НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ УДАРНОЙ ТЕХНИКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
ATHLETIC TRAINING AS A LEARNING TOOL STRIKING TECHNIQUES OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 796.015:378.6
Б.А. КЛИМЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35;
А.Л. СЛАВКО,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35;
А.А. ПОЙДУНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35
B.A. KLIMENKO
(Belgorod law institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia);
a.l. slavko,
candidat Sociolodgical Science (Belgorod law institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia);
A.A. POYDUNOV
(Belgorod law institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia)
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные характеристики спортивной тренировки, возможность применения принципов, средств, форм и методов спортивной тренировки в образовательном пространстве вузов МВД России с целью обучения курсантов ударной технике.
Ключевые слова: спортивная тренировка, физические упражнения, спортивные соревнования, методы тренировки, курсанты.
Abstract: this article describes the main characteristics of sports training. The possibility of applying the principles, means, forms and methods of sports training in the educational space of Ministry of Internal Affairs of Russia for the purpose of training the cadets drum technique.
Keywords: sports training, physical exercises, sporting events, training methods, cadets.
Спортивная деятельность и спортивная тренировка без своего основополагающего элемента - соревнования - полностью утрачивает свою специфику и свой смысл.
«Соревнование - это одно из самых древних общественных отношений между людьми, которое возникает по поводу их успехов в различных видах деятельности».
Установлено, что с развитием человеческой культуры развивались и различные виды противоборства, состязаний, игр, спортивных соревнований. Лишь позже начали появляться и развиваться элементы, методы и формы подготовки к участию в них.
Спортивная тренировка - это процесс подготовки к спортивным состязаниям, который направлен на достижение лучшего для данного спортсмена уровня подготовленности, определенного спецификой соревно-
вательной деятельности и гарантирующего достижение запланированного спортивного результата [4, с. 8].
В настоящее время содержание спортивной тренировки включает в себя различные стороны подготовки спортсмена: техническую, теоретическую, тактическую, психологическую и физическую.
В процессе спортивной тренировки выделяют следующие основные задачи:
- усвоение техники и тактики определенной спортивной дисциплины;
- совершенствование двигательных качеств и улучшение деятельности функциональных систем организма, обеспечивающих достижение лучших спортивных результатов;
- воспитание морально-волевых качеств;
- обеспечение специальной психической подготовленности;
31
2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
- приобретение теоретических знаний и практического опыта, которые необходимы для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Учебно-тренировочный процесс необходимо проводить на основе общих дидактических принципов (научность обучения, воспитывающее обучение, связь теории с практикой, наглядность и доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, индивидуальный
подход к занимающимся при работе в коллективе).
Искусство педагога заключается в том, чтобы он смог правильно и рационально сочетать все необходимые педагогические принципы, средства и методы в единстве учебно-воспитательного процесса. Профессор К.Т. Булочко предложил структуру обучения приемам и действиям в единоборствах, которая применима при обучении курсантов ударной технике (табл. 1) [3, с. 25-27].
Таблица 1. Последовательность обучения действиям в единоборствах (по К.Т. Булочко)
Фаза обучения Задачи Средства и методы
Первая а) ознакомление Создать у занимающихся правильное представление и понятие о технике приема и добиться понимания его тактического назначения Кратко и четко поставить задачу и организовать занимающихся для полноценного восприятия Назвать прием, образцово продемонстрировать его в боевом тешей дать тактическое обоснование Кратко объяснить главное в технике и показать в боевом теше с разных сторон (сложные приемы или комбинации можно разбить на части, элементы, с разбором наглядных пособий)
б) разучивание Овладение основной структурой движения, соединения различных частей, элементов и выделение главного в мышечно-двигательном восприятии (направление, амплитуда, дистанция, теш, ритм, интенсивность и др.) Осмыспить и опробовать прием в тактических условиях Овладеть техникой приема в целом и применить в боевом темпе Организовать занимающихся Показать что, как и сколько делать, даль задание для самостоятельного выполнения (если нужно — по частям) Применить прием в боевом теше, в условиях, тактически приближенных к схватке Оценка выполненияи устранение недостатков
Вторая — закрепление и совершенствование Совершенствовать технику приема или тактику действия Выполнять приемы и действия в меняющихся ситуациях и в различных сочетаниях Создание разнообразных условий для деятельности занимающихся Многократное повторение приемов и действий в различных условиях с решениат разнообразных техникотактических задач Выполнение приемов и действий в учебных соревнованиях, приближенных к боевым
Третья Применение знаний, навыков, качеств и умений в конфликтных условиях на соревнованиях Оценка успехов и недостатков, побед и поражений Установка на рациональное использование техники и тактики действий в соревнованиях Перенос учебно-боевого навыкав соревновательные условия Правильная оценка поведения, действий и результатов
32
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
2015'1
Для претворения представляемого двигательного действия в его практическое выполнение есть лишь одно верное средство - воспроизведение данного движения и действия.
Воспроизведение действия может осуществляться следующими методами:
1) расчлененный метод (обучение упражнению по частям);
2) целостный метод (обучение упражнению в целом).
Расчлененный метод применяется для изучения, исправления, совершенствования и закрепления отдельных частей целого. После того как отдельное движение усвоено достаточно прочно, его связывают с другими движениями: занимающиеся снова выполняют целостное действие, обращая внимание на правильное воспроизведение той детали, которая изучалась отдельно как часть общего действия. Часто целостные действия воспроизводят после предварительного изучения его частей на более раннем этапе обучения [2, с. 94].
Целостный метод позволяет формировать наиболее правильные двигательные навыки, соответствующие индивидуальным особенностям занимающихся. Целостный метод, как правило, применяется при изучении и совершенствовании какого-либо действия, состоящего из целого комплекса движений, например, прямого удара в голову правой и бокового удара в голову левой, а затем правой снизу в туловище [2, с. 94].
Перечисленные выше методы взаимосвязаны. В процессе обучения технике ударов и защит они чаще всего используются поочередно: целостный — расчлененный — целостный.
Физические упражнения - это основные средства спортивной тренировки. В настоящее время специалисты выделяют несколько классификаций физических упражнений. Основой классификаций является группировка физических упражнений по тем физическим качествам, которые они преимущественно развивают. Относительно данной классификации выделяют: скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость, упражнения на быстроту и ловкость, упражнения на гибкость, упражнения на координацию и др. [4, с. 43].
Для развития основных физических качеств используются различные методы: строго регламентированного упражнения, равномерный, повторный, переменный, интервальный, круговой, игровой, соревно-
вательный и др.
Существует несколько форм организации спортивной тренировки:
Учебно-тренировочные занятия (урочные формы), которые проводятся в спортивных секциях. Проводятся они по расписанию и при педагогическом руководстве тренера или преподавателя физического воспитания. Эти занятия обычно направлены на обучение спортсмена и повышение уровня его спортивного мастерства.
Участие в спортивных соревнованиях (внеурочные формы). Данная форма стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсменов волю, самостоятельность и ответственность перед коллективом за результаты своей спортивной подготовленности.
Самостоятельные тренировочные занятия (самотренировки) опытные спортсмены проводят самостоятельно или в составе небольших групп. Самотренировка организуется по индивидуальному плану во внеурочное время. Обычно занятия проводятся без непосредственного участия педагога: он лишь помогает в их планировании,анализе и оценке. Наилучшего успеха в самотренировках достигают те спортсмены, которые хорошо подготовлены теоретически [4, с. 122].
Существуют и другие формы самостоятельных занятий физическими упражнениями, которые способствуют росту уровня тренированности спортсмена. К ним относятся:
- утренняя специализированная гимнастика;
- выполнение домашних заданий;
- активное участие в физическом труде и др.
Обучение ударной технике курсантов целесообразно начинать с первых практических занятий по физической подготовке с целью наиболее углубленного изучения приемов и действий данной темы. В подготовительную часть всех занятий по физической подготовке, в утреннюю физическую зарядку необходимо включать имитацию ударов руками и ногами, защитных действий на месте и в движении, индивидуальную работу перед зеркалом, упражнения на спортивных снарядах и в парах.
Эффективность обучения ударам и защитам во многом зависит от организации и методики проведения занятий, которые предполагают творческое применение принципов и методов обучения и воспитания. При проведении занятий с курсантами по
33
2015'1
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
обучению технике ударов и защит должны соблюдаться различные принципы спортивной тренировки: постепенность, сознательность, активность, наглядность, доступность, прочность усвоения и научность.
При обучении курсантов технике ударов и защит применяют словесный и наглядный методы, метод тренировки. Ведущее место в обучении ударам и защитам принадлежит методу спортивной тренировки, который организуется односторонним и двусторонним групповыми способами обучения [1, с. 4].
Суть одностороннего метода состоит в том, что обучаемые под общим руководством преподавателя в составе группы одновременно выполняют одни и те же действия без партнёра.
Двусторонний метод заключается в том, что изучение приемов и действий, тренировка в их выполнении производится в парах.
Одним из важнейших элементов обучения является предупреждение и исправление ошибок обучаемых. Большое значение в
предупреждении ошибок имеет качественный показ приемов и подробное доходчивое объяснение техники их выполнения.
Совершенствование техники ударов рукой и ногой и защиты от них проводится в учебно-тренировочных поединках: обусловленных (по заданию преподавателя) и свободных (с полным обоюдным сопротивлением), при этом курсантам необходимо разъяснить правила ведения учебно-тренировочных боев [5, с.13].
По результатам проведенного анализа методики проведения спортивной тренировки можно сделать вывод, что для наиболее эффективного обучения курсантов технике ударов и защит необходимо использовать принципы, методы, средства и формы спортивной тренировки. Это будет положительно сказываться на технической, физической и психологической подготовке курсантов к выполнению служебных задач, связанных с применением физической силы и боевых приемов борьбы.
Литература
1. Алексеев НА., Кутергин Н.Б., Воротник А.Н. Спортивно-педагогические технологии поэтапного повышения уровня физической подготовленности курсантов. - Белгород, 2012.
2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учебное пособие для ин-тов физ. культ. - М., 1977.
3. Булочко К.Т., Булочко Д.К. Средства и методы проведения упражнений для развития физических качеств и двигательных умений: методические указания. — Л., 1979. 85 с.
4. Запорожанов ВА. Спортивная тренировка. - Киев: Здоровья, 2003.
5. Славко А.Л., Клименко БА, Лопатин И.И. Методико-теоретические основы многоуровневой боксерской подготовки курсантов вузов МВД // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. №1. С. 38-41.
References
1. Alekseev NA., Kutergin N.B., Vorofnik A.N. Sports and educational technology gradual increase physical
fitness of students. - Belgorod, 2012.
2. Matveev L.P. Fundamentals of sports training: Textbook for in-Comrade nat. cult. - Moscow, 1977.
3. Bulochko K.T., Bulochko D.K. Means and methods of exercises to develop physical skills and motor skills:
method. Directions. - L., 1979. 85 p.
4. Zaporozhanov VA. Sports training. - Kiev: Health, 2003.
5. Slavko A.L., Klimenko BA, Lopatin I.I. Methodological and theoretical foundations of multi-level boxing
training cadets of high schools the Ministry of Interior // Bell Journal of Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2014. №1. P. 38-41.
(Статья сдана в редакцию 20.02.2015)
34