Научная статья на тему 'Основные тенденции развития перспективной системы образования в вузах МВД'

Основные тенденции развития перспективной системы образования в вузах МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития перспективной системы образования в вузах МВД»

О.А. Андросова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ МВД

Специфика ведомственного профессионального образования МВД России состоит не только в существенной зависимости образования от ны -нешнего социокультурного потенциала и куль -турно-исторических традиций, но и в явно более выраженной социальной функции органов внутренних дел. В силу этого ведомственное образовательное пространство должно формироваться, поддерживаться и развиваться как открытое, но преимущественно ориентированное на цели, задачи и условия развития общества с учетом переплетения индивидуальных запросов, интересов социума и власти. Достигаемые человеком в процессе обучения или в последующей профессиональной деятельности реальные результаты (продвижение по служебной лестнице, поощрения, награды, материальное благосостояние и др.) обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества сначала курсанта или слушателя, а затем специалиста и одновременно условия его дальнейшего развития. Причем такие качества во многом формируются в процессе получения им высшего профессионального образования под влиянием тех условий, которые созданы обществом, государством, образовательным учреждением, каждым препода -вателем для развития личностных способностей получающего образование в конкретном образовательном учреждении курсанта или слушателя.

Преобладающую в современной России систему образования, в том числе профессионального, называют традиционной. В такой системе, доминирующей и в университетском, и в ведомственном образовании, преобладает так назы-ваемое «поддерживающее» образование. По оценкам экспертов, в поддерживающей системе образования основное время затрачивается на изучение накопленных традиционных знаний (более 60 процентов), приобретению прагмати -ческих знаний и навыков отводится около одной пятой общего объема учебной нагрузки (15-20 процентов), представлению новых знаний, кото -рые должны поступить в систему образования непосредственно в процессе обучения - не более 5-7 процентов, еще меньше времени затрачивается в процессе образования на развитие творческих способностей будущего специалиста, его способностей к самообучению [3, с.15]. Однако

темпы технологического и научно-технического прогресса сегодня таковы, что многие знания, полученные специалистами в процессе обучения в вузе МВД, устаревают уже в течение 2-3 лет, и не учитывать этот фактор в перспективной сис -теме образования нельзя.

Именно поэтому необходимо развивать сис -тему опережающего образования, отличающуюся от системы поддерживающего образования. При этом главное внимание следует сосредото -чить на развитии у слушателя способностей к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, к приобретению новых знаний и на -выков владения современными методами полу -чения, накопления, классификации и передачи информации. «Опережающее образование в отличие от традиционного, - отмечается в Программе развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы, - ориентируется в подготовке специалистов не столь -ко на конкретную профессиональную деятель -ность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда» [6]. Данное утверждение в полной мере относится и к системе высшего профессионального образования.

Наблюдения за практикой показывают, что в решении данного вопроса у ряда руководителей и преподавателей вузов МВД сформировалась выжидательная позиция, молчаливое противодействие внедрению инновационных технологий и приверженность традиционным методам обучения, результаты которых далеко не всегда соответствуют современным требованиям к профессиональной подготовке офицера.

Процесс обучения в образовательных учреждениях МВД имеет свои особенности и требует такого методологического подхода, в соответствии с которым необходимо учитывать роль государства в определении качеств специалиста, профессиональная деятельность которого осуществляется в органах внутренних дел. В отличие от морали право становится реальностью благо -даря государству и превращается в наиболее

действенную форму выражения общественной воли. Оно представляет систему предписаний, требований, повелений, императивов, институ -ционно закрепленных и подкрепленных реаль-ной силой. Такую силу и представляют государственные правоохранительные органы, одними из важнейших среди которых становятся органы внутренних дел.

Государственная доминанта проявляется не только в установлении целей и задач деятельно -сти правоохранительных органов, прав и долж-ностных обязанностей их сотрудников, но ив определении порядка прохождения службы, продвижения по ступеням служебной лестницы, возможностей профессионального роста и развития. Тем самым свобода принятия решений ограничивается рамками законов и иными норматив -но-правовыми актами, установленными государством, а устремления, направленные на поиск рационального и юридически обоснованного решения, сдерживаются ограничениями, нала -гаемыми государственными дисциплинарными требованиями.

Кроме того, государство активно участвует во внедрении нового подхода в обучении. «Концеп -ция модернизации российского образования до 2010 года» предписывает внедрение компетен-ции и компетентностного подхода. Общеобразовательная школа, как указано в Концепции, должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответствен -ности обучающихся, то есть современные клю -чевые компетенции. Это же относится и к профессиональному образованию.

Важный вопрос - о месте компетентностного подхода. Заменяет ли он традиционный, акаде -мический (знаниецентристский) подход к образованию и оценке его результатов? С нашей точки зрения (и она согласуется с приведенными выше определениями профессиональной компетентности), компетентностный подход не отри -цает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход предполагает формирование наряду с профессиональными ЗУНами (что для академического подхода - главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций).

Компетентностный подход, будучи ориенти -рованным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса -содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации вклю -

чения обучающихся в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспу -ты, выполнение проектов).

Однако обоснованный в работах исследователей компетентностный подход в организации образовательного процесса требует особого осмысления применительно к обучению в ведомственных образовательных учреждениях МВД России. Важно отметить, что в системе ведомственного образования внедрение инноваций в образовательный процесс сопряжено с необходимостью делать это в рамках той системы требований, которые установлены ведомственными нормативными документами. Для вузов МВД это, прежде всего, Приказ МВД РФ № 10 от 3 января 1996 г. «Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России» [4].

Рассмотрим основные тенденции развития перспективной системы высшего образования, выделяя их особенности применительно к образовательному процессу в учреждениях, где курсанты и слушатели получают специальное образование для последующего осуществления профессиональной деятельности в системе МВД России.

В основе одной из тенденций развития процесса обучения в системе профессионального образования - контекстный подход к организа-ции образовательного процесса, обоснованный А.А.Вербицким [1]. Контекстное обучение имеет особое значение для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД, так как за период обучения они должны приобрести знания, умения и навыки, достаточные для осуществления ими достаточно сложной профессиональной дея -тельности не только как инженеров, но и как сотрудников ОВД. «Чтобы стать теоретически и практически компетентным, - отмечает А.А.Вербицкий, - студенту необходимо совершить двой -ной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли к действию. Переход от информации к ее применению опосредствуется мыслью, что и делает эту информацию осмысленным знанием. Применение же означает использование знаний в функции средства регуляции деятельности. Та -ким образом, чтобы поднять статус знания, осмысленного отражения действительности, ин-формация с самого начала должна «примериваться» к действию, усваиваться в его контексте. Нужно, чтобы каждое вводимое преподавателем новое понятие или положение перестраивало структуру прошлого опыта и просматривались бы ее содержательные связи с ситуациями буду -щего профессионального использования. Только в этом случае можно, по нашему мнению, говорить о развитии человека в обучении» [2].

Обозначенная тенденция потребует от преподавателей образовательных учреждений МВД

РФ представления учебного материала таким образом, чтобы он был ориентирован на его практическое последующее использование. Это не означает, что приобретаемые в процессе обучения знания по всем темам и всем курсам должны сразу же «закрепляться» практическими действиями. Для многих дисциплин, в том числе и гу -манитарных, это не всегда возможно. Однако к «погружению» знаний в среду предстоящей профессиональной деятельности специалистов необходимо стремиться, используя различные методы обучения.

Еще одна тенденция изменения процесса обучения в системе высшего специального профессионального образования — его развитие в направлении личностной ориентации. Концепция личностно ориентированного обучения сло -жилась в нашей стране в начале 90-х годов прошлого века. В настоящее время ведутся активные научные разработки различных аспектов кон -цепции, разрабатываются методики личностно ориентированного обучения на различных его стадиях и в различных типах образовательных учреждений.

Представляется важным отметить, что лично-стно ориентированное обучение направлено на достижение общей цели — формирования у будущего специалиста эмоционально-личностного отношения к окружающей действительности и локальных целей формирования в процессе обучения творческих личностей с учетом своеобразия каждого из них, их индивидуальных целей и жизненных устремлений. Личностно ориентированное обучение основано не только на взаимном уважении преподавателя и курсанта, но и признании творчества как стержневого качества каждого из субъектов, отсутствие подозрений в неспособности курсантов воспринимать материал на необходимом уровне, создание условий для максимального раскрытия и использования по -тенциала каждого курсанта.

Следующая из определяемых тенденций -тенденция к информатизации и компьютеризации процесса обучения. С особой очевидностью эта тенденция проявляется в российском образовании в 90-е годы ХХ века, тогда как цивилизо -ванный мир пережил революционную волну массового внедрения компьютеров в образовательный процесс лет на 20-30 раньше. Сегодня очевидно, что массовое распространение персональных компьютеров, создание компьютерных систем обучения, развитие информационных технологий, распространение Интернета откры-вают принципиально новые возможности образования.

Компьютеризация процесса обучения как одна из важнейших тенденций формирования перспективной системы образования и одновременно настоятельное требование времени ни у кого не вызывает сомнения. Напротив, процесс ком -

пьютеризации получил и нормативное закрепле -ние, в частности, и в системе обучения в ведомственных учебных заведениях МВД. Так Кон -цепцией информатизации образовательных учреждений МВД России предусмотрено создание системы комплексной компьютеризации каждо -го образовательного учреждения МВД России. «Для перехода к активному внедрению новых информационных технологий в учебный процесс, - отмечается в этом документе, - необходи -мо оснащение образовательных учреждений МВД России информационной техникой, обеспечивающей решение задач комплексной ком -пьютеризации образовательных учреждений МВД России» [5].

Сейчас уже трудно представить процесс обучения многим специальным дисциплинам без обеспечения возможностей работы с новейшими разработками в сфере охраны, различными ин -формативными базами данных. Но это - лишь одно из направлений, хотя и чрезвычайно важ -ное, которое позволяет значительно повысить не только эффективность образовательного процесса, но и в целом качество профессионального образования. Необходим непрерывный творческий поиск преподавателями более совершенных пе-дагогических технологий, которые были бы эффективнее технологий, основанных на «живой работе» преподавателя с курсантами и слушате -лями, которые бы решали не только задачи обучения, но и образования, воспитания, развития творческих способностей личности будущего специалиста вневедомственной охраны для правоохранительных органов.

Завершая анализ основных тенденций формирования компетентностной системы высшего профессионального образования, целесообразно представить тенденцию гуманизации и гуманитаризации образования.

Исследуя возможности применения гуманистической парадигмы в системе обучения в образовательных учреждениях МВД России, нельзя не учитывать, что такие системы должны строиться с учетом объективных ограничений, кото -рые налагают на профессиональную деятель -ность сотрудника органов внутренних дел необходимость соблюдения законности и следование предписаниям ведомственных нормативных до -кументов и должностных инструкций.

Как показывает практика, решение актуаль-ных задач по формированию гуманистического мышления курсантов и слушателей осложняется их отношением к гуманитарным наукам как к чему-то второстепенному, необязательному. Этому в значительной мере способствовали догматизм и оторванность общественных наук от реалий жизни. Одна из серьезных сложностей состоит в том, что образование в ведомствен -ных ВУЗах на протяжении длительного времени осуществлялось в условиях острого дефицита

духовной культуры, без которой принципиаль -но невозможно усиление его гуманистического аспекта. Негативное воздействие на формирование гуманистического мышления у курсантов оказывают как сама трудовая практика, так и нарастающие проблемы и трудности, связанные с современными требованиями реорганизации ОВД на гуманистических и демократических принципах.

Все вышесказанное подводит нас к той мысли, что серьезной методологической проблемой вуза МВД является формирование сознания будущих милиционеров с учетом прежде всего особенностей современного общества. Это требует совершенно новых установок методическо -го характера — гуманизации как естественных, так и технических наук. По мнению большинства ученых, поставленная проблема разрешима гуманитаризацией учебных планов, а также созда -нием новых технологий в педагогике и методике преподавания гуманитарных дисциплин.

В заключение отметим, что фундаментальные цивилизационные изменения, происходящие в мире в начале XXI века, требуют нетрадиционных подходов к организации учебного процесса. Речь идет о подходах, соответствующих совре-менным науке, технологиям, ценностям и отно -шениям, а значит, о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин, как гуманитарных, так и технических.

Реализация компетентностного подхода в ве -домственном образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования - подготовку квалифи -цированных сотрудников ОВД соответствующе -го уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, спо -собных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Идеальным результатом современного об -разования должен стать компетентный специа -лист, а реальным — создание условий для дос -тижения поставленной цели в образовательном учреждении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. по -собие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Вербицкий, А.А. Психолого -

педагогические особенности контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М.: Знание, 1987. -110 с.

3. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии / Под ред. И.М.Макарова. - М.: Наука, 1999. - 190с.

4. Приказ МВД РФ № 10 от 3 января 1996 г. «Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведени -ях МВД России»// Текст приказа официально опубликован не был. Электронная информационно-справочная система «Г арант».

5. Приказ МВД РФ № 362 от 5 июля 1996 г. «Об информатизации образовательных учрежде -ний МВД России» // Текст приказа официально опубликован не был. Электронная информационно-справочная система «Гарант».

6. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 го -ды (утв. приказом Минобразования РФ от 1 фев -раля 2000 г. № 305) (с изменениями в соответствии с приказами Минобразования РФ от 10 мая 2001 г. № 2015 и от 9 сентября 2002 г. № 3242).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.