Научная статья на тему 'Личностно-профессиональные качества специалиста в системе вневедомственной охраны'

Личностно-профессиональные качества специалиста в системе вневедомственной охраны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дровникова Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональные качества специалиста в системе вневедомственной охраны»

И.Г. Дровникова,

кандидат педагогических наук, доцент

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Преобразования, осуществляемые в социально-экономической и политической жизни современной России, антиобщественные проявления криминального характера, всплеск преступности, устойчивые тенденции к изменению ее количественных и качественных показателей, появление новых видов угроз ставят на повестку дня проблему обеспечения безопасности страны. Среди совершаемых преступлений особое место занимают посягательства на собственность. Охрана объектов различных категорий собственности является основным содержанием деятельности подразделений вневедомственной охраны (ВО) при органах внутренних дел Российской Федерации.

Заместитель министра внутренних дел РФ генерал-майор милиции М.И. Суходольский, подчеркивая роль и значимость вневедомственной охраны в структуре сил и средств МВД России, отметил: «В условиях сохраняющегося высокого уровня имущественных преступлений, наносящих существенный ущерб экономике и национальным интересам, возрастания агрессивности преступной среды, проявления терроризма, вневедомственная охрана приобретает важное место в системе государственных мер по профилактике имущественной безопасности физических и юридических лиц, обеспечении гарантии гражданам и хозяйствующим субъектам на государственную защиту собственности» [1, с. 9].

Анализ руководящих документов Правитель -ства Российской Федерации и МВД России [2, п. 3; 3, п. 9; 4, разд. III], регламентирующих дея-тельность вневедомственной охраны, позволяет определить ее основные функции:

- обеспечение охраны имущества, а также оказание других услуг, предусмотренных до го -ворами с собственниками;

- в пределах своей компетенции подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противо -правных посягательств;

- участие в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности мате -

риальных ценностей;

- осуществление и проведение научных ис-следований, опытно-конструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполнение функций генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;

- осуществление на охраняемых объектах технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, приема их в эксплуатацию, обслуживания и ремонта. Проведение этих работ на договорной основе на неохраняе -мых объектах;

- организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечение в установлен -ном порядке выдачи сертификатов на ее исполь -зование на территории Российской Федерации;

- участие в разработке и согласовании стан -дартов на средства охранной сигнализации.

Изучение служебной документации подраз-делений вневедомственной охраны (Управления вневедомственной охраны (УВО) при ГУВД Во -ронежской области, отделов вневедомственной охраны (ОВО) при Центральном, Ленинском и Советском РОВД г. Воронежа), а также стандартизированные беседы с сотрудниками указанных подразделений позволяют определить содержа -ние их функциональных обязанностей а, следо -вательно, выявить специфику функций, реализуемых подразделениями вневедомственной охраны в своей профессиональной деятельности:

- самостоятельно (в пределах своей компе -тенции) решают вопросы договорной и внеш-неэкономической деятельности (36% респон-дентов);

- не только организуют, но и практически осуществляют охрану имущества, а также оказа -ние услуг, предусмотренных договорами с собственниками, своими силами и средствами. При

этом охрана гарантирует возмещение ущерба от допущенных по ее вине краж, беря на себя функции «страховой компании» (80%);

- имеют большой объем административно -надзорных функций, связанных с соблюдением общественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирования (73%);

- сотрудники вневедомственной охраны яв-ляются представителями власти, носителями властных полномочий. При несении службы они могут (в установленном законодательством порядке) требовать соблюдения установленного пропускного режима на охраняемых объектах, задерживать граждан, производить досмотр их вещей, применять спецсредства и огнестрельное оружие и др. (71%);

- их деятельность протекает в специфических формах, не свойственных сотрудникам милиции общественной безопасности и криминальной милиции (53%);

- наличие таких черт отправления государственной службы, как специальная подготовка, особая трудовая дисциплина и др. (74%).

Специфика выявленных функций утверждает новый взгляд на личность современного специалиста вневедомственной охраны, качественно изменяет предъявляемые к нему требования как к члену общества и профессионалу, способному квалифицированно решать задачи обеспечения безопасности собственности и профилактики имущественных преступлений, стремящемуся к профессиональному самообразованию и лично-стно -пр о фессионально му самор азвитию.

Успешное выполнение функциональных обязанностей сотрудниками вневедомственной охраны существенно зависит от уровня развития личностных и профессионально значимых качеств, их профессиональной компетентности, профессиональной воспитанности, идейно-нравственного облика, приверженности новому, передовому.

Обобщая точки зрения исследователей [5; 6; 7; 8; 9], считаем необходимым отметить сле-дующее обстоятельство. Анализ содержания профессиональной деятельности подразделений вневедомственной охраны показывает, что помимо познавательных способностей и психоло -гических характеристик для специалиста ВО существенное значение имеют индивидуальные личностные качества, которые станут основой для развития самосознания и последующего саморазвития личности профессионала.

Соглашаясь с А.В. Будановым, считаем, что «модель личности профессионала» ОВД включает в себя комплекс личностных и профессионально значимых качеств, который необходим специалисту именно данной сферы правоохранительной деятельности и обеспечивает эффектив -ную реализацию его специфических функций.

Указанная модель должна иметь «общую» и «особенную» части. Общая — комплекс качеств, необходимых всем сотрудникам ОВД. Особенная — качества, необходимые профессионалу данного профиля (специалисту вневедомственной охраны) [10].

Специфика функций сотрудников вневедом-ственной охраны предполагает органическое сочетание их личностно-профессиональных качеств. Экспертный опрос опытных сотрудников ОВД, имеющих стаж практической работы в подразделениях вневедомственной охраны свыше 5 лет (всего 26 человек), дает возможность конкретизировать указанные качества, которые в соответствии с ответами респондентов целесообразно сгруппировать в следующие блоки:

1. Общепрофессиональные — важные для любого сотрудника ОВД: гражданственность, нравственность, добросовестность; преданность профессиональному долгу и верность присяге; высокий уровень правосознания и социальной ответственности; преобладание мотивов социальной значимости в профессиональной деятель -ности; чувство социальной справедливости; пра-вопослушность; любовь к людям; честность, самоотверженность и непримиримость в борьбе с правонарушениями; деловитость; стремление к повышению профессионального мастерства и служебной подготовленности; умение занимать -ся самообразованием; физическая тренированность; общие способности; общая культура; дис -циплинированность (65% респондентов).

2. Специально-профессиональные — необхо -димые специалисту вневедомственной охраны:

- познавательно-регуляторные (высокий уровень интеллекта; технический склад ума; представление об объективных и субъективных трудностях деятельности; гибкость, нестандартность и вариативность профессионального мышления; умение анализировать и оценивать документы; способность к анализу криминальных событий, оперативной обстановки и принятию правильно -го решения в условиях дефицита времени; способность воссоздавать зрительный образ по словесному описанию; умение составлять психоло -гический портрет лиц и групп; повышенная сен -сорная чувствительность; профессионально развитое восприятие; устойчивость, распределен -ность и переключаемость профессионального внимания; умение подмечать незначительные изменения в объекте; профессиональная наблюдательность; профессиональная память на местность, внешность и поведение человека; моторная и зрительная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; умение управлять собой, мобилизоваться на выполнение по -ставленных задач; умение делать выводы из про-

тиворечивой информации и осуществлять прогноз; профессиональная бдительность) (72%);

- эмоционально-волевые (уравновешенность; эмоциональная устойчивость; низкая внушаемость; способность брать на себя ответствен -ность; собранность; решительность; настойчивость; самостоятельность и независимость; вы -держка, терпимость и самообладание) (43%);

- коммуникативные (способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие и устанавливать контакт; коммуникабельность; тактич -ность и доброжелательность; умение слушать; способность улавливать настроение людей; умение выявлять их установки и ожидания; способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение согласовывать свои действия с действиями других лиц; способность переубеждать; умение отстаивать свою точку зрения; эм -патийность; свободное владение вербальными и невербальными средствами общения; способность к предупреждению и разрешению конфликтов) (52%);

- моторные (способность к быстродействию и ориентации в обстановке в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определения движений) (54%);

- личностные (адекватная самооценка, чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость, честь и совесть, смелость, активность, уверенность, обязательность, работоспособность, самоконтроль, интуиция, альтруизм, гуманность, справедливость, рефлексивность) (68%).

Анкетирование и интервьюирование сотрудников ОВД, работающих в подразделениях вне -ведомственной охраны, показывает, что они не в полной мере обладают выделенными личностно -профессиональными качествами (70% респондентов), не всегда справляются со своими функциональными обязанностями (62%) и нередко допускают ошибки в работе, наиболее типичны -ми из которых считают следующие ошибки: не -умение правильно организовывать, контролировать свои действия и согласовывать их с действиями коллег (62%); неумение грамотно исполь -зовать новейшие технологии, применять и экс -плуатировать сложные современные технические средства охраны (51%); допущение юридических ошибок в оформлении и оказании услуг по охране имущества, предусмотренных договорами с собственниками (48%); неумение творчески ис -пользовать профессиональные знания, умения и навыки в нестандартной ситуации (39%); неспособность быстро и самостоятельно ориентироваться в ситуации в условиях дефицита времени и применять имеющиеся знания, умения, навыки

адекватно этой ситуации (39%); неспособность располагать к себе людей и устанавливать прочные профессиональные контакты (34%); неумение доброжелательно, культурно и продуктивно общаться (32%); неспособность всесторонне анализировать информацию и принимать правильное решение в условиях дефицита времени (26%); неумение делать выводы из противоречивой информации (24%); неспособность прогнозировать ситуацию (17%); неспособность правильно оценивать свои личностные качества и поступки (15%) и др.

Анализ ответов респондентов позволяет сгруппировать сотрудников ОВД — специалистов вневедомственной охраны — по степени подготовленности к профессиональной деятель -ности и представить результаты в виде диаграм -мы (рис. 1).

Вышеизложенное показывает, что необхо-димость развития выявленных личностно -профессиональных качеств и формирования на их основе профессиональной компетентности специалиста вневедомственной охраны делает особенно актуальными вопросы совершенство -вания профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России. Это связано с тем, что именно образователь -ные учреждения системы МВД являются ос -новным элементом в системе современного профессионального обучения специалистов для вневедомственной охраны. Совершенство -вание профессиональной подготовки требует в первую очередь реализации комплексного и личностно ориентированного подходов к обу-чению курсантов. Комплексный подход озна-чает соблюдение единства правового, нравственного, физического воспитания и профес-сиональной подготовки будущих специалистов в соответствии с требованиями профессио-нальной деятельности.

. 2%

2. 8%

3. 25%

4. 65%

Рис. 1. Степень подготовленности к профессиональной деятельности специалистов вневедомственной охраны ОВД:

1 — полностью подготовлены теоретически и практически;

2 — при наличии необходимых теоретических знаний отсут-

ствуют умения и навыки их практического применения;

3 — при слабой теоретической подготовке владеют первоначальными практическими умениями и навыками работы;

4 — абсолютно не готовы теоретически и практически к осуществлению профессиональной деятельности

Личностно ориентированный подход предполагает как учет показателей личности кур -сантов в процессе управления учебной дея-тельностью в системе обучения специалистов в образовательных учреждениях МВД России, так и эффективную реализацию их личностно -го потенциала в дальнейшем профессиональном самообучении, саморазвитии в конкретной области профессиональной деятельности, связанной с профилактикой и борьбой с имущественными преступлениями.

В конечном счете, именно развитые лично -стно-профессиональные качества и высокий уровень профессиональной компетентности сотрудников могут повысить конкурентоспо-собность подразделений вневедомственной охраны в современных условиях рыночных отношений с учетом формирования комплексно -го подхода к оказанию охранных услуг, освое -ния новых технологий в области безопасности, внедрения эффективных технических средств охраны нового поколения с широкими тактическими возможностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервью накануне праздника // Охрана: служба, технические средства, экономика.— 2005.— № 5.— С.9—11.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федера-ции» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 № 66 от 04.08.2005 № 489, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 № 349).

3. Приложение к приказу МВД России от 23 апреля 2005 г. № 310 «Положение о Департа-менте государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Фе-дерации».

4. Приложение к приказу МВД России от 2 сентября 2005 г. № 716 «Типовое положение об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации».

5. Дудкина Е.И. Личностно ориентированная подготовка курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России: учеб. пособие / Е.И. Дудкина.— Воронеж: ВИ МВД России, 2002.— 78 с.

6. Юридическая психология: учеб. для вузов / В.Л. Васильев.— 5-е изд., доп. и перераб.— СПб.: Питер, 2004.— 655 с.

7. Прикладная юридическая психология: учеб пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.— 639 с.

8. Костина Л.Н. Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности / Л.Н. Костина: учеб. пособие для курсантов образовательных учреждений МВД России.— Орел: ОрЮИ МВД России, 2005.— 194 с.

9. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.— 607с.

10. Буданов А.В. Какой педагогикой мы занимаемся? / А.В. Буданов //Известия.— 1996.— № 4.— С. 15—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.