В.В. Савичев,
начальник Главного управления вневедомственной охраны МВД России генерал-лейтенант полиции, кандидат юридических наук
ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Прошедший 2011 год стал для подраз -делений вневедомственной охраны полиции годом испытаний на надежность — при реали -зации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по со -вершенствованию деятельности органов внут-ренних дел Российской Федерации» штатная численность сотрудников органов внутренних дел, в том числе подразделений вневедомствен -ной охраны полиции, значительно сокращена. В рамках проводимого реформирования органов внутренних дел Российской Федерации в про -цессе реализации нормативных правовых актов по оптимизации численности подразделений вневедомственной охраны в 2011 году преобразовано 13 управлений, ликвидировано 90 отде-лов и 165 отделений вневедомственной охраны полиции территориальных органов МВД России на районном уровне.
В этих условиях необходимо было обес-печить стабильное функционирование службы, сохранить позиции подразделений вневедом-ственной охраны полиции в установленной области деятельности, не допустить снижения объемов оказываемых гражданам и организа-циям охранных услуг и при этом обеспечить их высокую надежность, сохранить вклад в пресечение и профилактику имущественных и других видов преступлений, административ-ных правонарушений.
Реализованные подразделениями вневедомственной охраны полиции в прошлом году мероприятия позволили добиться выполнения поставленных перед службой задач. Подтвержде-нием тому служат результаты служебной дея-тельности по основным направлениям.
Это обеспечение безопасности и антикрими-нальной защищенности 451 тысячи объектов, в том числе более 33,8 тысячи — подлежащих обязательной охране полицией, более 37 тысяч критически важных для национальной безопас -ности объектов, 47,6 тысячи образовательных учреждений, более 2 тысяч объектов культурного наследия народов России и других важных для обеспечения жизнедеятельности граждан категорий объектов, охрана 1 339,2 тысячи квар-
тир и 184,5 тысячи других мест хранения имущества граждан.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Россий -ской Федерации в течение 2011 года в рамках компетенции осуществлялись мероприятия по обеспечению безопасности объектов в период подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, форума «Азиатско-Тихо-океанское экономическое сотрудничество» 2012 года в г. Владивостоке, XXVII Всемирной летней унив ерсиады 2013 года в г. Казани.
Необходимо отметить обеспечение высокой степени надежности вверенного имущества. Благодаря профессионализму наших сотрудников, техническому перевооружению службы удалось снизить количество краж из охраняемых объектов и квартир с 32 в 2005 году до 10 в 2011 году. Т аким образом, показатель надежности охраны объектов, квартир и других мест хранения имущества граждан подразделениями вневедомственной охраны составил 99,93%.
В целом по России за совершение краж и иных преступлений в отношении охраняемого имущества, по которым возбуждены уголовные дела, за 2011 год сотрудниками вневедомствен -ной охраны задержано более 6,7 тысячи лиц, из них в охраняемых квартирах — 446.
При несении службы в системе единой дис -локации сотрудниками групп задержания выяв-лено более 101,9 тысячи преступлений, по кото -рым возбуждены уголовные дела, с задержанием 125,3 тысячи лиц за их совершение.
Учитывая, что численность сотрудников вневедомственной охраны составляет шестую часть среди подразделений, работающих в сис -теме единой дислокации, ими выявлено около одной трети преступлений, задержано за их совершение 34,9% лиц.
В дежурные части территориальных органов внутренних дел за административные правонарушения доставлено более 3 миллионов человек.
В 2011 году организовано и в 82 регионах проведено 245 профилактических мероприятий «Безопасный дом, подъезд, квартира», в ходе которых задействовались 242 тысячи сотруд-
ников органов внутренних дел. При этом принято под вневедомственную охрану 43 тыся -чи квартир граждан.
В настоящее время перед технической службой вневедомственной охраны стоят задачи расширения доступности услуг, возможностей организации охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью аппаратуры централизованного наблюдения по радио- и GSM-каналам, перечня и объемов оказываемых охранных услуг при одновременном повышении надежности охраны, сокращения непроизводительных затрат путем автоматизации процессов охраны, снижения расходов на оплату услуг операторов связи.
Одним из резервов совершенствования дея -тельности службы, сокращения численности личного состава, обеспечения сохранности вве-ренного имущества и безопасности клиентов является объединение (укрупнение) пунктов централизованной охраны , действующих в пределах одного населенного пункта.
В этих целях, опираясь на технико-экономические расчеты руководителей подразделений вневедомственной охраны территориальных органов внутренних дел Российской Федерации, Главное управление вневедомственной охраны МВД России с 2009 года реализует мероприятия по объединению (укрупнению) ПЦО УВО (ОВО) субъектов Российской Федерации, в результате чего сокращено 173 пункта централизован -ной охраны в 32 регионах, в 2011 г. — 117 ПЦО, 308 штатных единиц аттестованного состава и 684 штатные единицы работников.
Кроме того, разработана Программа объединения ПЦО на 2012 год, реализация которой позволит провести реорганизацию 72 ПЦО в 35, при этом сократить 66 штатных единиц аттесто -ванного состава и 203 штатные единицы работ -ников.
Коренное техническое перевооружение подразделений вневедомственной охраны, которое интенсивно проводится в течение последних трех лет, также нацелено на оптимизацию ис-пользуемых ресурсов, как технических, так и людских. Так, в результате реализации Программы технического перевооружения службы в 2011 году внедрено 1 339 автоматизированных систем передачи извещений, в том числе 322 — по радио- и GSM-каналам. Доля находящихся в эксплуатации автоматизированных систем передачи извещений в подразделениях вневедомст-венной охраны составила 96,1%.
В подразделениях вневедомственной охраны продолжается внедрение систем мониторинга подвижных объектов. В 346 населенных пунктах 77 субъектов Российской Федерации развернуто 616 диспетчерских центров, из которых 68 под -
ключены к центрам управления нарядами территориальных ОВД. Терминальными навига -ционными устройствами оборудована 7 721 еди -ница служебного автотранспорта вневедомст -венной охраны, что составляет 49% автопарка подразделений вневедомственной охраны.
Начата реализация мероприятий по оснащению автомобилей групп задержания вневедомст -венной охраны системами удаленного доступа к базам данных, в настоящее время ими оборудовано 244 автомобиля.
Наряду с постоянным проведением мероприятий по повышению уровня защищенности охра -няемых объектов, квартир и мест хранения имущества граждан на наши подразделения в рамках проводимого реформирования системы органов внутренних дел Российской Федерации в соот-ветствии с п. 25 ст. 12 и п. 26 ст. 13 Федерально -го закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ
«О полиции» возложены такие функции, как ин -спектирование подразделений охраны юриди-ческих лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, выдача предписаний об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, обеспечения сохранности государственной и муниципальной собственности. Соответствующая нормативная база уже создана, и с 6 февраля этого года служ -ба приступила к практической реализации этих функций.
Проводимое реформирование органов внутренних дел Российской Федерации существенным образом отразилось и на организационно-правовом статусе подразделений нашей службы — приняты нормативные акты по созданию федеральных государственных казенных учреждений (ФГКУ) на базе УВО (ОВО ) на уровне субъектов Российской Фе -дерации с присоединением к ним в качестве филиалов подразделений вневедомственной охраны территориальных органов внутренних дел на районном уровне.
Это внесло кардинальные изменения как в структуру службы, так и в правовое положе-ние подразделений вневедомственной охраны. В связи с этим проводятся значительные орга -низационно-практические мероприятия по пе -реработке нормативных правовых актов, ста -тусных и иных документов, перезаключению договоров с контрагентами, переоформлению имущества подразделений вневедомственной охраны. Утверждаются структуры и штатные расписания ФГКУ.
Деятельность подразделений вневедомствен -ной охраны полиции важна и востребована как государством в целом, так и отдельными граж-данами. При этом требования к качеству оказания охранных услуг повышаются.
Положение дел в сфере охраны собствен -ности, повышение требований к уровню общественной безопасности свидетельствуют о необхо-
димости дальнейшего инновационного, поступа -тельного развития службы, консолидации усилий, направленных на рост эффективности деятельности субъектов обеспечения государствен -ной защиты имущества, создание единой систе -мы раннего выявления и предупреждения кри-минальных угроз, в том числе внедрения новых охранных технологий.
Но более совершенные технические средст -ва и инновационные технологии сами по себе не выведут службу на уровень, соответствующий современным реалиям. Реформа Министерства наряду со значительным повышением денежно -го содержания сотрудников создала хорошие условия для их отбора в органы внутренних дел на конкурсной основе и, как следствие, воз -можность формирования кадрового ядра под -разделений вневедомственной охраны полиции на уровне современных требований и постав -ленных задач.
Спецификой нашей службы являются широкое применение различных технических средств охраны и постоянное их совершенствование, внедрение современных инфокоммуникацион-ных систем и технологий, что требует наличия специалистов, которые должны обладать прак-тическими умениями работы с новейшими тех -ническими средствами, хорошим теоретическим фундаментом для их эксплуатации и дальнейше -го непрерывного самообразования.
С целью подготовки таких специалистов ГУВО МВД России организует постоянное тес -ное взаимодействие с Воронежским институтом МВД России, где уже более 30 лет готовятся квалифицированные кадры для подразделений вневедомственной охраны. В настоящее время в Воронежском институте МВД России по очной форме обучаются 386 слушателей, направленных на учебу по линии ГУВО МВД России, из них на радиотехническом факультете — 317 человек, на юридическом факультете — 69.
За период коренного перевооружения службы (2009—2011 годы), когда особенно остро встал вопрос широкого внедрения современных технических средств охраны, Воронежским институтом МВД России выпущено 409 квали-фицированных специалистов для подразделений вневедомственной охраны.
На базе Воронежского института МВД России и при непосредственном организационном и методическом участии его сотрудников зароди -лась и уже на протяжении ряда лет существует хорошая традиция — проведение всероссийских конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников групп задержания строевых подраз -делений вневедомственной охраны. Не станет исключением и этот год, в котором служба вневедомственной охраны будет отмечать свое 60-летие. Заключительный этап конкурса планируется провести с 28 мая по 2 июня текущего года.
Но только одной подготовкой кадров для подразделений вневедомственной охраны поли -ции взаимодействие ГУВО МВД России с Воронежским институтом МВД России не ограничивается. На основании анализа перспектив развития как отечественных, так и зарубежных средств безопасности изучаются возможности и разрабатываются методики применения комплексных систем безопасности.
Сюда, несомненно, можно отнести аппа-
~ ____ 2 г-* **
ратно-программный комплекс «Безопасный город», технологии которого уже более 5 лет раз -виваются во всех регионах России с той или иной степенью успешности. Ученые института совместно с ФКУ НИЦ «Охрана» активно ра -ботают над совершенствованием таких техно -логий. Сегодня крайне важно продолжить раз -витие информационно -аналитических комп-лексов, которые обеспечивают работу по кон -кретным направлениям служебной деятель -ности — доступ к базам данных (розыск пре-ступников, похищенного автотранспорта, оружия и похищенных вещей, адресно-справочной информации и управления нарядами («Протей -РВ», «Интеллект», «Сова», «Поток», «Алмаз», «Вояджер», ИБД-Р и др. ).
Осуществляется взаимодействие и по вопросу формирования ведомственной федеральной системы мониторинга критически важных объектов и перевозимых грузов, задачей которой является комплекс мер по своевременному прогнозированию, предупреждению, выявлению и ликвидации угроз в отношении объектов и грузов, принятию управленческих решений по их минимизации. В этом направлении проводится диссертационное исследование соискателем ин -ститута старшим инспектором по особым поручениям ГУВО МВД России капитаном полиции Д.В. Юдиным.
Для контроля за перевозимым грузом разрабатываются технологии АПК «Коридор безопасности». АПК «Коридор безопасности» — это
система диспетчерского управления автомобильным транспортом, перевозящим специальные грузы, предназначенная для автоматизации процесса управления транспортными средствами с целью повышения уровня их безопасности, соблюдения экологических требований при перевозке опасных грузов и повышения экономической эффективности предприятий-грузопере-возчиков. Основой АПК «Коридор безопасности» являются спутниковые диспетчерские системы, в которых транспортные средства определяют свое местонахождение с помощью глобальных спутниковых систем позиционирования — ГЛОНАСС, а результаты местоопределения по каналам связи передают в диспетчерские центры.
Кафедра технических систем безопасности института уже давно сотрудничает с ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России и структурными подразделениями ГУВО МВД России по вопросам совершенствования технологий АПК «Коридор безопасности». Первым стал «Коридор безопасности» «Москва— Воронеж».
В рамках реализации Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территории государств — участников Договора о создании Союзного государства на период 2008 —2012 годов» 18 ноября 2011 года на базе Управления вневедомственной охраны УМВД России по Смоленской области проведено такти -ко-специальное учение подразделений ГУВО МВД России и Департамента охраны МВД Республики Беларусь по совершенствованию организации автокоридора безопасности «Москва — Брест». При проведении тактико-спе-циального учения присутствовали Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев и Министр внутренних дел Республики Беларусь генерал -лейтенант мили -ции А.Н. Кулешов. Учитышая актуальность и важность решаемых в ходе учений задач и при -нимая во внимание активное участие Воронежского института МВД России в совершенствовании технологий безопасности подвиж -ных средств, в проведении учения принял участие член Технического совета ГУВО МВД России начальник кафедры технических систем безопасности института полковник полиции B.C. Зарубин.
Министерством внутренних дел Российской Федерации перед ГУВО МВД России поставлена уникальная задача — реализация комплекса мер по усилению инженерно-технической укреплен -ности, антитеррористической устойчивости морских портов с местами стоянок судов с ядерными энергетическими установками.
С этой целью в 2010 году разработан и поставлен в г. Мурманск комплекс инженернотехнических средств систем физической защиты 3, который включает 32 единицы среднего и крупного охранного оборудования. Грамотная, эффективная эксплуатация такого сложного и уникального Комплекса стала возможна, в том числе, благодаря участию ученых Воронежского института, которые разработали по нашей заявке методические рекомендации по организации не -сения службы личным составом подразделе -ний внев е домств енной о хр аны с применением данного Комплекса.
В 2012 году продолжается взаимодействие ГУВО МВД России и Воронежского института МВД России по антитеррористической защите портов Северного морского пути — теперь уже при проведении НИР по разработке методи-
ческих рекомендаций по созданию физических барьеров защиты стоянок судов с ядерными энергетическими установками портов Диксон и Дудинка с применением соответствующих тех -нических средств.
Надеемся, что данное сотрудничество будет способствовать реализации научно-практического, методического и педагогического потен -циала института в осуществлении кадровой политики подразделений вневедомственной охраны полиции по обеспечению квалифицированными специалистами, что, в свою очередь, будет спо -собствовать дальнейшему поступательному развитию службы.