютера как инструмента информационной поддержки самообразовательной деятельности курсантов военной академии при изучении иностранных языков. База данных тестов была разбита на блоки по темам семестров согласно этапам обучения (промежуточные/итоговые, тренировочные тесты и задания по внеаудиторному практикуму).

95

Для оценивания уровня усвоения материала нами использовалась четырехбалльная шкала, при этом выставлялись оценки: 2 балла - если качество усвоения материала по теме, либо разделу отсутствует; 3 балла - качество освоения лексико-грамматического наполнения темы проявляется редко; 4 балла - качество усвоения темы проявляется почти всегда; 5 баллов - оцениваемое качество овладения материалом проявляется постоянно.

В ходе эксперимента нами также была применена система оценки качества усвоения материала по внеаудиторному практикуму: зачтено/не зачтено в процентном соотношении с целью нивелировать стрессовые условия, присущие любому тестированию и способствовать повышению интереса к выполняемой работе. Порог успешности, по нашему мнению, должен был составить не менее 60 %.

По специальности «Эксплуатация воздушных судов и авиационных комплексов» курсантов 1 и 2 курсов в системе тестов Tmaker предусматривается изучение следующих блоков: по грамматике, фонетике, аудированию, комбинированных лексико-грамматических и аудитивных заданий раздела «Внеаудиторный практикум». Таким образом, самообразовательная деятельность курсантов академии организована четырьмя ступенями учебного процесса:

- тренировочные тесты (в течение всего курса обучения);

- промежуточные тесты (по завершению темы);

- итоговые тесты (перед семестровыми заче-

Литература:

1. Дорофеева М.А. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: уч. Пособие / М.А. Дорофеева, Т.М. Самусенко. Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета. 2006. 132 с.

2. Требования к военно-профессиональной направленности дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами // Приказ Министра Обороны РФ. 2000. № 686.

3. Рапопорт И.А. Прагматические тесты: сущность, специфика, перспектива. Иностранные языки в школе № 2 2005. 76 с.

4. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М. : Высшая школа. 1994. 135 с.

5. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. М. : Изд-во Военного университета. 1995. 48 с.

6. Соловое А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке. Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 56-58.

7. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы : уч. пособие. Орел : Академия Спецсвязи России. 2004. 317 с.

8. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку : метод. пособие под ред.

тами/экзаменами);

- внеаудиторный практикум (в течение всего курса обучения как альтернатива сдачи текстов по внеаудиторному чтению).

Применение системы тестов Tmaker позволило несколько изменить систему и результативность организации самообразовательной деятельности по иностранным языкам в академии. Прежде всего, Tmaker обеспечила курсантов возможностью получения, закрепления, самоконтроля и контроля усвоения учебного материала, то есть обратной связью. Более того, педагогические тесты на базе Tmaker при изучении иностранных языков помогли преподавателям получить более объективные оценки уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности курсантов, проверить соответствие требований к подготовке выпускников ВУЗов заданным стандартам, а также выявить пробелы в организации самообразовательной деятельности курсантов в области иностранных языков.

Таким образом, разработка системы тестов на базе информационных технологий как средства обучения иностранным языкам обеспечила возможность постоянного совершенствования учебных материалов, индивидуализации и интенсификации процесса обучения, осуществления мониторинга самообразовательной деятельности обучаемых относительно конкретного курсанта или группы курсантов в целом на всех этапах педагогического процесса, направленного на овладение иностранным языком.

Literature:

1. Dorofeeva M.A. Students' self-directed activity at higher learning institution : study guide / M.A. Dorofeeva, Т.М. Samusenko. Vladivostok : Far East University Press, 2006. 132 p.

2. Requirements to military-professional orientation of subjects provided by the state educational standards // Russian Federation Defense Secretary Order. 2000. № 686.

3. Rapoport I.A. Pragmatical tests: nature, specification, perspective. Foreign languages at school. № 2. 2005. 76 p.

4. Avanesov V.S. Scientific problems of knowledge test control. Мoscow : Higher school, 1994. 135 p.

5. The basics of information technologies implementation to military higher learning institutions educational process : scientific-methodical collection. Мoscow : Military Institute Press, 1995. 48 p.

6. Solovov A.V. Educational information technologies at professional training // Higher education in Russia. 1995. № 2. Р. 56-58.

7. Obraztsov P.I. Higher military school didactics : study guide. Orel : Academy of Special Communication of Russia. 2004. 317 p.

8. The control problems of learners' degree of foreign language knowledge : guidance manual by

96

А.А. Миролюбова. Обнинск : Титул. 1999. 211 с.

А. А. Mirolubov. Obninsk : Title, 1999. 211 p.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.