ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
51
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ДОУ
К. В. Коршунова
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
Представлено обсуждение форм взаимодействия родительской общественности и педагогического персонала дошкольного образовательной организации в управлении
ДОУ.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, сотрудничество, взаимодействие, родительский комитет, федеральный государственный стандарт.
Одним из важных элементов открытого, демократического общества является инициативный гражданин. Собственно говоря, он реализует свое право посредством независимого, активного и ответственного участия в общественной жизни: через участие в управлении обществом и государством.
Родители воспитанников - как граждане, как члены демократического общества -имеют естественное желание принимать участие в управлении образовательным учреждением, которое посещает их ребенок (6).
В тоже время необходимо дать ответ, как родителям, так и управленцам на следующие вопросы: в чем заключается особенность общественной составляющей в управлении детским садом и в чем необходимость ее реализации?
Для этого обозначим несколько важных, на наш взгляд, позиций:
- общественное управление - это сфера взаимодействия людей, заинтересованных в адекватном функционировании системы управления детским садом;
- социум определяет социальную статусность участников управления детским садом, образует общий фон его жизнедеятельности;
- общественность выступает источником самых разнообразных ресурсов развития системы дошкольного образования;
- в социуме находятся партнеры, необходимые для решения образовательных задач;
- успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия, которые благоприятно влияют на повышение качества образования, формирование и увеличение выраженности позитивных социальных компетенций и педагогов, и воспитанников, и родителей [5].
Роль семьи в обществе несравнима по своему влиянию ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными компетенциями, ролями, способами поведения, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни.
Находясь в творческом поиске, я пришла к выводу, что обязательным моментом реализации новых ФГОСов [6] станет изменение философии и идеологии дошкольного образования, а, следовательно, и выработка инновационной стратегии генезиса отношений ДОУ с родителями воспитанников детского сада. Новизна этих отношений в наше время определяется инновационными феноменами: «сотрудничество» и «взаимодействие» [6].
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
52
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)
Взаимодействие - представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что взаимодействие - «взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [7. C. 64].
Потребность во взаимодействии по вопросам обучения и воспитания детей испытывают сегодня и педагоги, и родители. Однако, как показывают наблюдения, в практике работы преобладает рестриктивное (ограничивающее), реже реструктивное (поддерживающее) и прогрессивное (развивающее) взаимодействие между педагогами и родителями. Для определения основных причин (факторов) неэффективного сотрудничества педагогов и родителей, было проведено социологическое исследование на уровне «педагогический персонал» и на уровне «семья». Результаты этого исследования показали, что обе взаимодействующие стороны нуждаются в определенной помощи.
Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленного методического сопровождения со стороны методической службы дошкольной организации по оказанию помощи педагогам в построении взаимодействия с семьей.
Анализ трудностей позитивного восприятия и мотивации к построению конструктивного взаимодействия со стороны семьи в направлении ДОУ актуализирует необходимость повышения уровня педагогической компетентности родителей.
Родительский комитет - коллегиальный орган общественного со-управления ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного (учебного и воспитательного) процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. В состав родительского комитета входят представители всех родителей (законных представителей) воспитанников, посещающих ДОУ. Родительский комитет осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОУ, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования (обучения и воспитания), оздоровления и социализации воспитанников.
Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (родителей, всего общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов дошкольного образования. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами ДОУ.
Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ системе образования, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Партнерство педагогического персонала ДОУ и родителей (попечителей) в целях образования оказывает долгосрочное социали-зационно-образовательное воздействие на воспитанников, подавая детям практический пример, формулируя ценности, устанавливая позитивные традиции социально-ориентированных групповых и индивидуальных проектов и инициатив.
Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности ДОУ, как работа с семьей; систематизации ее принципов, жесткого формулирования целей, содержания, форм, методов, приемов и средств ее реализации. В настоящий момент, в период введения новых ФГОСов [6], когда особую актуальность приобретает задача обеспечения равных стартовых возможностей «выпускникам» ДОУ. Данная проблема приобретает наиболее яркую социальную «окрашенность» в связи с определением результата функционирования ДОУ, как «социальной успешности» [6] его выпускников. Именно поэтому необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при ко-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
53
торой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта [5]. Игнорирование необходимости смены акцентов (пересмотра приоритета отдельных ролей, функций, методов и процессов), качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей. Как мы уже выше отмечали, обязательным моментом в обновлении дошкольного образования и в связи с исполнением новых ФГОСов станет изменение философии и выработка инновационной стратегии развития феномена «отношения ДОУ с родителями воспитанников детского сада».
Взаимодействие педагогического персонала ДОУ и семьи и раньше ни у кого не вызывала сомнения, однако актуальная ситуация, включая и новое законодательство в образовании, обострила это понимание и у управленцев, и у педагогов, и у родителей. Однако, описания имеющихся в опыте дошкольных образовательных организаций практик показывают низкую эффективность нынешних форм работы с родителями. Так, родительское собрание, как одна из основных форм работы с родителями, по мнению самих же родителей, не является «формой эффективного сотрудничества педагогов и родителей» (по результатам проведенного нами социологического исследования).
В связи, предположили, что основными направлениями деятельности педагогов по активизации участия родительской общественности в управлении ДОУ являются:
1. Работа с педагогическим персоналом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической компетентности родителей.
3. Вовлечение родителей в социализационно-образовательный процесс ДОУ, совместная, взаимнообогащающая работа по обмену опытом в ходе обучения и воспитания, обеспечивающих их ускоренное развитие.
Данные направления включены в созданную нами и апробированную уже модель активизация участия родительской общественности в управлении ДОУ, которая включает в себя следующие блоки: 1) управленческий блок, 2) информационный блок, 3) просветительский блок, 4) досуговый блок.
От внедряемых в ДОУ инноваций мы ожидаем следующих результатов в рамках реализации предлагаемой модели активизация участия родительской общественности в управлении ДОУ:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную, взаимнообогащающую работу по обучению и воспитанию детей. Родители должны быть и будут уверены в том, что педагоги и руководители ДОУ всегда помогут им в решении социализацинно-образовательных (педагогических) проблем и, в то же время, не нанесут вреда своим «вмешательством» (С. Г. Молчанов) и (или) воздействием, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с педагогами (другими специалистами) во благо ребенку. Педагоги, в свою очередь, заручились доверием и пониманием со стороны родителей по поводу возможностей совместного решения самых различных проблем. А в самом «большом выигрыше» оказываются дети, ради которых и осуществляется государственно-общественное взаимодействие (ст. 44, 89 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»);
- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки, выраженность его социальных компетенций [5] своего воспитанника и учитывает их при «социальном вмешательстве» (С. Г. Молчанов) в его образование и социализацию, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности всего образовательного процесса;
- возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте ту направленность, тот вектор позитивного в развитии ребенка, которые они считают важными, нужными, именно, для их ребенка в сложившихся
54
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)
конкретно-исторических условиях. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за обучение и воспитание детей;
- укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является, зачастую, проблемной точкой во внутрисемейной педагогике и психологии на протяжении всех времен;
- возможность реализации единой программы обучения и воспитания, для обеспечения эффективного развития ребенка и в ДОУ, и в семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт (и, следовательно, и, скорее всего, и последующие) будет успешным;
- повышение уровня участия родителей в социализационно-образовательной деятельности способствует развитию их самих, как личностей, как родителей, как творцов-со-зидателей счастья своих детей, а, следовательно, и своего собственного. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - M. : Сфера, 2005. - 98 с.
2. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ [Текст] / О. В. Солодянкина. - М. : Аркти, 2005. - 87 с.
3. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2002. - 56 с.
4. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.
5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1985. -797 с.
8. Григорьева, С. Л. Современные проблемы организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественности [Электронный ресурс] / С. Л. Григорьева. -URL: http://festival.1september.ru/articles/603021/.
INTERACTION BETWEEN PARENT COMMUNITY AND TEACHING STAFF OF KINDERGARTEN
K. V. Korshunova
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. [email protected]
A discussion forms of interaction between the parent community and teaching staff of preschool educational institution in the management of preschool. The author shows that any forms of interaction between parents and teachers of kindergarten are vividly necessitated.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
55
Keywords: public-public management, collaboration, interaction, parent committee, the federal government standard, kindergarten.
References
1. Zvereva, O. L. and Krotova, T. V. (2005), Obshcheniye pedagoga s roditelyami v DOU. Metodicheskiy aspect [=Teacher communication with parents in the preschool. Methodological aspect], Sfera, Moscow, 98 p. (in Russ.).
2. Solodyankina, O. V. (2005), Sotrudnichestvo doshkol’nogo uchrezhdeniya s sem’yey. po-sobiye dlya rabotnikov DOU [=Cooperation preschool family. benefits for employees of kindergarten], Arkti, 87 p. (in Russ.).
3. Doronova, T. N. (2002), Vzaimodeystviye doshkol’nogo uchrezhdeniya s roditelyami ^Interaction with parents of preschool], Prosveshcheniye, Moscow, 56 p. (in Russ.).
4. Molchanov, S. G. (2013), “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’I” [=Tyutorat-practice: stadium of writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).
5. Molchanov, S. G. (2012), Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [=Techniques for selecting the content of socialization (OSS-DOW) and estimation socialization of boys and (or) girls (OS-BF) in preschool educational institution], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obshcheobrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 [=Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) “On approval of the federal state of general education standard of preschool education” of 17 October 2013. N 1155], available at http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, accessed 03.05.2014 (in Russ.).
7. Ozhegov, S. I. (1985), Slovar’ russkogo yazyka [=Dictionary of the Russian language], Russkij yazyk, Moscow, 797 p. (in Russ.).
8. Grigor’eva, S. L. Sovremennyye problemy organizatsii vzaimodeystviya DOU i pred-staviteley roditel’skoy obshchestvennosti [=Modern problems of coordination and DOW representatives parent community], available at: http://festival.1september.ru/articles/603021/, accessed 03.05.2014.
Коршунова Клавдия Владимировна - учитель-логопед, первая квалификационная категория, МДОУ ДС «Капелька», п. Заполярный, Надымский район, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, студент I-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета.