Научная статья на тему 'Реализация компьютеризованного управления учебной деятельностью курсантов в процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел'

Реализация компьютеризованного управления учебной деятельностью курсантов в процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗОВАННОГО ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / COMPUTER TRAINING DEVICES / COMPUTER TRAINING TECHNOLOGIES / COMPUTERIZED CONTROL OF EDUCATIONAL ACTIVITY / TECHNOLOGY OF COMPUTERIZED INDIVIDUAL DIFFERENTIATED CONTROL OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дровникова Ирина Григорьевна

Предлагается понятие технологии компьютеризованного индивидуально-дифференцированного управления учебной деятельностью, основанного на педагогической поддержке действий курсантов. Рассматривается реализация указанного управления, обеспечивающая личностно ориентированную профессиональную подготовку специалистов для правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дровникова Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF CADETS' COMPUTERIZED CONTROL EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS FOR LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES

The technology definition of computerized individual differentiated control of educational activity, based on the pedagogical support of cadets' actions, is presented. The realization of the offered control, insuring person orientated professional training of specialists for law-enforcement authorities, is observed.

Текст научной работы на тему «Реализация компьютеризованного управления учебной деятельностью курсантов в процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел»

И.Г. Дровникова,

кандидат педагогических наук, доцент

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

REALIZATION OF CADETS’ COMPUTERIZED CONTROL

EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS FOR LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES

Предлагается понятие технологии компьютеризованного индивидуально-дифференцированного управления учебной деятельностью, основанного на педагогической поддержке действий курсантов. Рассматривается реализация указанного управления, обеспечивающая личностно ориентированную профессиональную подготовку специалистов для правоохранительных органов.

The technology definition of computerized individual differentiated control of educational activity, based on the pedagogical support of cadets ’ actions, is presented. The realization of the offered control, insuring person orientated professional training of specialists for law-enforcement authorities, is observed.

В настоящее время с особой очевидностью проявляется необходимость совершенствования процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для ОВД по -средством использования прогрессивных образовательных технологий. К таким технологиям, несомненно, относятся компьютерные техноло -гии обучения курсантов в образовательных учреждениях МВД России.

Различные направления применения современных компьютерных технологий для повыше -ния эффективности процесса обучения с разработкой конкретных моделей компьютеризован -ного управления учебной деятельностью рассматриваются в целом ряде научных работ [1 — 12]. Отдельные из них позволяют реализовать переход к прогрессивной организации управленческой деятельности с использованием возможностей компьютера как активного средства индивидуализированного и дифференцированного обучения и с учётом специфики подготовки специалистов для правоохранительных органов в образовательных учреждениях МВД России [13, 14].

Особенностью предлагаемой нами технологии компьютеризованного индивидуально -дифференцированного управления (КИДУ)

учебной деятельностью (ТКИДУ) является сис-тематическая педагогическая поддержка действий курсантов с учётом показателей их личности, проявляющихся в процессе компьютеризо -ванного обучения (в частности, при выполнении учебных заданий на компьютере). Данная технология представляет собой определяемый лично-

стными установками курсантов комплекс управленческих процедур, включающих специальный подбор и компоновку форм, методов, приёмов и средств обучения и контроля, которые обеспечивают каждому из них возможность выбора своего пути логического разветвления действий посредством оказания необходимой и своевременной компьютерной индивидуально-дифференцированной помощи и поддержки в виде предложения различных подсказок, консультаций, других интерпретаций, а также достижения га -рантированного результата в реализации образовательной цели подготовки специалиста -

профессионала заданного профиля для ОВД.

Алгоритм КИДУ учебной деятельностью рассматривается как разветвлённая схема возможных инвариантных траекторий учебнопознавательной деятельности курсанта, повороты которой обуславливаются успешностью действий (понятно, непонятно, правильно, неправильно, в чём ошибка) и познавательными запросами в соответствии с социальными характеристиками его личности (уровнями развития мотивации учения, обученности, развития стиля учебной деятельности) и индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом учебной работы, индивидуаль -ным стилем учебной деятельности), значимыми в выполнении учебных заданий на компьютере.

Экспериментальная проверка технологии КИДУ учебной деятельностью курсантов про -водилась в три этапа: подготовительный, ос -новной, заключительный.

Подготовительный этап (2002 — 2003 гг.)

включал: определение учебных дисциплин для экспериментального обучения (были выбраны три дисциплины психолого-педагогического

профиля); разработку и отладку алгоритма функционирования компьютерной обучающей программы; составление методического обеспечения и отбор традиционных дидактических средств для взаимодействия с компьютером в обучении; определение образовательных учреждений (основная серия экспериментов проводи -лась в Академии управления МВД России и Во -ронежском институте МВД России, повторная -в Воронежском государственном техническом университете, Воронежском филиале Московского гуманитарно-экономического института, Воронежском институ те экономики и социального управления), выявление численности испы-туемых (всего 298 человек) и подбор учебных групп для участия в эксперименте; разработку диагностических материалов; создание системы учебных заданий (СУЗ), системы учебной помощи (СУП), системы ответов, идентифицирован -ных ошибок, комментариев, реплик (СОИОКР).

На основном этапе (2004 — 2006 гг.) экспериментального исследования проверялась эффективность разработанного алгоритма КИДУ учебной деятельностью курсантов (слушателей). Он включал в себя: исходную и конечную диагностики мотивации учения, обученности, стиля учебной деятельности курсантов (слушателей) контрольных и экспериментальных групп (кон-статирующие эксперименты); эксперименталь-ное обучение на основе алгоритма КИДУ (формирующий эксперимент).

В соответствии с логикой исследования для выявления исходных и конечных уровней развития мотивации учения курсантов (слушателей) применялись методики анкетирования и шкалирования, разработанные О.С. Гребенюком. Диагностика исходных и конечных уровней обученности осуществлялась по результатам выполнения курсантами (слушателями) предметных тестов, дифференцированных по четырём уровням сложности и усвоения, составленных на основе методики В.П. Беспалько. Для установления исходных и конечных уровней развития стиля учебной деятельности использовался комплекс психологических методик, предложенный С. В. Кульневичем и В.П. Мусиной [13]. Результаты начального среза применялись для определения контрольных и экспериментальных групп, групп адаптации в экспериментальном обучении, мер педагогического воздействия в зависимости от социальных ха -рактеристик курсантов (слушателей).

Экспериментальное обучение состояло из вводного занятия, компьютеризованного обучения и неавтоматизированной учебно-познавательной деятельности курсантов (слушателей) под руководством преподавателя.

Цель вводного занятия заключалась в подго-

товке курсантов (слушателей) к выполнению управленческих функций в процессе компьютеризованного обучения, формировании мотивов учения и деятельности на компьютере.

Основное внимание в компьютеризованном обучении уделялось формированию у курсантов (слушателей) обобщённой схемы ориентировочных действий (этап декодирования), сознатель-ного, рефлексивного уровня выполнения учебных заданий (этап практического применения), актуализации у них положительных мотивационных состояний посредством поэтапного ввода элементов усиления мотивации (от эффекта новизны работы с компьютером, создания ситуаций успеха до полной самостоятельности в учебно-познавательной деятельности).

В процессе выполнения учебных заданий на компьютере у курсантов (слушателей) формировались критерии, на основе которых они оценивали и корректировали собственную деятельность. С этой целью, наряду с комментированием действий, им предъявлялась текущая, рубежная и итоговая диагностическая информация по различным параметрам деятельности. Всё это способствовало актуализации разнообразных мотивов учения, возникновению таких мотива -ционных состояний, которые побуждали курсантов (слушателей) развивать стиль учебной дея -тельности, формировать индивидуальные темп и стиль, а также осуществлять учебно-познава-тельную деятельность на основе усвоенных зна -ний, умений и навыков для продвижения на более высокие её уровни в соответствии с познава -тельными возможностями, и делало данный процесс управляемым и контролируемым.

В ходе экспериментальных занятий у курсантов (слушателей) формировались специальные знания о принципах конструирования СУЗ и СУП, знания о системном анализе, умение владеть системой понятий и осуществлять линейный анализ.

Результаты экспериментального компьюте-ризованного обучения свидетельствуют о том, что применение компьютера для осуществления инди виду ально-дифференцированного упр авле -ния учебной деятельностью наиболее эффектив -но, если формы организации обучения (индиви -дуальная и парная) соответствуют социальным характеристикам курсантов (слушателей) в уровнях развития мотивации учения, обученности и развития стиля учебной деятельности. При этом уровень знаний, умений и навыков, усваиваемых в результате компьютеризованного обучения, обеспечивает их функционирование в качестве репродуктивного компонента в процессе неавтоматизированной учебно-познавательной деятельности высокого уровня проблемности и позволяет опираться на высокий уровень самостоятельности курсантов (слушателей).

Эффективность технологии КИДУ учебной деятельностью подтверждается оценёнными на

заключительном этапе (2007 — 2008 гг.) иссле-дования с помощью критерия ^2 (критерия Пирсона) статистически значимыми различиями в социальных характеристиках курсантов (слушателей) контрольных и экспериментальных групп в конце компьютеризованного обучения (во всех случаях ^2эмп.>^2кр., где ^2кр.=7,815 при р £ 0,05 для П=3). Эффект развивающего обучения, обеспечиваемый технологией КИДУ, проявляется в повышении средних уровней развитии мотивации учения, обученности и развития стиля учебной деятельности в экспериментальных группах по сравнению с контрольными на 24%, 15% и 18% соответственно, в формировании индивидуального темпа учебной работы и индивидуального стиля учебной деятельности курсантов (слушате -лей). Установлено, что во всех группах возросли взаимозависимости мотивации учения, обученности и стиля учебной деятельности, однако в экспериментальных группах обнаружилось большее изменение наблюдаемых статистических критериев в сторону их повышения.

Практика применения ТКИДУ учебной деятельностью в процессе самостоятельной работы учащихся при подготовке специалистов в двух образовательных учреждениях высшего профессионального образования системы МВД России и в трёх образовательных учреждениях граждан -ского профиля, полученные экспериментальные результаты и их статистическая обработка дают доказательное представление об эффективности разработанной технологии и её общедидактическом характере. Реализация ТКИДУ обеспечивает существенное углубление индивидуализации и дифференциации обучения, осуществляемых на личностном уровне, развитие познавательной активности, самостоятельности в учении курсантов (слушателей) и гарантированное достижение каждым из них образовательной цели подготовки современного специалиста для правоохрани -тельных органов - высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, способной к самообучению, саморазвитию, личностному росту, и, в то же время, компетентного профессионала заданного профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных

учебников и обучающих систем /А.И. Башмаков, И.А. Башмакова. — М.: Информационно-

издательский дом «Филин», 2003. — 616 с.

2. Бояринов Д.А. Проектирование личностно ориентированной обучающей системы: дис... канд. пед. наук /Д.А.Бояринов. — Смоленск, 2004. — 204 с.

3. Буцынская Т.А. Основные направления применения современных компьютерных информационных технологий для повышения эффективности процесса обучения /Т.А. Буцынская, П.А. Орлов

//Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». — 2008. — Выпуск №1 (январь). — http:// ipb .mo s .ru/ttb.

4. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ /А.О. Кривошеев //Информационные технологии. — 1996. — №2. — С. 14 — 18.

5. Мещерякова Е.И. Новые информационные технологии в обучении юридическим дисципли -нам: монография /Е. И.Мещерякова. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 175 с.

6. Софиев А.Э. Компьютерные обучающие системы: монография /А.Э. Софиев, Е.А. Черткова. — М.: Де Ли принт, 2006. — 296 с.

7. Тыщенко О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: автореф. дис... канд. пед. наук / О.Б. Тыщенко. — М., 2003. — 20 с.

8. Холостов А. Л. Совершенствование орга -низации подготовки специалистов пожарной безопасности при дистанционном обучении на основе моделей распределения времени: дис. кан д . пед. наук /А.Л. Холостов. — М., 2004. — 177 с.

9. Царёва И.Н. Подготовка учебного материала для создания разветвлённой обучающей программы /И.Н.Царёва //Компьютеризация учебного процесса и вопросы применения компьютерных и информационных технологий: Сб. докл. межвуз. науч.-метод. конф.- Краснодар: Краснодарск. гос. ун -т, 2002. — С. 141 — 148.

10. Евсеев А.И. О необходимости учёта по-

знавательной деятельности учащегося при разработке компьютерных средств обучения /А.И. Евсеев, А.Н. Савкин: BC/NW 2006, №2, (9):14.2. Разд. 3. Управление познавательной деятельно -стью учащихся. — htpp: // networkjour-

nal.mpei.ac.ru.

11. Евсеев А. И. Разработка электронных образовательных ресурсов. Психолого -

дидактические вопросы познавательной (учебной) деятельности /А.И. Евсеев, А.Н. Савкин: Учеб.-метод. пособие. Разд. 4.4. Управление по -знавательной деятельностью учащегося. —

http ://cnit.mpei.ac.ru/textbook/ metod/indexhtm.

12. Евсеев А. И. Опыт поэтапной разработки компьютерного учебно-методического комплекса на базе дисциплины «Общая физика» /А.И. Евсеев, А.Н. Седов, А.Н. Савкин //Современная образовательная среда: Сб. докл. Всерос. конф. — М.: ВВЦ, 2002. С.123 — 124.

13. Дровникова И.Г. Построение системы индивидуализированного и дифференцированного обучения на основе ПЭВМ в учебных заведе -ниях МВД России: дис... канд. пед. наук /И.Г. Дровникова. — М., 1995. — 279 с.

14. Гончарова Е.Г. Педагогические условия компьютеризации обучения юристов-ювена-листов в образовательных учреждениях МВД России: дис. канд. пед. наук /Е.Г. Гончарова. —

Воронеж, 2006. — 227 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.