Научная статья на тему 'Развитие физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России на основе применения комплексов подвижных игр'

Развитие физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России на основе применения комплексов подвижных игр Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
484
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЗЮДО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / TRAINING PROCESS / JUDO / PHYSICAL TRAINING OF CADETS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ананьев С.И., Апальков А.В., Горбатенко А.В.

В данной работе раскрываются некоторые аспекты повышения эффективности тренировочного процесса курсантов, занимающихся дзюдо. В частности, приводится методика, основанная на применении элементов подвижных игр, адаптированных для тренировочного процесса дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MIA RUSSIA-BASED APPLICATIONS COMPLEXES MOBILE GAMES

In this paper reveals some aspects of improving the effectiveness of the training process of students involved in judo. In particular, the technique based on the use of the mobile games adapted for the training process of judo.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России на основе применения комплексов подвижных игр»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

scientific-practical conference faculty members and graduate students on April 17-19, 2012. - Belgorod: BUKEP Publishing, 2012. P. 276-282.

5. Kutergin N.B., Tkachenko A.I., Kulinichev A.N. Physical improvement of cadets of educational institutions of law

enforcement bodies by means of mobile games // Physical education students. 2013. № 6. P. 30-33.

6. Usanov E.I., Chugina L.V. Armwrestling - fight on his hands: Textbook / - M.: Publishing House People’s

Friendship University, 2006. 298 p.

(Статья сдана в редакцию 10.02.2015)

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ПОДВИЖНЫХ ИГР

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MIA RUSSIA-BASED APPLICATIONS COMPLEXES MOBILE GAMES

УДК 796.2:378.6

С.И. АНАНЬЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722) 52-55-35;

А.В. АПАЛЬКОВ

(Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722 )52-55-35;

А.В. ГОРБАТЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722 )52-55-35

S.I. ANANIEV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia);

A.V. APALKOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia);

A.V. GORBATENKO

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

Аннотация: в данной работе раскрываются некоторые аспекты повышения эффективности тренировочного процесса курсантов, занимающихся дзюдо. В частности, приводится методика, основанная на применении элементов подвижных игр, адаптированных для тренировочного процесса дзюдоистов.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, дзюдо, физическая подготовка курсантов.

Abstract: In this paper reveals some aspects of improving the effectiveness of the training process of students involved in judo. In particular, the technique based on the use of the mobile games adapted for the training process of judo.

Keywords: training process, judo, physical training of cadets.

Повышение спортивного мастерства курсантов является важной составляющей физической подготовки в вузах МВД России. Значительное место в общей системе физической подготовки занимают единоборства, в частности дзюдо. На базе различных технических элементов из этого вида спорта основывается значительное количество приемов задержания и т.д. Эффек-

тивность выполнения того или иного приема в дзюдо на практике во многом зависит от физической подготовленности курсанта, поэтому физической подготовке необходимо уделять большое значение [2, с. 48].

Эффективность учебно-тренировочного процесса курсантов, занимающихся дзюдо, во многом определяется разнообразием применяемых средств, методов и мето-

47

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

дических приемов тренировки. Одним из таких приемов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса являются подвижные игры. Они дают возможность комплексного развития физических качеств, с их помощью занятия становятся разнообразнее и интереснее, особенно на этапе начального разучивания [1, с. 68].

Неоднократное повторение двигательных действий в игровых условиях помогает развивать у занимающихся способность экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Важно приучать обучаемых действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях, применять приобретенные навыки в нестандартных условиях [2, с. 103].

Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также применение различных вариантов - упрощенных или усложненных элементов игры в любых физических упражнениях [5, с. 31]. Спортивные и подвижные игры и их различные сочетания и видоизменения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий, и одновременно содействуют развитию физических качеств, что во многом предопределяет их популярность [4, с. 71].

В ходе анализа научно-методической литературы возникло предположение, что использование в учебно-тренировочном процессе курсантов, занимающихся в секции дзюдо, подвижных игр с общеподготовительной и специализированной направленностью позволит более эффективно решать задачи развития физических качеств и совершенствования элементов технико-тактических действий.

Для выявления необходимости проведения данного эксперимента использовался метод опроса - беседа. В беседе с тренерами-преподавателями выяснялись следующие вопросы: какой игровой материал включали в содержание тренировочных занятий; какие факторы отрицательно влияют на результативность соревновательной деятельности дзюдоистов. В беседе с курсантами, занимающимися дзюдо, выяснялись мотивы занятий борьбой дзюдо, а у тех, которые перестали заниматься в секции дзюдо, вы-

ясняли причины.

Все тренеры по дзюдо, принимавшие участие в опросе, с целью решения задач общей физической подготовки включают в тренировочный процесс спортивные игры: футбол, баскетбол, регби, ручной мяч. Значительная часть тренеров (70 %) используют на тренировках некоторые виды легкой атлетики: кросс от 1 до 3 км, спринт, прыжки. В меньшей мере применяют акробатические упражнения (30 %) и элементы спортивной гимнастики (20 %). Мало внимания уделяется подвижным играм, легкоатлетическим и комбинированным эстафетам.

Результаты анализа ответов курсантов, занимающихся в секциях дзюдо, свидетельствуют о том, что большая часть из них мотивирована к занятиям желанием просто бороться; научиться приемам борьбы; повысить авторитет; стать чемпионом.

Данные анализа соответствующей части ответов занимающихся, бросивших секции спортивной борьбы, свидетельствуют о том, что значительная часть из них покинула секцию: в первый год занятий - по причине ошибки в выборе и непосильных физических нагрузок, однообразной силовой работы и т.д.

По результатам опроса респондентов, бросивших занятия в секциях спортивной борьбы в течение первого года, можно заключить, что результативность подготовки оказывается недостаточно продуктивной и требует коррекции содержания и методики обучения, особенно на начальном этапе тренировочного процесса.

Учитывая вышесказанное, можно расширить содержание занятий начинающих и более опытных дзюдоистов за счет подвижных игр общеподготовительной и специализированной направленности, в частности, с технико-тактическими элементами единоборств и состязания занимающихся.

Экспериментальная методика разработана с учетом данных литературных источников, опроса тренеров и спортсменов, а также анализа учебной программы по дзюдо. Установлено, что подвижные игры являются необходимым и эффективным средством подготовки дзюдоистов на этапе начальной подготовки, что делает целесообразным их применение в условиях тренировочного процесса курсантов вузов МВД России.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики осуществлялась на базе Белгородского юридического института МВД России в течение 8-ми месяцев - с сентября 2013 по апрель 2014 г. До

48

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

начала педагогического эксперимента были организованы две группы из курсантов, занимающихся дзюдо первого и второго года обучения: контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой. В процессе педагогического эксперимента занятия в обеих группах проводились по расписанию продолжительностью 2 часа.

Особенностью экспериментальной методики являлось то, что она основана на применении подвижных игр с общеподготовительной и специализированной направленностью, соответственно включенных в общеподготовительный этап и специальноподготовительный этап подготовительного периода.

Посредством игр общеподготовительной направленности решались задачи ОФП. В частности, это игры с преимущественной направленностью на развитие основных физических качеств, представленные в литературных источниках и не отражающие специфику борьбы дзюдо. Многие игры этой группы имеют элементы состязаний, единоборств, это позволяет развивать не только физические качества, но и способности, необходимые для того, чтобы одерживать победы над противником и над собой, своими недостатками. Специализированные подвижные игры содержат элементы техники и тактики борьбы дзюдо. В процессе игр прочнее усваиваются многие сложные приемы, развиваются творческие способности.

На начальных этапах обучения возникает необходимость твердо усвоить следующие операции: быстро и надежно осуществлять захват, быстро перемещаться, предотвращать достижение захвата соперником или своевременно освобождаться от него, выводить из равновесия, сковывать его действия и быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (возможной атаки); вынуждать отступать соперника теснением по татами в захвате; готовиться к необычному началу поединка, который может прерываться и возобновляться по ходу схватки несколько раз.

Игры и игровые комплексы построены из элементов простейших видов единоборства. В этих играх курсанты знакомятся с требованиями правил ведения схватки, приучаются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, привыкают защищаться не отступая, приобретают навыки рационального использования площади татами, оценивать значение элементов единоборства в достижении победы. Сумма знаний,

умений и навыков, которая приобретается вместе с усвоением игровых комплексов, позволяет юному борцу по-новому осмыслить значимость приемов, возможность их реализации.

Необходимость включения данных заданий в игровые комплексы была предопределена правилами соревнований по борьбе дзюдо. Когда подобные ситуации осваиваются заранее, на тренировках, то они не вызывают растерянности у борцов в случае их возникновения в реальном поединке. Поэтому подбор заданий осуществлялся с учетом случаев, встречающихся в практике, или искусственно для совершенствования каких-либо отдельных качеств, деталей движения и т.п. Включение специализированных подвижных игр в подготовку курсантов, занимающихся в секции дзюдо, происходило в рамках утвержденной программы на тренировочных занятиях.

Время на игры отводилось следующим образом.

Игры с касаниями последовательно по занятиям: затылка - 3 мин; руки - 3 мин; бедра - 3 мин; комбинации - каждое занятие - 3 мин.

Игры с атакующими захватами: головы - 3 мин; руки - 3 мин; туловища - 3 мин; ноги - 3 мин последовательно на занятиях и комбинации - 3 мин на каждом занятии.

Игры с теснениями: спиной вперёд - 3 мин; без рук - 3 мин; с руками - 3 мин последовательно по 3 минуты на занятие.

Игры с элементарными техническими действиями: по 3 мин каждая игра последовательно на занятиях.

Итого времени, выделяемого на игры, 18 мин.

Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к действиям борцов в поединке, позволяет резко изменить структуру взаимодействия технической и специальной физической подготовленности курсантов: все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают «работать» непосредственно на результативность соревновательной деятельности.

Для определения эффективности экспериментальной методики провели тестирование до и после педагогического эксперимента. В качестве контрольных упражнений использовались: а) для определения общефизической подготовленности - челночный бег 3х10 м, подтягивания на перекладине из положения виса, сгибание и разгибания рук в упоре лежа, сгибание туловища из положения лёжа

49

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

на спине за 20 секунд, 10 кувырков вперед; б) для определения специальной физической подготовленности - время выполнения 30 учикоми. Полученные данные обработали методами математической статистики.

Сравнительный анализ результатов тестирования общей физической подготовленности до педагогического эксперимента свидетельствует об однородности состава занимающихся экспериментальной и контрольной групп. Доказательством этому является отсутствие достоверности различий (Р>0,05) в результатах всех контрольных упражнений (рис.1).

Контрольное упражнение - время выполнения 30 учикоми - позволяет судить о специальной физической подготовленности курсантов с выполнением простых техникотактических элементов.

За период педагогического эксперимента результаты улучшились во всех контрольных упражнениях по ОФП у занимающихся экспериментальной и контрольной групп. Однако по окончании педагогического эксперимента сравнительный анализ результатов в тестовых упражнениях экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о наличии достоверных (Р<0,05) различий (Табл. 2).

Рис. 1. Результаты тестирования физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента

Результаты тестирования двигательной подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента

Тесты Челночный бег 3x10 м, с Подтягивание на перекладине, кол-во раз Сгибание разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Сгибание туловища лёжа на спине за 20 сек, кол-во раз 10 кувырков вперед, с

эг КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Х+П1 7,01± 0,13 7,25± 0,42 10,65± 0,14 9,12±0,4 8 46,65± 0,72 43,24± 0,41 15,85 ± 0 51 13,48 ± 0 ЗК 14,32± 0,28 16,18± 0,64

t 2Д 2,24 2,09 2,58 2,31

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

50

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

Контрольное упражнение - время выполнения 30 учикоми, т.е. упражнение с выполнением простых технико-тактических элементов, позволяет судить о специальной физической подготовленности испытуемых.

Полученные данные свидетельствуют о преимуществе курсантов экспериментальной группы, так как они достоверно (Р<0,05) быстрее выполнили 30 учикоми (рис. 2).

элементы технико-тактических действий.

Анализ данных математико-статистической обработки результатов тестирования свидетельствует, что испытуемые экспериментальной группы достоверно превзошли испытуемых контрольной группы (Р<0,05).

Таким образом, доказано, что эффективность экспериментальной методики подготовки курсантов, занимающихся дзюдо,

Рис. 2. Различия результатов выполнения 30 учикоми курсантами экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента, с

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что применение подвижных игр в комплексе с другими средствами дает возможность гармонично развивать физические качества курсантов, занимающихся дзюдо, и в условиях игры совершенствовать

основанной на использовании подвижных игр общеподготовительной и специализированной направленности, соответственно включенных в общеподготовительный этап и специальноподготовительный этап подготовительного периода, оказалась значительно выше.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. АлексеевН.А., Егоров Д.Е, КутергинН.Б. Методические подходы к комплексной системе построения занятий по физической культуре // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2005. № 1. С. 68-73.

2. Алексеев НА., Кутергин Н.Б. Характеристика существующей проблемы организации учебно-тренировочного процесса по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 47-49.

3. Гончаров В.М, Коник АЛ, Подскребышева Н.П. Методические особенности скоростно-силовой (прыжковой) подготовки волейболистов // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4. С. 103-104.

4. Коник А.А. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощениями: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Коник. - Белгород, 2013. 190 с.

5. Кутергин Н.Б., Ткаченко А.И., Кулиничев А.Н. Физическое совершенствование курсантов образовательных учреждений правоохранительных органов средствами подвижных игр // Физическое воспитание студентов. 2013. № 6. С. 30-33.

51

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

References

1. Alekseev N.A., Egorov D.E., Kutergin N.B. Methodological approaches to the construction of an integrated

system of physical training // Physical training of students of creative disciplines. 2005. № 1. Р. 68-73.

2. Alekseev NA, Kutergin N.B. Characteristics of existing problemyorganizatsii training process of physical

culture and sports in educational institutions // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2010. № 2. Р. 47-49.

3. Goncharov V.M., Konik A.A., Podskrebysheva N.P. Methodical features speed-strength (hopping) training

volleyball // Culture and physical health. 2014. № 4. Р. 103-104.

4. Konik AA. Increase physical performance of students of not sports high school on the basis of improving

employment with weights: dis. ... Cand. ped. Science. - Belgorod, 2013. 190 p.

5. Kutergin N.B., Tkachenko A.I., Kulinichev A.N Physical perfection cadets of educational institutions of law

enforcement bodies by means of mobile games // Physical education students. 2013. № 6. P. 30-33.

(Статья сдана в редакцию 11.02.2014)

ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНОМ БОРЬБЫ В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

THE IMPORTANCE OF WRESTLING IN THE PREPARATION OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS OF RUSSIA

УДК 796.8:378.6

А.Н. КУЛИНИЧЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722)52-55-35;

Н.В. ЧУРСИНА

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: tchyrsina@yandex.ru

A.N. KULINICHEV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia);

N.V. CHURsINA

(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

Аннотация: в статье определена степень влияния многолетней физической подготовки в целом, и спортивной борьбы в частности, на адаптацию курсантов к новым условиям жизни и профессиональную подготовку к выполнению оперативно-служебных задач в деятельности органов внутренних дел. Спортивная борьба во многом содействует профессиональной подготовке курсантов к дальнейшей практической деятельности. Результат такой подготовки хорошо просматривается во время сдачи контрольных нормативов по физической подготовке и оценке двигательной реакции.

Ключевые слова: спортивная борьба, физическая подготовка, курсант, броски, приемы борьбы.

Abstract: the article defines the degree of influence of long-term physical training in general, and wrestling in particular, the adaptation of students to the new conditions of life and training to perform operational tasks in the office of internal affairs bodies. Wrestling largely contributes to the training of cadets to further action. The result of this training is clearly visible during delivery of benchmarking on physical preparation and evaluation of motor response.

Keywords: wrestling, physical training, cadet, throws, wrestling techniques.

Спортивная борьба в жизни курсантов - одна из значимых основ профессиональной подготовленности их как будущих работников органов внутренних дел.

На сегодняшний день существенно возросли требования, связанные с уровнем профессиональной подготовки курсантов. Новые, более жесткие требования предъ-

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.