Научная статья на тему 'Практика подготовки сотрудников вневедомственной охраны к оперативно-служебной деятельности'

Практика подготовки сотрудников вневедомственной охраны к оперативно-служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1456
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОТРЕБНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА / НАСТАВНИЧЕСТВО / A YOUNG OFFICER’S ADAPTATION / PROFESSIONAL INTEREST / NEED AND ACTIVITY COMPONENT / OPERATIONAL ACTIVITY / GUIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Людмила Владимировна, Сугатова Анна Сергеевна

В статье на основе теоретической модели, разработанной с учетом практического опыта, описан процесс формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в рамках оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Людмила Владимировна, Сугатова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of non-departmental security officers to perform operational tasks

Basing on the theoretical model developed through practice, the authors describe the formation of professional interest of young non-departmental security officers in their professional performance.

Текст научной работы на тему «Практика подготовки сотрудников вневедомственной охраны к оперативно-служебной деятельности»

ку навыков саморегуляции, т. е. внутреннего управления своим поведением. Наиболее оптимальными с точки зрения применения в практической деятельности следователей (дознавателей) являются упражнения, связанные с регулировкой дыхания.

Моделирование ситуаций — это осмысленная профессионально-обучающая деятельность следователя (дознавателя) под руководством психолога, реализуемая в соответствии с требованиями дидактических принципов, с помощью специально смоделированных ситуаций и широкого использования различных инновационных технологий, направленная на овладение умением общаться в различных условиях 13. Данный метод наиболее часто применяется. Его рекомендуется использовать для расширения репертуарного набора стилей общения, развития умений устанавливать психологический контакт, управлять конфликтами в профессионально значимых ситуациях. В рамках моделирования ситуаций профессиональной деятельности отрабатываются навыки «активного слушания», диагностики невербального (неречевого) поведения человека и др.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности следователей и дознавателей является важной составляющей профессионально-психологической подготовки указанной категории сотрудников.

1 Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами : дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. С. 11 ; Кораблев С. Е. Коммуникативная компетентность участ-

кового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. С. 23 ; Цветков В.Л., Слободчиков Ю. В. Профессиональная идентичность как фактор развития коммуникативной компетентности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1(52). С. 30-34.

2 Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987. С. 67.

3 Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности : дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. С. 304.

4 Деркач А. А., Степнова Л. А. Развитие аутопсихологи-ческой компетентности государственных служащих. М., 2003. С. 42.

5 Крысько В. Г. Социальная психология : курс лекций. Москва—Ленинград, 2006. С. 317.

6 Петровская Л. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 85.

7 Трубочкин В. П. Компетентность руководителя в общении // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 332-333.

8 Крысько В. Г. Указ. соч. С. 86.

9 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 165.

10 Попов С. В. Визуальное наблюдение. СПб., 2002. С. 153.

11 Вывод сделан с учетом исследования О. С. Возженико-вой (Возженикова О. С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования : дис. . канд. психол. наук. М., 2004. 200 с.).

12 Современная психология : справочное руководство. М., 1999. С. 619.

13 Байдиков В. В., Филипенкова Н. Ю., Петров В. Е. Психологическая подготовка методом моделирования ситуаций : учеб.-метод. пос. М., 2006. С. 4.

УДК 37.032

ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ К ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. В. Кузнецова, А. С. Сугатова

В статье на основе теоретической модели, разработанной с учетом практического опыта, описан процесс формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в рамках оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональный интерес, потребностно-деятельностный компонент, оперативно-служебная деятельность, адаптация молодого сотрудника, наставничество.

Процесс реорганизации системы МВД России поставил перед кадровыми аппаратами комплекс закономерных проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров, способных в рамках Конституции Российской Федерации и в изменившихся условиях решать профессиональные задачи по охране личных и имущественных прав человека и гражданина, защите государственного строя, обеспечения безопасности общества и государства от преступных по-

сягательств. В. В. Путин отметил на расширенном заседании коллегии МВД России 21 марта 2014 г.: «Одним из ваших приоритетных направлений сегодня является кадровое укрепление МВД. Важно обеспечить системность в работе при назначении руководящего звена, принципиально подходить к профессиональным и личным качествам сотрудников всех уровней» '. На данном этапе реорганизации следует более основательно подходить к вопросу подготовки молодых профессионалов в системе МВД России.

Проблемам совершенствования процесса формирования будущего профессионала-специалиста, его саморазвития посвятили свои работы Т. К. Ахаян, Б. Г. Ананьев, А. П. Беляева, Л. С. Выготский, В. И. Ге-нецианский, Ф. Н. Гоноболин, И. Ф. Исаев, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, П. И. Образцов, К. К. Платонов, А. А. Реан, В. А. Сластенин, В. П. Трусов, В. Д. Шадриков, И. А. Шаршов, Г. И. Щукина, Д. Б. Эль-конин, В. А. Якунин и др. Особое значение имеют исследования А. В. Буданова, И. В. Горлинского, В. Я. Ки-котя, Л. В. Кузнецовой, А. М. Столяренко и др., направленные на раскрытие содержательных и организационных сторон подготовки к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В системе МВД России в целом и в подразделениях вневедомственной охраны в частности достаточно детально разработан механизм подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава к выполнению задач оперативно-служебной деятельности. Кандидат, пришедший устраиваться на службу в органы внутренних дел, проходит собеседование, сдает нормативы по физической подготовке, проходит профессиональный психологический отбор у психолога подразделения 2, затем, при положительном результате, направляется на военно-врачебную комиссию. Таким образом осуществляется набор молодых сотрудников с наличием базовых личностных и психологических характеристик, необходимых для выполнения задач оперативно-служебной деятельности.

После издания приказа о зачислении на службу молодой сотрудник поступает на стажировку в подразделение вневедомственной охраны, в котором ему предстоит проходить службу. Стажер по должности с помощью назначенного наставника, командира и сотрудников кадрового аппарата на практике знакомится с особенностями служебной деятельности 3. Затем в течение полугода он проходит обучение в Центре профессиональной подготовки, получая теоретическую, нормативно-правовую, физическую и огневую подготовку.

Однако подготовка специалиста высокого уровня и формирование его профессионально важных качеств не могут быть полноценными без внутренней готовности личности к овладению профессией, без профессионального интереса, стимулирующего сотрудника к профессиональному самосовершенствованию.

В статье рассмотрен один из аспектов формирования готовности к профессиональной деятельности — профессионального интереса. По нашему мнению, для этого необходимо развитие его компонентов: мотивационного, эмоционального, волевого, познавательного и потребностно-деятельностного.

Моделируя формирование профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны в процессе морально-психологической подготовки, мы определяем ее как педагогическую систему, которая соответствует дидактическим закономерностям и принципам, включает комплекс методов, форм и средств в организации и осуществлении процесса подготовки.

При разработке комплексной модели формирования профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны учтены: теория деятельности, разработанная отечественными психологами А. Н. Леонтьевым 4 и С. Л. Рубинштейном 5, теория поэтапного формирования П. Я. Гальперина 6, Н. Ф. Талызиной 7, теория системного подхода и педагогических систем В. П. Беспалько 8, И. В. Блауберга 9 и др. Мы попытались обобщить и опыт подготовки сотрудников органов внутренних дел, используемый в практических органах МВД России.

Важным звеном в комплексной модели формирования профессионального интереса является мотива-

ционный компонент, который формируется у вновь принимаемых на службу сотрудников в рамках профессионального психологического отбора посредством предпочтения кандидатов, имеющих профессионально важные личностные характеристики и руководствующихся профессионально значимыми мотивами 10. На данном этапе происходит ознакомление молодых сотрудников с особенностями профессиональной деятельности, где большую роль играет опыт командиров, транслируемый при взаимодействии с вновь принимаемыми сотрудниками.

Эмоциональный компонент формируется в процессе сопровождения психологом оперативно-служебной деятельности молодых сотрудников, куда относятся помощь в психологической адаптации к коллективу и выполнению новых служебных обязанностей, занятия по морально-психологической подготовке, индивидуальные психологические консультации. Формирование волевого компонента находит свое отражение в развитии навыков целепола-гания и конструировании индивидуальных программ служебного и профессионального роста.

Познавательный компонент складывается в русле компетентностно-деятельностного подхода 11, когда навыки, необходимые сотрудникам в оперативно-служебной деятельности, сначала формируются в рамках занятий по морально-психологической подготовке и последовательно применяются на практике. Данный аспект мы представляем в модели как потребностно-деятельностный компонент.

В рамках занятий по профессиональной, служебной, физической и морально-психологической подготовке особое внимание уделяется практической составляющей несения службы. На этапе реализации потребностно-деятельностного компонента профессиональный интерес носит прикладной, действенный характер, он является достаточно устойчивым, а сотрудников привлекают и сама деятельность, и ее результат. Цель этапа — укрепление профессионального интереса, создание условий для апробации имеющихся знаний, умений и навыков. Содержание и задачи этапа — участие в охране общественного порядка, проведение рейдов в составе экипажа, включение в регулярную профессиональную деятельность.

Молодой сотрудник, поступая на службу в качестве стажера по должности, с первых дней включается в практическую деятельность, первым звеном ее является инструктаж перед заступлением на службу. Он заключается в постановке перед экипажами конкретных задач по обеспечению полной и своевременной готовности к эффективному выполнению служебных обязанностей.

Инструктажи перед заступлением на службу нарядов проводятся в установленное время, в специально оборудованном помещении, с использованием схем (макетов), других наглядных пособий, технических средств обучения руководителями подразделений вневедомственной охраны и командным составом строевых подразделений, с обязательным участи-

ем руководителей и опытных сотрудников служб полиции общественной безопасности и криминальной полиции согласно утвержденным графикам.

Далее молодой сотрудник поступает под опеку наставника, закрепленного за ним приказом начальника подразделения. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения (органа), в котором проходит службу сотрудник (стажер), имеющих высокие показатели в оперативно-служебной деятельности, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.

Наставник способствует процессу адаптации стажера к условиям служебной деятельности. Он принимает участие в воспитании профессионально важных качеств личности молодых сотрудников, помогая процессу ознакомления с историей и традициями органов внутренних дел и своего подразделения, освоению профессионально-этических стандартов и правил на практике. Кроме того, наставник должен собственным примером демонстрировать ответственное и сознательное отношение к службе, способствуя тем самым развитию заданных качеств у молодого сотрудника. Освоение стажером теоретических и практических основ служебной деятельности, в частности изучение нормативных правовых актов, также происходит под руководством наставника.

Таким образом, молодой сотрудник находится под опекой наставника в течение определенного срока, от трех месяцев до года. В этот период служебная деятельность осуществляется ими на одном маршруте или охраняемом объекте. Молодой сотрудник знакомится с особенностями несения службы и непосредственно принимает участие в служебном процессе. Наставник, в свою очередь, личным примером демонстрирует образец несения службы, корректируя при необходимости действия подопечного.

На этапе формирования потребностно-деятель-ностного компонента профессиональный интерес носит прикладной, действенный характер, он достаточно устойчив, однако не насыщается, а переходит на новый уровень, когда сотрудников привлекают и сама деятельность, и ее результат. Начинающие сотрудники уже обладают базовыми знаниями по профессии, но им необходимо применить их на практике и увидеть результаты своей деятельности. Данный сенситивный период является очень важным, поскольку в этот момент необходимо организовать профессиональную подготовку таким образом, чтобы сформированный профессиональный интерес перешел на качественно новый уровень.

Для своевременной корректировки индивидуального процесса профессионального самосовершенствования молодого сотрудника необходимо осуществлять мониторинг эффективности подготовки сотрудников.

В соответствии с приказом МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об

основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел» психолог подразделения обязан оказывать психологическую помощь молодым сотрудникам в процессе их адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

Пункты данного приказа нашли свое выражение в комплексе мероприятий, проводимых с молодыми сотрудниками ежеквартально:

1) наблюдение за особенностями профессиональной деятельности молодых сотрудников психолог осуществляет путем посещения инструктажей перед заступлением на службу, а также в процессе сопровождения экипажей во время несения службы. Основным приемом здесь являются фиксация особенностей поведения сотрудника в период несения службы и оценка его психического состояния;

2) индивидуальные собеседования и компьютерная психодиагностика в целях оценки уровня психологической адаптации проводятся перед заступлением на службу или после окончания смены (по согласованию с сотрудником). Психодиагностика проводится с помощью следующих методик, выявляющих актуальное психическое состояние личности: многоцветовой тест М. Люшера, шкала оценки тревожности Спилбергера-Ханина, пятифакторный личностный опросник (NEO-FFI), проективные методики «Неоконченное предложение», «Человек под дождем», методика оценки уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

3) посещение молодых сотрудников по месту жительства помогает оценить уровень психологической адаптации к новой должности с точки зрения близких родственников. Посещение осуществляется начальником подразделения, командиром роты и его заместителями, непосредственным руководителем или психологом, составляется рапорт о проверке социально-бытовых условий;

4) на занятиях по служебно-боевой подготовке проводятся срезы знаний по правовой и психологической подготовке, по оказанию первой доврачебной помощи, а также по теории и практике оперативно-служебной деятельности, осуществляется разбор конкретных практических задач, упражнений;

5) в рамках экспертного опроса непосредственные руководители, наставники и коллеги по экипажу оценивают профессиональные навыки и навыки межличностного взаимодействия молодого сотрудника;

6) уровень профессиональных умений и активности оценивается с помощью анализа показателей оперативно-служебной деятельности.

Комплексная модель формирования профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны способствует, по нашему мнению, развитию профессионального интереса высокого уровня. Этот вывод находит свое подтверждение в полученных нами данных, которые позволили определить уровень профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны до эксперимента и после него. Для определения достоверности раз-

Таблица 1. Уровни формирования профессионального интереса, %

Компоненты Группа Высокий Средний Низкий Критический

до ОЭР после ОЭР до ОЭР после ОЭР до ОЭР после ОЭР до ОЭР после ОЭР

Мотивационный ЭГ 8,07 27,42 33,87 48,39 38,71 17,74 19,35 6,45

КГ 8,00 12,00 32,00 34,00 38,00 40,00 22,00 14,00

Познавательный ЭГ 4,84 25,81 29,03 43,55 32,26 14,52 33,87 16,12

КГ 6,00 10,00 34,00 36,00 36,00 38,00 24,00 16,00

Волевой ЭГ 11,29 24,20 19,35 46,78 46,78 16,12 22,58 12,90

КГ 8,00 14,00 20,00 38,00 46,00 34,00 26,00 14,00

Эмоциональный ЭГ 6,45 22,58 30,65 40,32 33,87 29,03 29,03 8,07

КГ 10,00 12,00 32,00 28,00 38,00 48,00 20,00 12,00

Потребностно-деятельностный ЭГ 9,68 32,26 29,03 46,78 33,87 16,12 27,42 4,84

КГ 14,00 20,00 30,00 34,00 26,00 30,00 30,00 16,00

Всего ЭГ 8,07 25,81 29,03 45,16 37,09 17,74 25,81 11,29

КГ 8,00 14,00 30,00 34,00 38,00 38,00 24,00 14,00

личия уровней профессионального интереса у молодых сотрудников охраны до эксперимента и после него мы использовали распределение х2 по компонентам по количеству сотрудников (табл. 1).

При сравнении сформированности общего уровня профессионального интереса у сотрудников вневедомственной охраны в процессе служебной подготовки по всем компонентам (табл. 2) у сотрудников экспериментальной и контрольной групп до эксперимента по критерию х2 экспериментальное значение Х2экс=0,09, а критическое значение х2кр=7,8, при уровне значимости Р=0,05. Так как критическое значение х2 больше экспериментального (7,8>0,092), то мы не можем утверждать, что между результатами в исследуемых группах имеются статистически значимые отличия. Экспериментальное значение критерия х2 после эксперимента х2экс = 12,73, а х2кр =7,8, при уровне значимости Р=0,05. Экспериментальное значение критерия больше критического (12,73>7,8), что означает: между экспериментальной и контрольной группами после эксперимента появились значимые различия. Это хороший показатель как для контрольной группы, так и для экспериментальной. Но преимущества экспе-

риментальной группы очевидны: сократилось количество сотрудников вневедомственной охраны с низким профессиональным уровнем интереса, повысился показатель среднего и высокого уровней.

Приведенные данные демонстрируют различия, которые появились благодаря положительной динамике в экспериментальной группе. Посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия у сотрудников, вошедших в экспериментальную группу, произошел видимый прогресс в развитии профессионально важных качеств. Если в контрольной группе процесс начальной профессиональной подготовки и стажировки молодых сотрудников протекал в традиционных условиях, то в экспериментальной группе он был организован особым образом с учетом обозначенных педагогических условий.

Таким образом, можно говорить о том, что реализованная нами комплексная модель формирования профессионального интереса у вновь принятых сотрудников вневедомственной охраны способствует развитию профессионального интереса высокого уровня и закладывает прочную основу для дальнейшего профессионального становления молодых специалистов 12.

Таблица 2. Общий уровень формирования компонентов профессионального интереса сотрудников вневедомственной охраны, %

Общий уровень подготовки по всем компонентам (до эксп.), % Общий уровень подготовки по всем компонентам (после эксп.), %

Уровни ЭГ КГ Уровни ЭГ КГ

Высокий 8,07 8 Высокий 25,81 14

Средний 29,03 30 Средний 45,16 34

Низкий 37,01 38 Низкий 17,74 38

Критический 25,81 24 Критический 11,29 14

Всего 100 100 Всего 100 100

х2 = 0,09 л. экс х2 = 12,73 л. экс

1 Из выступления президента России В. В. Путина // Полиция России. 2014. № 4. С. 5.

2 Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 ; Кубышко В. Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1(48). С. 2-10.

3 Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139 (ред. от 06.07.2010).

4 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

6 Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР М., 1959. Т. 1. С. 441-469.

7 Талызина Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления // Советская педагогика. 1967. № 1. С. 28-32.

8 Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.

9 Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 270 с.

10 Крук В. М., Караваев А. Ф. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути решения (обзор материалов научно-практической конференции) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 74-78 ; Караваев А. Ф., Андреенкова О. С., Обухова Е. С. Мотивационная основа профессионального становления личности сотрудника // Там же. 2004. № 2(20). С. 35-42.

11 Ялалов Ф. Г. Деятельностно-ориентированный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 15 янв. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2007/0115-2.htm.

12 Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов сотрудников ОВД : методич. пособие. М., 2005. 332 с.

УДК 37.042.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю. Б. Ленева, О. А. Мусатова, Ю. В. Николаева

Авторами разработана система дифференциальной оценки индивидуальных показателей личности, позволяющая диагностировать степень психологической готовности курсантов вузов МВД России к служебной деятельности. Внедрена многоэтапная система подготовки, направленная на формирование оптимального уровня психологической готовности к экстремальным условиям оперативно-тактических учений.

Ключевые слова: психологическая готовность, экстремальные условия, психологическое сопровождение профессиональной подготовки.

Анализ состояния преступности, наличие тенденций ее роста, агрессивность и жестокость криминального сообщества, на фоне его современной оснащенности и повышенного общественного внимания к этой проблеме, заставляют по-новому взглянуть на систему профессиональной подготовки в вузах МВД России. В настоящее время к профессиональному уровню и личностным качествам сотрудников полиции предъявляются достаточно высокие требования, что ставит перед системой профессиональной подготовки сотрудников полиции цели и задачи совершенствования профессионально-прикладной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования профессиональной деятельности молодых специалистов (стаж работы до года) позволяют сделать вывод, что 76% выпускников не в полной мере могут применить полученные в процессе обучения умения и навыки в условиях повышенных психологических и физических нагрузок. Способность к результативной деятельности во

многом определяется уровнем психологической готовности. Заблаговременно сформированная психологическая готовность является необходимой предпосылкой успешного профессионального становления курсантов.

Основная задача психологической подготовки заключается в повышении сопротивляемости к воздействию стрессовых факторов, а также в развитии психологических качеств, формировании навыков и умений, способствующих выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

Практическая подготовка работников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях должна начинаться еще в стенах образовательных организаций МВД России. В условиях осложнения служебно-боевых задач, нередко экстремальных, требуется совершенствование методов, способствующих достижению высокого профессионального уровня обучаемых. Одним из видов подготовки курсантов к экстремальным условиям профессиональной деятельности различных специалистов (следователей, оперативных сотрудников, экспертов-криминалистов) является участие в оперативно-тактических учениях, которые позволяют не только моделировать условия служебно-профессиональной деятельности, оценить уровень подготовленности, но и исследовать психологическую готовность курсантов. Экспертные оценки психологической готовности курсантов к оперативно-тактическим учениям были сделаны специалистами в области психологии и педагогики, имеющими опыт работы в следственно-оперативных группах.

Содержательная составляющая исследования психологической готовности курсантов включила в себя стандартизированную и описательную части, позволившие, с одной стороны, выразить пока-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.