Научная статья на тему 'Качество образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Качество образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1991
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТАНДАРТ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дильдина Наталья Александровна

Статья раскрывает содержание понятия «качество образования» в процессе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

25

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Дильдина

Челябинский государственный педагогический университет

Статья раскрывает содержание понятия «качество образования» в процессе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Ключевые слова: качество образования, образовательная программа, стандарт, индивидуализация образования.

Актуальность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (8, 19)1 связана с проблемой обеспечения нового, современного качества дошкольного образования, которое должно соответствовать динамично обновляющимся социально-экономическим реалиям. Основа Стандарта - новый тип взаимоотношений между государством и родителем (заказчиком, потребителем): со стороны государства предъявляется требование необходимого уровня образованности обучающегося; а, со стороны ребенка и родителей, - требование качественного выполнения взятых на себя государством обязательств по предоставлению образовательных услуг. ФГОС ДО является сегодня основополагающим документом, определяющим процедуры (механизмы) реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны.

Таким образом, определены основные ориентиры качественно нового уровня дошкольного образования, основанные на следующем определении качества, принятом Международной организацией по стандартизации ИСО: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». [13. С. 11]. Заметим, что С. Г. Молчанов обращает внимание на, возможно, неточно сделанный перевод, поскольку «объект» не обладает «способностями», но - свойствами, которые адекватны потребностям субъекта.

Понятие качества образования соотносится с такими характеристиками, как

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

- соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех воспитанников; повышение уровня доступности и востребованности дошкольного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;

- соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья детей и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

В педагогической науке понятие качества образования как объекта управления определяется с различных позиций, что дает повод думать о методологической незрелости исследователей или о чрезвычайной сложности, многоаспектности обсуждаемого фено-

1 Далее ФГОС ДО или Стандарт.

26

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

мена. Одним из таких определений является определение М. М. Поташника, который указывает на взаимосвязь, соотношение цели и результата, как меру достижения целей при том, что они (цели и результаты) заданы только операционально и прогнозируются в зоне потенциального (актуального) развития обучающегося (воспитанника) в образовательной организации [11]. С. Г. Молчанов говорит, что такое определение не имеет никакого практического смысла, ибо не описывает объект и, следовательно, не объясняет, как с ним работать.

Нам ближе позиция Н. В. Войниленко, которая в своей диссертации [2] подчеркивает, что в современных исследованиях качество обычно рассматривается в двух аспектах: а) как удовлетворение запросов и ожиданий (практический аспект) и б) как характер объекта или явления, то есть полный набор реализованных характеристик качества и их значения, связанный с запросами и ожиданиями (технический аспект) [2].

По мнению С. Г. Молчанова, качество образования - это совокупность его свойств или признаков, как объекта. При этом каждый признак обладает количественными и качественными характеристиками. Следовательно, управлять качеством образования означает управлять его количественными и качественными характеристиками, делая их все более адекватными внешним «вызовам» [6].

ФГОС ДО отражает социальный заказ общества на обновление основных приоритетов в области дошкольного образования в соответствии с мировыми трендами. В связи с этим актуальной становится проблема совершенствования системы управления качеством образования как ведущая задача управленческой деятельности. Совокупность характеристик новых ФГОС ДО определяет соответствующая им нормативно-правовая база, опирающаяся на Закон «Об образовании в Российской Федерации»; Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»; Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы; Приказы Министерства образования и науки РФ: «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Образовательная программа определяет цели и задачи деятельности в соответствии с приоритетами государственной политики и с учетом уровня и направленности образовательных программ в образовательной организации. Серьезное внимание уделяется вопросам взаимосвязи качества образования и эффективности системы управления педагогическим персоналом современной образовательной организации, т. к. образование все более предстает как сфера конкурирующих концепций, где результативность обеспечивают современные наукоемкие технологии, программные продукты, квалифицированные специалисты. Однако при анализе проблемного поля современной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО, ученые и практики отмечают его многогранность и многоаспектность. Например, среди проблем, без разрешения которых невозможно включение образовательной организации в режим развития, главными определены следующие:

- несформированность педагогического коллектива как коллектива единомышленников;

- отсутствие демократических начал и гуманистических отношений;

- отсутствие творческой активности педагогов, их недостаточная теоретическая подготовленность к этому;

- отсутствие новых, адекватных технологий обучения и воспитания;

- устаревшие формы и структуры управленческих функций;

- отсутствие приоритетов показателей (индикаторов эффективности образовательной организации) качества образованности и социализованности (6, 15, 16, 17, 19) и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

27

В практике реализации новых ФГОС ДО, как никогда, становится актуальным утверждение - «кадры решают все». С одной стороны, старение и, с другой стороны, медленное обновление педагогического персонала в дошкольном образовании противоречит основной идее развивающего обучения, лежащей в основе ФГОС ДО и опирающейся на опережающее освоение педагогическим персоналом новых способов профессионально-педагогической деятельности. Развивающее обучение, как одно из направлений экспериментального поиска в области качества образования, существует в отечественной педагогике уже несколько десятилетий и вошло в повседневную практику отдельных педагогов как органично транслируемая философия личностно-ориентированной педагогической позиции. Однако, для значительной части педагогов развивающее обучение является лишь научным лозунгом, нарушающим сложившиеся стереотипы педагогической практики, основанной на «ЗУНовской парадигме». Преодоление профессиональных стереотипов предполагает высокую мотивацию педагогических кадров на увеличение количества и качества своих профессиональных компетенций [6] и на формирование компетентности, адекватной для реализации новых образовательных программ (6) дошкольного образования. Поэтому управление методической работой в образовательной организации, правильное определение ее предмета (учебные материалы, формы, методы, приемы и средства), организация экспертной оценки новаций и инноваций, планирование, организация, контроль являются непременным условием адекватного управления качеством дошкольного образования.

В этой связи, помимо курсовой подготовки на базе ИПК, предполагается система внутриинституциональных методических мероприятий, обеспечивающих освоение и инте-риоризацию педагогическим персоналом новых идей, заложенных во ФГОС ДО нового поколения. Включение педагогов образовательной организации в рабочую группу по разработке образовательной программы, привлечение к экспертизе рабочих программ, формирует профессиональное ценностно-ориентационное единство.

Обсуждение содержательных, организационных вопросов, осмысление новой профессиональной терминологии (компетентность, компетенции, проектная деятельность, личностные результаты и др.) способствует увеличению выраженности профессиональной компетентности, увеличению количества и качества профессиональных компетенций.

В условиях реализации ФГОС ДО особенно актуальными становятся такие продукты проектно-конструкторской работы педагогического персонала, как программа развития, комплексно-целевые программы, тематические проекты. Заложенная в них квазиидеальная модель предстоящих преобразований и изменений призвана обеспечить целенаправленное достижение нового качества образования. Как никогда актуально звучат слова классика управленческой мысли А. Файоля: «Управлять - значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [14. C. 2]. Но еще актуальнее выглядит положение Ж. Ладсу и С. Г. Молчанова: «управлять - значит измерять, оценивать» [8]. Измерять каждое новое, достигнутое обучающимся, состояние образованности и социализованности.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [10] для всех дошкольных образовательных организаций ФГОС ДО стал основным нормативным документом, подлежащим исполнению.

Авторами ФГОС ДО была сделана попытка зафиксировать не только технико-технологические аспекты современного образовательного процесса, организуемого для дошкольного детства, но и определить идеологию формирования и оценивания образованности и социализованности детей относительно некоего не очень внятного феномена -«целевые ориентиры». Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается

28

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассматривается гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» А. Г. Асмолова.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС ДО, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Эта ошибочная, популистская игра слов привела к тому, что ребенок не несет никакой «ответственности» [11] за проявления своих образовательных и социальных компетенций. А они проявляются в поступках. Поэтому оценивать, и можно с этим согласиться, нужно не ребенка, но количество и качество его поступков. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению качества, ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного «уровня» [11] общего образования.

В качестве методологической основы ФГОС ДО взята культурно-историческая диалектика Л. С. Выготского, рассматривающая уровень развитости системы в контексте роста вариативности проявлений её свойств. Образование, в контексте таких методологических оснований, рассматривается как главный источник многообразия систем. Это предопределило формулирование ряда принципиальных отличий нового ФГОС ДО от прежнего: его краеугольными основаниями стали социализация и индивидуализация. Например, деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, обеспечивающей освоение множества способов взаимодействия с объективной реальностью, наполнения каждой способности ребенка максимально возможным для конкретного возраста количеством способов. Особенно это касается способов социального поведения, проявлений ответственности, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности и др. И для того, чтобы это фиксировать, относительно, предыдущих «достижений» [11] ребенка, необходимы процедуры оценивания и (или) измерения. Как пишет С. Г. Молчанов: «...и «мониторинг» [11], и «диагностика» [11] - это сбор информации о состоянии объекта... Следовательно, это и оценивание состояния объекта в настоящий момент времени и сравнение его с предыдущим состоянием. И в основе и «мониторинга», и «диагностики» лежит процедура оценивания. Различия в том, что «мониторинг» предполагает сравнение каждого нового состояния объекта с предыдущим, а «диагностика» (с древнегреческого можно перевести, как «два знания») предполагает установление соответствия между некими конкретно-историческими теоретическими представлениями об объекте с его реальным состоянием. Но оценивание объекта можно произвести только при помощи измерительного инструмента. Нет инструмента - нет и мониторинга, нет и диагностики» [19. C. 17]. Таким образом, мониторинг и диагностика становятся инструментами фиксации динамики, продвижения ребенка вперед и вверх. Заметим, как говорит С. Г. Молчанов, что приставка «вос (з)» в русском языке и означает «вперед» и «вверх», наполняя именно этим смыслом термин воспитание.

Разработка и принятие ФГОС ДО окажет значительное влияние на существование, обновление, развитие и функционирование дошкольной образовательной организации.

Во-первых, признание значимости и абсолютной ценности дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Так как ФГОС ДО поддерживает фиксирует точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего»; поэтому многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой или облечен в нее. Каждая дошкольная образовательная организация будет самостоятельно разрабатывать свои рабочие программы, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных образо-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

29

вательных программ, включенных в федеральный реестр. Примерные образовательные программы создаются ведущими специалистами страны в области дошкольного образования и существуют в качестве образца и (или) ориентира при разработке образовательной программы образовательной организации.

Опираясь на детальное изучение прежних и настоящей версий Закона РФ «Об образовании», С. Г. Молчанов и А. Г. Гостев предлагают следующие подходы к определению понятия образовательной программы [6]:

1. Образовательная программа - это комплекс определенного содержания образования, определенных средств педагогической коммуникации (формы, методы, приемы и средства обучения), а также реально существующие и (или) создаваемые кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей обучающегося (воспитанника).

2. Образовательная программа - это документ (комплект документов), определяющий, в соответствии со стандартом, содержание общего дошкольного, начального, основного, среднего, дополнительного образования определенного уровня и направленности.

3. Образовательная программа - документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель образовательного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Таким образом, суммируя представленные выше определения, можно заключить, что образовательная программа представляет собой документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, содержащий цель, формы и методы обучения, а также критерии оценивания результатов обучения [6].

Новые примерные и рабочие образовательные программы для дошкольных образовательных организаций будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольному возрасту. То есть, на практике, мы получим большую насыщенность образовательного процесса игровой деятельностью детей и максимальную эксплуатацию инновационных, активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие потенциала каждого ребёнка педагогический инструментарий. ФГОС ДО определяет условия, необходимые для индивидуализации образования (в том числе, поддержка ребенка, построение его индивидуальной образовательной траектории и (или) коррекции особенностей его развития), поддержки «индивидуальности» [11] и «инициативы» [11] ребенка.

Под индивидуализацией нынешний ФГОС ДО понимает обучение, наполненное адекватными, экономичными и операциональными способами взаимодействия педагога и обучающегося (воспитанника). Индивидуализация исходит из посылки, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково - каждый ребенок приобретает и проявляет собственные личностные особенности, в индивидуальном темпе осваивает знания, умения и навыки и т. д. В противоположность пониманию ребенка как «tabula rasa», как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией (знаниями, умениями и навыками), индивидуализация предполагает такое взаимодействие ребенка и воспитателя, которое предполагает совместную субъект-объект-субъ-ектную деятельность по закладке основ личности, в том числе и начал ключевых компетенций, природосообразных дошкольному детству: социальных, коммуникативных, деятельностных, информационных и здоровьесберегающих.

Индивидуализация в дошкольном образовании основана на поддержке детской индивидуальности, на педагогическое, позитивное вмешательство в развитие потенциальных возможностей ребенка, на стимулирование его стремления самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Индивидуализация образовательного процесса по-

30

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

зволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников. Индивидуализация в образовательном взаимодействии позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный старт ребенка в начальном образовании.

Качество образования - важнейший фактор, определяющий становление человека и личности, влияющий на изменение качества его жизни и качества жизни общества, в целом. Качество современного образования определяется, прежде всего, тем, способствует оно или нет становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности и личности, наконец. Сегодня очень важно не столько формировать знания, умения и навыки, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.

Проблема инструментов и процедур определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассматривают этот показатель в его бытовом значении - как полезность и добротность объекта. Для кого-то качество дошкольного образования - это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно. Кого-то заботят достижения ребёнка. Например, что он нарисовал, что выучил, что вылепил, что рассказал и т. п. Пособий по управлению качеством дошкольного образования крайне мало, в литературе по менеджменту школы даются малоэффективные для дошкольного образования рекомендации [3. С. 41].

Определение качества образования в образовательной организации или системе образования - это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Соответствует - значит, образование качественное. Соответствует в какой-то степени - значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества.

Соответствие образовательного объекта стандарту и удовлетворённость потребителя состоянием этого объекта - безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия качества образования, в том числе и дошкольного.

Управлять качеством образования, как утверждаем мы, вслед за С. Г. Молчановым, означает управлять количественными и качественными характеристиками основных признаков образовательных объектов: а) образовательная организация, б) образовательная система и в) образовательная программа. Только так можно получить положительный результат в виде образованности и социализованности воспитанников.

Список литературы

1. Афанасьев, В. В. Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования, классификации [Текст] / В. В. Афанасьев // Преподаватель. - 2001. - № 5. - С.14-19.

2. Войниленко, Н. В. Оценочно-функциональная модель управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 [Текст] / Н.В Войниленко. - Екатеринбург, 2012. - 182 с.

3. Едакова, И. Б. Оценка качества дошкольного образования [Текст] / Едакова, И. Б. // Управление ДОУ. - 2008. - № 1. - С. 40-42.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

31

5. Лазарев, В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / В. С. Лазарев. - М. : Центр социальных и экономических исследований, 1995. - С. 171.

6. Молчанов С. Г. Понятие “образовательная программа” в законе РФ “Об образовании” [Текст] / Молчанов С. Г., Гостев А. Г. // Образование: журналкаталог. - 1999. -№ 4. - С. 32-48.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

8. “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва.

9. “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений”: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва.

10. “Об образовании в Российской Федерации”: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

11. Поташник, М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления [Текст] / М. М. Поташник. - М., 1996. - 319 с.

12. “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”: СанПин 2.4.1.304913 (с изм. от 04.04.2014).

13. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 9000-2001”(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 N 332-ст)(ред. от 07.07.2003).

14. Файоль, А. Общее и промышленное управление [Текст] / А. Файоль; пер. на рус. Б. В. Банина-Кореня. - Пг., 1923. - 105 с.

15. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.

16. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

17. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.

18. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1985. - 797 с.

19. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС дошкольного образования? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2014. - № 5 (71). - С. 4-21).

THE QUALITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF PRESCHOOL EDUCATION

N. A. Dildina

The article reveals the concept of «quality of education» in the implementation of the federal state educational standards of preschool education.

Keywords: quality of education, educational programs, standard, individualization of education.

32

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

References

1. Afanas’yev, V. V. (2001) “Pedagogicheskiye tekhnologii upravleniya: voprosy termi-nologii, proyektirovaniya, klassifikatsii” [=Pedagogical Technology Management: questions of terminology, design, classification], in: Prepodavatel’ [Teacher], N 5, pp. 14-19 (in Russ.).

2. Voynilenko, N. V. (2012) Otsenochno-funktsional’naya model’ upravleniya spetsial’nym (korrektsionnym) obrazovatel’nym uchrezhdeniyem : dissertatsiya ... kandidata peda-gogicheskikh nauk : 13.00.03 [=Estimated functional model of management of special (correctional) educational institution: thesis], Yekaterinburg, 182 s. (in Russ.).

3. Yedakova, I. B. (2008) “Otsenka kachestva doshkol’nogo obrazovaniya” [=Assessment of the quality of preschool education], in: Upravleniye DOU, N 1, pp. 40-42 (in Russ.).

4. Kontseptsiya Federal’noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody. Utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 7fevralya 2011 g. N 163-r [=The concept of the federal target program of education development for 2011-2015. Approved by the Federal Government on February 7, 2011 N 163-r] (in Russ.).

5. Lazarev, V. S. (1995) Rukovodstvo pedagogicheskim kollektivom: modeli imetody [=Man-ual teaching staff: models and methods], Tsentr sotsial’nykh i ekonomicheskikh issledovaniy, Moscow, p. 171 (in Russ.).

6. Molchanov S. G. and A. G. Gostev (1999) “Ponyatiye “obrazovatel’naya programma” v zakone RF “Ob obrazovanii”” [=concept of “educational program” in the RF Law “On Education”], in: Obrazovaniye: zhurnalkatalog [Education: journal-catalogue], N 4, pp. 32-48 (in Russ.).

7. Natsional’naya obrazovatel’naya initsiativa «Nasha novaya shkola» [=The national educational initiative “Our new school”] (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. “Ob utverzhdeniifederal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya”: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. N1155 g. Moskva [=”On approval of the federal state educational standards of preschool education”: Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) on October 17, 2013 N1155 Moscow] (in Russ.).

9. “Ob utverzhdenii federal’nykh trebovaniy k obrazovatel’nym uchrezhdeniyam v chas-ti minimal’noy osnashchennosti uchebnogo protsessa i oborudovaniya uchebnykh pomesh-cheniy”: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 4 oktyabrya 2010 g. N 986 g. Moskva [=”On approval of the federal requirements to educational institutions in terms of the minimum equipment of the educational process and equipment of classrooms”: Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of Education) on October 4, 2010 N 986 Moscow] (in Russ.).

10. “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii”: Federal’nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [=”On Education in the Russian Federation”: The Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ] (in Russ.).

11. Potashnik, M. M. (1996) Innovatsionnyye shkoly Rossii: stanovleniye i razvitiye. Opyt programmno-tselevogo upravleniya [=Innovative schools Russia: formation and development. Experience Management by Objectives], Moscow, 319 p. (in Russ.).

12. “Sanitarno-epidemiologicheskiye trebovaniya k ustroystvu, soderzhaniyu i organizatsii rezhima raboty doshkol’nykh obrazovatel’nykh organizatsiy”: SanPin 2.4.1.3049-13 (s izm. ot 04.04.2014) [=”Sanitary requirements for design, content and organization mode of preschool educational organizations”: SanPin 2.4.1.3049-13 (rev. From 04.04.2014)] (in Russ.).

13. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnyye polozheniya i slovar’. GOSTR ISO 9000-2001”(utv. Postanovleniyem Gosstandarta RF ot 15.08.2001 N 332-st)(red. ot 07.07.2003) [=Quality Management Systems. Fundamentals and vocabulary. GOST R ISO 9000-2001 “(approved. Resolution of the State Standard of the Russian Federation of 15.08.2001 N 332-st) (ed. By 07.07.2003)] (in Russ.).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

33

14. Fayol’, A. (1923) Obshcheye i promyshlennoye upravleniye [=General and Industrial Management], Petrograd, 105 p. (in Russ.).

15. Molchanov, S. G. and Voynilenko, N. V. (2010) Formirovaniye sotsial’nykh kompeten-tsiy v obrazovatel’nom uchrezhdenii. Instrumental’noye obespecheniye vospitatel’noy raboty [=Formation of social competence in an educational institution. Instrumental provision of educational work], IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk, part 1, 166 p. (in Russ.).

16. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [=Selection procedure on the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation socialization ability of boys and (or) girls (OS-DOW) in preschool educational institution] Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).

17. Molchanov, S. G. (2013) “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’I” [=Tyutorat-practice: stadium this writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk Humanity], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).

18. Ozhegov, S. I. (1985) Slovar’ russkogo yazyka [Russian language dictionary], Rus. yaz., Moscow, 797 p. (in Russ.).

19. Molchanov, S. G. (2014) “Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOS doshkol’nogo obra-zovaniya?” [=How to fulfil IV section of the new law of pre-school education?], in: Detskiy sad ot A do YA: nauchno-metodicheskiy zhurnal dlya pedagogov i roditeley [=Kindergarten from A to Z: scientific and methodical magazine for teachers and parents], N 5 (71), pp. 4-21 (in Russ.).

Дильдина Наталья Александровна - студент II курса магистратуры факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета

molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.