Научная статья на тему 'Формирование позитивной социализованности детей дошкольного возраста в рамках реализации нового ФГОСа'

Формирование позитивной социализованности детей дошкольного возраста в рамках реализации нового ФГОСа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Т. С.

В статье обсуждается актуальность проблемы формирования позитивной социализованности детей дошкольного возраста; описаны способы социального вмешательства в формирование теоретических представлений о позитивной социализованности, а также организация реализации освоенных позитивных социальных действий (поступков) в поведении детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовникова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивной социализованности детей дошкольного возраста в рамках реализации нового ФГОСа»

72

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ФГОСА1

Т. С. Садовникова

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

В статье обсуждается актуальность проблемы формирования позитивной социа-лизованности детей дошкольного возраста; описаны способы социального вмешательства в формирование теоретических представлений о позитивной социализованности, а также организация реализации освоенных позитивных социальных действий (поступков) в поведении детей

Ключевые слова: инструментарий оценивания и измерения позитивной социализованности, оценивание, позитивная социализованность, социально-позитивные поступки, формирование.

Новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) лежит своими основаниями на Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 года, в котором дошкольное образование определяется уже, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна?

Разработчики Стандарта указывают на то, что Стандарт дошкольного детства - это прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства». ФГОС ДО основывается на «самоценности дошкольного детства» и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направленности его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования А. Г. Асмолова, «...не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку». Логика Стандарта - это приобщение ребёнка к миру культуры, к миру общения, к миру природы [8].

Важнейшей целью современного отечественного дошкольного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание позитивной социализованности подрастающих поколений. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования, по существу, - адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Ведь собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит его развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагогов с воспитанниками.

Главными требованиями, предъявляемыми к субъектам образовательной деятельности в ДОУ является: а) уважение к достоинству воспитанника, б) принятие его, как личности, в) его защита от любых форм психического и физического насилия, г) поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и т. п.). Педагоги должны учитывать

1 Новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования: утвержден 17 октября 2013г., признак МОиН РФ №1155 (см. список источ.): далее - ФГОС или Стандарт.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

73

возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.

В основном педагоги ДОУ владеют и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Однако метод наблюдения является не единственным в изучении ребенка. Поэтому остается открытым вопрос: является ли наблюдение единственным и достаточным для оценки результативности развития ребенка, его социализованности? Ведь, получается, что на базе субъективных наблюдений, выстраивается и оценка эффективности функционирования дошкольного учреждения.

В связи с этим возникает необходимость отбора и (или) разработки адекватных способов профессионально-педагогического и «социального вмешательства» (С. Г. Молчанов) в образование и социализацию детей дошкольного возраста, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Развитие позитивной социализованности детей требует новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации дошкольного образования.

Мы обратились в научно-исследовательскую лабораторию «Инновационные технологии социализации» Челябинского государственного педагогического университета с просьбой рекомендовать инструментальное обеспечение для оценивания эффективности работы отдельного воспитателя и, в целом, педагогического персонала образовательного учреждения [4, 5]. Необходимость ответа на этот вопрос сформулирована и в двух последних (12.12.12 и 12.12.13) Посланиях Президента РФ В. В. Путина, которые ориентируют педагогов на преодоление «ценностного» и «демографического» «кризисов» [9]. Исходя из этих двух серьезных «вызовов», обновленная «воспитательная компонента» [9] должна, учитывая это и отвечать на актуальные «вызовы», которые суть ответы на вопросы: «что воспитывать?», «как воспитывать?» и «какова воспитанность (социализо-ванность)?».

Исследования С. Г. Молчанова дают представление о том, каким будет содержание этих трех вопросов из позиции ребенка.

Например, как для ребенка представляется ответ на вопрос «ЧТО?». С. Г. Молчанов пишет: «На занятии ребенок должен услышать от педагога, ЧТО? сегодня он будет осваивать? Какие образовательные или социальные компетенции? Сколько компетенций? На каком уровне? Только теоретические представления об объекте? Только теоретические представления о возможных способах работы с объектом? Только демонстрировать реальные, освоенные способы?» [6. C. 14]. Таким образом, ребенок должен представлять, что ему надлежит освоить на этом занятии. И каждый педагог, по существу, так и начинает любое занятие с примерно такой фразы: «Сегодня мы изучим...», т. е. педагог называет содержание образования.

А теперь! Как же для ребенка представляется содержательное наполнение вопроса «КАК?». С. Г. Молчанов пишет: «Он (ребенок. - Т. С.) должен услышать и понять, КАК? будет организовано его взаимодействие с педагогом?». Ребенок должен понять, каких действий ожидает от него педагог, а какие действия будет производить сам педагог.

И, наконец, что пишет С. Г. Молчанов о содержательном наполнении вопроса «КАКОВ?» для ребенка: «...ребенок должен понять (услышать), как его будут оценивать? Каким должен быть желательный, т. е. стандартный, уровень освоенности компетенций» [6] или, как мы традиционно говорим еще, уровень освоенности знаний, умений и навыков.

Для оценивания и измерения позитивной социализованности воспитанников дошкольного учреждения мы пользуемся методикой С. Г. Молчанова [5]. Педагоги используют инновационную социализационно-образовательную технологию, которая состоит из батареи инновационных методик:

74

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

- «Методика отбора содержания социализации (ОСС)» - отвечает на вопрос ЧТО? т. е. какие компетенции нужно формировать;

- «Методика оценивания социализованности (ОС) детей, подростков, юношей и девушек» - отвечает на вопрос КАКОВ?, т. е. каков уровень представленности, или какова степень выраженности у конкретного воспитанника (-ицы) (группы воспитанников, -иц) формируемых социальных компетенций [5].

Эти методики хорошо вписываются в обеспечение эффективной реализации, например, поручений из третьего «Послания Президента», связанных с феноменами: «дети», «семья», «безопасность», «социальная ответственность», «гражданственность». И они могут быть квалифицированы как новые (инновационные) педагогические инструменты.

Педагоги, оснащенные новыми инструментами, стали более эффективными, а также более активными партнерами и организаторами взаимодействия всех социальных институтов в формировании «социальной ответственности» и «гражданственности» новых поколений.

Также эти инструменты необходимы и для проекта «Наша новая школа» и, прежде всего, для реализации ФГОСов 2-ого поколения в начальном образовании, а опираются они на три принципиально новых позиции в организации воспитательной работы и социализации воспитанников в образовательных учреждениях: а) гендерность и реципрок-ность б) оценивания и в) взаимного воздействия.

С. Г. Молчанов пишет: «Принцип гендерности означает, что акцент в воспитании а) мальчиков должен быть сделан на объектах - будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; б) девочек - будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей» [5].

Методика отбора содержания социализации позволяет получить ответ на вопрос «ЧТО?», т. е. эта методика позволяет отобрать содержание социализации на основе метода экспертной оценки, а в качестве экспертов привлечь родителей. Это позволяет исполнить статьи 44 и 89 Закона РФ «Об образовании...».

Таким образом, методика отбора содержания социализации (ОСС) позволяет воспитателю отобрать, на основе экспертной оценки родителей, качества (компетенции), которые они считают важными, референтными для них и которые для них являются ценностями. Причем это ценности не вообще, а именно, существующие реально внутри именно этой социальной группы, которая есть совокупность родителей детей именно этой группы воспитанников детского сада. «Ведь на самом деле воспитание и социализация происходят не вообще, не в какой-то мифической многофакторной среде, а в конкретной группе, «здесь и сейчас» [5. C. 11].

Родителям воспитанников можно предложить перечень личностных качеств или социальных компетенций, из которых они должны выбрать те, которые они хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах своих детей, а, следовательно, и в своих дочерях и сыновьях.

В предложенном перечне, отобранные в него слова, фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина, б) должна обладать женщина. Эти социальные компетенции являются востребованными в сегодняшнем российском обществе и являются фундаментом для создания хорошей российской семьи.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. И в соответствии с этим четвертый раздел

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

75

ФГОС относит к целевым ориентирам дошкольного образования, следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка [6]:

- у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности: «самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. ...Выпускник дошкольного отделения должен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» [6. C. 23];

- «ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)» (там же);

- «выпускник должен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем), овладеть необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности» [8. C. 21].

Остановимся на том, что развитие позитивной социализованности детей требует новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации образования. Педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают затруднения при переходе от авторитарных, по преимуществу, на гуманистические принципы построения отношений с детьми и организации образовательного процесса, которые являются основными факторами формирования позитивной социализованности детей дошкольного возраста. Занятия, обеспечивающие освоение детьми социальных компетенций, сохраняют, в значительной степени, инерцию авторитаризма и продолжают носить «отпечаток» наставлений, теоретических обсуждений, и, несмотря на то, что дети получают определенные знания, умения и навыки относительно норм социального поведения, перевод их на уровень практических действий (поступков) не происходит из-за отсутствия условий для постоянных «:практик» (6), практического освоения позитивных моделей поведения. Недостаточно понимается значение специально подготовленной предметно-пространственной среды в формировании социальных компетенций у детей, которая при правильной ее организации предоставляет широкие возможности для развития самостоятельности, ответственности, коммуникативности и других позитивных, социально-одобряемых компетенций. Мало еще используется в практике ДОУ потенциал разновозрастных групп, обеспечивающих возможность прожить разные социальные роли, научиться сопереживать, помогать, принимать людей такими, какие они есть и т. д. Требуется внедрение социально-активизиру-ющих форм работы с детьми, таких, например, как проектная деятельность, разрешение проблемных ситуаций, проигрывание социальных способов поведения; но педагоги ДОУ либо вообще не владеют этими методами, технологиями, техниками, либо используют их на основе старого опыта авторитарного вмешательства в поведение ребенка.

Поэтому формирование позитивной социализованности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и, зачастую, преждевременно погибают.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Сама

76

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

по себе развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями, умениями и навыками. Именно так у него формируются личностно-значимые, но общественноценные, собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Социальная значимость компетентной личности дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривается в отечественной педагогике и соционике. В работах К. Ушинского [10] сформулирована антропологическая концепция возможностей ребёнка «быть готовым» к социальному и квазипрофессиональному действию. Особое внимание педагог уделяет характеристике квазипрофессионально-социальной готовности. Педагог должен, уже на начальном этапе жизни ребенка, впервые связывать ее не только с социальным заказом общества, но и показывать существующую неразрывную взаимосвязь готовности личности к будущей ее социальной деятельности с природными данными [10. C. 116].

Основными задачами по формированию позитивной социализованности детей дошкольного возраста в условиях нового ФГОСа являются:

1) Работа над обогащением среды, в которой происходит социальное развитие ребенка путем:

- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

- вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов из среды социального развития;

- повышения уровня социальной компетентности родителей.

2) Активное вовлечение семей воспитанников (всех взрослых) в образовательное пространство детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах формирования каждой социальной компетенции у детей, как процесса усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; а также социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

3) Увеличение выраженности коммуникативных способностей детей, служащих одним из параметров высокого уровня их социальной компетентности.

4) Развитие толерантности в сознании родителей, педагогов и детей, как проявлений терпимости к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способности к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной.

5) Формирование у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права принятия решений в вопросах воспитания ребенка.

6) Определение и удовлетворение потребностей семей детей дошкольного возраста, не охваченных системой дошкольного образования.

7) Координация работы всех служб ДОУ, направленной на реализацию задач социального развития ребенка.

Описание терминологического пространства проблемы формирования позитивной социализованности детей позволяет определить ее суть - это процесс целенаправленного, специально организованного, профессионально-социализационного вмешательства в интериоризацию и экстериоризацию позитивных социальных компетенций, обеспечивающего их а) освоенность и б) явленность в поведении.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

77

На современном этапе развития дошкольного образования задачей воспитания является не столько формирование знаний, умений и навыков, сколько развитие определенных социально-позитивных компетенций, наполнение способностей все большим количеством способов поведения. Результатом процесса воспитания как целенаправленной, социально контролируемой социализации являются социальные компетенции личности, ее «социальная компетентность» (С. Г. Молчанов).

Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений дальнейшего обогащения и становления не просто некого аморфного «компе-тентностного подхода», но уже жестко оформленной теории компетенций и компетентности в дошкольном образовании. Это - одна из составляющих процесса обновления дошкольного образования, практика которого пока явно недостаточно обеспечена соответствующей, адекватной теорией. А ведь процесс социализации начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни и, чтобы правильно организовать практику, необходимо иметь основательную теорию.

Условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра (познавательная, изобразительная, предметная), изобразительная деятельность, труд, общение, различные виды групповых, совместных дел с участием социальных партнеров, по решению значимых социальных проблем. В таких видах деятельности у детей дошкольного возраста формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире.

Очень важными в работе педагогов являются воспитательные (социализационные -по С. Г. Молчанову) мероприятия, где обучающиеся (воспитанники) демонстрируют освоенные ими теоретические представления о возможных позитивных способах поведения [1], действиях, которые они усвоили: на занятиях, в ходе бесед, при чтении художественной литературы, на прогулках, в ходе наблюдений и т. д.

Особо хочется выделить такие формы работы как совместное творческое дело и проектная деятельность, когда в работу включены не только воспитанники и педагоги, но и родители.

Данные формы работы позволяют решать ряд задач направленных на развитие социальных компетенций:

- организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в образовательном процессе;

- предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;

- систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;

- обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

Воспитание дисциплинированности, построенной на взаимной ответственности, эффективно реализуется в рамках проектной, совместной деятельности. Участие в групповом проекте вместе со взрослыми оказывает воздействие и на формирование компетенций как, готовность к сотрудничеству, принятие социальной роли в социальной группе, ответственность за реальное действие (поступок), за принятое решение. Компетенция «ответственность» тесно связана с волевыми и нравственными компетенциями, с позитивной произвольностью поведения.

Из вышесказанного видно, что использование теории формирования социальной компетентности С. Г. Молчанова, открывает широкие возможности для организации социализации воспитанников в образовательном учреждении, в частности, их духовно- нравственного развития. На данном этапе работы в формировании социальных компетенций у воспитанников перед педагогами стоят следующие задачи: использовать самые со-

78

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

временные проектно-групповые способы обучения и воспитания; продолжить работу по созданию условий для расширения предметной и социальной среды для общения и формирования социальных компетенций:

- применение ПК для расширения круга общения со сверстниками через Интернет;

- переписка по электронной почте со сверстниками и экспертами;

- организация проведения презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);

- проведение занятий-экскурсий (например, в аптеку, на ближайший рынок, в магазин, на стройку и так далее);

- проведение экскурсий для родителей детей дошкольного возраста с использованием программного материала;

- сотрудничество с библиотекой;

- размещение в Интернете своих творческих работ (поделки, мультфильмы, в том числе по программному материалу, и др.);

- участие в районных, городских, областных конкурсах, при этом необходимо разработка нормативной базы для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- включение родительской общественности в жизнедеятельность ДОУ, то есть сделать их активными участниками образовательного процесса, направленного на развитие социальных компетенций.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей» [6].

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Воспитание дисциплинированности в рамках проектной, совместной деятельности оказывает воздействие и на формирование компетенций сотрудничать в группе, ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. С формированием социальной ответственности тесно связано развитие воли, произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проектной деятельности. А это в свою очередь оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное развитие воспитанников, на их самоопределение в будущем.

Эффективность процесса формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях детского сада обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий: формированием групп по разновозрастному принципу; созданием и поддержанием социокультурной развивающей предметно-пространственной среды; профессиональной компетентностью педагогов в работе по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - № 4. - 2013. - С. 59-80.

2. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.

3. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: Материал междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). - Челябинск : Образование, 2009. - Ч. 2.

4. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - №

3. - 2009. - С. 87-97.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

79

5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

6. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОСа дошкольного образования [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск, 2014. - 14 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И.Ожегов. - М. : Рус. яз., 2010. -797 с.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

9. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Российская газета. - № 287 (5960 2012 г. - С. 2-4.

10. Ушинский, К. Педагогические сочинения [Текст] / К. Ушинский. - М.: Педагогика, 2008. - 490 с.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

CREATING OF A POSITIVE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE IMPLEMENTATION OF THE NEW EDUCATION STANDARD

T. S. Sadovnikova

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru

Describes the importance of fostering a positive socialization preschool children in conditions of realization of new Education Standard. Considered instrumental provision of measuring and evaluating the positive socialization of pupils of kindergartens. Determined in accordance with Education Standard targets pre-school education, socio-normative age characteristics of the potential achievements of the child. Shows the urgency of a problem of forming of positive socialization preschool children, described the ways of formation of theoretical concepts of positive socialization, and organizing the implementation mastered positive social action.

Keywords: tools of assessment and measurement of positive socialization, assessment, positive social-connect, social-positive actions, the formation of Federal state educational standard.

References

1. Molchanov, S. G. (2013), “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’i” [=Tyutorat-practice: stadium writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).

2. Molchanov, S. G. and Voinichenko, N. V. (2010), Formirovaniye sotsial’nykh kompeten-tsiy v obrazovatel’nom uchrezhdenii. Instrumental’noye obespecheniye vospitatel’noy raboty [=Formation of social competence in the educational institution. Instrumental provision of educational work], IIUMTS Education, Chelyabinsk (in Russ.).

3. Molchanov, S. G. and Voronenko, G. G. (2009), Vospitaniye - instrument sotsializatsii i obrazovaniya [=Education as a tool of socialization and education], in: Aktual’nyye problemy povysheniya kachestva obshchego i professional’nogo obrazovaniya v usloviyakh modernizat-sii. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 16 dekabrya 2008 [=Actual problems of improving the quality of general and vocational education in the

80

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

context of modernization. Proceedings of the international scientific-practical conference, Chelyabinsk December 16, 2008], Part 2, Izd-vo IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk (in Russ.).

4. Molchanov, S. G. and Tutatchikov, A. T. “Soderzhaniye sotsializatsii, sotsial’nyye kom-petentsii, sotsializovannost’” [=The content of socialization, social competence], in: Chely-abinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 3 (9), pp. 87-97 (in Russ.).

5. Molchanov, S. G. (2012), Metodika otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [=Method of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and estimation socialization of boys and (or) girls (OS-BF) in preschool educational institution], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).

6. Molchanov, S. G. (2014), Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOSa doshkol’nogo obra-zovaniya [=How to fulfill the IV-th category of the new state educational standard of preschool education], Chelyabinsk, 14 p. (in Russ.)

7. Ozhegov, S. I. (1985), Slovar’ russkogo yazyka [=Russian dictionary], Russkij yazyk, Moscow, 797 p. (in Russ.).

8. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standarnt doshkol’nogo obrazovaniya. Prilozheniye kprikazuMinobrnaukiRossii № 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g. [Federal State Educational standarnt preschool education. Appendix to the Order of the Russian Ministry number 1155 from 17 October 2013] (in Russ.).

9. Putin, V. V. (2012), “Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF” [=Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskaya gazeta, N 287 (5960) ot 13 dekabrya 2012 g. - pp. 2-4 (in Russ.).

10. Ushinsky, K. D. (2008), Pedagogicheskije sochinenija [=Pedagogical works], Pedagogy, Moscow (in Russ.).

11. Zakon RF “Ob obrazovanii” ot 29.12.2012 [=The Law of Education, 29.12.2012] (in Russ.).

Садовникова Т. С. - Челябинский государственный педагогический университет, МКДОУ ДС № 28, Красносельское сельское поселение, Увельский муниципальный район, Челябинская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.