И.Г. Дровникова,
кандидат педагогических наук, доцент
Т.А. Буцынская, кандидат А.Ф. Шакирова,
технических наук, доцент, Институт электронных Академия государственной систем безопасности противопожарной службы МЧС России
КОМПЬЮТЕРНАЯ КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ
COMPUTER TEST-LEARNING PROGRAMME FOR SECURITY SYSTEM SPECIALISTS’ TRAINING
В работе представлены результаты разработки компьютерной программы для контроля и восстановления знаний, используемой при обучении и повышении квалификации специалистов в области технических систем противокриминальной защиты объектов.
The results of working out computer programme for test and recovery knowledge used during learning and improving qualification of anticriminal objects ’ protection technical systems ’ specialists are presented in the article.
Специализированные компьютерные программы широко применяются для тестирования знаний курсантов и слушателей в системе технического профессионального образования МВД России, а также при повышении квалификации специалистов.
Т акие программы, как правило, используются в конце всего обучения или значительного его этапа и предназначены для контроля уровня знаний. Вместе с тем, их можно использовать при проведении практических занятий и лабораторных работ, и не только для контроля, но и для «быстрого восстановления» знаний [1].
Нами разработана компьютерная контрольнообучающая программа, реализующая такую возможность при изучении технических систем про-тивокриминальной защиты объектов. Она включает контроль уровня подготовки курсантов и слушателей к лабораторным работам, проводимым с применением ЭВМ, контроль знаний по отдельным разделам и по всей учебной дисциплине в целом.
Таким образом, программа является универсальной и может использоваться на различных этапах профессионального обучения.
Рассмотрим применение программы на примере дисциплины специализации «Системы охранной и охранно-пожарной сигнализации», изучаемой в ГОУ ВПО «Московский энергетический институт (технический университет)», а также в НОУ ВПО «Институт электронных систем безопасности».
Структура тестового контроля знаний по дисциплине представлена на рис. 1. Объектами тестирования являются разделы (6—12) учебной дисциплины и лабораторные работы к ним (1—5): «Принципы построения систем охранно-пожарной сигнализации» (6), «Извещатели охранной сигнализации» (7), «Системы передачи извещений» (8), «Приёмно-контрольные приборы охранной и охранно-пожарной сигнализации» (9), «Оповещате-ли» (10), «Блоки питания» (11), «Проектирование,
монтаж и эксплуатация систем охранной и охран- может проводиться и по всей дисциплине в целом. но-пожарной сигнализации» (12). Тестирование
1 — 5 — лабораторные работы; 6 — 12 — разделы дисциплины; 13 — вся дисциплина.
Рис. 1. Структурная схема охвата тестированием разделов дисциплины «Системы охранной и охранно-пожарной сигнализации»
За основу разработки контрольно-обучающей программы взята отечественная универсальная компьютерная программная оболочка «Конструктор тестов». Всего подготовлено более 200 контрольных вопросов с 3 — 5 вариантами ответов на каждый вопрос. Блок-схема алгоритма контроля знаний по разработанной методике представлена на рис. 2.
В соответствии с алгоритмом после регистрации пользователя на экран выводится первый вопрос теста с различными вариантами ответов. Для обдумывания и ввода ответа программно устанавливается время, в обычном режиме — не более 20 с. Если за это время ответ не последует, программа переходит к выводу второго вопроса, а ответ на предыдущий вопрос считается неправильным.
В качестве дополнительной информации могут использоваться фотографии внешнего вида технических средств, видео- и мультимедийные
сюжеты об их принципе действия и работе, справочная и учебная информация и др. Время изучения дополнительной информации обычно ограничено 20 — 30 с.
Всего для контроля знаний перед выполнением лабораторной работы установлен вывод пяти вопросов, а для контроля знаний по соответствующим разделам учебной дисциплины — десяти вопросов.
После ответа на последний вопрос на экран выводится результат тестирования с отметкой. При правильном ответе на 5 из 5 или 10 из 10 вопросов высвечивается отметка «отлично». При правильном ответе на 4 из 5 или 8, 9 из 10 вопросов высвечивается отметка «хорошо». При правильном ответе на 3 из 5 или 6, 7 из 10 вопросов высвечивается отметка «удовлетворительно». При правильном ответе на меньшее число вопросов высвечивается отметка «неудовлетворительно».
Ответ на вопрос
Нет
Нет —
Г
Определение ответа как неверного
Определение ответа ____как верного_____
Вывод результата на принтер
Вывод результата в файл для групповой обработки
Рис. 2. Блок-схема алгоритма контроля знаний
В случае получения отметки «неудовлетво- обучающийся имеет возможность повторно
рительно» и фиксирования её преподавателем пройти тестирование. В этом случае вопросы из
базы данных выбираются случайно и вероятность их повторения минимальна.
Тестирование заканчивается при получении обучающимся положительного результата с отметкой не ниже установленной либо по указанию преподавателя.
Общее время тестирования /т определяется по формуле:
/т=N к (/о+а (1)
Из таблицы следует, что для временных параметров, указанных выше, при однократном тестировании с 10-ю вопросами время тестирования /т составит не более 7 мин, при трёхкратном — не более 20 мин, что несущественно влияет на общее время, отведённое на занятие.
Для итогового (зачётного) тестирования количество вопросов и время на обдумывание ответов на них могут быть увеличены.
Рассмотренная компьютерная контрольнообучающая программа может быть использована для профессионального обучения курсантов и слушателей, а также при повышении квалификации специалистов в области систем безопасности в образовательных учреждениях технического профиля МВД России.
Следует отметить, что основой эффективного применения компьютерной контрольнообучающей программы является динамичное обновление её информационной и вопросной базы.
Это связано, во-первых, с общей высокой динамикой содержания рабочих учебных программ, в частности, в связи с перестройкой структуры высшего профессионального образования, в том числе и ведомственного. Разрабатываются новые учебники и учебные пособия, в которых в соответствии с программами несколько иначе, чем прежде, представлен учебный материал. Во-вторых, в последние годы наблюдается общая высокая динамичность разработки и применения техники противокриминальной защиты, вызванной техническим прогрессом и развитием конкуренции в области технических систем противокриминальной защиты объектов.
Дополнительными условиями обеспечения
где N — количество повторений тестирования;
К — количество вопросов теста;
/о , /д — длительности ответа на вопрос и изучения дополнительной информации соответственно.
В табл. 1 представлены результаты оценки максимального времени, затрачиваемого на тестирования при /о = 20 с.
высокой эффективности применения компьютерных программ для контроля знаний являются:
1. Требование повышения их качества, основными показателями которого служат валидность и надёжность тестов. Данные показатели характеризуют, соответственно, стабильность получаемых результатов тестирования и их способность правильно отражать уровень подготовки курсантов и слушателей. Для практической реализации компьютерного контроля необходима периодическая комплексная оценка качества разрабатываемых тестов, в том числе и с учётом мнения обучающихся [2].
2. Возможность в процессе тестирования не только определения уровня обученности курсантов и слушателей, но быстрого восстановления знаний путём просмотра правильного ответа и получения (при необходимости) другой дополнительной дидактической информации по тестируемому предмету.
При выполнении перечисленных условий применение разработанной методики проведения обучения с тестированием на ЭВМ на основе использования компьютерной программы обеспечит повышение качества подготовки специалистов в области технических систем противокриминальной защиты объектов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и учебных центрах МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фомин В.И. Разработка контрольнообучающих программ по дисциплине «Произ-
Результаты оценки максимального времени, затрачиваемого на тестирования, в процессе компьютеризованного обучения
Параметры Максимальное время тестирования, с
К ^ с N = 1 2 II т II
5 20 200 400 600
5 0 100 200 300
10 20 400 800 1200
10 0 200 400 800
водственная и пожарная автоматика» /В.И. Фомин, А.Н. Членов, Т.Н. Буцынская //Системы безопасности - СБ - 2006: Матер. 15-ой науч.-технич. конф. Междунар. форума информатизации 25 октября 2006 г., Москва.— М: Академия ГПС МЧС России, 2006. — С. 268—260.
2. Бутузов С.Ю. Обеспечение качества компьютерных тестов для контроля знаний
/С.Ю. Бутузов, Р.Ш. Хабибулин //Системы безопасности - СБ - 2006: Матер. 15-ой науч.-технич. конф. Междунар. форума информатизации 25 октября 2006г., Москва.— М: Академия ГПС МЧС России, 2006.— С. 87—89.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЬИ:
Дровникова Ирина Григорьевна. Доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Кандидат педагогических наук, доцент. Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 476-470.
Буцынская Татьяна Анатольевна. Доцент кафедры информатики Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Кандидат технических наук, доцент.
Россия, 129366, г. Москва, ул. Б. Галушкина, 4. Тел. (495)617-27-34.
Шакирова Анастасия Фатековна. Начальник учебного отделения Института электронных систем безопасности. Магистр.
Россия, 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 13, стр.1. Тел. (495)362-70-36.
Irina Grigoryevna Drovnikova. Assistant professor. Voronesh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Social Sciences Chair. Cand. Sc. (Pedagogics).
Work address: Russia, 394065, Voronezh, prospect Patriotov, 53. Tel. (4732 476-470.
Tatyana Anatolyevna Butsynskaya. Assistant professor. Academy of State Fire Service of the Ministry of Extreme Situations. Information Technology Chair. Cand. Sc. (En-geneering).
Work address: Russia, 111558, Moscow, B. Galushkin str., 4. Ph. (495) 617-27-34.
Anastasiya Fatekovna Shakirova. Chief of training department. Electronic security systems Institute. Master.
Work address: 11250, Moscow, Krasnokazarmennaya str., 13/1. Ph. (495) 362-70-36.
Ключевые слова к статье: тестирование, компьютерная программа, контроль знаний.
Keywords: test, computer programme, knowledge control.
ББК 74.58:67.401.133