УДК 373
УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧИМ ВРЕМЕНЕМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
З. Р. Плахтей
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье представлены результаты использования современных методик управления образовательным процессом в дошкольной образовательной организации и изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «управление», «тайм-менеджмент» применительно к руководителям дошкольных образовательных организаций, а также некоторые наблюдения за процессом формирования управленческой культуры руководителей по управлению рабочим временем работников дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: управление, тайм-менеджмент, управление временем, рабочее время работника дошкольной образовательной организации.
Понятия «управление» и «время» в педагогике и менеджменте.
Понятие «управление» применимо ко многим сферам человеческой жизнедеятельности, и деятельность в рамках образовательного процесса в дошкольной образовательной организации не является исключением из правила.
В настоящее время в научных публикациях и на практико-обиходном уровне принято ставить знак равенства между терминами «управление» и «менеджмент», рассматривая эти понятия в социально-экономическом аспекте как разные наименования одного и того феномена1.
Управление в широком смысле слова - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля какой-либо деятельности [7].
Феномен «управление», как научную категорию, впервые начал обсуждать Л. Бран-дейс в 1910 г., а теоретические основания концепции о том, что организация и содержание самого управленческого процесса может значительно повлиять на эффективность предприятия, производительность труда и т д., сформулировал Ф. У Тейлор в 1911 году в книге «Принципы научного управления» [5].
Однако сразу стало очевидно, что те же принципы управления применимы для построения управленческой деятельности в любой сфере человеческой деятельности, но, прежде всего, в сфере производительной деятельности. При этом, на начальных этапах формирования и формулирования теории управления, не все ее разработчики-основоположники обращали внимание на изучение специфичности умственного труда в управленческой деятельности и связанных с ним затрат.
Проблематике оформления терминологического пространства феномена «управления» в педагогическом и психологическом аспектах посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Д. М. Гвиашиани, И. Н. Гречникова, П. Друкер, Д. Карнеги, В. С. Лазарев, А. Маслоу, С. Г. Молчанов, М. М. Поташник, К. Роджерс.
В образовательных организациях объектом управления, объектом управленческой деятельности, несомненно, выступает, как мы традиционно говорим, учебно-воспитательный процесс, но лучше, если мы перейдем к употреблению термина, - «образовательный процесс». Таким образом, субъект управления должен реализовывать две группы спо-
1 Из лекций профессора Молчанова С. Г. 2014-15 учебных годов.
собов деятельности2: а) воздействия на объект и б) оценивания (измерения) состояний объекта.
Однако такие исследователи, как М. М. Поташник, достаточно поверхностно систематизируют (перечисляют и называют) методы управления в образовательной организации: «методы планирования, методы организации, методы анализа, методы контроля, методы стимулирования...» [8. С. 352] и т д., не предлагая их классификации по какому-либо основанию.
В связи с этим, в нашем исследовании мы предлагаем оценивать управление относительно времени. В любом случае, управление неотделимо от временной своей составляющей - планирования. Ведь, как утверждает Е. Е. Вершигора, «...планирование - это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством...» [3. С. 283].
Время - один из главных критериев оценивания эффективности и целесообразности плана при составлении плана действий. И, действительно, обсуждая с позиций математической науки, можно фиксировать, что планирование - это функция, одним из аргументов которой, как раз, и является время.
С другой стороны, «планирование» можно квалифицировать и как действие (совокупность действий, приемов, операций), направленное на управление временем, где стоящие перед субъектом задачи опредмечены, конкретизированы, структурированы и распределены во временном пространстве плана как последовательности действий.
Заметим, что объектами планирования могут становиться самые разнообразные реалии: функционирование организаций и их подразделений, а также различные виды деятельности людей (исполнителей) в этих структурах и социальных институтах. Надо только, наконец, определиться с тем, что человек осуществляет деятельность, а организация - функционирование3.
Под дефиницией «управление временем», которая используется в современной теории менеджмента и является предметом рассмотрения данной статьи, понимается сознательный контроль человека над своим собственным рабочим временем, затраченным на определённый вид деятельности и (или) ее фрагмент.
Управление временем ориентируется на управление временными интервалами деятельности конкретного субъекта - работника. Именно в этом и заключается специфичность, особенность обсуждаемого феномена.
Управление временем как научная дисциплина. Понимание необходимости управления рабочим временем, как проблемы для научного изучения, возникло еще в недрах классической экономической науки. Исходными основаниями для этого стали, с некоторых пор, и облигатуарность планирования (А. Файоль), и необходимость организации распределения и контроля над использованием рабочего времени.
В 20-30-ые годы в СССР научной организацией труда (НОТ) занимался Центральный институт труда (ЦИТ) под руководством Алексея Капитоновича Гастева [5].
А. К. Гастев считал [5], что главную роль в работе предприятия играет человек, а эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте и, в частности, с эффективного и целесообразного использования рабочего времени.
«На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного» - писал Гастев» [5. С. 123].
Проблемой рабочего времени занимался и известный отечественный ученый-биолог А. А. Любищев, который еще в 70-ые годы XX-ого века получил известность как автор
2 Из лекций профессора Молчанова С. Г.
3 Из лекций профессора Молчанова С. Г. 2014-15 учебных годов.
идеи управления индивидуальным рабочим временем на основе хронометража, считая его основой управления временем в рамках производства.
К сожалению, в настоящее время в отечественной и зарубежной науке наиболее распространен английский вариант наименования обсуждаемого феномена, а именно, «тайм-менеджмент» (от английского слова «time» - время, и «management» - управление), что принято переводить как «управление временем» [1].
Тайм-менеджмент выделился как относительно самостоятельный раздел внутри теории управления и представляет собой несколько интердисциплинарных линий исследования теории и практики способов (методов, технологий, инструментов) оптимизации временных затрат в различных сферах и отраслях профессиональной и просто человеческой деятельности.
О целесообразном использовании времени для полезных, сменяющих друг друга, видов деятельности, занятий говорили еще древнегреческие и римские философы, например, Аристотель, Сенека, а также и более близкие к нам во времени Я. А. Коменский, И. П. Павлов.
И сейчас управлению личным временем уделяют внимание многие учёные, политики и мыслители. Например, по воспоминаниям современников, Б. Франклин (один из президентов США) определил основой организации своей личной деятельности постановку долгосрочных и краткосрочных целей.
В настоящее время дисциплина стала настолько популярной, что наблюдается определённый переизбыток методик по управлению личным временем: написаны пособия и учебники для менеджеров среднего звена, для руководителей компаний, для молодых мам и студентов. Так, например, М. С. Хайнц предлагает рекомендации по тайм-менеджменту для молодых мам [9]. Заметим, что, с одной стороны, такая широкая применимость тайм-менеджмента вносит определённую сумятицу, а, с другой стороны, это говорит об универсальности предлагаемых способов управления рабочим временем.
Так, С. И. Калинин указывает в своих исследованиях на то, что теория управления временем опирается на универсальные законы («закон Парето», «закон Мерфи», «закон Паркинсона», «закон Зипфа», «закон необратимости времени») и при этом пытается разработать классификацию уже имеющихся технологий тайм-менеджмента, выделяя три его типа: индивидуальный, ролевой и социальный [4].
Однако их практическое применение показало, что границы в рамках зафиксированной типологии являются, в значительной степени, условными [4]. Основные методики, входящие в состав технологий тайм-менеджмента, взаимно дополняют друг друга, повторяются, и, в большинстве случаев, именно их комплексное, взаимодополняющее использование приносит максимальный эффект.
Вслед за ведущими теоретиками тайм-менеджмента отметим, что основная задача в управлении временем не упорядочивание всех единиц информации и даже не перечисление всех предполагаемых для исполнения задач и дел, а поиск наиболее рационального способа расположения в пространстве времени этих задач и дел с учетом их приоритетности и взаимной обусловленности.
Планирование и тайм-менеджмент в дошкольных образовательных организациях. Функционирование дошкольной образовательной организации и деятельность каждого работника всегда реализуется по жесткому, заранее подготовленному плану.
Каркасом планирования, вне всякого сомнения, является годовой план, в котором, прежде всего, должны быть отражены приоритетные направления деятельности дошкольной образовательной организации сообразно общим задачам социализации и образования детей.
Основная его функция - фиксация во времени целей и задач, поставленных перед дошкольной образовательной организацией. Следующий уровень - тактическое планиро-
вание, под которым понимается описание способов достижения краткосрочных целей. Тактика разрабатывается, как исполнение стратегии, на уровне руководителей среднего звена.
Основной его задачей является разработка дополнительных, локальных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации целевых ориентиров стратегического планирования.
Оперативное планирование представляет собой разработку плана (программы) конкретных действий субъектов профессиональной деятельности и функционирования структурных подразделений организации с учетом всех необходимых внешних и внутренних условий.
Именно такое планирование (см. табл. 1) представляется наиболее приближенным к комплексному и системному [2].
Таблица 1
Классическая система планирования
и перечень соответствующей плановой документации
Стратегическое планирование Основные стратегические направления на 5-10 лет Программа развития ДОУ Концепция развития ДОУ Образо- вательная программа Модель выпускника
Тактическое планирование Годовой план Учебный план Сетка занятий Перспектив. планы воспитателей Индивид. карты развития ребенка
Оперативное планирование Календарные планы работы Планы специалистов Перспективные планы воспитателей Тематические планы Диагностические карты развития
Планирование позволяет не только формировать направления образовательного и со-циализационного процессов (обучения и воспитания), но и даёт возможность его структурировать, расставлять акценты в конкретной, локальной профессиональной деятельности каждого специалиста, фиксируя их внимание на приоритетных моментах целостного образовательно-социализационного процесса.
Однако именно на уровне оперативного планирования иногда возникает отступление (отход) от ранее поставленных образовательно-социализационных задач. Зачастую их формулированию, пониманию и реализации мешает не только низкий уровень профессиональной компетентности, но и отсутствие компетенций управления собственным рабочим временем в условиях современной образовательной организации.
Если изначально в отечественной педагогике первостепенное внимание уделялось стратегическому планированию функционирования образовательных организаций, то в современных условиях реализации нового ФГОС ДО всё большее внимание уделяется инновационным методикам обучения и воспитания, а также планированию работы конкретных специалистов.
В этой сфере инструментарий тайм-менеджмента может оказаться, как нельзя, кстати.
Управление временем в ДОО: актуальность проблематики. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года предусматривает привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять образовательный процесс, вести научные исследования и осваивать новые технологии [11].
Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных организаций сменилась разнообразием их видов и вариативностью учебных планов, требующих от воспитателей высокого педагогического мастерства.
Нынешние ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании...» предъявляют новые, усложненные, по сравнению с ФГТ, повышенные требования к дошкольным образовательным организациям и образовательно-социализационному процессу в них.
Одновременно с этим многие организации испытывают определённый кадровый голод: значительная часть педагогических работников относится к предпенсионному или пенсионному возрасту, а начинающие специалисты не обладают тем опытом и культурой педагогической деятельности, которые позволяли бы им быстро решать поставленные задачи на высоком профессиональном уровне, укладываясь в определенные временные рамки.
Даже высококвалифицированным педагогам часто не хватает времени на организацию освоения детьми определенного, стандартного содержания образования, а что уж говорить о молодых специалистах. Дефицит времени - общая проблема современного общества.
Многие стрессовые ситуации, возникающие на производстве, зачастую связаны с неумением планировать свое рабочее время в течение дня, рационально подходить к распределению трудовременных затрат.
Поэтому управление качеством образовательного процесса невозможно без поиска и внедрения инновационных технологий. Перспективы развития дошкольного образования становятся очевидными лишь с внедрением инноваций, обеспечивающих не только количественные, но и качественные изменения в функционировании дошкольных образовательных организаций [6].
Практическое применение методов тайм-менеджмента в ДОО. Если стратегическое планирование позволяет распределить задачи на длительный временной интервал, то тайм-менеджмент даёт инструменты для их тактической реализации, эффективного использования времени в рамках исполнения краткосрочных задач.
Среди популярных в настоящее время методик тайм-менеджмента можно назвать метод «Альпы», целеполагание по схеме «SMART», «матрицу Эйзенхауэра» и технику расстановки приоритетов.
Так, метод «Альпы» включает в себя следующие действия: 1. Составление заданий. 2. Оценка их длительности. 3. Резервирование времени в соотношении 60 к 40. 4. Расстановка приоритетов. 5. Перепоручение заданий. 6. Контроль (что не сделано?).
Схема «SMART» считается с некоторых пор классической в системе менеджмента. Ее применение также позволяет достичь целей тайм-менеджмента. Традиционно используется следующая расшифровка (табл. 2).
Таблица 2
Расшифровка аббревиатуры «SMART.»
Буква Значение (перевод) Пояснение
S Specific (Конкретный) Цель. Что именно необходимо достигнуть?
M Measurable (Измеримый) В чем будет измеряться результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения.
A Attainable (Достижимый) За счёт чего планируется достигнуть цели.
R Relevant (Актуальный) Необходимо определить, действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели?
T Time-bound (Ограниченный во времени) Определение временного промежутка (наступление-окончание), когда должна быть достигнута цель.
Что касается «матрицы Эйзенхауэра», то она позволяет вычленить приоритетные задачи и расставить временные акценты по их исполнению. Эта схема планирования деятельности неоднократно подтвердила на практике высокую эффективность в случаях, когда требуется быстрое принятие решений. Задачи делятся на четыре группы: 1.Срочные (важные) задачи. Приоритетное выполнение. 2.Срочные (менее важные) задачи, которые перепоручаются другим лицам. 3.Менее срочные (важные) задачи, решить которые можно позже самому.
4.Менее срочные (менее важные) задачи, которые перепоручаются другим лицам.
Очерёдность выполнения планируемых дел (действий) можно также установить с помощью принципа Парето, который гласит, что за первые 20 % времени достигается 80 % результата [6].
О необходимости и важности применения вышеназванных и некоторых других, менее известных пока методов говорит тот общеизвестный факт, что в ряде экономических вузов страны открываются кафедры и (или) лаборатории тайм-менеджмента, а раздел «Управление временем» входит в образовательную программу профессионального образования «Менеджмент в образовании», разработанную Международным институтом «ИНФО-Рутения» (АНО МИИР) .
Нужно отметить, что значительное число дошкольных образовательных организаций самостоятельно внедряют программы (проекты) по управлению временем, проводят тренинги для педагогического персонала.
Одним из таких примеров является проект заместителя заведующего по ВМР МДОУ «ДС» № 41 г. Братска Беловой О. Н. (2010 г.). Ее проект (программа) был (-а) рассчитан (-а), прежде всего, на начинающих специалистов и их адаптацию к образовательной системе дошкольной образовательной организации [10]. В ходе проведенного Беловой О. Н. эксперимента были достигнуты следующие результаты:
- был детально проработан режим пребывания детей в дошкольном учреждении;
- изменен режим рабочего времени и времени отдыха работников;
- были найдены «ловушки времени»4 и время для творческой самореализации.
В ходе работы, внедрение методик тайм-менеджмента позволило скорректировать как личностные качества специалистов, так и повысить их профессиональное мастерство [10].
Тайм-менеджмент позволяет:
- повысить способность к анализу информации и определения проблем;
- развить умение находить ресурсы для решения проблем;
- вырабатывать правильную стратегию достижения целей;
- развить умение планировать конкретные действия;
- развить способность аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения;
- создать установки на саморазвитие и самореализацию.
Когда тайм-менеджмент становится частью рабочего процесса организации, абсолютно по-новому налаживается система взаимодействия персонала, детей и родителей.
Таким образом, предполагаемые результаты внедрения тайм-менеджмента таковы:
- во-первых, повышается эффективность деятельности педагогического персонала организации;
- во-вторых, повышается профессиональная компетентность педагогического и управленческого персонала;
- в-третьих, растет позитивная мотивация к реализации творческой деятельности за счет высвободившегося времени;
- в-четвертых, обеспечиваются условия (временные и мотивационные) для роста профессиональной компетентности.
Таким образом, в нашем исследовании мы предполагаем увеличить количество подтверждений того, что качество социализационно-образовательного процесса в дошколь-
4 Фрагменты нерационального использования рабочего времени, его потери.
ной образовательной организации, в значительной степени, зависит от эффективности педагогического тайм-менеджмента. И мы можем утверждать вслед за А. Маккензи: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть результативным» [1. С. 23].
Список литературы
1. Адамс, Б. Время. Секреты управления [Текст] / Б. Адамс. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 304 с.
2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы [Текст] / К. Ю. Белая. - М: ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
3. Вершигора, Е. Е. Менеджмент [Текст] / Е. Е. Вершигора. - М.: Инфра-М, 2008. -283 с.
4. Калинин, С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем [Текст] /
С. И. Калинин. - СПб.: Речь, 2006. - 371 с.
5. Кравченко, А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор, А. Гастев [Текст] / А. И. Кравченко. - СПб.: РХГИ, 1998. - 320 с.
6. Ксендзова, Г. Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика. Методические рекомендации [Текст] / Г. Ф. Ксендзова. - Якутск: Издательство ГУ РОНПО РС/Я/, 2003. - 48 с.
7. Мескон, Майкл. Основы Менеджмента [Текст] / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.: Дело, 1997. - 704 с.
8. Поташник, М. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
9. Хайнц, М. С. Тайм-менеджмент для молодых мам, или как все успевать с ребенком [Текст] / М. С. Хайнц. - СПб.: Речь, 2015 - 59 с.
10. Проект «Тайм - менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов» // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/10/15/ taym-menedzhment-v-dou-kak-sposob-povysheniya-adaptivnosti-i.
11. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
CONTROL OF WORKING TIME IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Z. R. Plahtiy
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru
The article presents the results of using modern methods of management in educational process in preschool educational organizations and studying the researches of such fundamental concepts as “management ”, “time-management ” in relation to the heads of pre-school educational institutions, as well as the observation of the administrative culture’s formation process of heads to manage working time in preschool education organizations.
Keywords: management, time management, working time of preschool educational institution.
References
1. Adams, B. (2007) Vremya. Sekretyi upravleniya [=Time. Secrets of management], Moscow, AST, Astrel, 304 p. (In Russ.).
2. Belaya, K. Yu. (2008)Metodicheskaya rabota vDOU: Analiz, planirovanie, formyi ^Methodical work in preschool: analysis, planning, forms], Moscow, TTs Sfera, 96 p. (In Russ.).
3. Vershigora, E. E. (2008) Menedzhment [=Management], Moscow, Infra-M, 283 p. (In Russ.).
4. Kalinin, S. I. (2006) Taym-menedzhment: Praktikum po upravleniyu vremenem [=Time Management: Workshop on time management], Saint-Petersburg, Rech, 371 p. (In Russ.).
5. Kravchenko, A. I. (1998) Klassiki sotsiologii menedzhmenta: F. Teylor, A. Gastev ^Classics of sociology of management: F. Taylor, A. Gastev], Saint-Petersburg, RHGI, 320 p. (In Russ.).
6. Ksendzova, G. F. (2004) Menedzhment v DOU: teoriya i praktika. Metodicheskie reko-mendatsii [=Management in preschool: Theory and Practice. Guidelines],Yakutsk, Izdatelstvo GU RONPO RS/Ya/, 48 p. (In Russ ).
7. Meskon, Maykl, Albert, Maykl, Hedouri, Franklin (1997) OsnovyiMenedzhmenta ^Fundamentals of Management], Moscow, Delo, 704 p. (In Russ.).
8. Potashnik, M. M. and Moiseev, A. M. (1997) Upravlenie sovremennoy shkoloy (V vo-prosah i otvetah): posobie dlya rukovoditeley obrazovatelnyih uchrezhdeniy i organov obra-zovaniya [=Department of modern schools (questions and answers): a manual for managers of educational institutions and educational bodies], Moscow, Novaya shkola, 352 p. (In Russ.).
9. Haynts, M. S. (2015) Taym-menedzhment dlya molodyih mam, ili kak vse uspevat s re-benkom [=Time Management for young mothers, and all keep pace with the child], Saint-Petersburg, Rech, 59 p. (In Russ.).
10. Proekt «Taym - menedzhment v DOU, kak sposob povyisheniya adaptivnosti i effek-tivnosti rabotyi molodyih spetsialistov» [=The “time - management in preschool as a way to enhance the adaptability and efficiency of young specialists”], in: Sotsialnaya set rabotnikov obrazovaniya [=The social network of educators], available at: http://nsportal.ru/detskiy-sad/ upravlenie-dou/2011/10/15/taym-menedzhment-v-dou-kak-sposob-povysheniya-adaptivnosti-i, accessed 10.09.2015. (In Russ.).
11. «O natsionalnoy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» (Postanovlenie Pravi-telstva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. N 751 g. Moskva) [=”About the National Doctrine of Education in the Russian Federation” (Russian Federation Government Resolution dated October 4, 2000 N 751, Moscow)], available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html, accessed 10.09.2015. (In Russ.).
Плахтей Зиниля Рашитовна - студент 2-ого курса магистратуры, Челябинский государственный педагогический университет; МДОУ № 44 (филиала № 1) г. Копейска, воспитатель.
molchanov_chel@mail.ru