УДК 373.2; 37.017.4
ПРОБЛЕМА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А. С. Федченко
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье описывается поэтапная организация и совокупность способов формирования и оценивания гражданственности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: гражданственность, дошкольный возраст, этап, поэтапное формирование, формирование, этап.
В ФГОС ДО образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; на освоение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [2].
В послании президента России В. В. Путина от 12.12.2012 г. звучит следующее: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране» [3. С. 2-4].
Начинать формировать гражданственность (понимая ее как одну из важнейших социальных компетенций) нужно как можно раньше, с самого раннего возраста. Гражданственность, конечно же, тесно связана с другой важной социальной компетенцией - «патриотизм», воспитание (формирование) которого тоже является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, эмоций, чувств, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире - аутоидентификация1.
В этом возрасте образы, используемые педагогами для социального воздействия в рамках воспитания, оставляют очень яркий и сильный след в сознании ребенка, поэтому они остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. В. А. Сухомлинский сказал: «Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла» [14].
Мы задались вопросом: «Как можно формировать гражданственность у детей дошкольного возраста? Как оценить степень сформированности гражданственности у детей дошкольного возраста?»
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Причем существует ошибочное мнение, что воспитывать гражданственность можно 1
1 Общеизвестно, что в возрасте 2,5-3 лет ребенок начинает идентифицировать, например, свою гендерную принадлежность.
начиная со старшего дошкольного возраста. Конечно, в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей детей, но ведь чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задачи гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждении могут быть следующие:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- приобщение к «омнинациональному» (С. Г. Молчанов) фольклору;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи должны находить отражение во всех видах детской деятельности, так
как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться целесообразные социальные взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками.
В первые три года жизни для ребенка главной фигурой является взрослый (родитель), потому что малыш во многом зависит от него. Ребенку необходимо знать, что взрослый готов помочь, поддержать его самостоятельные начинания. В этом возрасте самое важное - создать условия психологической защищенности. Нам представляется, что хорошим материалом для этого может стать фольклор.
Незамысловатые потешки, колыбельные помогают пробудить теплые, доверительные отношения со взрослыми и принять семейные отношения, как витально-импортантные. В этом возрасте фольклор не только активно развивает ребенка, но и является эмоциональной почвой «взращивания» гражданина (гражданки) своей страны. Любовь к Родине у ребёнка начинается с любви к своим родным - отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям и сёстрам. С их внимания, заботы, душевного тепла. Эти первые репондантные детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных компетенций (качеств). Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений: «Любовь к матери Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу Преданность Отчизне».
В трех-четырехлетнем возрасте, учитывая, что познавательная деятельность малыша сосредоточена на реальном предметном мире, а эмоции сильны, но поверхностны, мы можем формировать предпосылки морального развития, используя не только потешки, но и народные игры. Дети узнают, что у взрослых людей есть своя работа и свои правила, которым они должны следовать. Таким образом, в младшем возрасте мы закладываем основу эмоционально-положительного отношения к правилам, к окружающему миру, в котором живет сегодня ребенок.
Четырехлетние дети отличаются во многом от двух-трехлетних малышей: они любознательны и делают первые самостоятельные выводы, они учатся сопереживать, общаться и выражать свои мысли. Вот почему о Родине, семье, городе должен рассказывать тот, кто сам искренне любит все это и искренне желает поделиться своими знаниями с детьми.
В среднем дошкольном возрасте особую роль играют сказки. Легкое вхождение в волшебный мир, сопереживание героям рождает в ребенке желание переделать зло в добро,
сделать героя счастливым, победителем, и представить себя на его месте. А театрализация позволяет ребенку самому примерить на себя роли сказочных героев.
В старшем дошкольном возрасте ребенок остро чувствует неискренность и перестает доверять человеку, который однажды проявил ее. Он умеет слушать и запоминать, преодолевать трудности и радоваться познанию. Первичное знакомство с конституцией РФ, некоторые сведения из конвенции о правах ребенка помогают детям понять, что закон регламентирует права мужчин и женщин, охраняет семью, детей. И что следовать закону своей страны - прямая обязанность граждан. Дети усваивают нравственные ценности через ознакомление с историей России, народными праздниками, природой России. У детей дошкольного возраста формируется эмоционально - положительное отношение к государству и государственной символике: гербу, флагу, гимну. Закладываются основы позитивной личности с активной гражданской позицией, с желанием высказывать и отстаивать свою точку зрения.
И родной дом, двор ребенка, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, к своей Родине.
Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа.
Уважение к способам трудовой деятельности и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славна Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.
Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность [2], повышается самооценка.
Гражданственность - это не что иное, как нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед государством, проявляющаяся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности [12]. К тому же в Посланиях президента В. В. Путина (12.12.12 и 12.12.13) названы основные социальные компетенции (качества), которые должны быть в каждом россиянине, в каждом родителе, в каждом ребёнке в России [3; 4].
Отметим, что ФГОС ДО не предоставляет нам инструмент для оценивания сформи-рованности у детей дошкольного возраста нравственных качеств. Поэтому мы обратились к «Методике отбора содержания социализации и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек в дошкольном образовательном учреждении» профессора С. Г. Молчанова. [5. С. 8-20]. Эту методику уже апробировали наши коллеги и описали
в виде статьи. Кичиджи И. Ю. и Кузнецова А. И., в частности, пишут: «В данной методике представлен широкий перечень позитивных компетенций, накопленных именно в опыте русскоговорящих, на планете» [11. С. 115]. В матрице перечислены такие качества личности, как активность, великодушие, восприимчивость, высокая мораль, готовность к действию, демократичность, дисциплинированность, доброта, задумчивость, культурность и др. Данные компетенции должны наличествовать у каждого гражданина нашей страны, поэтому считаем целесообразным использовать данную методику для мониторинга формирования гражданственности у детей дошкольного возраста.
Наконец, в заключение можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Таким образом, роль дошкольных образовательных учреждений в становлении гражданского общества очень велика. Патриотическое воспитание, как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста должно является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [15. С. 16] -утверждает академик Д. С. Лихачёв.
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании» (текс с изм. и доп. на 2013г.). - М.: Эксмо, 2013 г. - 160 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155 // http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ / В. В. Путин // Российская газета. - 2012. - № 287 (5960). - С. 2-4.
4. Путин В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2013. - № 282 - С. 2-4
5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования / Молчанов С. Г. - Челябинск: Энциклопедия, 2012 - 60с.
6. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации образования / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: матер. междунар. науч.-практ. конф. -Челябинск: Образование, 2009. - Ч. 2. - С. 45-54.
7. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализован-ность / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - 2009. - № 3. - С. 91.
8. Молчанов, С. Г. Новая «воспитательная компонента» и исполнение IV раздела нового ФГОСа дошкольного образования / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. -2014. - № 2 (27). - С. 56.
9. Молчанов, С. Г. Тьюторат - практика: studium написания статьи / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.
10. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО / С. Г. Молчанов // Дет-
ский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 4-22.
11. Кичиджи, И. Ю. Участие родителей в формировании и оценивании социализован-ности детей ДОУ / И. Ю. Кичиджи, А. И. Кузнецова // Детский сад от А до Я. - 2014. -№ 5 (71). - С. 115-131.
12. Энциклопедический словарь «Слово о человеке» [Электронный ресурс] URL: http:// www.slovochel.ru/gragdanstvennost.htm
13. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.
14. Афоризмы на все случаи жизни [Электронный ресурс] URL: http://xn--e1afnj0c.xn--p1ai/tema/zlo/Vasilii_Suhomlinskii.html
15. Смирнов, В. Г. Художественное краеведение в школе. / Д. С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1987 г. - 167 с.
16. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алёшина. - М.: ЦГЛ, 2004. - 317 с.
17. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л. А. Кондрыкинская. - М.: Сфера ТЦ, 2003. - 192 с.
18. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - М.: Детство - пресс, 2004. - 152 с.
19. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина / Г. А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2005. - 319 с.
THE PROBLEM OF GRADUAL FORMATION OF CIVICISM OF PRESCHOOL AGE CHILDREN
A. S. Fedchenko
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, [email protected]
The article describes the gradual organization and the set of methods of formation and evaluation of civicism ofpreschool age children.
Keywords: civicism, preschool age, stage, gradual formation, formation.
References
1. Zakon RF «Ob obrazovanii» (2013) (tex rev. and ext. on 2013) [RF Law «On Education»], Moscow, Eksmo , 160 p. (In Russ.).
2. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. № 1155 [Federal State Educational Standard of preschool education. on 17.10.2013, no. 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru, acessed 18.05.2015 (In Russ.).
3. Putin, V. V. (2012) Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF [Message of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], no. 287 (5960), pp. 2-4. (In Russ.).
4. Putin, V. V. (2013) Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF [Message of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], no. 282, pp. 2-4. (In Russ.).
5. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii: posobiye dlya rabotnikov doshkol’nogo obrazovaniya [Methods of selection of
the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) (OS-DOW) in preschool educational institution: A guide for workers of preschool education], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).
6. Molchanov, S. G., Voronenko, G. G. (2009) Vospitanie - instrument sotsializatsii obra-zovaniya [Education - a tool of socialization of education], in: Aktualnyie problemyi povyish-eniya kachestva obschego i professionalnogo obrazovaniya v usloviyah modernizatsii [Actual problems of improving the quality of general and vocational education in the modernization], Chelyabinsk, Obrazovanie, Part 2, pp. 45-54. (In Russ.).
7. Molchanov, S. G., Tutatchikov, A. T. (2009) Soderzhanie sotsializatsii, sotsialnyie kom-petentsii, sotsializovannost [Content of socialization, social competence, sotsializovannost], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk humanities], no. 3. p. 91. (In Russ.).
8. Molchanov, S. G. (2014) Novaya «vospitatelnaya komponenta» i ispolnenie IV razdela novogo FGOSa doshkolnogo obrazovaniya [New “educational component” and the performance of the new GEF IV, section preschool education], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk humanities], no. 2 (27), p. 56. (In Russ.).
9. Molchanov, S. G. (2013) Tyutorat - praktika: studium napisaniya stati [Tutorat - Practice: studium of writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk humanities], no. 4 (25), pp. 59-80. (In Russ.).
10. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit’ IV razdel novogo FGOS DO? [How to perform a new section IV to the GEF?], in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21 (In Russ.).
11. Kichidzhi, I. Yu., Kuznetsova, A. I. (2014) Uchastie roditeley v formirovanii i otseniva-nii sotsializovannosti detey DOU [Parent involvement in the formation and evaluation of socialization of preschool children], in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5 (71), pp. 115-131. (In Russ.).
12. Entsiklopedicheskiy slovar «Slovo o cheloveke» [Collegiate Dictionary “word of the person”], available at: http://www.slovochel.ru/gragdanstvennost.htm, , acessed 18.05.2015 (In Russ.).
13. Mahaneva, M. D. (2004) Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie detey starshego doshkolnogo vozrasta [Moral and patriotic education of preschool children], Moscow, ARKTI, 72 p. (In Russ.).
14. Aforizmyi na vse sluchai zhizni [Aphorisms for all occasions], available at: http://xn--e1afnj0c.xn--p1ai/tema/zlo/Vasilii_Suhomlinskii.html, acessed 18.05.2015 (In Russ.).
15. Smirnov, V. G. (1987) Hudozhestvennoe kraevedenie v shkole [Artistic regional studies at school], Moscow, Prosveschenie, 167 p. (In Russ.).
16. Alyoshina, N. V (2004) Patrioticheskoe vospitanie doshkolnikov [Patriotic education of preschool children], Moscow, TsGL, 317 p. (In Russ.).
17. Kondryikinskaya, L. A. (2003) S chego nachinaetsya Rodina? Opyit rabotyi po patri-oticheskomu vospitaniyu v DOU [To start a Homeland? Experience on patriotic education in preschool], Moscow, Sfera TTs, 192 p. (In Russ.).
18. Knyazeva, O. L. (2004) Priobschenie detey k istokam russkoy narodnoy kulturyi: Pro-gramma razvitiya lichnostnoy kulturyi doshkolnikov [Introduce children to the basics of Russian folk culture program of personal culture preschoolers], Moscow, Detstvo - press, 152 p. (In Russ.).
19. Kovaleva, G. A. (2005) Vospityivaya malenkogo grazhdanina [Educating young citizen], Moscow, ARKTI , 319 p. (In Russ.).
Федченко Анфиса Салаватовна — студент магистратуры I-ого курса факультета дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет; МБДОУ ДС № 209, г. Челябинск, старший воспитатель.