Научная статья на тему 'Сотрудничество заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе с педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС до'

Сотрудничество заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе с педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврикова Ольга Геннадьевна, Андрианова Наталья Валерьевна

В настоящей статье описывается опыт внутриинституционального взаимодействия авторов, имеющих статус педагога-психолога и заместителя заведующего по УВР в дошкольной образовательной организация в аспекте психологического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврикова Ольга Геннадьевна, Андрианова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе с педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС до»

УДК 37.018.26.

СОТРУДНИЧЕСТВО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО (из опыта работы МАДОУ ДС № 68 г.Челябинска)

О. Г. Гаврикова, Н. В. Андрианова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное «Детский сад» № 68,

г. Челябинск

В настоящей статье описывается опыт внутриинституционального взаимодействия авторов, имеющих статус педагога-психолога и заместителя заведующего по УВР в дошкольной образовательной организация в аспекте психологического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: взаимодействие, субъект, объект.

Несомненным приоритетом в актуальной социально-образовательной и нормативно заданной ситуации для педагогического и управленческого персонала, а также и для персонала служб сопровождения, дошкольной образовательной организации является вопрос организации деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 11551 [8]. Новый ФГОС ДО обусловил переход всей системы дошкольного образования страны от исполнения, упраздненных вышеназванным приказом, ФГТ к реализации нового Стандарта [8], который предъявляет новые требования: а) к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему; б) условиям реализации образовательной программы дошкольного образования; в) результатам освоения образовательной программы дошкольного образования [8].

Перенос центрирования фокуса педагогического воздействия и взаимодействия с диады «педагог-ребенок» на триаду «ребенок-взрослые-сверстники» обусловил возникновение все более усложняющихся отношений между субъектами образовательного процесса. Новый стандарт, по существу, определил переход на новую парадигму дошкольного образования.

Характеризуя различия между традиционной и инновационной парадигмой, можно фиксировать, что традиционная парадигма может быть описана, как «субъект-объектное воздействие (взаимодействие)2», а инновационная, как «субъект-объект-субъектное взаимодействие3» и (или), как «субъект-субъект-объектное взаимодействие». При этом, в каждом из двух вариантов взаимодействия (воздействия), может быть представлено множество социальных, возрастных и гендерных позиций. Таким образом, новая парадигма, обеспечивая множество социальных влияний, более полно реализует новые приоритеты: а) социализация и б) индивидуализация.

Этот подход вряд ли можно назвать радикально новым (он описан еще А. В. Петровским), но его признание как доминирующего в рамках исполнения нынешнего ФГОС ДО предполагает разработку более глубоких проектировочных и конструкторских новаций и инноваций (обновлений, изменений, нововведений) в функционировании дошкольной образовательной организации, в деятельности педагогического, управленческого персо- 1

1 Далее - Стандарт, ФГОС ДО.

2 С акцентом на «воздействие».

3 С акцентом на «взаимодействие».

нала и персонала служб сопровождения. Кроме того, необходимо конструирование нового инструментального обеспечения включения еще и родителей в образовательный процесс (ст. 44, 89, 95 Закона РФ «Об образовании...»).

Новая фаза развития системы дошкольного образования повлечет за собой обновление требований к его качеству и эффективности на основе изменений не только образовательной (материальной) среды, но и ее персонологического (морального) пространства, а следовательно, и вызовет изменения требований к профессионально-педагогической (-управленческой, -психологической) компетентности персонала дошкольной образовательной организации.

С целью поэтапного введения Стандарта в МАДОУ ДС № 68 был разработан и утвержден приказом заведующего план-график мероприятий, охватывающий многие направления функционирования организации и деятельности персонала. Одним из наиболее важных направлений является психологическое сопровождение введения и реализации Стандарта, осуществляемое педагогом-психологом (одним из соавторов данной статьи - Андриановой Н. В.) в тесном взаимодействии с заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе (другим соавтором - Гавриковой О. Г.).

Исходя из предъявленных требований, педагогическому персоналу дошкольной образовательной организации необходимо проанализировать свои потенциальные возможности для создания условий для введения и реализации Стандарта. Конкретно, в обсуждаемом опыте дошкольной образовательной организации, на теоретическую и практическую подготовку персонала потребовалось два месяца. Это был период

- изучения нормативных документов, касающихся ФГОС ДО, в виде разъяснений и комментариев в рамках методических занятий;

- сбора информации о состоянии и перспективах развертывания методической и инновационной работы, обеспечивающей исполнение ФГОС ДО;

- организационного оформления индивидуальных и групповых проектов педагогов.

Опираясь на эту теоретическую и организационно-управленческую базу, мы приступили к активным действиям с марта 2014 г., а пассивный период аккумулирования материальных и моральных ресурсов завершился, поскольку подготовительная (пропедевтическая) работа началась, конечно же, сразу же после утверждения ФГОС ДО 17 октября 2013 года. Наши сотрудники участвовали и в курсах, организованных муниципальными, региональными и федеральными органами управления образования, и во встречах с разработчиками нового ФГОС ДО (Волосовец Т В.) и авторами образовательных программ дошкольного образования (Гогоберидзе Н. В., Доронова Т Н. и др.)

Учитывая опыт введения ФГТ, нам было очевидно, что внедрение ФГОС ДО «сверху» будет малоэффективным и энерго- и трудозатратным для всех. Поэтому переход к реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО было решено провести через создание временных творческих групп, состоящих из воспитателей и специалистов детского сада.

Для этого, в марте 2014 года педагогом-психологом была проведена диагностика4 творческого потенциала педагогов и оценивание уровня инновационного потенциала пе- * 9

4 У нас, несколько уточнились представления о категории «диагностика. Так, С. Г Молчанов, фиксируя их сходство и различия, в частности, пишет по этому поводу: «... и «мониторинг» [9], и «диагностика»

[9] - это сбор информации о состоянии объекта... Следовательно, это и оценивание состояния объекта в настоящий момент времени, и сравнение его с предыдущим состоянием. И в основе и «мониторинга», и «диагностики» лежит процедура оценивания и (или) измерения. Различия между ними в том, что «мониторинг» предполагает сравнение каждого нового состояния объекта с предыдущим, а «диагностика» (с древнегреческого можно перевести как «два знания») предполагает установление соответствия между некими конкретно-историческими теоретическими представлениями об объекте с его реальным состоянием. Но оценивание объекта можно произвести только при помощи измерительного инструмента. Нет инструмента - нет и мониторинга, нет и диагностики» [5. C. 15-16].

дагогов; было изучено и социо-психологическое пространство профессионально-педагогической деятельности, образовательного процесса и сопровождающего его внешнего персонологического пространства межличностных формальных и неформальных отношений. Для этого были использованы следующие методики:

- тест на выявление творческого потенциала педагогов (автор К.Ю. Белая);

- оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (Н. В. Немова);

- изучение психологического климата коллектива (карта-схема Н. В. Лутошкина);

- оценивание выраженности позитивных социальных компетенций (методика С. Г. Молчанова).

В результате оценивания (включая и диагностику) были выявлены воспитатели и специалисты, имеющие большой творческий потенциал и положительно настроенные на введение Стандарта. В апреле 2014 года эти педагоги стали активными членами трех творческих групп.

Первая. Группа по разработке и написанию основной части общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, в которую вошли заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Вторая. Группа по разработке и написанию вариативной части основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, в которую вошли заместитель заведующего по УВР и четыре воспитателя.

Третья. Группа по разработке методических рекомендаций для активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, в которую вошли 5 воспитателей.

Таким образом, большая часть педагогического и управленческого персонала обрела профессионально- и личностно-мотивированную заинтересованность в перестройке, реорганизации и обновлению своей персональной профессионально-педагогической деятельности (содержания обучения и воспитания, форм, методов, приемов, средств) и получению извне и извлечению из персонального опыта необходимой информации для активизации гностического компонента (Н. В. Кузьмина). Но такая самостоятельная, инновационно-методическая активность педагогов не исключила проведения традиционных форм методической работы с воспитателями. В период с марта по июнь 2014 года заместителем заведующего по УВР были специально организованы и проведены консультации для всех педагогов ДОУ, касающиеся перехода к реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Педагогом-психологом был проведен семинар «Формы взаимодействия детского сада с семьей».

В июне 2014 года творческие группы подготовили и провели презентацию продуктов своей деятельности на педагогических советах, а к сентябрю 2014 года все было уже оформлено в виде методических разработок. Также к сентябрю 2014 года в детском саду была составлена «Основная общеобразовательная программа ДОУ» в соответствии с ФГОС ДО.

Все вышеизложенное касается активной части педагогического персонала. Наряду с этим, проведенное оценивание (включая и диагностику) позволило идентифицировать также воспитателей, пассивно относящихся к инновациям, нововведениям. С этим сегментом педагогического персонала мы работали особо. Специально запланированного обучения, кроме проводимого для всего педагогического коллектива, организовано не было. Консультирование проводилось, но акцент делался больше на а) организацию работы с детьми определенного возраста, б) рекомендации по взаимодействию с родителями. В основном работа строилась в виде конкретной ненавязчивой помощи при каких-то конкретных затруднениях.

Особо следует отметить, что период с января по март 2015 года не был легким, как это может показаться на первый взгляд. Работа была напряженной и требовала от педагога-пси-холога и заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе чутко реагировать на

настроение всего коллектива. Заместитель заведующего по УВР своевременно оказывал методическую помощь воспитателям и специалистам. Педагог-психолог помогал воспитателям снижать эмоциональное напряжение. Для этой цели два раза в неделю, были организованы специальные сеансы релаксации, с использованием сенсорного оборудования зоны психологической разгрузки. График посещения зоны психологической разгрузки имеется в каждой группе. Такая форма работы педагога-психолога с педагогами пользуется большим спросом.

Для отслеживания результативности проведенной работы, в рамках расширения форм и методов работы с родителями, педагогом-психологом в сентябре-октябре 2015 года было проведено исследование, в котором изучались следующие параметры:

- отношение родителей к работе детского сада (анкетирование);

- используемые воспитателями формы и методы работы с родителями (карта анализа).

Обработка данных, полученных в результате анкетирования родителей, позволила получить такие сведения:

- 100 % опрошенных родителей получают информацию о работе воспитателей и детского сада в целом из разнообразных источников; 60% считают, что информация полная;

- 60 % осведомлены о требованиях к образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО;

- 45 % имеют представление об организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности персонала детского сада по пяти образовательных областям;

- 80 % отметили, что взаимодействие с педагогами устраивает их полностью;

- 97 % положительно оценили состояние и качество оформления родительских уголков в групповых помещениях (рецепциях), актуальность и необходимость предоставляемой информации;

- 70 % положительно оценили полноту и качество подачи информации о ребенке во время бесед с педагогами.

Обработка данных, полученных в результате систематизации используемых воспитателями форм и методов работы с родителями (карта анализа), позволила установить, что большинство воспитателей в работе с родителями стали использовать опросы «Воспитание ребенка в семье», мини-сочинения родителей «Рассказы о ребенке», «Родословное древо», «Семейные традиции». Педагоги групп старшего дошкольного возраста для общения с родителями стали активно использовать блоги в Интернете.

Во всех возрастных группах за летний период были оформлены новые стенды для родителей в групповых раздевалках, где для родителей еженедельно обновляется информация о теме недели, рекомендации для родителей по организации воспитания и обучения детей в домашних условиях, в соответствии с темой недели и проведенной образовательной деятельности.

В качестве мини-отчетов по проведенной с детьми деятельности педагоги 9 групп (из 12) стали использовать стенгазеты с фотографиями: «Наша жизнь в картинках», «Жизнь детей в группе», «Семья глазами ребенка», «Мой ребенок», «Семейные увлечения», «Копилка добрых дел» и т.п.

Так как переход к реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО предполагает переход на новые образовательные и воспитательные технологии, то наш детский сад не остановился на достигнутом. И в 2014-2015 учебном году в нашем детском саду работают новые временные творческие группы, разрабатывающие современные методы работы, в основном они касаются образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В 2014-2015 учебном году в эти группы (причем добровольно) вошло уже больше воспитателей, в том числе и из числа «сомневающихся».

В заключение подчеркнем, что самым важным фактором успешности любого учреждения является человеческий ресурс. От квалификации и заинтересованности работни-

ков зависит эффективность использования организационных, материальных и финансовых ресурсов образовательной организации. В современных условиях развития системы дошкольного образования особую актуальность для трудовых коллективов педагогов приобретает психологическое сопровождение, позволяющее обеспечить оптимальный уровень организации педагогического коллектива и снизить внутреннюю напряженность коллектива.

Список литературы

1. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. Наук / О. Ф. Борисова. - 2009 URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialnoi-kompetentnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. -5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

3. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учебно-метод. пособие для классного руководителя / Молчанов С. Г. - Челябинск: Энциклопедия, 2010. - 36 с.

4. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования / Молчанов С. Г. - Челябинск: Энциклопедия, 2012 - 60с.

5. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО? / С. Г. Молчанов // «Детский сад от А до Я». - 2014. - № 5. - С. 4-21.

6. Ушакова, Н. Н. Технология формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения / Н. Н. Ушакова. - Курган: ИРОСТ, 2011. - 120 с.

7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Центр «Эйдос» URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru

COOPERATION OF DEPUTY DIRECTOR OF EDUCATIONAL WORK WITH THE TEACHER-PSYCHOLOGIST IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE GEF PE (from the experience of MADOU DS № 68, Chelyabinsk)

O. G. Gavrikova, N. V. Andrianova

Preschool №68, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru

This article describes the experience of the authors involved institutional to interaction with the status of educational psychologist and deputy director of the OIA in preschool educational institution in terms ofpsychological support of the introduction and implementation of the GEF PE

Keywords: teamwork, subject, object.

References

1. Borisova, O. F. (2009) Formirovanie sotsialnoy kompetentnosti detey doshkolnogo voz-rasta [Formation of social competence of preschool children]: dissertation of the candidate of pedagogical sciences, available at: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialnoi-kompetentnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta. (In Russ.).

2. Zimnyaya, I. A. (2006) Klyuchevyie kompetentsii - novaya paradigma rezultata sovre-mennogo obrazovaniya [Key competences - a new paradigm results of Modern Education], in: Internet-zhurnal «Eydos» [Internet magazine «Eidos»], available at: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm, acessed 13.05.2015 (In Russ.).

3. Molchanov, S. G. (2010) Formirovanie i otsenivanie sotsialnyih kompetentsiy v obrazo-vatelnom uchrezhdenii: uchebno-metod. posobie dlya klassnogo rukovoditelya [Formation and evaluation of social competence in the educational institution: teaching method. allowance for the class teacher], Chelyabinsk, Entsiklopediya Publ., 36 p. (In Russ.).

4. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti malchikov i (ili) (OS-DOU) v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii: posobie dlya rabotnikov doshkolnogo obrazovaniya. [Methods of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) (OS-DOW) in preschool educational institution: a manual for employees of pre-school education], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).

5. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOS DO? [How to perform a new section IV to the GEF?], in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21 (In Russ.).

6. Ushakova, N. N. (2011) Tehnologiya formirovaniya sotsialnoy kompetentnosti obuchay-uschihsya i vospitannikov obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Technology of formation of social competence of pupils and students of educational institutions], Kurgan, IROST Publ., 120 p. (In Russ.).

7. Hutorskoy, A. V. Klyuchevyie kompetentsii i obrazovatelnyie standartyi. Doklad na ot-delenii filosofii obrazovaniya i teorii pedagogiki RAO 23 aprelya 2002 [Core competencies and educational standards. Report to the department of philosophy of education and the theory of pedagogy RAO April 23, 2002], in: Tsentr «Eydos» [Center «Eidos»], available at: http://www. eidos.ru/journal/2002/0423.htm, acessed 13.05.2015 (In Russ.).

8. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. № 1155 [Federal State Educational Standard of preschool education. on 17.10.2013, no. 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru, acessed 13.05.2015 (In Russ.).

9. Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 g. №273-FZ [The Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 29.12.2012, the № 273], available at: http://www.consultant.ru, acessed 13.05.2015 (In Russ.).

Гаврикова Ольга Геннадьевна — МАДОУ ДС № 68, г. Челябинск, заместитель заведующего по УВР.

Андрианова Наталья Валерьевна — МАДОУ ДС № 68, г. Челябинск, педагог-психолог.

molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.