Научная статья на тему 'Реализация самообразовательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения иностранных языков)'

Реализация самообразовательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения иностранных языков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / CONTROL / САМОКОНТРОЛЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ВОЕННЫЙ ВУЗ / MILITARY SCHOOL / УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / МОНИТОРИНГ / MONITORING / SELF-ORGANIZED LEARNING / SELF-TESTING / FAVORABLE ENVIRONMENT FOR THE EFFICIENT SELF-ORGANIZED LEARNING / MULTIMEDIA FACILITIES / TEST ASSIGNMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенно Мария Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы реализации самообразовательной деятельности курсантов при изучении иностранных языков в военном вузе. Актуальность рассмотрения данного вопроса продиктована требованиями современного общественного сознания относительно способа получения знаний специалистами, в частности, в сфере авиации, причем значительная роль отведена самообразованию в течение всей карьеры. Поясняется, что задача педагогов в данном случае состоит в создании оптимальных условий для осуществления успешной самообразовательной деятельности, в том числе при помощи внедрения мультимедийных (компьютерных) средств обучения в образовательно-педагогический процесс. Также уделяется внимание описанию способов применения системы тестовых заданий TMaker для совершенствования навыков самообразовательной деятельности и самоконтроля курсантов в военной авиационной академии. Кроме того, приведены некоторые особенности организации самостоятельной работы в военном вузе. В заключении, приводятся данные, подтверждающие, что при систематическом использовании данной базы тестов наблюдается формирование положительного отношения курсантов к самообразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенно Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING SELF-ORGANIZED LEARNING FOR THE CADETS OF GRADUATE MILITARY SCHOOLS (THE SUBJECT FOREIGN LANGUAGE LEARNING TAKEN FOR INSTANCE)

The paper considered the issues of putting into practice a self-organized learning for the cadets in learning foreign languages at the graduate military school. The requirement to get knowledge with ease that the contemporary society sets and social awareness of the channels to get knowledge by specialists has urged consideration of the above issue, in particular, for the domain of aviation, with emphasis put on learning selves along with career’ development. The paper specified the teacher’s task for this case that is creating the favorable environment for the efficient self-organized learning, in particular, with application of multimedia training facilities (CAL = computer-assisted learning ones) into the training and upgrading procedures. The survey gave consideration to the Tmaker set of tests describing the ways the cadets at the Air Force Academy shall apply the test’ assignments for the purpose of improving self-scheduled learning skills and testing selves. In addition, the paper specified several characteristics of arranging the self-scheduled learning at the Graduate Military School. To complete the author submitted the data to confirm shaping of an affirmative attitude in the cadets to self-organized learning while a recurrent use of the mentioned set of tests.

Текст научной работы на тему «Реализация самообразовательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения иностранных языков)»

УДК 37.041

ПЕННО Мария Анатольевна, преподаватель кафедры иностранных языков

РЕАЛИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

В статье рассматриваются проблемы реализации самообразовательной деятельности курсантов при изучении иностранных языков в военном вузе. Актуальность рассмотрения данного вопроса продиктована требованиями современного общественного сознания относительно способа получения знаний специалистами, в частности, в сфере авиации, причем значительная роль отведена самообразованию в течение всей карьеры. Поясняется, что задача педагогов в данном случае состоит в создании оптимальных условий для осуществления успешной самообразовательной деятельности, в том числе при помощи внедрения мультимедийных (компьютерных) средств обучения в образовательно-педагогический процесс. Также уделяется внимание описанию способов применения системы тестовых заданий TMaker для совершенствования навыков самообразовательной деятельности и самоконтроля курсантов в военной авиационной академии. Кроме того, приведены некоторые особенности организации самостоятельной работы в военном вузе. В заключении, приводятся данные, подтверждающие, что при систематическом использовании данной базы тестов наблюдается формирование положительного отношения курсантов к самообразовательной деятельности.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.264-268

PENNO Maria Anatolyevna, Instructor, Chair of Foreign Languages

IMPLEMENTING SELF-ORGANIZED LEARNING FOR THE CADETS OF GRADUATE MILITARY SCHOOLS (The subject Foreign Language Learning taken for instance)

The paper considered the issues of putting into practice a self-organized learning for the cadets in learning foreign languages at the graduate military school. The requirement to get knowledge with ease that the contemporary society sets and social awareness of the channels to get knowledge by specialists has urged consideration of the above issue, in particular, for the domain of aviation, with emphasis put on learning selves along with career' development. The paper specified the teacher's task for this case that is creating the favorable environment for the efficient self-organized learning, in particular, with application of multimedia training facilities (CAL = computerassisted learning ones) into the training and upgrading procedures. The survey gave consideration to the Tmaker set of tests describing the ways the cadets at the Air Force Academy shall apply the test' assignments for the purpose of improving self-scheduled learning skills and testing selves. In addition, the paper specified several characteristics of arranging the self-scheduled learning at the Graduate Military School. To complete the author submitted the data to confirm shaping of an affirmative attitude in the cadets to self-organized learning while a recurrent use of the mentioned set of tests.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность; Key words: self-organized learning; control; self-testing;

контроль; самоконтроль; иностранный язык; военный foreign language; military school; favorable environment

вуз; условия успешной самообразовательной деятель- for the efficient self-organized learning; multimedia facili-

ности; мультимедийные средства; мотивация; тесто- ties; motivation; test assignments; monitoring. вые задания; мониторинг.

На сегодняшний день молодые люди проявляют значительную самостоятельность, продиктованную необходимостью быстро ориентироваться в обширном информационном потоке и приспосабливаться к новым условиям жизни. Не удивительно, что данные навыки проецируются студентами вузов и на процесс овладения знаниями. Курсанты высших военных учебных заведений не являются исключением. Отметим, что данный навык не просто желателен, а выступает в качестве важной личностной характеристики будущего авиационного специалиста при эксплуатации сложной военной техники. Уточним, что роль педагогов, методистов и инструкторов в данной связи не умаляется. Они призваны найти и создать такие условия педагогического процесса, при которых воспитание и образование способствовали бы активному, творческому и осознанному приобретению знаний курсантами в ходе самообразовательной деятельности.

Действительно, образовательный процесс в вузе значительно отличается от способов его организации в учебных заведениях общеобразовательного и среднепрофессионального уровней. Согласимся с принципами дидактики высшей школы, предложенными С.И. Зиновьевым, а именно: научностью; связью теории с практикой, практического опыта с наукой; системностью и последовательностью в подготовке специалистов; сознательностью, активностью и самостоятельностью студентов в учебе; соединением индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; доступностью научных знаний и прочностью усвоения знаний [1, с. 34]. Несмотря на то, что заявленные принципы были сформулированы Зиновьевым около 40 лет назад, современные педагоги довольно успешно применяют их при организации самообразовательной деятельности учащихся.

Целесообразно обратиться к определению понятия самообразовательной деятельности. Рассмотрим ее как активную и целенаправленную деятельность учащегося (курсанта). Также поясним некоторые условия при организации самообразовательной деятельности, которые способствуют ее успешной реализации. Прежде всего, необходимо обеспечить учащихся

возможностью выбора индивидуального маршрута при овладении материалом. Кроме того, применение кредитно-зачетной системы и накопительной системы оценивания знаний учащегося, фиксирующие все учебные и личностные достижения курсантов, способствуют четкому осознанию достигнутого уровня образовательного процесса как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и курсантов. На наш взгляд, исключительно положительным фактором организации самообразовательной деятельности курсантов является ее совместное поэтапное планирование, подкрепленное методически (подсказки для курсантов в виде инструкций, информации о сроках выполнения заданий, системы рубежных оценок и др.).

Опираясь на собственный педагогический опыт, отметим, что в целях обеспечения эффективной самообразовательной деятельности курсантов во время самоподготовки необходимо заинтересовать учащихся, мотивировать их на продолжение работы, ознакомление с дополнительным материалом по теме еще на этапе аудиторного занятия. Важно объяснить курсантам, что самообразовательная деятельность в пределах предметной области (в нашем случае - иностранного языка) направлена на совершенствование навыка самоорганизации, умения распределять свои действия по времени и разграничивать учебные задачи по значимости, и в итоге осуществлять самоконтроль. Следует попытаться сформировать у курсантов ясное осознание того, что самообразование - это неотъемлемое условие успешной профессиональной деятельности, требующее осуществления непрерывного образования в течение всей карьеры, в частности после окончания вуза.

Активная самообразовательная деятельность является служебной обязанностью любого военнослужащего Вооруженных Сил РФ, что находит отражение в работе А.А. Порошина, который вслед за М.В. Фрунзе утверждает, что самостоятельная работа является фактором повышения образования командного состава и «увеличения своего военного ...багажа». [2, с. 3] Многие исследователи, такие как А.В. Барабанщиков, К.А. Воробьев, В.П. Давыдов, В.М. Коровин, В.М. Куликов и Ю.Ф. Худолев, уделяют внимание проблемам организации самообразовательной деятельности в военном вузе.

Для того чтобы обусловить важность сформированности самообразовательной компетенции в области изучения иностранных языков, обратим внимание на то, что многие государства сегодня, будучи включенными в глобальные процессы экономически и политически, все больше осознают необходимость унификации также и своих систем образования. Особое значение данный вопрос имеет в профессиональной подготовке лиц, деятельность которых связана с авиацией. Подготовка авиационных специалистов - это процесс особый, ключевым аспектом которого выступает обеспечение безопасности полетов.

Для летчиков (специалистов по эксплуатации воздушных судов и авиационных комплексов) владение высоким уровнем иностранного языка (английского) является неотъемлемой квалификационной характеристикой специалиста и необходимым условием выполнения им своих должностных обязанностей (Е.А. Алилуйко, М.А. Жерновая, О.Ю. Маркова, Е.В. Марка-рян) [3, с. 8]. За последние годы число авиалиний, связывающих города нашей страны и других государств, значительно возросло. Еще более значительно увеличилась интенсивность полетов иностранных авиакомпаний транзитом через территорию Российской Федерации или с посадками. Таким образом, безопасность полетов непосредственно зависит от того, насколько хорошо пилоты и диспетчеры владеют английским языком [4, с. 22].

Самообразовательная деятельность занимает важное место в любом практическом курсе обучения иностранным языкам. Однако, несмотря на свою значимость, непосредственно самообразовательная деятельность как структурный элемент образовательного процесса занимает не достаточно значительное место.

Рассмотрим условия самообразовательной деятельности, от которых зависит качество ее проведения. Особое значение имеет уровень ее организации. Так, педагоги военных вузов претерпевают особые сложности при решении данного вопроса. Время, которое отводится на самоподготовку курсантов, ограничено тремя часами послеобеденного периода. Важно, чтобы каждый учащийся мог правильно распланировать свою работу, уделив внимание всем необходимым предметам.

Проведя наблюдение за процессом организации самообразовательной деятельности курсантов при изучении иностранных языков, мы смогли выявить некоторые недостатки иноязычной подготовки курсантов военных вузов: недостаточное количество аутентичных и информативно емких материалов; низкий уровень мотивации будущих специалистов к овладению иностранным языком как одному из ключевых средств получения информации по специальности и выполнения должностных обязанностей; позиция педагога как транслятора знаний и позиция курсанта как объекта педагогического воздействия; недостаточное использование преподавателем инновационных форм, методов и средств обучения вследствие противоречий с традиционной методикой преподавания иностранного языка. Кроме того, значительное количе-

ство курсантов вообще не обладает навыками самообразовательной деятельности, в том числе при изучении иностранного языка.

В связи с выявленными недостатками самообразовательного компонента педагогического процесса, отметим, что многие педагоги заняты поиском их устранения. На наш взгляд, применение мультимедийных средств обучения способно качественно повлиять на уровень развития навыков самообразовательной деятельности.

Современные мультимедийные средства обучения обладают способностью отслеживать динамику усвоения материала, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения учебного материала. Обучение на базе персональных компьютеров стимулирует познавательные интересы курсантов, создает при определенных условиях положительное эмоциональное отношение курсантов к самообразовательной деятельности, а также позволяет проводить своевременный контроль и самоконтроль усвоения материала. Поэтому исследования возможностей компьютера базируются на признании того, что «человеческое познание и поведение могут воспроизводиться логическими и лингвистическими средствами компьютера» [5].

Использование информационных технологий на самостоятельных занятиях по иностранным языкам - это такая организация наглядности, при которой обучаемые вовлекаются в творческий процесс мышления с помощью экрана и где, благодаря образно представленному на экране языковому материалу, становится понятной логика задания.

Проведя опрос и анкетирование учащихся военного учебно-научного центра, в котором курсантов попросили выразить их отношение к самообразовательной деятельности и указать причины, препятствующие ее успешной реализации, мы выяснили, что нехватка времени, отрыв времени самостоятельной работы на другие мероприятия, большой объем заданий, неритмично составленное расписание занятий и отсутствие навыков самообразовательной деятельности и самоконтроля являются основными факторами низкого уровня эффективности самообразовательной деятельности в вузе.

Основные причины, «мешающие курсантам 1 курса заниматься изучением иностранных языков», можно разделить на 4 группы: 25% курсантов заявляют об отсутствии интереса, около 45% респондентов жалуются на недостаток времени, 20% учащихся упоминают слабую предшествующую подготовку, а остальные 10% называют другие причины (отрыв на наряды, хозяйственные работы и др.).

Все это подчеркивает как несовершенство самой сложившейся системы самообразовательной деятельности курсантов, так и отсутствие интереса к изучению материала самостоятельным трудом.

Преследуя цель изменить отношение курсантов к самообразовательной деятельности при изучении иностранных языков, мы предприняли попытки внедрить систему тестовых заданий ИМакег в довольно специфические условия обучения в военном вузе. Данная система тестов включает лексико-грамматические задания и задания, призванные научить курсантов воспринимать на слух информацию в русле коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам.

Сравним результаты анкетирования курсантов по определению наиболее важных функций системы тестов ИМакег для решения вопроса об эффективности самообразовательной деятельности курсантов при изучении иностранных языков (опрос 1 - до внедрения системы тестов, опрос 2 - после). Так, доступ к материалам по темам на английском языке в доступном темпе и в удобное время вначале был полезен лишь для 58% опрошенных, однако в ходе повторного анкетирования уже 67% курсантов задумались о важности данной функции ИМакег. Возможность индивидуальной работы с аудио- и видеоматериалами была отмечена как положительный фактор до внедрения тестов 34% курсантов, после - 47%. О том, что программа полезна при реализации управления процессом освоения лексико-грамматического аппарата языка по темам заявили 38,6% учащихся, далее их количество возросло до 52,5%. Проводить оперативный самоконтроль до эксперимента намеревались 47%, после 58% курсантов стали использовать ИМакег для этой цели. Всего 15% учащихся видели пользу от выполнения дополнительных заданий, представленных в ИМакег. После внедрения системы тестов уже 28% курсантов стали интересоваться дополнительными тестами. 75% опрошенных расширили свой кругозор в ходе эксперимента, по сравнению с первоначальными 54%. 45% курсантов отметили повышение интереса и мотивации к изучению языка как важную функцию иМакег, хотя только 32% опрошенных изначально указывали на нее.

По результатам опроса видно, что по итогам опытно-экспериментального исследования изменилось соотношение причин, снижающих качество усвоения материала.

Проведя повторный опрос относительно причин, «мешающих курсантам заниматься изучением иностранных языков», отметим, что уменьшилось количество курсантов, указавших наиболее характерными «мешающими» курсантам заниматься иностранным языком причинами отсутствие интереса (в среднем на 10-12%) и недостаток времени (в среднем 20-22%). 18% курсантов по сравнению с первоначальными 20% учащихся указали на слабую предшествующую подготовку.

По сравнению с состоянием до внедрения системы тестовых заданий увеличилось количество курсантов, считающих самообразовательную деятельность эффективной формой повышения уровня овладения языком, что свидетельствует о возрастании мотивации к изучению иностранных языков.

Проведенное исследование и практический опыт показывают, что соблюдение таких педагогических условий, как систематическое использование системы тестовых заданий tMaker в ходе организации самообразовательной деятельности курсантов, опосредованное управление преподавателем самообразовательной деятельностью обучаемых, соответствие содержания учебного материала и трудности учебных задач уровню знаний курсантов, осуществление преподавателем регулярного мониторинга самообразовательной деятельности курсантов, способствуют более полному усвоению учебного материала учащимися.

Таким образом, цель организации самообразовательной деятельности по иностранным языкам состоит в том, что она не только способствует степени сформированности коммуникативной компетенции, но и существенно дополняет учебный процесс, формирует программу действий, позволяющую овладеть приемами данной деятельности. На наш взгляд, вышеизложенное находит яркое подтверждение в рисунке 1, герой которого проходит все стадии самообразовательной деятельности, начиная с выражения сомнения и неуверенности в возможности реализации успешной самообразовательной деятельности на начальных этапах («I won't do it» («Я не сделаю/не осилю этого»), «I can't do it» («Я не могу это сделать») до жизнеутверждающих фраз «I will do it» («Я сделаю это») и финального «Yes, I did it!» (Я сделал это!»).

1. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе: пособие для преподавателей вузов. - М.: Высш. шк.,1975. - 314 с.

2. Порошин А.А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2000. - 24 с.

3. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2000. - 148 c.

4. Ливсон Л.Ф., Касс М. Небесный разговор. Радиообмен «земля — воздух». - М.: Транспорт, 1993 г. - 208 с.

5. Пиотровский Р.Г. Компьютеризация преподавания языков. - Л.: ЛГПИ, 1988. - 74 с.

1. Zinoviev S.I. Educational process in Soviet higher learning school: guide for teachers of higher learning school.

[Uchebnii process v sovetskoi vischei shkole: posobie dlya prepodavatelei vuzov]. Moscow: Vischaya sckola- Higher learning, 1975. 314 p.

Рисунок 1.

WHICH STEP ИАЧЕЧ60 REAt-HEb ТОЬАЧ?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

REFERENCES

1. Poroshin A.A. Pedagogical system of forming military institutions cadets' readiness for active individual work. [Peda-gogicheskaya sistema formirovaniya u kursantov voenno-uchebnih zavedenii gotovnosti k activnoi samostoyatelnoi rabote]. Saratov, 2000. 14 p.

3. Aliluiko E.A. Tourist managers' communicative competence forming during foreign language learning. [Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti menedgerov turizma v processe izucheniya inostrannogo yazika]. Moskow, 2000. 148 p.

4. Livson L.F., Kass M. Sky talk. Radiotelephony «ground-sky». [Nebesnii razgovor. Radioobmen «zemlya-vozduh»]. Moscow: Transport, 1993. 108 p.

5. PiotrivskiiR.G. Computerization of foreign language teaching. [Komp'utarizatciya prepodavaniya yazikov]. Liningrad: LGPI, 1988. 74 p.

Информация об авторе

Пенно Мария Анатольевна, Преподаватель, кафедра иностранных языков. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная Академия» им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Краснодар, Россия

Получена: 09.04.2015

Information about the author

PENO Maria Anatolyevna, Instructor, Chair of Foreign Languages, Military Training and Academic Research Center under the Air Force (Dept.) "Air Force Academy" named after Zhukovsky N.E. and Gagarin Y.A., Krasnodar city, Russia

Получена: 09.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.