Научная статья на тему 'Личностная составляющая профессиональной компетентности руководителя подразделения вневедомственной охраны'

Личностная составляющая профессиональной компетентности руководителя подразделения вневедомственной охраны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ "Я-ОБРАЗ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА / PROFESSIONAL SELF-IMAGE / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIAL COMPETENCE / TEACHING COMPETENCE / SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE / INDIVIDUAL COMPETENCE / NON-DEPARTMENT SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дровникова Ирина Григорьевна

Рассмотрена структура профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов, уточнено содержание ее компонентов применительно к руководителю подразделения вневедомственной охраны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTIC OF NON-DEPARTMENT SECURITY HEAD'S PROFESSIONAL COMPETENCE

The article deals with professional competence of law-enforcement authorities member. It defines structure components content due to non-department security heads

Текст научной работы на тему «Личностная составляющая профессиональной компетентности руководителя подразделения вневедомственной охраны»

И.Г. Дровникова,

кандидат педагогических наук, доцент

ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ PERSONAL CHARACTERISTIC OF NON-DEPARTMENT SECURITY HEAD’S PROFESSIONAL COMPETENCE

Рассмотрена структура профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов, уточнено содержание ее компонентов применительно к руководителю подразделения вневедомственной охраны.

The article deals with professional competence of law-enforcement authorities member. It defines structure components content due to non-department security heads.

Охрана объектов различных категорий собственности является одним из основных направ -лений деятельности органов внутренних дел. В решении задач, стоящих в этой области, главная роль отводится вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации.

Анализ содержания профессиональнослужебной деятельности подразделений вневе-домственной охраны показывает, что для их спе -циалистов — руководителей ОВД — особое значение имеют не только познавательные способности и психологические характеристики, но и индивидуальные личностные качества, которые станут основой для развития самосознания и по -следующего саморазвития личности профессионала. В исследовании Ф.К. Свободного доказано, что в самосознании сотрудника ОВД существует структурное образование — профессиональный «Я-образ», представляющее собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Его основными структурными составляющими являются когни-тивный, эмоциональный и операциональный компоненты. Профессиональный «Я-образ» специалиста органов внутренних дел включает в се -бя представления сотрудника о себе как о субъекте профессиональной деятельности, профессиональную самооценку и влияет на готовность сотрудника к действиям, связанным с его само-отношением и представлениями о самом себе как о профессионале. Профессиональный «Я-образ» курсанта в сопоставлении (по девяти статистиче -ски значимым параметрам) с профессиональным

«Я-образом» опытного сотрудника ОВД характеризуется : когнитивной упрощенностью, не -полным представлением о профессионально значимых личностных качествах, наличием стрем -ления к получению нового знания о себе и готовности к модификации поведения [1. — С. 6 — 7]. Сказанное позволяет предположить, что са -моразвитие личностных и профессионально значимых качеств курсантов как будущих офицеров ОВД в соответствии со структурой личности специалиста вневедомственной охраны и особенностями его профессиональной деятельности возможно через осознание и развитие их самосознания, через самоорганизацию личностных структур сознания и формирование «Я-образа» в процессе профессиональной подготовки в период обучения в образовательных учреждениях МВД России [2].

Анализ постановлений Правительства Российской Федерации, приказов МВД России, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны [3, п. 3; 4, п. 9; 5, разд. III], трудов В.Л. Васильева, Е.В. Горина, Е.И. Дудкиной, В.А. Дурденко, В. С. Зарубина, А.В. Засыпкина, Л .Н. Костиной, А.В.Соломоненко, А.М. Столяренко, В.И. Сумина, В.У. Хатуаева [6 —11] и др., результатов опытно-экспериментальной работы в исследованиях С.Т. Гаврилова [12] позволил вы -делить приоритетные элементы профессиональной подготовки специалистов правоохранитель -ных органов к работе в подразделениях вневе -домственной охраны: мотивационный (глубокое понимание и осознание государственного значения и важности выполняемых профессионально-

служебных задач); эмоционально-волевой (устойчивость , ответственность, самостоятель -ность); познавательный (представление об объективных и субъективных трудностях профессионально-служебной деятельности); регуля -

торный (умение управлять собой, мобилизовать -ся на выполнение поставленных задач). Соглашаясь с мнением С.Т. Гаврилова, полагаем, что профессиональную подготовку руководителей вневедомственной охраны «целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: специальном, педагогическом, личностном, индивидуальном, характеризующих компетентность, профессионализм специалиста ОВД» [13. — С. 148].

Понятие «профессиональная компетентность» зачастую трактуется в научной литературе достаточно узко как хорошее знание сотрудником предмета своей непосредственной деятельности, которое формируется в ходе учебнопрофессиональной подготовки по специальным дисциплинам. Однако проведённый анализ позволяет констатировать, что знанием предмета деятельности ситуация профессионального труда специалиста правоохранительных органов — руководителя подразделений вневедомственной охраны

— не ограничивается. Соглашаясь с М. Розеновой, считаем, что профессиональная компетентность — «понятие интегральное и включает несколько ком -понентов или видов компетентности. Предметная компетентность (специальная — прим. авт.) — лишь один из них» [14. — С. 69]. Важнейшее значение, на наш взгляд, имеют педагогические знания и умения, постоянно востребованные в практике руководителя, следовательно, необходима его педагогическая компетентность.

Успех профессиональной деятельности руководителей подразделений вневедомственной охраны во многом зависит от их умений реализовывать себя через общение; устанавливать де -ловые и доверительные отношения; вступать в контакт и выходить из него; сообщать и разъяснять свои мысли и предложения; адекватно понимать своих коллег, вышестоящих руководите -лей, подчиненных, граждан; конструктивно раз -решать напряженность или конфликт и др. Сле -довательно, важна социально-коммуникатив-ная компетентность руководителя ОВД, вклю -чающая знания и умения, связанные с осуществлением социальных и профессионально-служебных контактов.

Одним из немаловажных компонентов профессиональной компетентности руководителя ОВД — специалиста вневедомственной охраны

— является, на наш взгляд, личностно-индивидуальная компетентность, которая должна включать совокупность его знаний и представлений о самом себе в контексте профессиональной роли, т.е. знаний о своих «сильных» и «слабых» сторонах, как управленца, профессионала, личности.

Очевидно, что решающую роль в формировании социально-коммуникативной и личностно -индивидуальной компетентностей будущего руководителя вневедомственной охраны в рамках профессионального обучения в образовательных учреждениях МВД России играют общественные и гуманитарные дисциплины и, в первую очередь, педагогика и психология.

Умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно; умение осуществлять профессионально-служебное общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и от эмоционального состояния сотрудников; деловитость, достоинство и высшая ответственность во всех делах; умение организовать собственную работу и деятельность подчиненных для решения поставленных задач охраны объектов различных категорий собственности; высокая работоспособность; уверенность; обязательность; самоотверженность; отзывчивость и гуманность — обязательные качества сотрудника ОВД — руководителя подразделений вневедомственной охраны, которые активно развиваются в процессе профессионального обучения и воспитания в образовательном учреждении МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Свободный Ф.К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника ОВД и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.06 / Ф.К. Свободный.— М., 2003.— 23 с.

2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста: практ. пособие / Н.Р. Битянова.— М.: Ме -ждунар. пед. академия, 1995.— 64 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 589 «Положе -ние о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 № 66, от 04.08.2005 № 489, с изм., внесёнными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 № 349).

4. Приложение к приказу МВД России от 23 апреля 2005г. № 310 «Положение о Департаменте государственной защиты имущества Мини -стерства внутренних дел Российской Федерации» .

5. Приложение к приказу МВД России от 2 сентября 2005г. № 716 «Типовое положение об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации».

6. Горин Е. В. Организация деятельности вневедомственной охраны в регионе: монография / Е.В. Горин.— Домодедово: ВИПК МВД России, 2005. — 135 с.

7. Зарубин В. С. Использование ПЭВМ в подразделениях охраны: учеб. пособие / В.С. Зару-

бин, В.И. Сумин. — Воронеж: ВВШ МВД России, 1995. — 148 с.

8. Засыпкин А.В. Экспертная система под-

держки решений по рациональной организации охранно-пожарной сигнализации: автореф.

дис.... канд. техн. наук: 05.13.10 /А.В. Засыпкин.

— М., 1993. — 20 с.

9. Соломоненко А.В. Структура систем и комплексов охранно-пожарной сигнализации в терминах и определениях /А.В. Соломоненко, В. С. Зарубин, В. У. Хатуаев // Системы безопасности. — 1999. — № 27. — С. 15-16.

10. Сумин В.И. Теоретические основы автоматизации проектирования систем управления подразделений вневедомственной охраны субъекта федерации / В.И. Сумин, В.А. Дурденко. — Воронеж: ВГУ; ВВШ МВД России, 1997.— 160 с.

11. Хатуаев В.У. Система имущественной безопасности в России: Монография / В.У. Ха -туаев.— Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2000.— 170 с.

12. Гаврилов С.Т. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних: правовой, педагогический и организационный аспекты / С.Т. Гаврилов. — Воронеж: ВИ МВД России, 2001. — 167 с.

13. Гаврилов С.Т. Нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Т. Гаврилов. — Ярославль, 1998. — 229 с.

14. Розенова М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины / М.Розенова // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 169 —170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.