Научная статья на тему 'Место и роль системы обучения специалистов в обеспечении имущественной безопасности (на примере системы вневедомственной охраны)'

Место и роль системы обучения специалистов в обеспечении имущественной безопасности (на примере системы вневедомственной охраны) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль системы обучения специалистов в обеспечении имущественной безопасности (на примере системы вневедомственной охраны)»

И.Г. Дровникова,

кандидат педагогических наук, доцент

МЕСТО И РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ)

Современная обстановка в России характери -зуется политической и экономической неста-бильностью. Процесс реформирования российской экономики привел к распаду и ликвидации многих предприятий, породил социальную напряженность и массовую безработицу, обнищание определенной части населения. Произошло обострение национальных, религиозных и межрегиональных противоречий, что породило в ряде случаев возникновение локальных военных конфликтов. На этом фоне не обеспечивается соблюдение принятых законов, ослаблена правоохранительная деятельность. Как следствие наблюдается рост преступности в стране, сопровождающийся появлением новых видов угроз. Среди совершаемых преступлений особое место занимают посягательства на собственность. Получили распространение новые виды преступлений, сопутствующие рыночным отношениям: изготовление фальшивых ценных бумаг, незаконное предпринимательство, финансовое мошенничество, укрытие от налогов и др.

В связи с изложенным сегодня остро встает проблема обеспечения безопасности страны, в том числе экономической, важнейшим компонентом которой является имущественная безопасность.

В законе Российской федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» закреплено следующее определение безопасности: «Безопасность — со -стояние защищенности жизненно важных инте-ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1, ст. 769].

Под экономической безопасностью понимается «такое состояние экономической жизнеспособности общества, при котором оно за счет собственных ресурсов относительно полно и непрерывно удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, обеспечивает социально-экономический прогресс и оборону независимо от влияния негативных факторов» [2, с. 63]. Достижение экономической безопасности «обеспечивается совокупностью субъектов и способов, которые объединяются в единую систему» [3, с. 24].

Система безопасности объекта представляет собой «совокупность совместно действующих субъектов, средств и способов, обеспечивающих состояние защищенности объекта от внутренних и внешних угроз нарушения его нормальной деятельности» [3, с. 148]. Разновидностью системы безопасности объекта в случае, если объектом охраны выступает имущество, является система имущественной безопасности.

Согласно В.У Хатуаеву, «имущественная безопасность - это состояние защищенности имущества правовыми, организационными, специальными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и другими мерами от противоправных посягательств» [3, с. 17]. Под системой имущественной безопасности понимается «совокупность взаимосвязанных субъектов и способов, призванных обеспечить состояние защищенности имущества от противоправных посягательств» [3, с. 148]. Условно данную систему можно представить в виде структурной схемы, изображенной на рис. 1 [3, с. 38, 39].

Рис. 1. Структура системы имущественной безопасности

Среди государственных охранных структур, специально созданных для обеспечения иму -щественной безопасности, особое место зани -мают подразделения вневедомственной охраны (ВО) органов внутренних дел, значимость ко -торых в обеспечении имущественной безопас-ности в современных условиях объясняется следующими обстоятельствами:

1. Относясь к милиции общественной безо -пасности и представляя органы исполнитель -ной власти, ВО осуществляет свою дея -тельность на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Она содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, посту -пающих по договорам за оказываемые охран -ные и иные услуги от собственников и других клиентов.

2. Данная структурная служба системы МВД России накопила богатый положительный опыт в сфере обеспечения имущественной безопасности.

3. Не получая никаких бюджетных ассигно-ваний на свое содержание, подразделения ВО вносят существенный вклад в охрану общест-

венного порядка, борьбу с преступностью во всех регионах страны. На фоне общего значительного роста имущественных преступлений по России за последние годы, увеличения числа охраняемых объектов и квартир граждан зарегистрировано последовательное сокращение количества совершенных краж [3, с. 48, 49].

ВО при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организу -ется в городах, районных центрах и поселках городского типа [4, п. 1]. В ее состав входят милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал [4, п. 4].

Подразделения ВО образуют самостоятельную, целостную систему. Чтобы успешно функционировать, система нуждается в определенной организации, упорядоченности. Вме -сте с тем сама организация данной системы обусловлена спецификой и характером дея -тельности, которую она призвана осуществлять (рис. 2).

МВД России

_1_

ДГЗИ МВД России ЦОРДВО МВД России

МВД, ГУВД, УВД

УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД

ГРОВД

МОВО при УВО (ОВО при ГРОВД)

Система обучения специалистов

и

и

с

с

о

Р

«

И

2

о

и

и

с

с

о

Р

о

о

о

©

Рис. 2. Структура системы вневедомственной охраны МВД России

В соответствии с масштабом территориальной деятельности и компетенции органы ВО подразделяются на центральные и местные.

Центральным органом является Департамент государственной защиты имущества (ДГЗИ) Ми -нистерства внутренних дел Российской Федерации, который осуществляет руководство дея-тельностью подразделений ВО через Центр оперативного руководства деятельностью ВО (ЦОРДВО).

Местными органами ВО являются управле-ния (отделы) ВО при министерствах внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований (УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД), а также отделы (отделения) ВО при органах внутренних дел районов, городов, районов в городах, городских и поселковых отделениях милиции (МОВО при УВО (ОВО при ГРОВД)) [4, п. 5].

Профессиональной подготовкой кадров для всех подразделений ВО занимаются образовательные учреждения (ОУ) начального (учебные центры), среднего и высшего профессионального образования МВД России, МЧС России и гражданского профиля (ОУ НПО, ОУ СПО, ОУ ВПО), а также специально созданные для этих целей при головных подведомственных ОУ ВПО ин-ституты и факультеты повышения квалификации (ИПК, ФПК), в совокупности составляющие сис-тему обучения специалистов, которая является важнейшей обеспечивающей подсистемой системы ВО и необходимым условием функционирования всех ее элементов.

ДГЗИ МВД России является самостоятель-ным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Россий -ской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции

Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственной защи -ты имущества, а также выполняющим иные функции в соответствии с приложением к прика -зу МВД России от 23 апреля 2005 г. № 310 «Положение о Департаменте государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Федерации» и нормативными правовыми актами МВД России [5, п. 1].

Основными задачами ДГЗИ МВД России яв -ляю тся:

- участие в формировании основных направлений государственной политики в установлен -ной области деятельности;

- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества;

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества;

- методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества в пределах своей компетенции;

- осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в установленной области деятельности [5, п. 2].

В непосредственном подчинении ДГЗИ МВД России находятся ЦОРДВО МВД России, феде -ральное государственное учреждение «Научноисследовательский центр «Охрана» (НИЦ «Охрана»), федеральное государственное учрежде-ние «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации» (ЦСАОПС) и государственное учреждение «Центр охраны объектов высших органов государственной власти» (ЦООВОГВ) МВД России.

ДГЗИ МВД России координирует деятельность подведомственного МВД России федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» (ФГУП «Охрана») и реализует в отношении него полномочия, делегированные ему МВД России в установленном порядке [5, п. 6].

Для рассмотрения наиболее важных вопросов организации выполнения возложенных на ВО за -дач при ДГЗИ МВД России может создаваться Совет охраны из руководителей подразделений ВО, а также, по согласованию, из представителей других подразделений и учреждений системы МВД России, решения которого носят рекомендательный характер.

Для рассмотрения вопросов проведения единой технической политики в сфере государствен -ной защиты имущества при ДГЗИ МВД России может создаваться Технический совет с участием руководителей подразделений ВО, а также, по согласованию, из представителей других подраз-делений и учреждений системы МВД России и иных организаций, его решения носят рекомендательный характер [5, п. 13].

Свои управленческие функции ДГЗИ МВД России осуществляет через ЦОРДВО МВД Рос -сии в двух основных формах централизованного руководства и непосредственного управления.

Централизованное руководство со стороны ДГЗИ МВД России выражается в управляющем воздействии на все важнейшие стороны и вопросы деятельности ВО: определение основных направлений в работе; обеспечение совершенствования системы, структуры и организационных форм управления; организация подготовки кадров и проведения научных исследований, опытноконструкторских и иных работ в области создания и применения средств охранной сигнализации; распределение материальных ресурсов и финансовых средств; организация взаимодействия всех внутренних элементов системы и др.

Непосредственное управление осуществляется ДГЗИ МВД России по конкретным направле -ниям деятельности в форме прямой управленческой связи с нижестоящими органами, подразделениями, ведомственными образовательными учреждениями и другими учреждениями, входя -щими в систему ВО.

Для обеспечения высокого качества используемой техники ДГЗИ МВД России создано федеральное государственное учреждение ЦСАОПС.

Научно-техническим обеспечением деятель -ности подразделений ВО, а также разработкой и внедрением инженерно-технических средств за -нимается федеральное государственное учреждение НИЦ « Охрана».

В целях оптимизации структуры ВО при ОВД и обеспечения надежной охраны имущества физических и юридических лиц постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутрен-них дел Российской Федерации» создано ФГУП «Охрана» на базе военизированных и стороже-

вых подразделений ВО при ОВД России и подразделений ВО при ОВД России, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны [6, п. 1].

Управленческие функции УВО (ОВО) при МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации во многом аналогичны (исключая вопросы сертификации средств охранной сигнализации, разработки и согласования стандартов на них) функциям ДГЗИ МВД России, но на своем территориаль -ном уровне деятельности.

Местным ОВО соответствуют многочисленные объекты управления (подчиненные структурные подразделения: строевое подразделение милиции, пункт централизованной охраны (ПЦО), инженерно-техническая служба) и взаи -модействующие с ними Федеральное государственное унитарное предприятие « Охрана» МВД России (ФГУП), собственники, предприятия (организации) связи, электроснабжения и службы противопожарной безопасности.

Основные задачи ВО определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»:

- охрана имущества собственников на основе договоров;

- участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочиванию и совершенствованию охраны материальных ценностей;

- проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания [4, п. 2].

В соответствии с возложенными на нее задачами ВО реализует следующие функции:

- обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;

- в пределах своей компетенции подготавли -вает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных проти -воправных пося гате льств;

- участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности мате -риальных ценностей;

- осуществляет и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охран -ной сигнализации, выполняет функции генераль -ного заказчика указанных средств для собствен -ных нужд;

- осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с техниче -ской документацией, прием их в эксплуатацию,

обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах;

- организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на ее использование на территории Российской Федерации;

- участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации [4, п. 3].

Подразделения ВО обладают особенностями, обусловленными спецификой выполняемых ими задач и функций:

- самостоятельно (в пределах своей компетенции ) решают вопросы договорной и внешне -экономической деятельности;

- не только организуют, но и практически осуществляют охрану имущества, а также оказа -ние услуг, предусмотренных договорами с собственниками своими силами и средствами. При этом охрана гарантирует возмещение ущерба от допущенных по ее вине краж, беря на себя функции «страховой компании»;

- имеют большой объем административно -надзорных функций, связанных с соблюдением общественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирования;

- сотрудники ВО являются представителями власти, носителями властных полномочий. При несении службы они могут (в установленном законодательством порядке) требовать соблюдения установленного пропускного режима на охраняемых объектах, задерживать граждан, произ-водить досмотр их вещей, применять спецсред-ства и огнестрельное оружие и др.;

- их деятельность протекает в специфических формах, не свойственных сотрудникам милиции общественной безопасности и криминальной милиции;

- наличие таких черт отправления государственной службы, как специальная подготовка, особая трудовая дисциплина и др.

Организация деятельности подразделений ВО базируется на следующих принципах:

- неукоснительное соблюдение законодатель -ства и требований нормативных актов;

- совершенствование договорно-правовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике, расширение перечня и объема охранных услуг, рекламной деятельности, создание новых структур хозяйствования, формирование инвестиционной, страховой и кредитной политики;

- рациональное использование имеющегося парка аппаратуры, внедрение достижений научно-технического прогресса, проведение единой технической политики;

- укрепление связей с государственными органами, общественными организациями, трудо -выми коллективами и гражданами, взаимодействие с негосударственными охранными структу -рам и;

- развитие делового сотрудничества с охран -ными организациями стран СНГ, а также с зарубежными организациями и фирмами;

- внедрение передового опыта, прогрессив -ных форм и методов организации службы, повышение уровня профессионального мастерства;

- реализация условий личной заинтересованности каждого сотрудника ВО в повышении кон -курентоспособности службы, ее эффективности и обеспечении фирменного подхода к оказанию охранных услуг.

Вышеизложенное указывает на многоаспект-ность деятельности ВО, которая является сложной иерархической системой, объединяющей в себе черты государственного правоохранительного института и хозяйствующего объекта на рынке охранных услуг субъекта. Данное обстоятельство предъявляет особые требования к управлению ВО, которое должно быть как минимум многоаспектным. Кроме вертикального потока директивной информации и отчетов об исполнении ВО как организационная структура характеризуется значительной долей горизонтальных потоков информации, носящих не директивный, а проблемноориентированный характер. Коль скоро ВО является в определенных аспектах предпринимательской структурой, для нее характерны финансовые риски, участие в конкурентной борьбе по поиску и привлечению клиентов, рекламная деятельность и др. Другими словами, ВО как субъект и объект управления характеризуется дуализмом (двойственностью), противоречивостью функций и структуры [7, с. 10].

«ВО сегодня нуждается в инновационном ти -пе управления, характеризующемся высоким уровнем образования, творческой обстановкой, новаторством, готовностью к разумному риску и гибкому реагированию на изменения в среде функционирования. Такой средой для ВО является вся социальная и производственная инфраструктура территории, на которой осуществляется охрана объектов» [7, с. 5]. Необходимость совершенствования управления в современных условиях требует от ВО пересмотра не только нормативно-правовой и научно-технической базы своей деятельности, но и полной перестройки отношений с собственниками, существенного увеличения перечня оказываемых услуг на комплексной основе, а, следовательно, делает особенно актуальными вопросы профессиональной подготовки специалистов для всех подразделе -ний ВО, способных и умеющих профессионально грамотно выполнять свои функциональные обязанности в быстро изменяющихся условиях рыночных отношений, стремящихся к профессиональному самообразованию и личностно -профессиональному саморазвитию. Анализ ос -новных задач и функций ВО позволяет выделить три наиболее значимых профиля подготовки специалистов для работы в данной структуре: управленческий, технический и юридический.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема совершенствования подготовки специалистов указанных профилей и создания образовательной системы гибкого личностно ориентированного профессионального обучения вытекает из объективно существующих на сегодняшний день противоречий в практике управле -

ния силами и средствами подразделений ВО, наиболее значимыми из которых являются сле -дующие противоречия:

1. Между обострением вследствие быстро изменяющихся социально-экономических условий криминогенной обстановки в стране, ростом числа преступлений против собственности, появлением новых видов угроз и отсутствием дос -таточного количества специалистов ВО соответствующего профиля, способных обеспечить имущественную безопасность с использованием новых охранных технологий и современной специальной техники.

2. Между опережающими темпами развития новых охранных технологий и усложнением специальной техники для системы ВО и недостаточной квалификацией специалистов, обеспечивающих их эффективные разработку, применение и эксплуатацию.

3. Между потребностью системы ВО в высококвалифицированных специалистах различного профиля, способных и умеющих творчески работать в постоянно изменяющихся условиях ры-ночных отношений, и недостаточно эффективными методами и технологиями их профессиональной подготовки, отсу тствием адекватной системы обучения в современных образовательных учреждениях.

4. Между необходимостью совершенство -вания системы обучения, образовательных методов и технологий и неразработанностью научно-методических основ совершенствования профессиональной подготовки специалистов для с ис темы ВО.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

1. Преобразования, осуществляемые в социально-экономической и политической жизни страны, антиобщественные проявления криминального характера, рост экономической преступности остро ставят на повестку дня вопрос обеспечения имущественной безопасности, что является основным содержанием деятельности ВО при органах внутренних дел Российской Федерации.

2. ВО в настоящее время представляет собой сложную иерархическую систему, одним из элементов которой является система обучения спе-циалис тов — важнейшая обеспечивающая подсистема и необходимое условие успешного функционирования всех остальных элементов системы.

3. Необходимость совершенствования управления ВО в современных социально -

экономических условиях делает актуальными вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов управленческого, технического и юридического профилей для всех ее подразделений, способных квалифицированно и творчески выполнять свои функциональные обязанности , стремящихся к профессиональному самообразованию и личностно -

профессиональному саморазвитию.

4. Профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов для ВО предполагает

совершенствование образовательных методов и технологий, приведение их содержания в соответствие с требованиями времени, создание образовательной системы гибкого личностно ориентированного профессионального обучения.

5. Совершенствование системы обучения, образовательных методов и технологий требует разработки научно-методических основ совершенствования подготовки специалистов для системы ВО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 15.

2. Тяпкин М.Ю. Понятия и критерии экономической безопасности государства /М.Ю. Тяп -кин //Системы безопасности - СБ-2005: материалы четырнадцатой науч.-технич. конф. Междуна -родного форума информатизации 27, 28 октября 2005 г, Москва.- М.: Академия ГпС МЧС Рос -сии, 2005. - 299 с.

3. Хатуаев В. У Система имущественной безопасности в России: монография /В.У Хатуаев. - Воронеж: ВИ МВД России, 2000. - 170 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 № 66, от 04.08.2005 № 489, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 № 349).

5. Приложение к приказу МВД России от 23 апреля 2005 г № 310 «Положение о Департаменте государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Федерации».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации».

7. Горин Е.В. Организация деятельности вне -ведомственной охраны в регионе: монография/ Е.В. Горин. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2005. - 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.