36
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С. С. Казакова
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
В статье описывается содержание феномена «профессиональная культура руководителя дошкольной образовательной организации» в аспектах: культура управления, совокупность нравственных качеств, профессионально-управленческая компетентность, культура доверительного сотрудничества.
Ключевые слова: показатели, индикаторы, профессионально-управленческая культура, компетентность, педагогический персонал, сотрудничество, партнерство, рефе-рентность
Сегодня часто говорят, что трудовой коллектив таков, каков его руководитель. И, действительно, во-первых, если квалифицировать «коллектив», как некую социальную группу, то ее лидер - это тот, кто несет все референтные качества членов этой группы и в нем они явлены наиболее ярко. Таким образом, можно фиксировать в лидере некие социальные компетенции, которые являются референтными для членов группы.
Во-вторых, если мы говорим о дошкольной образовательной организации, то «коллектив» уже не только социальная группа, но и еще и группа профессиональная. Следовательно, ее члены должны обладать некими профессиональными компетенциями и в лидере они опять же должны быть явлены наиболее ярко.
Заметим, как утверждает в своих лекциях профессор С. Г. Молчанов, высокая выраженность профессиональных компетенций вкупе с социальными компетенциями у каждого члена социально-профессиональной группы, в отдельности, и, особенно это касается образования, не гарантирует высокого же результата их, якобы, «коллективной» работы: здесь возможно проявление негативного эффекта «лебедь, рак и щука», как говорит профессор С. Г. Молчанов. Но, только синхронность, только синергитизм проявлений позитивных социальных компетенций может индуцировать профессиональные компетенции, добавить им «пассионарности» (В. В. Путин: 12.12.12).
Всем известно, что если в «трудовом коллективе» отношения между его членами хорошие, то и результат значительно выше, при равной профессиональной компетентности с коллективом, где отношения плохие (Да и можно ли назвать «коллективом» некую профессиональную группу, если отношения между ее членами плохие? В лучшем случае, это просто - диффузная группа!)1.
Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что лидер и создает некую «атмосферу», «климат» в трудовом коллективе. Во-первых, «атмосфера», «климат» и подобные, с позволения сказать, «научные» термины не являются профессиональными, а их употребление - свидетельство низкой профессиональной компетентности тех, кто их
1 Из лекций проф. С. Г. Молчанова я вынесла представление о том, что термин «коллектив» в том смысле, в каком его употреблял автор теории коллектива А. С. Макаренко, вряд ли имеет смысл употреблять, поскольку в новом социально-политическом устройстве люди скорее объединены в социальные и профессиональные группы. И это группы - диффузные. Проф. С. Г. Молчанов., в частности, утверждает, что гораздо уместнее употреблять термины «диффузная группа», «педагогический персонал», «социальная группа», «профессиональная группа», «референтная группа». Не уместно употребляются и термины «творческий коллектив», «творческая группа». «Творческой» некая «рабочая группа» может стать, если она создаст какой-либо инновационный продукт. «Творческая» - это качественная характеристика, а не оргуправленческая, не административная единица и т. д.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
37
употребляет. Образные выражения, фигуры речи не уместны в профессиональном языке, а в научном - и вовсе нетерпимы. Во-вторых, МО и Н РФ предложило термин «социокультурная среда»! Тоже не слишком точный! Но хоть так! Но почему же мы даже и его не употребляем? А ведь он гораздо точнее и научнее терминов «климат», «атмосфера»1. В-третьих, скорее «среда» выдвигает лидера, чем он ее, якобы, формирует.
Лидер, скорее, отражение среды, чем ее созидатель. Лидер - ее продукт, ее производное: «ибо всякая сосна по бору шумит» - говорит профессор С. Г. Молчанов. Но можно признать, что, если лидера выдвинула некая часть среды, часть членов всей группы, то лидер будет, конечно же, отражать и насаждать те правила, ценности, нормы, компетенции и проч., которые привели его к лидерству.
В некоторой степени это так и есть, ведь тот, кто стоит во главе трудовой (рабочей) группы и ведет ее за собой, создает такую трудовую «атмосферу» [1, 2, 3], которая адекватна его собственным социальным компетенциям, «целевым ориентирам» [11]. И его, так называемые, служебные права умножаются на его ответственность, по отношению к референтности группы, к вектору ее развития, к ее «целевым ориентирам» [11]. Руководитель должен фиксировать, видеть (в этом проявляются его «гностические» (Н. В. Кузьмина) компетенции), какие его профессионально-значимые личностные особенности и качества, какие его социальные и профессиональные компетенции, способы его профессионально-управленческого поведения принимаются и поддерживаются социально-профессиональной группой («трудовым коллективом» [3]), а какие не находят в ней (в группе) одобрения.
Освоенность правил и норм актуального этикета расширяет совокупность коммуникативно-технологических компетенций, обеспечивает целесообразное выстраивание эффективной профессионально-управленческой внутренней (внутри социально-профессиональной группы) и внешней (организации взаимодействия с родителями) коммуникации; позволяет не только избежать собственных управленческих ошибок, со стороны руководителя, в отношениях с коллегами, родителями, социальными партнерами, но и исключить проблему непонимания с их стороны. И успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, умениями и навыками («профессиональными компетенциями», по С. Г. Молчанову) но и его личностными качествами («социальными компетенциями» по С. Г. Молчанову), а так же, в частности, наличием способов воздействия и взаимодействия, например: способность наладить контакт установить доверительные отношения и т. п.
Если говорить о роли руководителя ДОУ сегодня, то даже трудно дать ее точное описание. Ведь в актуальной образовательной ситуации заведующий ДОУ должен выполнять, кроме своих прямых обязанностей, еще и ряд специфических миссий: организация хозяйственной деятельности, ремонт, пристраивание новых помещений и строительство новых зданий, благоустройство территории и т. д. Но, при этом, главной задачей руководителя ДОУ, все же, является организация образовательного процесса с акцентом на воспитательную работу с детьми [3].
Профессионально-педагогическая и - управленческая компетентность, широкий кругозор, инициативность, общая культура, эрудированность, глубокая освоенность ФГОСов дошкольного образования - эти качества помогают заведующему оперативно решать управленческие, педагогические и административные задачи, рационально расставлять сотрудников и определять их обязанности, стимулировать деятельность каждого сотрудника, в соответствии с представленностью и выраженностью у каждого из них профессиональных и социальных компетенций.
1 Почему не «ноосфера», не «стратосфера», не «биосфера»? Может уж тогда изобрести новый термин «социосфера»? - спрашивает в своих лекциях проф. С. Г. Молчанов и отвечает: «Все это от научной некомпетентности...!!!».
38
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)
Современный руководитель ДОУ должен обладать высокой культурой управленческой деятельности, которая обеспечивается профессиональными, социальными, а также и личностными, профессионально-значимыми компетенциями. Исследователи (Белая К. Ю., Бондаренко А. К., Поздняк Л. В., Шкатулла В. И., Демурова Е. Ю., Островская Л. Ф., Дик Н. Ф., Иванова Н. Б.) фиксируют в структуре «управленческого цикла» а) объекты и б) субъекты управления; прямые и обратные связи, а также «механизмы воздействия» субъекта управления на объект [1, 2, 3, 4, 5].
Показателями культуры управленческой деятельности руководителя выступают следующие, по мнению вышеперечисленных авторов:
1. Целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов.
2. Системность, системное «видение» объектов и субъектов образовательного процесса, представленных в проектируемых моделях образовательных действий (воздействий, взаимодействий).
3. Сбор, хранение, переработка и структурирование статистической информации и ее учет при принятии управленческих решений и реализации управленческих действий.
4. Вариативность образовательных программ и их элементов, обеспечивающая субъекту управления «необходимое разнообразие», обеспечивающее адекватность управленческого вмешательства.
5. Альтернативность образовательных технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения [2].
Если «рамка» управленческой деятельности обеспечивает целостность образовательного процесса, его целесообразность, системность, вариативность и альтернативность, то это явленность высокой управленческой культуры руководителя, содержание которой есть адекватность модели управления образовательной системе конкретного ДОУ.
И, поскольку функционирование и (или) развитие образовательной системы обеспечивается педагогическим персоналом, то одним из приоритетных факторов, влияющих на ее эффективность-неэффективность, является сложившаяся в социально-профессиональной группе система взаимоотношений «руководитель-исполнитель».
Характер этих отношений, социокультурная среда (чаще используют термины - «микроклимат», «атмосфера» и т.п. в коллективе) и ее преобладающий настрой (вектор: а) позитивный или б) негативный) имеют решающее значение для достижения адекватной образованности и социализованности детей в соответствии с ФГОСами [11].
Нельзя не заметить, что создание «делового сотрудничества в коллективе» [2] - процесс длительный и сложный. И зависит он, в первую очередь, от руководителя этой образовательной организации, его умения организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуально-ориентированный способ взаимодействия с каждым. Нравственные качества руководителя, его позитивные социальные компетенции, его способы поведения, во многом, задают тон и определяют взаимоотношения педагогического персонала (в «коллективе»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что управленческая деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. И сплочение педагогического персонала вокруг решения проблем введения новых ФГОСов [11] - его основная задача. От современного руководителя требуются, как считают некоторые исследователи, следующие компетенции:
- находить и увеличивать выраженность личностных, профессионально-значимых компетенций в деятельности коллег, а также компетенций социальных и профессиональных;
- влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в социально-профессиональной группе сотрудников организации (в «коллективе»);
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
39
- общаться с сотрудниками, соблюдая правила общей и деонтологико-педагогиче-ской этики, в частности, деликатности, тактичности, поддерживая доверительный тон общения и др. [5].
Все указанные выше компетенции являются необходимыми, но не всегда достаточными, для создания позитивной социокультурной среды («атмосферы», «климата»), доверительного сотрудничества в дошкольной образовательной организации. И отсутствие или недостаточная выраженность у руководителя нравственных качеств может приводить к искажениям социокультурной среды. А это неизбежно приводит к снижению образованности и социализованности воспитанников.
Стоит отметить, что «лицом» ДОУ так же является и педагогический персонал (или, по традиции - «педагогический коллектив»). А вот в создание из персоналий, из диффузной группы полноценного «коллектива», его сплочение и превращение в работоспособную, и даже творческую, силу должны вложиться, прежде всего, заведующий и старший воспитатель. Ведь именно они, прежде прочих, несут ответственность за организацию целостного образовательного процесса. Именно поэтому этичная манера поведения руководителя, вместе с настойчивостью, целеустремленностью и последовательностью - важнейшие качества, которые необходимы для его профессиональной деятельности, которая должна продуцировать деловые отношения.
Так же важным является тот факт, что руководитель еще учит воспитателей понимать ребенка: именно, с этого начинается формирование настоящего педагога. Если педагог не стремится познать духовный мир ребенка, он никогда не сможет реализовать адекватное вмешательство в процессы его образования и социализации. «Любовь к своей профессии» [4] начинается тогда, когда арсенал способов социализационно-об-разовательного вмешательства у педагога становится адекватным тому многообразию педагогических ситуаций, с которыми ему приходится работать.
Вопросам взаимоотношений в между членами социально-профессиональной группы сотрудников необходимо уделять особое внимание. Так, с целью выявления уровней этичных взаимоотношений руководителя с подчиненными в нашем детском саду проводилось анкетирование - «Руководитель ДОУ глазами педагогов: оценка личностных качеств» - и самооценка личностных качеств руководителя.
Для обследования руководителя была использована методика Р. С. Немова «Эффективность лидерства» (по [2]).
Высокоэффективным считается стиль руководства оцениваемого лидера, если он набирает сумму баллов в диапазоне от 30 до 40. Данные, полученные с помощью метода самооценки и анкетирования (в совокупности - 36 баллов) показали достаточный уровень эффективности стиля руководства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в стиле управления используется стратегия открытой и честной конфронтации, и конструктивного сотрудничества: руководитель стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников их исполнения.
Для выявления эффективности стиля руководства и определения уровня развития качеств, необходимых руководителю ДОУ для формирования благоприятных отношений с подчиненными было проведено анкетирование педагогов коллектива. В опросе приняли участие 23 педагога ДОУ. Анкета состояла из 9 утверждений, характеризующих личностные качества. Оценивание проводилось по 3-бальной шкале, в зависимости от степени выраженности качеств у руководителя:
3 балла - проявляет данные качества;
2 балла - проявляет иногда;
1 балл - не проявляет данные качества.
40
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)
Перечень качеств:
1. Тепло относится к педагогам, внимательно к их нуждам.
2. Прислушивается к замечанием педагогов, не мстит за критику.
3. Умеет поддерживать на работе доброе, хорошее настроение.
4. Выдержан, сгоряча не кричит.
5. Объективен ко всем, не делит людей на своих и чужих.
6. Умело содействует разрешению конфликтов.
7. Прежде чем потребовать, ясно объяснит, что сделать и к какому сроку.
8. В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое._____________
9. Умеет находить общий язык с людьми, убеждать.
По результатам проведенного анкетирования была составлена диаграмма полученных данных (в процентах), на которой отражено соотношение показателей степени выраженности качеств испытуемого.
По результатам диаграммы можно сделать вывод, что в большинстве своем педагогический персонал («коллектив») удовлетворен личностными и нравственными качествами руководителя, его управленческой культурой и умением стимулировать персонал на продуктивную профессионально-педагогическую деятельность.
Таким образом, в заключение, можно сделать вывод о том, что профессионально-образовательные компетенции (в области педагогики, социологии, психологии, менеджмента), явленные в управленческой практике являются необходимыми и достаточными для управления социокультурной средой в социально-профессиональной группе сотрудников дошкольной образовательной организации. Заметим, что административно-хозяйственные компетенции также важны и нужны современному руководителю, но перенос акцентов управленческой деятельности только на них ведет к ослаблению внимания к приоритетам - организации образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода от ФГТ к ФГОСам на основе формирования и увеличения выраженности у педагогов позитивных социальных компетенций, не ослабляя внимания к их профессиональным компетенциям.
Список литературы
1. Белая, К. Ю. Справочник старшего воспитателя [Текст] / К. Ю. Белая // Дошкольное учреждение. - 2007. - № 2. - С. 37-39.
2. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : АСТ, 1996.
3. Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. - М. : Просвещение, 1984.
4. Демурова, Е. Ю. О руководстве детским садом [Текст] / Е. Ю. Демурова, Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1973.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
41
5. Дик, Н. Ф. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. Ф. Дик, Н. Б. Иванова. - М. : Феникс, 2005.
6. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.
7. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
8. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.
9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1985. -797 с.
10. Ушинский, К. Педагогические сочинения [Текст] / К. Ушинский. - М.: Педагогика, 2008. - 490 с.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
PROFESSIONAL AND MANAGERIAL CULTURE OF THE HEAD OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
S. S. Kazakova
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. molchanov_chel@mail.ru
This article describes the content of the phenomenon of «professional culture of the head of preschool educational institution» in aspects: management culture, a set of moral values, professional and managerial competence, culture trustful cooperation. The author shows how some competences of a leader could impact on all functions of kindergarten.
Keywords: indicators, professional management culture, competence, teaching staff, cooperation, partnership, referentiality. 1
1. Belaya, K. Yu. (2007), „Spravochnik starshego vospitatelya“ [=Directory of senior tutor control], in: Doshkol’noje uchrezhdenije [=Preschool], N 2, pp. 37-39 (in Russ.).
2. Belaya, K.Yu. (1996), 200 otvetov na voprosy zaveduyushchey detskim sadom [=200 answers on questions of the boss of kindergarten], AST, Moscow (in Russ.).
3. Bondarenko, A. K., Pozdnyak, L. V. and Shkatulla, V. I. (1984), Zaveduyushchiy doshkol‘nym uchrezhdeniyem [=The leader of preschool], Prosveshcheniye, Moscow (in Russ.).
4. Demurova, Ye. Yu. and Ostrovskaya, L. F. (1973), O rukovodstve detskim sadom [=About the management of the kindergarten], Prosveshcheniye, Moscow (in Russ.).
5. Dik, N. F. and Ivanova, N. B. (2005), Nastol‘naya kniga rukovoditelya doshkol‘nogo obrazovatel‘nogo uchrezhdeniya [=A manual for preschool’s leader], Feniks, Moscow (in Russ.).
6. Molchanov, S. G. and Voinichenko, N. V. (2010), Formirovaniye sotsial‘nykh kompetent-siy v obrazovatel‘nom uchrezhdenii. Instrumental‘noye obespecheniye vospitatel‘noy raboty [=Formation of social competence in the educational institution. Instrumental provision of educational work], IIUMTS Education, Chelyabinsk (in Russ.).
42
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)
7. Molchanov, S. G. (2012), Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal‘chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol‘nom obrazovatel‘nom uchrezhdenii [=Techniques for selecting the content of socialization (OSS-DOW) and estimation socialization of boys and (or) girls (OS-BF) in preschool educational institution], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).
8. Molchanov, S. G. (2013), “T‘yutorat-praktika: stadium napisaniya stat‘I” [=Tyutorat-practice: stadium of writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).
9. Ozhegov, S. I. (1985), Slovar’ russkogo yazyka [=Dictionary of the Russian language], Russkij yazyk, Moscow, 797 p. (in Russ.).
10. Ushinskiy, K. (2008), Pedagogicheskiye sochineniya [=Pedagogic works], Pedagogika, Moscow, 490 p. (in Russ.).
11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Ros-sii) «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obshcheobrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 [=Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) “On approval of the federal state of general education standard of preschool education” of 17 October 2013. N 1155], available at http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, accessed 03.05.2014 (in Russ.).
Казакова Светлана Сергеевна - воспитатель МАОУ Гиназия № 93 г. Челябинска, воспитатель первой квалификационной категории, студент I-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета. molchanov_chel@mail.ru