И.Г. Дровникова,
кандидат педагогических наук, доцент
Т. А. Буцынская,
кандидат технических наук, Академия ГПСМЧС России, г. Москва
П.А. Орлов,
Академия ГПС МЧС России, г. Москва
РОЛЬ И МЕСТО СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
MODERN COMPUTER TRAINING TECHNOLOGIES IN IMPROVING ADMINISTRATION’S PROCESS OF SECURITY SPECIALISTS’ TRAINING SYSTEM
Рассмотрены основные дидактические задачи, решаемые с помощью современных компьютерных технологий, а также средства и условия их успешной реализации. Предложена система управления процессом обучения при подготовке специалистов для сферы безопасности.
Main didactic items, decided with modern computer technologies, are examined. The authors propose adOministration’s system process for training security specialists.
При подготовке специалистов охраннотехнического и пожарно-технического профилей для системы безопасности в образовательных учреждениях МВД России и МЧС России в на -стоящее время широко используются новые ин -формационные технологии, в том числе современные компьютерные технологии, открываю -щие новые возможности в совершенствовании управления процессом профессионального обучения курсантов (слушателей).
Новые информационные технологии обучения - это технологии, основанные на применении современных способов и средств обработки, преобразования, представления и передачи информации [1]. Безусловно, одним из важнейших таких средств являются компьютеры, поэтому компьютерные технологии обучения трактуются как одно из направлений в системе новых информационных технологий, требующее обязательного применения в качестве основного средства обучения компьютерной техники.
Компьютерные технологии обучения (КТО)
- это система форм, методов и средств обучения, обеспечивающая достижение поставленных дидактических целей, основанная на принципах информатики и реализуемая с помощью компьютеров [2]. Соглашаясь с Н.В. Макаровой, КТО рассматриваем как информационные технологии на базе персональных компьютеров, компьютерных сетей и средств связи, для которых характерно наличие «дружественной» среды работы пользователя [3].
К основными классификационным призна -кам КТ О относятся:
- программная и техническая реализация;
- дидактическая направленность;
- предметная область.
Практическая реализация КТО осуществ-ляется с помощью компьютерных средств и систем, основным назначением которых является решение дидактических задач теоретиче-ского и практического характера, а также обеспечение контрольных функций. Особен -ность компьютерных средств и систем заклю-чается в ориентации на взаимодействие с обу -чающимися, предполагающее их индивидуаль-ную или групповую работу. Поэтому, как пра -вило, к ним не относят компьютерные средства и системы, обеспечивающие методическую поддержку процесса обучения и (или) облегчающие труд преподавателя.
Компьютерные средства и системы могут использоваться на различных этапах профессионального обучения как для первичной подготов -ки, включающей усвоение основных понятий и концепций, базовой подготовки разного уровня, так и для повышения квалификации или восстановления знаний.
Компьютерные средства обучения (КСО) в общем виде представляют собой программнотехнические средства, используемые в образовательном процессе и имеющие предметное содержание [4].
К основным видам КСО относятся компьютерные: учебник (учебное пособие), учебный пакет, задачник (практикум), лабораторная работа, справочник (база данных), учебное занятие, контролирующая программа, тренажер [4; 5].
Взаимосвязь КСО и решаемых с их помощью дидактических задач представлена на рис. 1.
С развитием КТО в самостоятельное направление наряду с КСО выделились обучающие комплексы и системы, в основе которых лежит наращивание функций, увеличение объема учебного материала, создание программного (программно-технического) комплекса, включающе-го, в общем случае, несколько КСО, а также до -полнительные компьютерные программы и технические средства.
Примером такой системы может служить компьютерная обучающая система (КОС),
представляющая собой, как правило, комплекс КСО, предназначенный для подготовки по определенным разделам (темам) курса (дисциплины). В [2] под КОС понимают комплекс мультимедийных интегральных компьютерных средств обучения, в которых реализуется полный ком -плекс основных дидактических задач.
Другим примером может служить полномасштабный тренажер, предназначенный для профессионального обучения и включающий, кроме программной и дидактической, также кон -структивную часть - точную копию рабочего места оператора [6]. В состав компьютерного тренажера входит модель объекта управления, а также рабочее место обучающихся и преподавателя, реализуемые на базе компьютерных средств.
Виды КСО
Группы дидактических задач
Рис. 1. Взаимосвязь основных видов КСО и решаемых с их помощью групп корректирующих дидактических задач
На сегодняшний день одним из перспектив -ных направлений имитации среды деятельности и реализации условий, связанных с внешним и физическим подобием отрабатываемой деятель -ности, является применение технологии вирту -альной реальности.
С развитием КТО в самостоятельное направление наряду с КСО выделились обучающие комплексы и системы, в основе которых лежит наращивание функций, увеличение объема учебного материала, создание программного (программно-технического) комплекса, включающе -го, в общем случае, несколько КСО, а также до -полнительные компьютерные программы и технические средства.
Примером такой системы может служить компьютерная обучающая система (КОС), представляющая собой, как правило, комплекс КСО, предназначенный для подготовки по определенным разделам (темам) курса (дисциплины). В [2] под КОС понимают комплекс мультимедийных интегральных компьютерных средств обучения, в которых реализуется полный ком -плекс основных дидактических задач.
Другим примером может служить полно -масштабный тренажер, предназначенный для профессионального обучения и включающий кроме программной и дидактической также кон -структивную часть - точную копию рабочего места оператора [6]. В состав компьютерного
тренажера входит модель объекта управления, а также рабочее место обучающихся и преподава -теля, реализуемое на базе компьютерных средств. На сегодняшний день одним из перспективных направлений имитации среды деятельно -сти и реализации условий, связанных с внешним и физическим подобием отрабатываемой деятельности, является применение технологии вир -туальной реальности.
Поскольку в состав как полномасштабного, так и компьютерного тренажера должны входить КСО, то их можно отнести также и к комплекс -ным средствам обучения, решающим несколько групп дидактических задач.
Дальнейшим развитием полномасштабного тренажера является автоматизированная обучающая система (АОС). Это программнотехническое средство обучения, состоящее из одного или нескольких КОС и набора специали -зированных локальных тренажеров, позволяю -щих осуществлять формирование профессиональных умений и навыков принятия и выполнения решений по управлению (обслуживанию) рассматриваемых объектов [7].
АОС на базе компьютера дают возможность курсанту (слушателю) не только получить базо -вые знания по изучаемой специальной дисцип-лине, но и усвоить принципы действия сложного технического и технологического оборудования, особенности его эксплуатации, а также получить понятийные навыки управления им и ремонта. Таким образом, АОС обеспечивает решение задачи профессиональной подготовки специали -стов для системы безопасности.
Можно выделить и другие виды обучающих систем, получивших применение в процессе профессионального обучения курсантов (слушателей) в образовательных учреждениях МВД и МЧС России:
- компьютерный учебный курс;
- компьютерный восстановительный курс;
- система профессиональной аттестации;
- экспертно-обучающая система;
- адаптивно-обучающая система;
- интеллектуальная система обучения и др.
Применение конкретных КСО или обучающей системы определяется решаемыми дидакти -ческими задачами, техническими и экономическими возможностями по их созданию.
Использование компьютерных технологий в профессиональном обучении курсантов (слуша -телей) в образовательных учреждениях МВД и МЧС России активизирует процесс обучения, повышает познавательный интерес, ускоряет обобщение и систематизацию знаний, а следовательно, способствует совершенствованию управления подготовкой специалистов охраннотехнического и пожарно-технического профилей для системы безопасности.
Вместе с тем, сам факт применения КТО -это необходимое, но не достаточное условие по -
вышения эффективности управления процессом обучения курсантов (слушателей). Условиями эффективного использования компьютерных технологий в профессиональном обучении являются [8]:
- готовность преподавателя к применению компьютера в процессе обучения;
- разработка педагогического программного обеспечения;
- структуризация и тщательный отбор информационного учебного материала;
- разработка и опытно-экспериментальная проверка методики применения компьютерных программ в процессе обучения.
С учетом указанных условий разработана
система управления процессом обучения (СУПО), в основу которой положена трактовка обучения как целенаправленного процесса дву х-сторонней деятельности, включающего, с одной стороны, преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности и, с другой стороны, учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Это указывает на познавательную активность курсантов (слушателей) в образовательном процессе, которых следует рассматривать как объект-субъект обучения [9].
Система включает объект-субъект управления (обучающиеся), управляющую часть, в кото -рой вырабатываются управляющие воздействия, блок анализа, каналы прямого и опосредованного управления. Достоинством такой СУПО явля -ется осуществление прямого учета влияния внешних возмущающих воздействий. Такие внешние факторы, как принятие нового образовательного стандарта, изменение учебной программы, нарушение графика изучения учебной дисциплины (по объективным причинам - в военизированных образовательных учреждениях), должны учитываться до оценки их результата.
Структурная схема СУПО, учитывающая данные особенности, представлена на рис.2.
Блок анализа имеет несколько входов, по которым поступают сведения о цели обучения, результатах обучения, мешающих внешних факто -рах и внутренних параметрах объекта -субъекта, оказывающих опосредованное влияние на результат обучения. На основе принятых различ -ных критериев в этом блоке формируются воздействия, преобразуемые с помощью блока управления в управляющие воздействия различ -ного рода.
При этом, во-первых, может совершенствоваться методика обучения (например, путем корректировки программных средств, введения но -вых компьютер ных средств обучения и т.п.), а во-вторых, приниматься меры, повышающие мотивацию учения (например, организация НИР
курсантов (слушателей), другие меры воздейст- вия на мотивацию).
Канал прямого управления
Цель обучения ---------►
Блок анализа
Компьютер ные системы контроля обученности и тестирования
Блок управления
Компьютерные средства и системы обучения
->
->
Объект-субъект
(обучающиеся)
Результат обучения -►
iL і
Канал опосредованного
управления
Рис. 2. Обобщенная структурная схема СУПО
По каналу прямого управления изменяется фактологическая (предметная) информация, подлежащая усвоению, по каналу опосредованного управления передается дополнительная информация, предназначенная для правильной организации самого процесса обучения. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талы -зина) такой информацией является ориентировочная основа действий, без использования ко -торой процесс усвоения нельзя считать эффективным [10].
Канал передачи данных о внешних факторах в блок анализа позволяет реализовать управление «по возмущению», что совместно с каналами обратной связи обеспечивает выполнение дидактической функции коррекции процесса обучения. В этом заключается существенное преимущество предложенной СУПО перед традицион-ными управляющими системами, в которых реализуется вариант управления «по отклонению» (результат обучения сравнивается с поставлен -ной целью, а рассогласование приводит к формированию управляющего воздействия).
Содержание блоков анализа и управления может существенно изменяться в зависимости от организационной формы обучения (самоподготовка, аудиторное занятие), а также от решаемых конкретных дидактических задач.
Рассмотрим роль компьютерных средств, ис -пользуемых в СУПО и обеспечивающих практи -ческую реализацию КТО курсантов (слушате-лей).
В целом, применение компьютерных средств является одним из основных системообразующих признаков. По назначению в СУПО их можно разделить на три группы:
- обучающие, обеспечивающие непосредственное формирование обученности;
- информационные, обеспечивающие функционирование каналов передачи данных;
- контролирующие, обеспечивающие функционирование каналов обратной связи.
Вместе с тем, подразумевается, что в состав блока управления СУПО обязательно должны входить преподаватели (в т.ч. методисты), ис -пользующие компьютерные средства для реализации процесса обучения.
Таким образом, по существу признаков представленная СУПО является социально -экономической, организационно -технической,
основное содержание как объекта -субъекта, так и субъекта которой составляют люди (курсанты (слушатели), преподаватели, методисты, администрация). Функционирование системы обеспечивается применением компьютерных средств.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что применение КТО позволяет совершенство -вать управление процессом профессиональной подготовки специалистов охранно-технического и пожарно-технического профилей для системы безопасности, что является комплексной не только технической, но и важной социальноэкономической задачей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мещерякова Е.И. Новые информационные технологии в обучении юридическим дисциплинам: монография /Е.И. Мещерякова. -Воронеж: ВГПУ, 2002. - 175 с.
2. Софиев А.Э. Компьютерные обучающие системы: монография / А.Э. Софиев, Е.А. Черткова. - М.: Де Ли принт, 2006. - 296 с.
3. Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 /Н.В. Макарова. - СПб., 1992. - 53 с.
4. Башмаков А.И. Разработка компьютерных
учебников и обучающих систем /А.И. Башмаков, И.А. Башмакова. - М.: Информационно-
издательский дом «Филин», 2003. - 616 с.
5. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ /А.О. Кривошеев //Информационные технологии. -1996. - №2. - С. 14-18.
6. Буцынская Т.А. Основные направления применения современных компьютерных ин-формационных технологий для повышения эффективности процесса обучения /Т.А. Буцынская, П.А. Орлов //Интернет-журнал «Техноло-гии техносферной безопасности». - 2008. - Вы -пуск №1 (январь). - http://ipb.mos.ru/ttb.
7. Тренажеры электрических станций и сетей
- www.testenergo.ru
8. Тыщенко О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /О.Б. Тыщенко. - М., 2003. - 20 с.
9. Дровникова И.Г. Система управления подготовкой специалистов в сфере безопасности на основе компьютерных средств /И.Г. Дровникова, П.А. Орлов //Междунар. науч.-практич. конф. «Преступность в России: состояние, проблемы предупреждения и раскрытия преступлений»: сб. матер. - Ч. 1. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008. - 465 с.
10. Гончарова Е.Г. Педагогические условия компьютеризации обучения юристов -ювеналистов в образовательных учреждениях МВД России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Е.Г. Гончарова. - Воронеж, 2006. - 227с.