И.Г. Дровникова,
кандидат педагогических наук, доцент
ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ PERSONAL CHARACTERISTIC OF NON-DEPARTMENT SECURITY HEAD’S PROFESSIONAL COMPETENCE
Рассмотрена структура профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов, уточнено содержание ее компонентов применительно к руководителю подразделения вневедомственной охраны.
The article deals with professional competence of law-enforcement authorities member. It defines structure components content due to non-department security heads.
Охрана объектов различных категорий собственности является одним из основных направ -лений деятельности органов внутренних дел. В решении задач, стоящих в этой области, главная роль отводится вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации.
Анализ содержания профессиональнослужебной деятельности подразделений вневе-домственной охраны показывает, что для их спе -циалистов — руководителей ОВД — особое значение имеют не только познавательные способности и психологические характеристики, но и индивидуальные личностные качества, которые станут основой для развития самосознания и по -следующего саморазвития личности профессионала. В исследовании Ф.К. Свободного доказано, что в самосознании сотрудника ОВД существует структурное образование — профессиональный «Я-образ», представляющее собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Его основными структурными составляющими являются когни-тивный, эмоциональный и операциональный компоненты. Профессиональный «Я-образ» специалиста органов внутренних дел включает в се -бя представления сотрудника о себе как о субъекте профессиональной деятельности, профессиональную самооценку и влияет на готовность сотрудника к действиям, связанным с его само-отношением и представлениями о самом себе как о профессионале. Профессиональный «Я-образ» курсанта в сопоставлении (по девяти статистиче -ски значимым параметрам) с профессиональным
«Я-образом» опытного сотрудника ОВД характеризуется : когнитивной упрощенностью, не -полным представлением о профессионально значимых личностных качествах, наличием стрем -ления к получению нового знания о себе и готовности к модификации поведения [1. — С. 6 — 7]. Сказанное позволяет предположить, что са -моразвитие личностных и профессионально значимых качеств курсантов как будущих офицеров ОВД в соответствии со структурой личности специалиста вневедомственной охраны и особенностями его профессиональной деятельности возможно через осознание и развитие их самосознания, через самоорганизацию личностных структур сознания и формирование «Я-образа» в процессе профессиональной подготовки в период обучения в образовательных учреждениях МВД России [2].
Анализ постановлений Правительства Российской Федерации, приказов МВД России, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны [3, п. 3; 4, п. 9; 5, разд. III], трудов В.Л. Васильева, Е.В. Горина, Е.И. Дудкиной, В.А. Дурденко, В. С. Зарубина, А.В. Засыпкина, Л .Н. Костиной, А.В.Соломоненко, А.М. Столяренко, В.И. Сумина, В.У. Хатуаева [6 —11] и др., результатов опытно-экспериментальной работы в исследованиях С.Т. Гаврилова [12] позволил вы -делить приоритетные элементы профессиональной подготовки специалистов правоохранитель -ных органов к работе в подразделениях вневе -домственной охраны: мотивационный (глубокое понимание и осознание государственного значения и важности выполняемых профессионально-
служебных задач); эмоционально-волевой (устойчивость , ответственность, самостоятель -ность); познавательный (представление об объективных и субъективных трудностях профессионально-служебной деятельности); регуля -
торный (умение управлять собой, мобилизовать -ся на выполнение поставленных задач). Соглашаясь с мнением С.Т. Гаврилова, полагаем, что профессиональную подготовку руководителей вневедомственной охраны «целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: специальном, педагогическом, личностном, индивидуальном, характеризующих компетентность, профессионализм специалиста ОВД» [13. — С. 148].
Понятие «профессиональная компетентность» зачастую трактуется в научной литературе достаточно узко как хорошее знание сотрудником предмета своей непосредственной деятельности, которое формируется в ходе учебнопрофессиональной подготовки по специальным дисциплинам. Однако проведённый анализ позволяет констатировать, что знанием предмета деятельности ситуация профессионального труда специалиста правоохранительных органов — руководителя подразделений вневедомственной охраны
— не ограничивается. Соглашаясь с М. Розеновой, считаем, что профессиональная компетентность — «понятие интегральное и включает несколько ком -понентов или видов компетентности. Предметная компетентность (специальная — прим. авт.) — лишь один из них» [14. — С. 69]. Важнейшее значение, на наш взгляд, имеют педагогические знания и умения, постоянно востребованные в практике руководителя, следовательно, необходима его педагогическая компетентность.
Успех профессиональной деятельности руководителей подразделений вневедомственной охраны во многом зависит от их умений реализовывать себя через общение; устанавливать де -ловые и доверительные отношения; вступать в контакт и выходить из него; сообщать и разъяснять свои мысли и предложения; адекватно понимать своих коллег, вышестоящих руководите -лей, подчиненных, граждан; конструктивно раз -решать напряженность или конфликт и др. Сле -довательно, важна социально-коммуникатив-ная компетентность руководителя ОВД, вклю -чающая знания и умения, связанные с осуществлением социальных и профессионально-служебных контактов.
Одним из немаловажных компонентов профессиональной компетентности руководителя ОВД — специалиста вневедомственной охраны
— является, на наш взгляд, личностно-индивидуальная компетентность, которая должна включать совокупность его знаний и представлений о самом себе в контексте профессиональной роли, т.е. знаний о своих «сильных» и «слабых» сторонах, как управленца, профессионала, личности.
Очевидно, что решающую роль в формировании социально-коммуникативной и личностно -индивидуальной компетентностей будущего руководителя вневедомственной охраны в рамках профессионального обучения в образовательных учреждениях МВД России играют общественные и гуманитарные дисциплины и, в первую очередь, педагогика и психология.
Умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно; умение осуществлять профессионально-служебное общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и от эмоционального состояния сотрудников; деловитость, достоинство и высшая ответственность во всех делах; умение организовать собственную работу и деятельность подчиненных для решения поставленных задач охраны объектов различных категорий собственности; высокая работоспособность; уверенность; обязательность; самоотверженность; отзывчивость и гуманность — обязательные качества сотрудника ОВД — руководителя подразделений вневедомственной охраны, которые активно развиваются в процессе профессионального обучения и воспитания в образовательном учреждении МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Свободный Ф.К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника ОВД и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.06 / Ф.К. Свободный.— М., 2003.— 23 с.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста: практ. пособие / Н.Р. Битянова.— М.: Ме -ждунар. пед. академия, 1995.— 64 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 589 «Положе -ние о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 № 66, от 04.08.2005 № 489, с изм., внесёнными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 № 349).
4. Приложение к приказу МВД России от 23 апреля 2005г. № 310 «Положение о Департаменте государственной защиты имущества Мини -стерства внутренних дел Российской Федерации» .
5. Приложение к приказу МВД России от 2 сентября 2005г. № 716 «Типовое положение об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации».
6. Горин Е. В. Организация деятельности вневедомственной охраны в регионе: монография / Е.В. Горин.— Домодедово: ВИПК МВД России, 2005. — 135 с.
7. Зарубин В. С. Использование ПЭВМ в подразделениях охраны: учеб. пособие / В.С. Зару-
бин, В.И. Сумин. — Воронеж: ВВШ МВД России, 1995. — 148 с.
8. Засыпкин А.В. Экспертная система под-
держки решений по рациональной организации охранно-пожарной сигнализации: автореф.
дис.... канд. техн. наук: 05.13.10 /А.В. Засыпкин.
— М., 1993. — 20 с.
9. Соломоненко А.В. Структура систем и комплексов охранно-пожарной сигнализации в терминах и определениях /А.В. Соломоненко, В. С. Зарубин, В. У. Хатуаев // Системы безопасности. — 1999. — № 27. — С. 15-16.
10. Сумин В.И. Теоретические основы автоматизации проектирования систем управления подразделений вневедомственной охраны субъекта федерации / В.И. Сумин, В.А. Дурденко. — Воронеж: ВГУ; ВВШ МВД России, 1997.— 160 с.
11. Хатуаев В.У. Система имущественной безопасности в России: Монография / В.У. Ха -туаев.— Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2000.— 170 с.
12. Гаврилов С.Т. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних: правовой, педагогический и организационный аспекты / С.Т. Гаврилов. — Воронеж: ВИ МВД России, 2001. — 167 с.
13. Гаврилов С.Т. Нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Т. Гаврилов. — Ярославль, 1998. — 229 с.
14. Розенова М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины / М.Розенова // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 169 —170.