2. Система оснащения предметных аудитории-студий. Комплексное решение по оснащению аудиторий будет включать в себя комплекты современного оборудование -мобильные классы (в том числе с использованием «тонких клиентов»), безусловно, интерактивные доски, выполненные по рези-стивной технологии с возможностью использования без специализированных активных маркеров, в комплекте с программным обеспечением; ультра-короткофокусные проекторы; качественные акустические системы.
3. Информационная система «Электронный Журнал», которая обеспечит возможность полной замены традиционных журналов на бумажном носителе в части учета выполнения учебной программы (без анкетных, медицинских и других дополнительных данных, учет которых может вестись другими средствами, в том числе электронными); потребность школы в части учета реализации учебной программы (ведение необходимых структур учебного года, отражение систем оценивания, используемых в школе, преобразование результатов из одной системы оценивания в другую, деление классов на группы по различным предметам, формирование учебных групп при профильном обучении, на элективных курсах, факультативах, кружках, при работе над проектами, совместимость с другими информационными системами, используемыми в школе).
4. Система «Электронная столовая» -как комплекс программно-технических средств для управления, контроля и организации процесса питания в школе. А именно,
обеспечивать ведение электронного счета ученика, учет особенностей его индивидуального меню, контроль выдачи блюд, предоставлять отчетную информацию для администрации школы и родителей.
5. Система управления ресурсами. Это ключевая система, на которую «завязано» все системы:
- безопасности и видеонаблюдения, оповещения о пожаре и контроля доступа, которые должны быть объединены на одном автоматизированном рабочем месте на посту охраны;
- инженерных коммуникаций (электро-водо-теплоснабжения);
- часофикации;
- вещания;
- видеоконференцсвязи;
- оснащения актового зала;
- оснащения предметных классов;
- электронный журнал;
- вычислительная сеть;
- доступ во внешние сети;
- телефонии;
- автоматизации школьной библиотеки и др.
Сроки реализации проекта - 2012-2015 гг.
Мы должны понимать, что стандартный образовательный процесс с привычными для нас понятиями «класс», «урок», «учебник» сегодня, в век цифровой революции, уходит в прошлое. На смену им приходят понятия «планшет», «цифровые образовательные ресурсы», «свободная траектория освоения знаний».
И наши новые школы, прежде всего Школа Сколково, должны этим тенденциям соответствовать.
УДК 378.14
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л.В. Каверина, В.М. Делик
В работе рассматривается использование компьютерных средств обучения при изучении различных дисциплин как одно из современных требований к учебному процессу в вузе. Решающим фактором успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс являются готовность и способность преподавателей освоить средства информационных технологий и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.
Ключевые слова: компьютерные средства обучения, информационные технологии.
Переход современного общества от индустриального к информационному этапу развития выдвигает в качестве одной из ос-
новных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования и совершенствования знаний основ информационной
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
культуры. Знания современных информационных технологий становятся неотъемлемой частью любой предметной области. Одним из современных требований к учебному процессу в вузе является использование компьютерных средств обучения (КСО) при изучении различных дисциплин. Работа преподавателя и студента, организованная с использованием ПК, становится более наглядной, интересной, а также значительно экономит учебное время. В настоящее время существует большое разнообразие обучающих программ, электронных энциклопедий, которые с успехом можно применять в учебном процессе. В тоже время существуют сложности по их использованию на занятиях, обусловленные необходимостью адаптации компьютерных средств обучения к нуждам конкретных дисциплин. В связи с этим актуальна задача разработки методических рекомендаций по их применению в учебном процессе.
Современные информационные технологии оказывают существенное влияние на все компоненты целостного образовательного процесса, что, в свою очередь, доказывает влияние компьютеризации на содержание обучения в смысле доступности для учащихся многого из того, что ранее считалось посильным только для специалистов высокой квалификации.
Применение компьютерных средств обучения дает новый импульс и существенно улучшает качество обучения. Использование персональных компьютеров позволяет [1]:
проводить электронное обучение в диалоговом режиме на расстоянии;
- применять в обучении математические модели изучаемых явлений и устройств;
автоматизировать эксперимент, обработку результатов;
- использовать машинную графику для повышения наглядности обучения;
- переносить акцент в обучении в сторону самостоятельной работы;
- обеспечить быстрое получение информации;
установить постоянный контроль результатов обучения;
повысить эффективность использования времени преподавателя.
Наибольший интерес представляет использование мультимедийных технических
средств в процессе чтения лекций, а также при проведении лабораторных работ, практических занятий и семинаров. Благодаря оснащению лекционных аудиторий современным мультимедийным оборудованием (проектором, компьютером, звуковой системой) появляется возможность использовать видеофрагменты, компьютерные презентации и компьютерное моделирование различных процессов. Кроме этого, в процессе занятий могут быть использованы ресурсы сети Интернет.
Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий со слушателями. Эта подготовка требует решения вполне конкретных вопросов [2]:
- отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств информационной технологии;
прогнозирование возможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления и поведения образовательного процесса;
- выбор способов сочетания и интеграции средств информационной технологии с традиционными средствами обучения;
- обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы).
В современном российском образовании качество педагогической деятельности определяется существенно новыми «присущими характеристиками», соответствующими новым требованиям, к которым относится и качество учебно-методического обеспечения образовательных программ. Все большую роль играют учебные материалы, представленные в электронном виде, которые в информационном мире призваны заменить обычные учебники и учебные пособия. Подготовка таких материалов, управляющих познавательной деятельностью обучающихся, новая профессиональная компетенция преподавателей. Повышение квалификации преподавателей в этом направлении - управление качеством образования на этапе создания необходимых условий.
В результате анализа выявлены основные параметры, с учетом которых создаются
компьютерные средства, в свою очередь, эти параметры разделены на четыре блока: технико-технологический, дидактический, методический и дизайн-эргономический. Каждый из этих блоков содержит в себе такие параметры, как технико-технологический (структура и интерактивность); дидактический (научность, доступность, наглядность, проблемность, систематичность и прочность); методический блок (форма предъявления информации, последовательность и контроль); дизайн-эргономический: (оформление, цвет, креативность и наполнение) [3].
К настоящему времени создано большое количество компьютерных средств обучения: электронный учебник, компьютерный тренажер, виртуальный лабораторный практикум, компьютерная презентация и др. В зависимости от решаемых педагогических задач компьютерные средства обучения подразделяются на четыре класса: средства теоретической и технологической подготовки; средства практической подготовки; вспомогательные средства; комплексные средства. Компьютеризация является одним из направлений, обеспечивающих устранение недостатков существующей системы образования и интенсификацию обучения.
На текущий момент в системе российского образования сложилась устойчивая тенденция к расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Развитие информационных технологий приводит к пересмотру содержания образовательного процесса и дает широчайшие возможности как для уже существующих форм и методов обучения, так и для внедрения новых, инновационных. Все это позволяет повысить качество образования, а повышение качества образования на основе КСО создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений информационного общества во все сферы общественной жизни.
Литература
1. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Педагогический поиск, 2004.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2004.
УДК 378.147
ЭТАПЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
В.Ю. Лыскова
В статье рассматриваются основные этапы создания инновационного проекта студентами-информатиками. В качестве проекта рассматривается разработка сайта антитеррористической направленности.
Ключевые слова: интернет-ресурс, сайт, кластерный подход, система, высшее образование, сту-денты-информатики.
В настоящий период времени перед высшей школой выдвигаются принципиально новые требования к содержанию и организации системы образования, научно -исследовательской и инновационной деятельности молодежи [1]. Все это требует разработки научно-обоснованных моделей и механизмов по активизации познавательной деятельности студентов.
Кластерный подход [2-4] позволяет интегрировать научные и инновационные
достижения в образовательный процесс и реализовать механизм социального партнерства.
Рассмотрим основные этапы активизации познавательной деятельности студентов-информатиков при выполнении инновационного проекта «Разработка сайта антитеррористической направленности».
Этапы выполнения инновационного проекта студентами-информатиками.
1. Постановка задачи.