62
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)
УДК 37.018.26.
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД - СЕМЬЯ» ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО
КОМПОНЕНТА
И. Е. Григорьева
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье обсуждается вопрос государственно-общественного управления образовательным процессом в дошкольной образовательной организации, как актуальной проблемы образования в РФ; раскрываются понятия «государственно-общественное управление», «образовательный процесс», «единое образовательное пространство»; рассмотрены различные варианты взаимодействия педагогов и родителей при реализации социально-коммуникативного компонента образования.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, единое образовательное пространство, образовательный процесс.
В связи с реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. № 293-ФЗ), государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление правительства Российской Федерации от 11.10.2012 г.), Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 61), можно сделать вывод об актуальности реализации государственно-общественного управления дошкольной образовательной организацией, впрочем, это касается всех образовательных организаций.
Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер [3].
Государственно-общественное управление является одним из видов взаимодействия государства и общества для реализации и удовлетворения образовательных потребностей [1].
Государственно-общественное управление - это тип управления, при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие в управлении образованием и оказании образовательных услуг с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности (определение из интернет-ресурсов)
Таким образом, опираясь на нормативные документы и общественную дискуссию относительно феномена «государственно-общественное управление», можно предложить следующее рабочее определение этой важной категории - это взаимное участие субъектов представляющих интересы государства и субъектов представляющих интересы общества. При этом, мы понимаем, что вряд ли это определение можно считать исчерпывающим.
Таким образом, успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия, которые благоприятно влияют на повышение качества образования, формирование и увеличение выраженности позитивных социальных компетенций и педагогов, и воспитанников, и родителей [4. C. 21]
В связи с тем, что государственно-общественное управление предполагает вмешательство и в образовательный процесс (ст. 89 Закона РФ «Об образовании...»: 3), целесо-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
63
образно в рамках этой статьи и в рамках нашего исследования рассмотреть и эту, названную выше категорию - «образовательный процесс».
Так, Г. М. Коджаспирова дает не очень полное и не слишком адекватное определение этому феномену: «образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом» [2. C. 89]. И, поскольку речь в нашей статье идет об образовательном процессе, развернутом в дошкольной образовательной организации, то также уместно, сформулировать нашу позицию относительно понимания нами феномена «дошкольная образовательная организация». Это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [3].
Естественно, что в рамках государственно-общественного управления и та, и другая стороны обязаны исполнять Федеральный государственный образовательный стандарт, а это не что иное, как договор между обществом и государством. Таким образом, новый Закон РФ «Об образовании...» помогает разделить компетенции и ответственность между участниками образовательных отношений за социальное и общекультурное развитие личности обучающегося (воспитанника) в образовательной организации.
В дошкольных образовательных организациях Челябинской области имеется опыт работы и созданы необходимые условия для реализации и распространения опыта относительно исполнения государственного заказа, касающегося организации и содержания государственно-общественного управления.
Так, в 2014 году состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Государственно-общественное управление как механизм достижения современного качества образования в условиях в условиях действия нового законодательства», на которой обсуждались особенности реализации статьи 89 Закона РФ «Об образовании...», именно в дошкольном образовании.
И это еще и потому, что в современной системе дошкольного образования внедрение и активизация процесса государственно-общественного управления происходит медленнее, чем на других ступенях образования. Вместе с тем, в дошкольных образовательных организациях существуют различные формы государственно-общественного управления, такие как: 1) общее собрание, 2) педагогический совет, 3) совет детского сада, 4) попечительский совет, 5) наблюдательный совет, 6) родительский комитет и т. д. Но по факту они обладают лишь совещательным голосом и практически не участвуют в реальном управлении организацией, реальном управлении образовательным процессом.
В новом ФГОС ДО еще раз подчеркнуто, что дошкольный возраст - уникальный период в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральных качеств личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании...» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка, так как родители имеют «преимущественное право на обучение и воспитание» (статья 44).
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания детей дошкольного возраста, являющейся одним из компо-
64
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)
нентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Что же такое социально-коммуникативное развитие?
Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в целом, или локального сообщества, в котором ему предстоит жить.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию позитивных социальных компетенций у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Без совместных усилий педагогов и родителей, процесс социализации, процесс усвоения позитивных, общественно-одобряемых, социальных компетенций будет нецелостным и неэффективным.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство образования и социализации детей дошкольного возраста и в детском саду, и в семье решается в четырех направлениях:
- работа с педагогами по их активизации во взаимодействии с семьей, по их ознакомлению и организации освоения новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической и психологической культуры родителей;
- включение родителей в образовательный процесс, в различные виды деятельности в дошкольной образовательной организации;
- организация обмена опытом воспитания детей в семье.
Основными задачами по вовлечению родителей в процесс социально-коммуникативного развития ребенка, являются:
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
2. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
3. Активизация и обогащение воспитательных компетенций (знаний, умений и навыков) родителей.
4. Формирование и формулирование социального заказа при активном участии родителей.
5. Единое понимание результата образования и социализации (обучения и воспитания) педагогами и родителями.
Задача формирования и формулирования социального заказа при активном участии родителей раскрыта в работе С. Г. Молчанова «Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованнности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении».
В работе предлагаются две новых формы проведения родительского собрания, которые, целесообразно, использовать, не исключая при этом прежние, традиционные.
Работа с родителями реализуется через разнообразные формы:
- родительские собрания;
- консультации, беседы;
- праздники;
- оформление информационных стендов, папок-передвижек;
- оформление выставок детско-родительских работ.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. К сожалению, во многих детских садах проведение родительских собраний не является эффективной формой взаимодействия педагогов и родителей. Это лишь формальный отчет педагогов о проделанной работе и постановка задач и целей развития дошкольной образовательной организации на перспективу.
Но кто определяет эти задачи? Руководитель и педагоги ДОУ Родители не являются даже участниками формирования и, тем более, формулирования социального заказа. Го-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
65
сударственно-общественное управление становится формальной процедурой, фиксируемой в протоколах собраний и других пустых документах, которые не имеют реального, эффективного и действенного выхода на повседневные практики.
Родители (законные представители), заказчики образования отстранены, таким образом, от процессов образования и социализации, процессов обучения и воспитания. Многие из них не умеют и не знают, как помочь своему ребенку освоить необходимые образовательные и социальные компетенции.
На наш взгляд, одной из эффективных форм проведения родительского собрания является «Погружение». Погружение предполагает, что человек целиком захвачен, занят, поглощен чем-то полезным, общественно- и личностно-значимым [5].
На первых этапах проведения собраний такого типа родители, как бы, становятся на место своих детей, а педагог проводит занятие (например, беседу). Родители проживают, проигрывают все способы взаимодействия взрослого и ребенка. При данной форме взаимодействия педагог чувствует себя комфортно и уверенно, так как оказывается в обычной каждодневной ситуации, а родители имеют возможность расслабиться и побыть немного детьми, подумать как дети, но при этом они проходят курс практической деятельности по обучению и воспитанию.
«Погружение» очень полезно при рассмотрении сложных вопросов, требующих не только изучения теоретической базы, но и практической реализации. Выявление социального запроса очень важно при планировании деятельности и рассматриваемых проблем, выносящихся на родительское собрание.
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку и его родителю чувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Список литературы
1. Жукова, Л. П. Государственно-общественное управление в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л. П. Жукова. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 112 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М., 2005. - 94 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014 [Текст]. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.: ил.
4. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой, 18-е изд. стереотип. - М.: Русский язык, 1987. - 797 с.
6. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: studium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru.
66
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)
CREATING A COMMON EDUCATIONAL SPACE “KINDERGARTEN -FAMILY” THROUGH THE FORMATION OF AN ACTIVE POSITION
OF PARENTS
IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-COMMUNICATIVE COMPONENT
OF EDUCATION
I. E. Grigorieva
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, [email protected]
The article discusses the state-public management of educational process in preschool educational organizations as actual problems of education in the Russian Federation; revealed the notion of “public-public administration ”, “educational process ”, “common educational space”; considered various options for interaction between the teachers and parents in implementing social and communicative component of education.
Keywords: public-public management, unified educational space, educational process.
References
1. Zhukova, L. P. (2014) Gosudarstvenno-obshchestvennoye upravleniye v doshkol’noy obrazovatel’noy organizatsii [State-public management in the pre-school educational institution], Moscow, Natsional’nyy knizhnyy tsentr, 112 p. (In Russ.).
2. Kodzhaspirova, G. M. (2005) Pedagogicheskiy slovar’ [Pedagogy Dictionary], Moscow, 94 p. (In Russ.).
3. Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» s izmeneniyami i dopol-neniyami, vstupivshimi v silu 06.05.2014 (2014) [Federal Law “On Education in the Russian Federation” as amended, entered into force on 05.06.2014], Sankt-Peterburg, Piter, 240 p., il. (In Russ.).
4. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii: posobiye dlya rabotnikov doshkol’nogo obrazovaniya [Methods of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) (OS-DOW) in preschool educational institution: A guide for workers of preschool education], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).
5. Ozhegov, S. I. (1987) Slovar’ russkogo yazyka: 57 000 slov [Russian dictionary: Ok. 57,000 words]; ed. N. Yu. Shvedova, 18-ye izd. Stereotip, Moscow, Russkiy yazyk, 797 p. (In Russ.)
6. Molchanov, S. G. (2013) T’yutorat-praktika: studium napisaniya stat’i [Tutorate prac-tition: studium of writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Humanities of Chelyabinsk], no. 4 (25), pp. 59-80. (In Russ.).
7. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. №» 1155 [Federal State Educational Standard ofpreschool education. on 17.10.2013, no. 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru, accessed 30.03.2015. (In Russ.)
Григорьева Ирина - студент магистратуры I-ого курса факультета дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет.