ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
73
УДК 373.2
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Н. Е. Лунгу, Р. Р. Орлова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»
(МБДОУ ДС ОВ) № 301, г. Челябинск
В статье рассматривается способы реализации 44-й и 89-й статей Закона РФ «Об образовании...» и IVраздела нового ФГОС ДО1 в части требований к результатам освоения содержания дошкольного образования и обсуждаются компетенции дошкольной образовательной организации в части отбора инструментального обеспечения опосредованного оценивания социализованности детей с привлечением родительской общественности.
Ключевые слова: инструментальное обеспечение, социализованность, опосредованное оценивание.
Требования ФГОС ДО (Стандарта...) к результатам освоения1 2 содержания дошкольного образования представлены в виде «целевых ориентиров» [8] образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга)3, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников» [8. C. 26].
И если следовать этому положению, то «непосредственно» оценивать нельзя, но при этом ФГОС не запрещает оценивать опосредованно. Ведь ФГОС ДО не ставит «...под сомнение необходимость диагностики (мониторинга)» [8. С. 26], т. е. «оценивания» [8. С. 17]. Кроме того, «педагог может проявлять творчество (ст. 47, п. 3 Закона РФ «Об образовании...» (9)) -в рамках двух групп способов работы: 1) предъявление 2) выявление» [5. C. 6].
В Стандарте четко определено, что «...развитие4 ребенка...» не является объектом измерения и оценки, в связи с «...отсутствием возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат..» [8. C. 26]. Согласно Стандарту, верным будет, скорее, оценивание того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то финального результата, которого необходимо добиться. Но, с другой стороны, родитель заинтересован в финальном результате, а он невозможен без неких промежуточных.
Здесь, в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах5 .
1 В дальнейшем «Стандарт» или «ФГОС ДО».
2 «Результаты освоения...» и «целевые ориентиры» С. Г. Молчанов предлагает заменить терминами «образованность» и «социализованность» [5].
3 Различия между феноменами «диагностика» и «мониторинг» также рассмотрены С. Г. Молчановым [5].
4 Если мы фиксируем состояние объекта, то уместнее употребить термин «развитость», а еще лучше -«образованность» и (или) «социализованность» (в соответствии с позицией, предложенной Молчановым С.Г.в источнике «5»)
5 Заметим, что С. Г. Молчанов поясняет, «результат» есть «отражение» ребенком осваиваемого и освоенного содержания образования и его (результат) проще фиксировать, как образованность (5).
74
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)
В этой связи допускается мониторинг динамики «развития» (см. сноску 4) ребенка, однако он нужен не для оценки некоего состояния образованности или социализованности, а для выявления и фиксации тех способов, с помощью которых педагог помогает ребенку осуществлять переход от инициального состояния к промежуточному или финальному с позиции освоенности конкретного способа поведения. Это уже те способы профессионально-педагогической деятельности, которые помогают ребенку «развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы» [8. C. 21]; а педагогу подбирать - с учетом возрастных и индивидуальных особенностей - способы для индивидуального воздействия (взаимодействия), для социального вмешательства в «развитие» ребенка [5].
Для чего нужны мониторинг и диагностика? С. Г Молчанов, фиксируя их сходство и различия, в частности, пишет по этому поводу: «... и «мониторинг» [8], и «диагностика»
[8] - это сбор информации о состоянии объекта... Следовательно, это и оценивание состояния объекта в настоящий момент времени, и сравнение его с предыдущим состоянием. И в основе и «мониторинга», и «диагностики» лежит процедура оценивания и (или) измерения. Различия между ними в том, что «мониторинг» предполагает сравнение каждого нового состояния объекта с предыдущим, а «диагностика» (с древнегреческого можно перевести как «два знания») предполагает установление соответствия между некими конкретно-историческими теоретическими представлениями об объекте с его реальным состоянием. Но оценивание объекта можно произвести только при помощи измерительного инструмента. Нет инструмента - нет и мониторинга, нет и диагностики» [5. C. 15-16].
Может быть, от того, что нет инструмента, авторы Стандарта оказываются вынужденными считать, что личностные достижения ребенка не могут быть и, потому, не должны быть оценены и «...не подлежат непосредственной оценке (подчеркнуто нами. - Н. Л., Р. О.)...» [7. C. 26]. Но как же может выглядеть «непосредственная оценка»? Например, приложил ладонь ко лбу ребенка и понял, есть повышенная температура или нет. Вот -«непосредственная оценка».
Но такие состояния объекта, как «учебные достижения и внеучебные достижения»
[9] , вряд ли можно все без исключения определить этой самой «непосредственной оценкой» [8]. Значит, наряду с ней, необходимо использовать и опосредованную.
Наличие же какой-то образовательной или социальной компетенции можно установить только наблюдением. Непосредственным!!! Но оно запрещено!
Как же быть? Все очень просто. С. Г. Молчанов предлагает использовать не запрещенное ФГОС ДО опосредованное оценивание, что не противоречит статье 95 Закона РФ «Об образовании...». Это означает, во-первых, что оценивает не педагог и, во-вторых, что оценивание должно опосредоваться соответствующим инструментом.
В «достижениях», «результатах» [8] образованности и социализованности есть латентная часть, а есть открытая, экстериоризированная. То есть в сознании ребенка, от нас скрытом, есть теоретические представления о позитивных качествах и о способах их проявления. Они существуют в сознании ребенка в виде существительных и глаголов. А эти последние реализуются или не реализуются (остаются только в виде представлений) в поступках, действиях. Именно в них, и проявляются качества (компетенции) и пр. Чем больше хороших, социально одобряемых поступков, тем более человек воспринимается окружающими как позитивный и, следовательно, аттрактивный.
И что же? Количество поступков нельзя зафиксировать? Тем более, что нас не интересует их точное число. «Поведение человека - это же не пример из арифметики «на вычитание» или «на сложение» поступков (действий, акций, способов поведения... Нас интересует - ВЕКТОР... Каких поступков больше? Позитивных или негативных? Это интересует и педагога, и ребенка, и родителя, и, конечно, государство» [8. C. 16].
Таким образом, педагогу нужен инструмент, а) обеспечивающий опосредованное оценивание и б) позволяющий фиксировать количество позитивных поступков.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
75
Социальная направленность ФГОС ДО проявляется в целом комплексе понятий, которыми наполнено терминологическое пространство документа: «социализация», «социальное воспитание», «социальная адаптация», «социальное созревание», «социальная культура», «социальные компетенции», «социальная компетентность» [7]. При этом заметим, что Стандарт фиксирует в качестве своего приоритета, именно, социализацию и индивидуализацию. При этом становится понятно, что продуктом, неким финальным результатом социализации, конечно же, является социализованность. Причем, индивидуальная социализованность конкретного ребенка, его «внеучебные достижения», которые можно наблюдать как продукты деятельности ребенка. Продуктами деятельности ребенка, которые можно наблюдать и непосредственно и опосредованно, являются и способы поведения или конкретные поступки. Вот объект оценивания, позволяющий через это опосредование оценить социализованность ребенка. То есть количество поступков, в которых проявляется качество (компетенция), позволяет оценить (измерить) выраженность этого качества (этой компетенции).
Но кто же может и должен выступить субъектом оценивания? «Если... принять во внимание, что Закон РФ «Об образовании...» легитимизирует государственно-общественное управление [9] образованием, то становится понятным, что оно может выразиться и в оценивании «результатов освоения» [7. C. 26], в «оценке внеучебных достижений» [9]. Таким образом, оценивание может быть проведено с позиции родителей и сверстников ребенка. Если оценивание производится родителями, то имеет место даже двойное опосредование. Первичное наблюдение за поступками сверстников осуществляется ребенком, а вторичное - родителями, но через «призму» первичного...
При этом нужно соблюдать условие, что оценки «...не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» [7. C. 26]. Значит, возможно неформальное оценивание. И оно может проводиться, с согласия и при участии родителей, и для установления динамики позитивных социальных «внеучебных достижений», «социальных характеристик» (там же) каждого ребенка в отдельности, относительно достижений детей в конкретной социальной группе. Экспертная оценка становится достоверной, если в оценивании принимают участие не менее пяти экспертов» [8. C. 19]. При этом в оценивании педагог участия не принимает; только родители. Родители же оценивают выраженность качеств каждого ребенка в группе опосредованно, через своих сыновей и дочерей. А также через количество поступков, совершенных по отношению к их сыну (дочери), совершенных именно этим, конкретным членом социальной группы, именно этим ребенком. Поэтому мы выше назвали это вторичным, опосредованным наблюдением.
Социальная компетентность может рассматриваться как общее понятие, свидетельствующее об уровне социализованности человека, либо как составляющая общей компетентности, либо как личностное свойство, качество (или даже их совокупность), обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к другим людям, к деятельности. А проявляется социальная компетентность именно в поступках.
При этом, как подчеркивали многие исследователи, социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, разрешать конфликты, в толерантности, ответственности, духовности, выносливости и т. д. Заметим также, что существует тесная связь между профессиональными и социальными компетенциями.
А. В. Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение
76
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)
к ней и предмету деятельности» [7. C. 8]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере [6].
И. А. Зимняя понимает под компетенцией некоторые «внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека» [2. C. 5].
Вопросами оценивания и измерения компетенций и компетентностей как результатов образования посвящены работы Д. Заводчикова, Э. Зеера, Е. А. Земцовой, И. А. Зимней, Н. Ф. Ефремовой, С. Г. Катаева, О. В. Кудашкиной, О. К. Мартыненко, С. Г. Молчанова,
В. Н. Мясникова, Н. А. Найденова, Е. М. Сартаковой, Н. Н. Ушаковой и др.
Н. Н. Ушакова [6] составила список социальных компетенций воспитанников образовательного учреждения:
- знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям;
- владеть базовыми знаниями в области гуманитарных и социальных наук и применять их методы в различных видах социально-профессиональной деятельности;
- иметь гуманистическую направленность;
- быть социально ответственным и правопослушным;
- владеть культурой мышления; быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам;
- владеть навыками межличностного общения; уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной);
- владеть навыками самоконтроля;
- быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий;
- быть готовым вести здоровый образ жизни; проявлять эмоциональную устойчивость;
- проявлять социальную активность.
В качестве компонентов в структуре социальной компетентности обучающихся и воспитанников И. А. Зимняя выделила следующие:
- готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека;
- знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;
- опыт реализации знаний, умений;
- ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностная значимость;
- эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности [2].
Н. Н. Ушаковой [6] разработана модель социальной компетентности воспитанников, в которой представлено содержание основных компонентов: личностного (ценностномотивационного), когнитивного, операционно-деятельностного.
Однако, нельзя сказать, что на сегодня создана более или менее стройная теория компетентности и исследователи, наконец-то, определились с феноменом «компетенция».
Мониторинг процесса формирования социальной компетентности воспитанников выполняет определенные функции, которые определяют порядок его выполнения: первичное накопление информации, количественная и качественная обработка данных, систематизация и классификация полученных данных, коррекция методов, средств извлечения информации, анализа результатов исследования.
Критериями сформированности социальной компетентности воспитанников могут выступать, например, такие как: действенность, осведомленность, умелость и др. Показатели же социализованности - это количественные и качественные характеристики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
77
каждого свойства, признака исследуемого объекта (конкретной компетенции), которые определяют меру выраженности индикатора относительно того или иного критерия.
Данная технология проведения мониторинга формирования социальной компетентности воспитанников обеспечивает максимально объективизированное оценивание эффективности образовательного процесса и процедур формирования социальных компетенций. Созданная и апробированная технология позволяет получить достоверную и полную информацию об изменении уровня развитости (социализованности) воспитанников, выявить оптимальное содержание и организацию (формы, методы, приемы и средства) процесса формирования социальной компетентности воспитанников образовательного учреждения.
Известно, что в дошкольном возрасте закладываются основные качества (свойства) личности. В ребенке создается некий первичный набор (совокупность) социальных компетенций. В связи с этим большое значение приобретает оценка личных качеств ребенка (социальных компетенций).
Отсутствие инструментального обеспечения оценивания «личностных качеств ребенка» (КАКОВ?), т. е. его социальных компетенций, приводит к неуправляемости воспитания, делает социальное вмешательство педагогического работника хаотичным, стихийным и выливается в недостаточную сформированность или неустойчивость позитивной социальной компетентности у «выпускника» детского сада [4. C. 4].
Для ответа на вопрос «ЧТО ФОРМИРОВАТЬ?» (содержание социализованности) и «КАКОВ?» (требования к социализованности) мы используем «Методику отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ)» С. Г. Молчанова [4].
Данная методика позволяет:
- сформировать и сформулировать социальный заказ (со стороны родителей и от имени воспитанника (детей) в виде перечня позитивных социальных компетенций;
- учесть принцип гендерности;
- обеспечить индивидуализацию содержания и организации социализационного (воспитательного) воздействия.
Методика ОС-ДОУ поможет каждому воспитателю и родителям ответить на вопрос: КАКОВА? социализованность воспитанника (-ицы), его (её) социальная компетентность, выраженность каждой социальной компетенции у каждого мальчика, каждой девочки?
Кроме того, методика позволяет:
- оценить и представить в виде числового значения выраженность социальной компетентности, в целом, и каждой компетентности, в отдельности, у каждого мальчика, девочки;
- учесть принцип гендерности;
- объективизировать результаты оценивания за счет реализации принципа взаимности оценивания;
- определить статус каждого воспитанника (-ицы) в группе [4].
Таким образом, в качестве инструментального обеспечения оценивания социальных компетенций дошкольная образовательная организация вполне может использовать методику ООС-ДОУ и ОС-ДОУ, разработанную профессором, доктором педагогических наук, академиком АГН С. Г. Молчановым [4].
Список литературы
1. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. Ф. Борисова : автреф. дисс. канд. пед. наук. - URL: http:// www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialnoi-kompetentnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.
78
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа к журналу: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm.
3. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учебно-метод. пособие для классного руководителя [Текст] /
С. Г. Молчанов. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. - 36 с.
4. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
5. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 4-21.
6. Ушакова, Н. Н. Технология формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения [Текст] / Н. Н. Ушакова. - Курган: ИРОСТ, 2011. - 120 с.
7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. - URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. -URL: http 13/11/25/doshk-standart-dok.html.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.
FORMATION EVALUATION SOTSIALIZOVANNOSTI TOOL MAINTENANCE OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
N. E. Lungu, R. R. Orlova
Municipal budget preschool educational institution “Kindergarten” (MBDOU DS OB) №
301, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru
The article discusses how to implement the 44th and 89th articles of the RF Law “On education ...” and a new section IV to the GEF regarding the requirements for the results of the development of the content ofpreschool education and discusses the competence ofpre-school organizations in the selection of the tool provide indirect estimation sotsializovannosti children with the assistance of the parent community.
Keywords: socialization, mediated assessment.
References
1. Borisova, O. F. (2009) Formirovaniye sotsial’noy kompetentnosti detey doshkol’nogo vozrasta: avtoref. diss. kand. ped. nauk [Formation of social competence of preschool children: Thesis], available at: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialnoi-kompetentnos-ti-detei-doshkolnogo-vozrasta, accessed 30.03.2015. (In Russ.).
2. Zimnyaya, I. A. (2006) Klyuchevyye kompetentsii - novaya paradigma rezul’tata sovre-mennogo obrazovaniya [Key competences - a new paradigm results of modern education], in:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
79
Internet-zhurnal “Eydos” [Internet-Magazine “Eydos”], 5 maya, available at: http://www.eidos. ru/journal/2006/0505.htm, accessed 30.03.2015. (In Russ.).
3. Molchanov, S. G. (2010) Formirovaniye i otsenivaniye sotsial’nykh kompetentsiy v obrazovatel’nom uchrezhdenii: uchebno-metod. posobiye dlya klassnogo rukovoditelya [Formation and evaluation of social competence in the educational uchrezhdenii6 teaching method. allowance for the class teacher], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 36 p. (In Russ.).
4. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii: posobiye dlya rabotnikov doshkol’nogo obrazovaniya [Methods of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) (OS-DOW) in preschool educational institution: A guide for workers of preschool education], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).
5. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOS DO? [How to perform a new section IV to the GEF?], in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21 (In Russ.).
6. Ushakova, N. N. (2011) Tekhnologiya formirovaniya sotsial’noy kompetentnosti obu-chayushchikhsya i vospitannikov obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Technology of formation of social competence of pupils and students of educational institutions]. Kurgan, IROST, 120 p. (In Russ.).
7. Khutorskoy, A. V Klyuchevyye kompetentsii i obrazovatel’nyye standarty. Doklad na otdelenii filosofii obrazovaniya i teorii pedagogiki RAO 23 aprelya 2002. Tsentr «Eydos» [Core competencies and educational standards. Report to the department of philosophy of education and the theory of pedagogy RAO. April 23, 2002. Center “Eydos”], available at: http://www. eidos.ru/journal/2002/0423.htm, accessed 30.03.2015. (In Russ.).
8. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. №» 1155 [Federal State Educational Standard ofpreschool education. on 17.10.2013, no. 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru, accessed 30.03.2015. (In Russ.).
9. Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 g. №273-FZ [The Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 29.12.2012, the № 273], available at: http://www.consultant.ru, accessed 30.03.2015. (In Russ.).
Лунгу Наталья Евгеньевна — магистр управления дошкольным образованием, МБДОУ ДС ОВ № 301 г. Челябинска, заведующий.
Орлова Рания Рафаеловна — УВР МБДОУ ДС ОВ № 301 г. Челябинска, заместитель заведующего.
molchanov_chel@mail.ru