Научная статья на тему 'Инновационные формы работы персонала дошкольной образовательной организациис семьей'

Инновационные формы работы персонала дошкольной образовательной организациис семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баер Наталья Николаевна

Представлено описание опыта управления внедрением в образовательную практику функционирования дошкольной образовательной организации1 инновационных форм работы с семьёй, раскрыты их содержание и организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы работы персонала дошкольной образовательной организациис семьей»

8

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ

Н. Н. Баер

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Представлено описание опыта управления внедрением в образовательную практику функционирования дошкольной образовательной организации1 инновационных форм работы с семьёй, раскрыты их содержание и организация.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность, компетентность, взаимодействие.

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и системы дошкольного образования, каждой дошкольной образовательной организации.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования [6] ориентирует на «государственно-общественное управление», означающее, в том числе, и взаимодействие с родителями. Родители могут и должны участвовать в реализации образовательной программы, чтобы не упускать возможности активного участия в становлении личности ребенка в важнейший период формирования его личности, не оставаясь, как это, подчас, бывает, как бы, сторонними наблюдателями его развития.

Предъявляемые требования и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать в режиме развития т. е. в режиме инноваций. Основным механизмом деятельности развивающегося ДОУ является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Итак, что же такое инновация?

Инновация - происходит от латинского innovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников [5].

По мнению В. А. Сластенина, понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация «...означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию взаимодействия педагога, воспитанника и родителей» [5. С. 243].

Качество образовательного процесса в ДОУ может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Мы считаем, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей

1 Далее по тексту ДОУ

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

9

и вовлекать ее в социализационно-образовательную деятельность [4]. Именно В. А. Су-хомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

В нашем понимании, для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для ребенка дошкольного возраста - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в педагогическое сотрудничество (взаимодействие), их заинтересованное участие в воспитательнообразовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: 1) сотрудничества; 2) открытости; 3) дифференциации и индивидуализации; 4) диалогичности; 5) стимулирование активности в организуемой деятельности; 6) интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.

Наш детский сад существует только один год, поэтому мы не можем утверждать, что у нас накоплен большой опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Но педагогический и управленческий опыт заведующего помогает педагогам постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания социализирующих (воспитательных) воздействий на ребёнка, найти эффективные пути для реализации и проявления его потенциальных способностей и возможностей.

Исходя из главного условия развития взаимодействия с семьёй - общение в системе «педагог-ребёнок-родитель» - мы в нашем детском саду выработали стратегию «согласованности и вовлечения».

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1) изучение семьи каждого ребенка;

2) привлечение родителей к активному участию в профессиональной деятельности педагогов ДОУ;

3) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4) просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

1. Первые контакты между семьями и ДОУ:

- приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до поступления в него;

- представление родителям устной информации об учреждении;

- встреча для выяснений условий посещения ребенком учреждения;

- составление договора.

2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:

- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;

- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;

- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;

- рекомендаций посетить врача и т. п.;

- посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.

3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов и спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т. д.

10

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях; помогать в повседневной деятельности; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана в виде совместного проекта.

6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей: родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

По вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям:

- информационно-аналитическое;

- познавательное;

- наглядно - информационное или «мастер-класс»;

- досуговое.

Остановимся на характеристике каждого направления.

1. Информационно-аналитическое. Работу с родителями мы начали с анкетирования. На основе этих анкет мы получили реальную картину семей и развития каждого ребенка, выработали тактику своего общения с каждым из родителей. Анкета «Наш детский сад 2013-2014» лучше помогла нам ориентироваться в педагогических потребностях семьи их возможных предложениях по улучшению работы ДОУ; следующим шагом в знакомстве с родителями было посещение им ДОУ в день открытых дверей «Будьте, как дома», так как взрослые часто проявляют робость, неуверенность, осторожность -стремились к тому, чтобы родители раскрылись и доверились нам, для создания новой большой семьи - под названием «Второй Дом наших детей».

После обработки всех результатов выделили качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности.

Анкетирование и общение с родителями позволили нам выделить следующие группы родителей:

- Родители-лидеры: идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в воспитательном - образовательном процессе, они видят ценность любой работы детского учреждения.

- Родители - исполнители: они принимают участие при условии значимой мотивации, выслушав, задав вопросы.

- Родители наблюдатели (к счастью таких мало) мягко говоря равнодушные к работе ДОУ.

2. Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В наших группах были созданы условия для тренинга, в этом нам помогают педагог-психолог, заведующая ДОУ, методист, муз. руководитель. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.

Для скоординированной работы ДОУ и родителей мы поставили перед собой следующие задачи:

- установление доверительных отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работа в тесном контакте с семьями воспитанников;

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

11

- поощрение родителей.

Для этого используем следующие формы и методы работы:

- общие и групповые собрания;

- занятия с привлечением родителей;

- «дни открытых дверей»;

- работа с родительским комитетом;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- реализация совместных тематических проектов;

- совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная семья». Продолжая налаживать тесный контакт с родителями, первое собрание на тему «Будем знакомы» мы повели в нетрадиционной форме вместе с детьми, под музыку с играми. Втрое собрание было в деловой форме, но главной линией звучала тема «Благодарим родителей за содружество с ДОУ». Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.

3. Наглядно-информационное или «мастер класс». В рамках этого направления используются следующие формы:

- родительские уголки;

- папки передвижки;

- семейный альбом каждой семьи «Здравствуйте, это Я»;

- фотовыставка к праздникам;

- фотосопровождение всех конкурсов и соревнований, оформление альбома «Счастливые мгновения нашей группы»;

- выставки поделок на тематических неделях («Дары осени», «Новогоднее чудо», «Техника будущего», «Мебель и интерьер» и т. д.);

Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной было предложено родителям самим вести две рубрики: - «Что говорят дети дома», и «Полезное...» - где родителя делятся друг с другом событиями и полезными советами.

4. Досуговое. В рамках этого направление мы инициируем развитие культуры взаимопонимания. Оказалось, что взрослые, члены семей наших воспитанников, в основном, молодые, поэтому мы решили создать клубы по интересам:

- «Клуб молодых бабушек»,

- «Моя любимая семья»,

В современных условиях ДОУ трудно обойтись без поддержки родителей, а именно поэтому у нас в группах многое сделано руками мам и пап наших воспитанников, это и пособия для занятий, картотеки стихов и загадок, одежда для кукол, вязанные коврики и дорожки.

Можно сделать вывод, что в нашем учреждении наметилась систематичность в проведении социализационных занятий педагогов с родителями: определились предпочтительные, традиционные их формы. Конечно, нам еще предстоит их систематизировать и описать каждую из форм, но уже сегодня можно констатировать об их сложившейся совокупности (табл. 1).

Таблица 1

Совместные мероприятия педагогов и родителей

1. Родительские собрания____________________________________________________

2. Конференции______________________________________________________________

3. Консультации_____________________________________________________________

4. Беседы___________________________________________________________________

5. Вечера для родителей_____________________________________________________

6. Кружки для родителей_____________________________________________________

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

7. Диспуты__________________________________________________

8. Тематические выставки____________________________________

9. Педагогические советы____________________________________

10. Попечительский совет____________________________________

11. Школа для родителей_____________________________________

12. Встреча с администрацией________________________________

13. Посещение семей на дому_________________________________

14. Родительский комитет____________________________________

______________Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

15. Дни открытых дверей_____________________________________

16. Турниры знатоков________________________________________

17. Кружки__________________________________________________

18. КВН, викторины__________________________________________

19. Праздники_______________________________________________

20. Семейные конкурсы________________________________________

21. Выпуск газеты____________________________________________

22. Просмотры фильмов________________________________________

23. Концерты_________________________________________________

24. Оформление групп_________________________________________

25. Соревнования_____________________________________________

26. Благоустройство ДОУ и территории_________________________

27. Проектная деятельность___________________________________

На сегодняшний день можно смело сказать, что в нашем ДОУ родилась большая дружная семья, а у педагогов сложилась определенная система в работе с родителями. Резюмируя все вышесказанное, можно сделать предварительный вывод, что родители наших воспитанников переместились из позиции «наблюдатель» в позицию «участник» и, даже, «созидатель». Стали проявлять искренний интерес к жизни ДОУ, социализован-ности [4] своих детей, научились оценивать результаты своей и детской деятельности.

Список литературы

1. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Майер. - М., 2005. - 97 с.

2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М., 2005. - 123 с.

3. Калинина, Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетент-ностного подхода работы детского сада и семьи [Текст] / Ю. В. Калинина // Материалы междунар. заоч. конф. (Челябинск, 2011). - Челябинск, 2011. - С. 67-75.

4. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.

5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М. : Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

6. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. - М. : Издательский Дом «Восток», 2003. - 274с.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

13

INNOVATIVE FORMS OF WORK OF THE STAFF OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH FAMILY

N. N. Baer

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. molchanov_chel@mail.ru

In the article the description of management experience in the implementation of educational practice functioning ofpreschool educational organization of innovative forms of work with the family is declared. The author presents several types of forms of interaction with families in the every day life of kindergarten. Attention to the organization of these forms allows to the teacher to involve adults in cooperative process of education of their children.

Keywords: innovation, management activity, innovation, competence and interaction.

References

1. Davydova, O. I., Bogoslovets, L. G. and Mayyer, A. A. (2005), Rabota s roditelyami v DOU [=Working with parents in the kindergarten], Moscow, 97 p. (in Russ.).

2. Zvereva, O. L. and Krotova, T. V. (2005), Obshcheniye pedagoga s roditelyami v DOU. Metodicheskiy aspect [=Teacher communication with parents in the preschool. Methodological aspect], Moscow, 123 p. (in Russ.).

3. Kalinina, Yu. V. (2011), “Innovatsionnyye tekhnologii traditsionnykh form i kompetent-nostnogo podkhoda raboty detskogo sada i sem’i” [=Innovative technologies and traditional forms of competence-based approach of the kindergarten and the family], in: Materialy mezh-dunarodnoj zaochnoj konferntsii (Chelyabinsk, 2011), Chelyabinsk, pp. 67-75 (in Russ.).

4. Molchanov, S. G. (2013), “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’i” [=Tyutorat-practice: stadium writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).

5. Pedagogika: Uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zave-deniy (2000), [=Pedagogy: A manual for student teachers]; eds. V. A. Slastenin, I. F. Isayev, A. I. Mishchenko, Ye. N. Shiyanov; 3 izd., Shkola-Press, Moscow, 512 p. (in Russ.).

6. Pedagogicheskaya entsiklopediya: aktual’nyye ponyatiya sovremennoy pedagogiki (2003), [=Pedagogical Encyclopedia: current concepts of modern pedagogy] eds. N. N. Tul’kibayevoy,

L. V. Trubaychuk, Izdatel’skiy Dom «Vostok», Moscow, 274 p. (in Russ.).

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Ros-sii) «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obshcheobrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013g. N1155 [=Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) “On approval of the federal state of general education standard of preschool education” of 17 October 2013, N 1155], available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, accessed 24.04.2014 (in Russ.).

Баер Наталья Николаевна - воспитатель МАДОУ ДС №19 г. Челябинска, воспитатель первой категории, студент I-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.