ОБЩИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ
Д-р техн. наук, профессор, Канд. пед. наук, доцент,
профессор кафедры пожарной доцент Воронежского института
автоматики Академии ГПС МЧС России МВД России
А. Н. Членов И. Г. Дровникова
УДК 614.8:378
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ
На примере системы охраны и пожарной безопасности объектов, формируемой подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, показана актуальность и определены основные условия совершенствования профессиональной подготовки специалистов.
Преобразования, осуществляемые в социальноэкономической и политической жизни современной России, антиобщественные проявления криминального характера, всплеск преступности, устойчивые тенденции к изменению ее количественных и качественных показателей, появление новых видов угроз ставят на повестку дня проблему обеспечения имущественной безопасности.
Среди основных угроз объектам различных видов собственности особое место занимают пожары и преступные посягательства человека, в том числе поджоги. Охрана таких объектов является основным содержанием деятельности подразделений вневедомственной охраны (ВО) при органах внутренних дел (ОВД) Российской Федерации [1]. Анализ руководящих документов Правительства Российской Федерации и МВД России [2], регламентирующих деятельность ВО, позволяет определить следующие ее основные функции:
• обеспечение охраны имущества от кражи и пожара, а также оказание других услуг, предусмотренных договорами с собственниками;
• в пределах своей компетенции подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
• участие в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
• осуществление и проведение научных исследований, опытно-конструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранно-
пожарной сигнализации, выполнение функций генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
• осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранно-пожарной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт, проведение этих работ на договорной основе на неохраняемых объектах;
• организация и проведение испытаний средств охранно-пожарной сигнализации, в том числе и зарубежных, а также обеспечение в установленном порядке выдачи сертификатов на их использование на территории Российской Федерации;
• участие в разработке и согласовании стандартов на средства охранной и охранно-пожарной сигнализации.
Кроме этого, ВО оказывает ряд дополнительных услуг собственникам по обеспечению безопасности их имущества. Каждая из них в итоге направлена на создание условий по предотвращению возникновения пожара и (или) своевременному его обнаружению. Отметим, что ВО возмещает собственникам убытки в связи с кражами и пожарами, допущенными по их вине.
Одной из основных задач, поставленной и решаемой ВО, является объединение систем пожарной и охранной сигнализации [3].
Основой для успешного решения перечисленных задач служит повышение квалификации со-
трудников ВО. Их деятельность осуществляется в условиях роста объема и сложности выполняемой работы при одновременном ухудшении криминогенной обстановки. Так, сравнивая данные [4, 5], можно заключить, что за последние 8 лет количество охраняемых ВО объектов увеличилось более чем на треть и составило к 2006 г. около 470 тыс. ед. При этом количество охраняемых квартир граждан только с 2002 по 2006 гг. увеличилось с 1,32 млн до 1,62 млн ед. Одновременно за 2003-2005 гг. число преступных посягательств на охраняемое имущество возросло почти в 2 раза [4].
На рис. 1. представлена динамика изменения относительного числа сотрудников ВО (на 1000 ед. охраняемого имущества) за 1989-2005 гг. Из рис. 1 следует, что за этот период относительное количество сотрудников ВО уменьшилось почти в 6 раз. К настоящему времени их штатная численность составляет около 350 тыс. чел.
В этих условиях повышение эффективности функционирования ВО невозможно без широкого внедрения достижений технического прогресса, прежде всего в области радиоэлектроники и автоматики. С 2004 г. началась работа по комплексному техническому перевооружению служб ВО. Только за год с этого времени в 3 раза увеличилось число используемых автоматических систем. Все это повышает требования к профессиональной подготовке специалистов ВО, работающих в сфере обеспечения безопасности.
Изучение служебной документации подразделений ВО, а также стандартизированные опросы сотрудников этих подразделений позволяют определить содержание их функциональных обязанностей и, следовательно, выявить специфику функций, реализуемых подразделениями ВО в своей профессиональной деятельности:
• самостоятельно (в пределах своей компетенции) решают вопросы договорной и внешнеэкономической деятельности (36%);
• не только организуют, но и практически осуществляют охрану имущества, а также оказание услуг, предусмотренных договорами с собственниками, своими силами и средствами. При этом охрана гарантирует возмещение ущерба от допущенных по ее вине краж, беря на себя функции “страховой компании” (80% респондентов);
• имеют большой объем административно-надзорных функций, связанных с соблюдением общественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирования (73%);
• сотрудники ВО являются представителями власти, носителями властных полномочий. При несении службы они могут (в установленном законодательством порядке) требовать соблюдения
1000
Рис. 1. Изменение относительного количества сотрудников ВО на 1000 ед. охраняемого имущества (объектов и квартир граждан)
предусмотренного пропускного режима на охраняемых объектах, задерживать граждан, производить досмотр их вещей, применять спец-средства и огнестрельное оружие и др. (71%);
• их деятельность протекает в специфических формах, не свойственных сотрудникам милиции общественной безопасности и криминальной милиции (53%);
• наличие таких черт отправления государственной службы, как специальная подготовка, особая трудовая дисциплина и др. (74%). Специфика выявленных функций сотрудника
ВО определяет предъявляемые к нему требования как к члену общества и профессионалу, способному квалифицированно решать задачи обеспечения безопасности собственности и профилактики имущественных преступлений, стремящемуся к профессиональному самообразованию и личностно-профессиональному саморазвитию.
Анализ содержания профессиональной деятельности подразделений ВО показывает, что для специалиста существенное значение имеют не только профессиональные, но и индивидуальные личностные качества, которые являются основой для саморазвития его личности и повышения квалификации. Экспертный опрос сотрудников ОВД, имеющих стаж практической работы в подразделениях ВО свыше 5 лет (всего 26 человек), дает возможность конкретизировать указанные качества, которые в соответствии с ответами респондентов целесообразно сгруппировать в следующие блоки:
1. Общепрофессиональные — важные для любого сотрудника ОВД: гражданственность, нравственность, добросовестность, преданность профессиональному долгу, верность присяге, высокий уровень правосознания и социальной ответственности, честность, самоотверженность, непримиримость в борьбе с правонарушениями, деловитость, стремление к повышению профессионального мастерства и служебной подготовленности, умение заниматься самообразованием, физическая тренированность, эмоционально-волевые качества, общие
65%
Г==
25%
8%
2%
12 3 4
Рис. 2. Уровень подготовленности к профессиональной деятельности специалистов ВО ОВД: 1 — полностью подготовлены теоретически и практически; 2 — при наличии необходимых теоретических знаний отсутствуют умения и навыки их практического применения; 3 — при слабой теоретической подготовке владеют первоначальными практическими умениями и навыками работы; 4 — не готовы теоретически и практически к осуществлению профессиональной деятельности
способности, общая культура, дисциплинированность (65%).
2. Специально-профессиональные — необходимые специалисту ВО:
— мотивационно-ценностные (преобладание мотивов социальной значимости в профессиональной деятельности; любовь к людям; чувство социальной справедливости, правопослуш-ность) (43%);
— познавательно-регуляторные (высокий уровень интеллекта; оперативность, гибкость, самостоятельность и нестандартность профессионального мышления; умение анализировать и оценивать документы, криминальные события и оперативную обстановку; умение составлять психологический портрет лиц и групп; повышенная сенсорная чувствительность; профессионально развитое восприятие; устойчивое профессиональное внимание; развитое воображение; умение ориентироваться в обстановке в условиях дефицита времени; умение управлять собой; умение согласовывать свои действия с действиями других лиц; профессиональная наблюдательность; профессиональная память на местность, внешность и поведение человека; умение делать выводы из противоречивой информации и осуществлять прогноз; профессиональная бдительность) (72%);
— социально-коммуникативные (способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие и быстро устанавливать контакт; коммуникабельность; тактичность и доброжелательность; умение слушать; способность улавливать настроение людей; умение выявлять их установки и ожидания; способность переубеждать;
умение отстаивать свою точку зрения; эмпатий-ность; свободное владение вербальными и невербальными средствами общения; умение психологически грамотно готовить и осуществлять профессиональное общение; выдержка, терпимость и самообладание в конфликтных ситуациях; способность к предупреждению и разрешению конфликтов; чувство юмора и артистизм) (52%);
— личностно-индивидуальные (чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость, честь и совесть, активность, уверенность, устойчивость, обязательность, работоспособность, самостоятельность, самоконтроль, уравновешенность, интуиция, альтруизм, гуманность, справедливость, рефлексивность) (68%). Анкетирование и интервьюирование сотрудников ОВД, работающих в подразделениях ВО, показывает, что они не в полной мере обладают выделенными личностно-профессиональными качествами (70% респондентов), не всегда справляются со своими функциональными обязанностями (62%) и нередко допускают ошибки в работе, наиболее типичными из которых считаются следующие: неумение правильно организовывать и контролировать свои действия, согласовывать их с действиями коллег (62%); неумение грамотно использовать новейшие технологии, применять и эксплуатировать сложные современные технические средства охраны (51%); допущение юридических ошибок в оформлении и оказании услуг по охране имущества, предусмотренных договорами с собственниками (48%); неумение творчески использовать профессиональные знания, умения и навыки в нестандартной ситуации (39%); неспособность быстро и самостоятельно ориентироваться в ситуации и применять имеющиеся знания, умения, навыки адекватно ей (39%); неспособность располагать к себе людей и устанавливать прочные профессиональные контакты (34%); неумение доброжелательно, культурно и продуктивно общаться (32%); неспособность всесторонне анализировать информацию (26%); неумение делать выводы из противоречивой информации (24%); неспособность прогнозировать ситуацию (17%); неправильное оценивание своих личностных качеств и поступков (15%) и др.
Анализ ответов респондентов позволяет сгруппировать сотрудников ОВД — специалистов ВО — по степени подготовленности к профессиональной деятельности (рис. 2).
Представленные на рис. 2 данные показывают острую необходимость совершенствования профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России. Это связано с тем, что именно образовательные учреждения МВД являют-
ся основным элементом в системе современного профессионального обучения специалистов для ВО.
Одним из основных условий совершенствования профессиональной подготовки специалистов для работы в системе безопасности является реализация комплексного подхода в обучении курсантов. Это означает соблюдение единства правового, нравственного, физического воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
Вторым не менее важным условием служит применение личностно-ориентированного подхода в обучении. Данный подход предполагает как учет показателей личности курсантов в процессе управления учебной деятельностью в системе обучения специалистов в образовательных учреждениях МВД России, так и эффективную реализацию их
личностного потенциала в дальнейшем профессиональном самообучении, саморазвитии в конкретной области профессиональной деятельности, связанной с профилактикой и борьбой с имущественными преступлениями и пожарной безопасностью.
Таким образом, формирование указанных условий позволит на основе развития личностно-профессиональных качеств и повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников обеспечить их конкурентоспособность в современных условиях рыночных отношений, значительно повысить эффективность функционирования систем охраны и пожарной безопасности объектов с учетом формирования комплексного подхода к оказанию охранных услуг, освоения новых технологий в области безопасности, внедрения технических средств охраны и пожарной сигнализации нового поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Членов А. Н., Дровникова И. Г. Социально-технические аспекты управления в интегрированной системе безопасности объектов // Материалы Всероссийской научной конференции “Социально-гуманитарные науки и практика государственного управления в России и за рубежом”. — Воронеж: ВИЭСУ, 2000. — С. 72-74.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 “Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 66, от 04.08.2005 г. № 489, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 г. № 349).
3. Савичев В. В. Вневедомственная охрана на страже пожаров / Пожарная автоматика. — М.: Индустрия безопасности, 2006. — С. 16-18.
4. Суходольский М. И. Вневедомственная охрана: новые функции и задачи / Охранная и пожарная сигнализация. Периметральные системы “0ПС-2005”. — М.: Гротек, 2005. — С. 10, 11.
5. Радивил С. Гвардия охраны / Все о вашей безопасности. — 1999. — № 1.—С. 64-66.
Поступила в редакцию 01.06.07.